«И ЗАКОННО, И ЛОГИЧНО…» В УКРАИНЕ ПОВЫСЯТСЯ ЦЕНЫ НА ГАЗ

Поделиться
О необходимости повышения цен на природный газ, реализуемый украинским потребителям Национальной акционерной компанией «Нафтогаз України» через ее дочернюю компанию «Газ України», речь шла с весны прошедшего года...

О необходимости повышения цен на природный газ, реализуемый украинским потребителям Национальной акционерной компанией «Нафтогаз України» через ее дочернюю компанию «Газ України», речь шла с весны прошедшего года. Но только когда в декабре компания осторожно заявила о том, что с 1 января 2004 года для потребителей Украины из числа промышленных предприятий цена газа увеличится до 345,14 грн. за 1000 кубометров, стало очевидно: процесс этот неотвратим. Более того, это лишь его начало. Разумеется, мало кто в восторге от такой перспективы, особенно те, кто еще несколько лет назад удивлялся, когда им напоминали о том, что за использованный газ нужно платить и желательно вовремя и в полном объеме. Тем не менее на сегодня усилиями НАКа и ДК «Газ України» относительная дисциплина в платежах достигнута.

Но когда в НАКе подсчитали, сколько им удастся собрать денег за поставленный компанией газ, выяснилось, что даже при самых оптимистических результатах этой суммы, увы, не хватит для того, чтобы «Нафтогаз України» своевременно мог выполнить свои финансовые обязательства перед поставщиками газа из Туркменистана. К тому же нельзя не учитывать увеличивающегося налогового давления на компанию, в частности в связи с введением с 1 января 2004 года экспортной пошлины на газ в 10 долл. с каждой тысячи кубометров. Поэтому инициированное НАКом повышение цен в этой компании называют мерой вынужденной. И пока не дошло до повышения цен на газ для всех категорий потребителей в Украине, «Зеркало недели» поинтересовалось у НАКа подробной мотивацией и расчетами необходимости такой меры. Тем более что уже предпринятое повышение цены газа для промышленных газопотребителей без соответствующего решения Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ) многими названо, мягко говоря, преждевременным.

В НКРЭ, очевидно, взяли тайм-аут для предметного изучения аргументов НАКа относительно повышения цен и пока не комментируют эту тему. По крайней мере, публично. А после заседания коллегии Минэкономики и евроинтеграции, Минтопэнерго, Минфина и НКРЭ
26 декабря 2003 г., в ходе которого рассматривалось обоснование НАКом предлагаемого поэтапного повышения цен, было решено создать рабочую группу и продолжить изучение этой проблемы, дабы заручиться соответствующими рекомендациями. На тот момент аргументация НАКа коллегию не удовлетворила.

В общем, НАКу предложили в духе Жванецкого: «Щетельнее надо копать, ребята, щетельнее». Мол, срочно предоставьте расчеты относительно социальных последствий повышения цен на газ, детальный финансовый баланс по группам газопотребителей, инвестпрограммы за рубежом и в Украине. Объясните подробно, почему НАКу на все это не хватает средств.

И НАКу приходится объяснять. Как у этой компании сложится с объяснением вышеупомянутым министерствам и НКРЭ, пока неизвестно. Нам же свою позицию в «Нафтогазі України» обосновали следующим образом.

Население пока может спать спокойно

Как известно, будучи компанией со 100% госсобственностью, НАК «Нафтогаз України» полностью обеспечивает природным газом из собственных ресурсов потребителей социальной сферы Украины, т.е. население, бюджетные организации, предприятия коммунальной теплоэнергетики. Для обеспечения потребностей этой категории потребителей НАКом ежегодно реализуется около 30 млрд. кубометров природного газа. Непосредственно население в прошлом году использовало 18 млрд. кубометров; 1 млрд. кубометров поставляется учреждениям и организациям, которые финансируются из государственного и местных бюджетов, и 14,5 млрд. кубометров газа —предприятиям коммунальной теплоэнергетики, производящим тепловую энергию для населения и бюджетных учреждений.

Цены на природный газ для указанных выше потребителей подлежат государственному регулированию, что согласно предоставленным полномочиям является парафией НКРЭ, которая и утверждает эти цены. Действующие сегодня цены были установлены еще в 1999 году и с тех пор ни разу не менялись. В НАКе уверяют, что в настоящее время они значительно ниже экономически обоснованного уровня.

Правда, и изначально цены на природный газ для потребителей социальной сферы обеспечивали возмещение экономически обоснованных затрат «Нафтогаза» не более чем на 80%. Но в этом году, утверждают в НАКе, их затраты будут возмещены только на 50%. При этом составляющая цен — цена газа как товара — имеет стойкую тенденцию к снижению: если на момент утверждения цен в 1999 году в общей цене природного газа, поставляемого населению (185 грн. за 1000 кубометров), цена собственно газа составляла 143 грн. за 1000 кубометров с учетом НДС, то в текущем году — 122,5 грн. за 1000 кубометров (с НДС).

По предварительным расчетам, за 2003 год «Нафтогаз України» недополучил от реализации газа населению, бюджетным учреждениям и предприятиям коммунальной теплоэнергетики около 3,8 млрд. грн. Если же уровень цен не изменится и в 2004 году, НАК недополучит 4,2 млрд. грн., в том числе 2,3 млрд. грн. от реализации природного газа собственной добычи и 1,9 млрд. грн. — от реализации газа, полученного в качестве оплаты за газотранзитные услуги.

При этом, отмечают в НАКе, налоговая составляющая цен на природный газ ежегодно увеличивается: если в 1999 году рентная плата в госбюджет за тысячу кубометров добытого природного газа составляла 5 долл., то 2004 году —эквивалентна 5,74 долл.

Плата в бюджет за транзит природного газа через территорию Украины в 1999 году составляла 0,29 долл. за 1000 кубометров по 100 км газопровода, в 2004 году — уже 0,31 долл.

Плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, в том числе газа, с 0,67 грн. за 1000 кубометров в 1999 году возросла до 2 грн. в 2004 году.

На первый взгляд, повышение вроде бы незначительное, каких-то несколько центов. Но учитывая объемы добычи и транспортировки газа НАКом, нетрудно подсчитать, что в итоге это обходится компании в десятки миллионов долларов.

Как основная газодобывающая компания Украины, «Нафтогаз України» просто обязан не только обеспечивать добычу природного газа на достигнутом уже уровне в 17—18 млрд. кубометров в год, но и до 2007 года увеличить газодобычу до 22—24 млрд. кубометров. Выполнение этой задачи требует около 900 млн. грн. ежегодных капитальных вложений в геологоразведочные работы и около 800 млн. грн. на эксплуатационное бурение. Этих денег, как уверяют в НАКе, сегодня просто нет.

На фоне политических разногласий в Украине по поводу создания международного газотранспортного консорциума как-то позабыли, что с ним или без него НАК должен обеспечить выполнение обязательств по надежному и гарантированному транзиту природного газа в страны Европы. Газотранспортная система Украины (ГТС) — громоздкое и дорогостоящее в обслуживании хозяйство, требующее не менее 300 млн. долл. в год для финансирования производственных программ, обеспечивающих надежность работы газотранспортной системы Украины. И хотя в 2003 году НАК профинансировал эту программу, «экономия» прошлых лет все еще требует значительных капитальных вложений в газотранспортную систему.

Все вышесказанное и еще многое другое побуждает «Нафтогаз України» взывать к НКРЭ, Минэкономики, вице-премьер-министру и премьер-министру Украины с предложениями, подкрепленными, по мнению НАКа, необходимыми расчетами, по пересмотру уровней действующих цен на природный газ для потребителей социальной сферы.

«Нафтогаз України», разумеется, не может да и не намерен отказываться от обеспечения газом этой категории потребителей. Тем более что его на это уполномочило государство. Но с другой стороны, как акционерная компания, целью деятельности которой является получение прибыли (или как минимум безубыточность), НАК всерьез намерен добиваться возможности работать без вышеописанных убытков. Согласятся ли с его аргументами НКРЭ и заинтересованные министерства, пока не ясно. Но все к тому идет.

Чтобы не вызвать паники и шока у населения, а также учитывая тенденции в ценообразовании на природный газ для данной категории потребителей в Европе и России, «Нафтогаз України» предложил правительству установить единую цену на природный газ для потребителей социальной сферы в размере 252 грн. за 1000 кубометров с учетом НДС, но без учета затрат на транспортировку и поставку газа.

В НАКе считают, что это позволит получить дополнительный доход в сумме 3,4 млрд. грн., из которых более 1,5 млрд. грн. в виде прямых и косвенных налогов поступит в госбюджет. После уплаты налогов 0,9 млрд. грн. будут направлены на проведение геологоразведочных работ для обеспечения необходимого прироста запасов углеводородного сырья, а 1 млрд. грн. — на развитие газотранспортной системы.

Разумеется, предлагаемая НАКом цена на природный газ для потребителей социальной сферы в 252 грн. вызвала бы необходимость дополнительных расходов госбюджета (0,7 – 0,9 млрд. грн.) на обеспечение льгот и субсидий населению. Однако уплаченные «Нафтогазом України» налоги (1,5 млрд. грн.) полностью перекрыли бы расходы госбюджета на социальные выплаты. Так что государство в принципе ничего не потеряло бы, а бюджет даже выиграл. Правда, очереди за субсидиями наверняка возросли бы. Но в НАКе уверяют, что зато было бы из чего эти субсидии платить — в частности за счет дополнительных бюджетных поступлений от роста производства в отрасли.

Хронология ценовой эпопеи

Если мы до недавнего времени ничего конкретного о грядущем повышении цен на газ не слышали, еще не значит, что этой проблемой никто не занимался. Впрочем, можно припомнить, что как минимум лет семь велись перманентные разговоры о приведении цен на газ к экономически обоснованному уровню (в свое время говорили даже о так называемом «уровне мировых цен»). А уже 11 июля 2003 года на совместном совещании представителей Минэкономики, Минфина, Минтопэнерго, НКРЭ, Госжилкоммунхоза и НАК «Нафтогаз України» речь шла о приведении цен на природный газ для потребителей социальной сферы до уровня полного возмещения производственных затрат.

Предложения НАКа о пересмотре уровней действующих цен на природный газ были рассмотрены 4 сентября 2003 года на совещании у вице-премьер-министра Украины. По его результатам было признано необходимым привести цены на газ, поставляемый населению, бюджетным учреждениям и предприятиям коммунальной теплоэнергетики, до уровня, который будет возмещать обоснованные расходы, связанные с добычей, закупкой, транспортировкой и поставкой природного газа.

Ценовой вопрос рассматривался и 25 сентября минувшего года на заседании правительственного комитета по вопросам промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, экологии и чрезвычайных ситуаций. После чего было поручено наблюдательному совету НАКа рассмотреть вопрос цен на природный газ для социальной сферы и дать соответствующие предложения Кабмину.

На совещании у вице-премьера Украины 11 ноября 2003 года Минэкономики было поручено подготовить расчеты социально-экономических последствий повышения цен на природный газ и предложения об их поэтапном введении.

В ноябре 2003 года НАК, предоставив необходимые расчеты, в очередной раз обратился в Минэкономики и НКРЭ с предложениями о проведении первого этапа повышения цен на природный газ для населения, бюджетных организаций и предприятий коммунальной теплоэнергетики, исходя из уровня цены собственно газа как товара (без учета тарифов на его транспортировку, поставку и НДС): для населения — 146 грн. за 1000 кубометров; бюджетных учреждений — 197; предприятий коммунальной теплоэнергетики — 197 грн. за 1000 кубометров.

Кроме того, распоряжением Кабинета министров Украины №762-р от 10 декабря 2003 г. утверждена программа сокращения налогового долга на 2004 год. Пунктом 4 данной программы поручено НКРЭ, Минтопэнерго, Минфину и др. провести поэтапное повышение цен на природный газ для потребителей социальной сферы до полного возмещения его стоимости, в течение второго квартала 2004 года — третьего квартала 2005 года.

Однако, с сожалением констатируют в НАКе, до сих пор НКРЭ решения не приняла.

Платите — и ни в чем себе не отказываете!..

Промышленные предприятия уже должны платить за газ по-новому.

Как известно, «Нафтогаз України» поставляет газ не только населению, бюджетникам и комбыту, но и значительную его часть — промышленной группе потребителей, а также занимается экспортом. Ресурсов газа у НАКа для этого достаточно. По крайней мере за последние два года уже стали забывать о дефиците на рынке газа и узнали, что и здесь может быть профицит. Однако если 17—18 млрд. кубометров газа собственной добычи НАК обязан поставлять населению, то туркменский и российский газ, получаемый компанией от «Газпрома» за транзитные услуги, как раз и направляется компанией для обеспечения потребностей промышленных потребителей и на экспорт. Разумеется, на газе не написано, откуда он родом, но в НАКе уверяют, что для этих целей используется именно туркменский и российский газ. Что, впрочем, особого значения не имеет.

Контрактная цена туркменского газа для НАКа в 2000 году составляла 38 долл. за 1000 кубометров при условии расчетов за него на 60% стоимости товарными поставками, 40% — валютой.

В 2003—2004 годах цена была увеличена Туркменистаном до 44 долл. за 1000 кубометров, условия расчета: 50% — товарами и услугами, 50% — валютой. То есть условия закупки туркменского газа стали значительно жестче.

При этом цена реализации природного газа для потребителей промышленной группы не изменялась «Нафтогазом України» с сентября 2000 года. Хотя в период 1995—1998 годов, когда на рынке было немало оптовых импортеров газа, для этих потребителей цена газа была установлена в 80 долл. за 1000 кубометров.

С учетом вышесказанного еще 31 января 2003 года НАК предоставил НКРЭ расчеты и свои предложения по утверждению новой цены на газ для промышленных потребителей. Но после того как в сентябре 2003 года в ходе согласования «газового контракта» на 2004 год Туркменистан несколько изменил свои позиции относительно осуществления расчетов за поставленный природный газ, НАК «Нафтогаз України» отозвала ранее предоставленные НКРЭ и Минэкономики материалы, подготовленные на старой экономической базе, и направил новые расчеты и предложения.

Предложение НАКа о повышении цен на газ для промышленных потребителей проходило дважды: 20 и 27 ноября 2003 года на открытых слушаниях в НКРЭ.

Эта же тема 11 ноября 2003 года рассматривалась на совещании у вице-премьера В.Гайдука, на котором были даны соответствующие поручения Минпромполитики, Минэкономики, Минтопэнерго, Минфину и НКРЭ сделать прогнозные расчеты экономических последствий повышения цен на газ.

Тем не менее, как уже было сказано вначале, совместная коллегия вышеназванных министерств и НКРЭ решила пока воздержаться от повышения цен на газ до выводов специально созданной рабочей комиссии.

«Нафтогаз України» в свою очередь считает обоснованным установление предельного уровня цены реализации природного газа в 2004 году для промышленных потребителей и других субъектов хозяйственной деятельности, закупленного НАКом в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными во исполнение международных договоров Украины, в размере 345,14 грн. за 1000 кубометров без учета тарифов на его транспортировку и НДС.

Что день грядущий нам готовит

Итак, формально НКРЭ пока не утвердила предельные цены реализации газа ни населению, ни промышленным потребителям. И если в отношении потребителей социальной сферы НАК пока воздерживается от повышения цен, то промышленности уже предстоит платить по-новому. Учитывая то обстоятельство, что уровень цены на природный газ, реализуемый промышленным потребителям, обусловливает возможность НАКа выполнить свои обязательства по международным контрактам, которые были заключены во исполнение международных соглашений Украины с Туркменистаном, а также исходя из того, что по состоянию на 1 декабря 2003 г. НКРЭ не установила предельный уровень цены на природный газ согласно постановлению Кабмина Украины №1729 от 27 декабря 2001 г., «Нафтогаз України» решил воспользоваться своим законным правом, предусмотренным статьей 23 Закона Украины «О предприятиях в Украине», и утвердил приказом председателя правления НАКа Ю.Бойко с 1 января 2004 года цену на природный газ туркменского происхождения на уровне 284,55 грн. за 1000 кубометров (с нулевой ставкой НДС), повысив ее по сравнению с действующей в декабре 2003 года на 3%.

Можно, наверное, поспорить с НАКом, но его юристы утверждают, что компания действует на законных основаниях. И вот почему. Согласно ст.1 устава НАКа «Нафтогаз України», утвержденного Кабмином 25 мая 1998 г. (постановление о создании НАКа), ст.1 Закона Украины «О хозяйствующих обществах», ст. 1 и 2 Закона «О предприятиях в Украине», НАК «Нафтогаз України» является предприятием, действующим в организационно-правовой форме государственного ОАО.

Далее, во 2-й части статьи 190 Хозяйственного кодекса Украины, вступившего в силу с 1 января с. г., установлено, что предприятие имеет право самостоятельно или на договорной основе устанавливать цены и тарифы на свои товары, работы и услуги. Согласно этой статье, утверждают в НАКе, цены и тарифы, устанавливаемые предприятием самостоятельно, являются свободными.

В части 7 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» свободные цены (тарифы) устанавливаются на все виды товаров, работ и услуг за исключением регулируемых государством.

Исходя из того, что на 18 декабря 2003 г. (в разгар кампании по заключению договоров на поставку газа в 2004 году) НКРЭ по согласованию с Минэкономики не прибегла к госрегулированию, т.е. не установила цены на НАКовский газ для промышленности, «Нафтогаз України» счел возможным сделать это самостоятельно.

А тем временем на ближайшее будущее НАК просит НКРЭ согласовать поэтапное повышение цен на природный газ для промышленных предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности в 2004 году:

с 1 января 2004 года (повышение на 3%) — 284,55 грн. за 1000 кубометров (нулевая ставка НДС);

с 1 февраля 2004 года (на 3%) — 293, 10 грн. за 1000 кубометров;

с 1 марта 2004 года (на 5%) — 307,80 грн. за 1000 кубометров;

с 1 апреля 2004 года (на 4%) — 320, 10 грн. за 1000 кубометров;

с 1 мая 2004 року (на 3%) — 328, 40 грн. за 1000 кубометров.

Предложенные изменения цен на природный газ на внутреннем рынке, считают в НАКе, будут стимулировать потребителей к его экономному использованию, что позволит Украине приблизиться к европейским стандартам расхода газа. Поэтапное увеличение цены на газ позволит, по мнению НАКа, промышленным предприятиям как следует подготовиться к увеличению газовой составляющей в себестоимости продукции, тем самым нивелируя возможный негативный эффект для отечественной экономики. Возвращение же к прежним схемам реализации голубого топлива (бартер, многочисленные уклонения от уплаты налогов) может снова ввергнуть газовую отрасль Украины в пучину хаоса, из которой только-только с огромным трудом удалось выбраться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме