РОЖДЕНИЕ В… ИСКУССТВЕННЫХ МУКАХ

Поделиться
В последнее время родительский комитет Симферопольской украинской гимназии проводит частые акции протеста...

В последнее время родительский комитет Симферопольской украинской гимназии проводит частые акции протеста. Состоялись пресс-конференция, встречи коллектива родителей с министром просвещения Крыма В.Левиной, начальником Симферопольского управления образования Л.Шинкарчук. К этому им пришлось прибегнуть, утверждает председатель родительского комитета П.Смолянинов, потому, что их многочисленные письменные коллективные обращения практически во все властные инстанции - в Верховную Раду и Совет министров Крыма, представительство Президента Украины в Крыму - не дали никакого результата. В чем же суть проблемы?

Общеизвестно, что согласно последней советской переписи населения в Крыму живет 600-700 тысяч этнических украинцев. Многие украинские организации утверждают, что во время переписи допущена серьезная ошибка, когда большая часть нерусского населения была записана русскими, и на самом деле украинцев (как и людей других национальностей) в Крыму значительно больше. Более точную цифру даст предстоящая перепись, но по подсчетам местной «Просвіти», комитета ученых «Крым с Украиной» и других украинских национально-культурных объединений число украинцев в Крыму превышает 1 миллион человек. До осени 1997 года, то есть спустя 43 года после вхождения Крыма в состав УССР и спустя 6 лет после образования украинского самостоятельного государства, никто из украинцев республики не мог отдать учиться своих детей в школу с государственным украинским языком обучения. Просто потому, что ни одной такой школы на полуострове не было.

Справедливости ради надо рассказать, что в Симферополе в 1959 году была построена и сдана в эксплуатацию украинская школа-интернат № 1 им. Т.Шевченко - единственная на полуострове. Однако она в таком качестве просуществовала до 1982 года и была реорганизована в русскую школу-интернат для детей с задержкой психического развития (ЗПР), которая существует доныне и загружена всего на половину возможностей. «Последний островок украинского национального образования в Крыму потонул в море советского национального образования, а крымские украинцы потеряли последнюю возможность получить образование на украинском языке», - так оценивают это решение члены родительского комитета.

С советских времен атмосфера, мягко говоря, недоучета украинских (впрочем, как и других национальностей!) национальных культурных и духовных потребностей на полуострове укоренилась довольно глубоко. До сих пор на полуострове существует только одна газета-еженедельник на украинском языке, на государственном телевидении украинская редакция имеет в своем распоряжении всего час времени в неделю. Другое дело, что сегодня эта ситуация приобретает характер «недоучета» не просто национальных, но уже государственно-национальных украинских культурных и духовных потребностей, но об этом мало кто беспокоится, разве что «Просвіта» вспомнит время от времени.

Так вот, все началось с того, что родители-украинцы решили не мириться больше с такой ситуацией. Их многочисленные походы в горсовет Симферополя закончились два года назад принятием решения о создании гимназии с украинским языком преподавания. Но кое у кого, как оказалось, расчет был прост - эксперимент не удастся, идея будет опорочена и забыта. Назначая директором гимназии Наталью Руденко, ей одновременно шептали - куда ты идешь, только жизнь погубишь и учеников ты не наберешь, и учителя к тебе не пойдут! Поэтому и помещение выделили «подходящее» - часть бывшей кирхи: классы проходные, холодные, без мебели, без классного оборудования. Но… в первый же год в гимназию пришли 379 учеников из многих школ Симферополя и его окрестностей.

В первые недели даже сидеть было не на чем - дети приносили стулья из дому. Из множества разных источников собирали библиотеку. Теперь это лучшая украинская библиотека в Симферополе.

С первого года учебы, несмотря на все трудности, коллектив учителей, который благодаря стараниям директора, подобрался из преданных своему делу профессионалов, смог создать и реализовать насыщенную и интересную программу обучения. Кроме дисциплин, предусмотренных программой Минобразования Украины и Крыма, преподаватели разработали авторские программы спецкурсов по украиноведению, истории и растительному миру Украины, арабскому языку, которые были утверждены Крымским республиканским институтом переподготовки и повышения квалификации кадров образования. Вскоре ученики гимназии стали побеждать на многочисленных конкурсах - в первый же год на олимпиадах им было присуждено 8 призовых мест, в следующем году - 13. Гимназия стала издавать литературный альманах, был создан театральный коллектив, который вскоре стал дипломантом разных конкурсов. Имеет успехи научное гимназическое общество. По мнению педагогов, 32 процента учеников гимназии являются высокоодаренными детьми.

Вопреки ожиданиям начальства гимназия не только не распадалась, но слух о ней пошел по всему Крыму, в нее стали стремиться новые дети. Все чаще директор вынуждена была отказывать родителям в приеме на учебу из-за нехватки учебных мест. На общем фоне крымского образования гимназия стала известным, уникальным созданием. По статистике прошлого учебного года, в 587 школах Крыма, в которых насчитывалось 12360 классов, существовало только 68 классов, в которых дети учились на украинском языке. Из более 309 тысяч учеников республики на государственном языке обучались только 1412 учеников, то есть всего 0,45 процента. В остальных украинский язык и литература преподавались как отдельные предметы, а в Севастополе часто и факультативно.

Между тем, становилось невозможным нахождение гимназии в старом помещении. Во-первых, совершенно справедливо немецкая община потребовала от властей города возврата культового здания. Во-вторых, гимназии стало тесно в таком маленьком помещении. Родительский комитет поставил вопрос о выделении иного. Когда стали перебирать варианты, в первую очередь возникла идея о возврате гимназии здания старой украинской школы-интерната, построенной в конце 50-х годов. Однако органы власти начали эту идею старательно обходить: некуда, мол, девать детей с ЗПР (замедленным психическим развитием). Но как оказалось, интернат загружен только наполовину, к тому же детей с действительным ЗПР там только часть, а многие его воспитанники нормальные, но иногородние дети. Однако и Совет министров Крыма, и горсовет, и министерство присылали отказные письма. Более того, в крымской печати была организована кампания против гимназии, его родительского комитета и попечительского совета, которые-де «стремятся выбросить детей-инвалидов на улицу». По этому поводу родительский комитет выступил с заявлением, в котором говорится, что действительная причина отказов в другом: «…там вже знаходяться офіси фірм, в ньому підсобні приміщення перебудовуються в гаражі. Інтернат знаходиться в центрі Сімферополя і має багато вільного місця для нового будівництва, і тому дуже відомий бізнесмен має наміри прибрати його до своїх рук. Коли б не претензії української громади, інтернату давно б не було!».

В прошлом году гимназии уже в средине августа предоставили бывший малогабаритный детский садик, рассчитанный на шесть групп. За 10 дней своими силами родители и учителя сделали в нем ремонт, и к 1 сентября гимназия в новом помещении приняла больше 400 учеников. В здании не было столовой, спортзала, не хватало классных комнат - треть учеников вынуждена была заниматься во вторую смену, больше 50 ученикам было вообще отказано в приеме из-за нехватки места. Строго говоря, по санитарным и противопожарным условиям гимназия в этом здании начинать работу вообще не должна была - ни одно из условий не соответствовало требованиям. Садиковские коридоры шириной 1 метр не отвечали эвакуационным требованиям, не говоря уже о санитарных нормах в детских туалетах, кухне, кабинетах. А еще 1 сентября утром учителя и дети обнаружили на дверях новой гимназии «поздравление» - скабрезные листовки, в которых гимназия была названа «бандеровским питомником». Обидно было до слез, но стерпели.

Тем не менее учебный год начали. Дети вынуждены были заниматься в коридорных «карманах», в маленьких комнатах. Весь год в здании шло переоборудование - в нем были оформлены спортзал, компьютерный класс (приобретенный за счет гранта благотворительного фонда), библиотека, столовая (лучше назвать ее буфетом), кабинет психолога, другие помещения. В гимназию зачастили все новые гости, которые осматривали помещение, сокрушались теснотой, обещали помочь. Именно в этом здании состоялась последняя в Крыму пресс-конференция Вячеслава Черновола.

Появилась также идея кардинально перестроить здание, был разработан проект надстройки третьего этажа, но никто не смог ответить на вопрос, выдержит ли фундамент. Да и в любом случае это не вариант - считают учителя. Сейчас в гимназии негде разместить вновь набранный первый класс, она не может принять всех желающих и вновь вынуждена отказывать детям, стремящимся учиться на украинском языке.

Последние переговоры родительского комитета с представителями Минобразования и управления образования города неделю назад результатов не дали. Предлагаются неосуществимые варианты достройки заброшенного здания на окраине Симферополя. В то же время, по заявлению родительского комитета, проще и безболезненней было бы 279 детей из интерната перевести в пустующий детский садик на 320 мест на улице Титова, чем изобретать способы, как не вернуть украинской школе построенное когда-то для нее здание.

Родительский комитет обнародовал заявление, подписанное П.Смоляниновым и Ю.Ивановым, о том, что крымское правительство, министерство образования Крыма и симферопольское управление образования «игнорируют их конституционное право на обучение детей на родном языке, тем более, что этот язык является сегодня государственным», потребовав освобождения от должности министра образования Крыма В.Левиной, как человека, «который противодействует украинскому образованию и своими действиями помогает антигосударственным силам разрушать украинство в Крыму».

Сегодня Совмин, Минобразования и горуправление образования, утомленные обращениями и протестами родителей, и рады бы уже дать гимназии нормальное помещение, но чувствуется, что в их распоряжении действительно нет ничего подходящего, кроме… специально для этой цели построенного здания - некогда украинской школы-интерната. Но отдать это здание им мешают какие-то сторонние причины... Заместитель председателя Совмина Крыма А.Велижанский, Минобразования, горсовет отвечают только одно - нет возможности перевести куда-нибудь детей из школы-интерната. Глава парламента Крыма Леонид Грач считает, что лучшим выходом из ситуации было бы строительство для гимназии нового здания, но деньги для этого, по его мнению, - хотя бы половину! - должен выделить Киев.

Впрочем, новый учебный год в гимназии может и не начаться. На днях директор получила предписание главного санитарного врача города О.Гончаренко с требованием - либо уменьшить количество учащихся с 450 до... 150 (! - Авт.), либо гимназия будет закрыта его решением. Сами понимаете, что поскольку первое невозможно, остается - второе?

* * *

Рождение украинской гимназии состоялось, считают в Симферополе, но состоялось в искусственных муках, которых не должно было быть, состоялось не благодаря заботе государственных органов о развитии государственного образования и языка, а вопреки им. Как часто в нашей Украине такая ситуация становится типичной и… тупиковой.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме