Полпрофессора на университет

Поделиться
Полпрофессора на университет
Новые "Типовые штатные нормативы..." как петля для высшего образования

Сокращение бюджетных расходов на науку и образование не только угрожает существованию научно-исследовательского сектора отечественных университетов, но и ставит под сомнение сам учебный процесс. Особенно обеспокоены ситуацией руководители вузов, в которых пытаются удерживать высокий уровень образования, в частности по естественным дисциплинам.

Дело в том, что согласно приказу Министерства образования и науки №26 от 11.01.2014 г. с
1 сентября нынешнего года для высших учебных заведений III–IV уровней аккредитации вводятся новые штатные нормативы. В соответствие с этими нормативами следует привести штатное расписание вузов. Поскольку этот бюрократический шедевр разрабатывался "с целью экономного и рационального использования средств", понятно, какими мотивами руководствовались его авторы.

"Устное распоряжение о сокращении штата или переведении работников на 0,5; 0,8 или даже 0,25 ставки мы получили еще в декабре прошлого года. В целом, в течение последних лет указания о сокращении и "затягивании поясов", поступающие из министерства в конце года, стали обычной практикой. В результате, за последние 4–5 лет мы потеряли приблизительно 40% научного потенциала - многие уволились и перешли работать в другую сферу, а способные студенты и аспиранты, у которых есть тяга к науке, выехали за рубеж, - рассказал профессор КНУ им. Т.Шевченко, попросив по понятным причинам не называть его фамилии. - Устная директива была следующая: уговаривайте людей идти на более низкие ставки. Уволить работника (все работают на контрактной основе) без серьезных оснований нельзя, поэтому приходится проводить беседы с каждым на эту неприятную тему. Выход для администрации в такой ситуации единственный: ежегодно у определенного количества работников завершается срок контракта (его подписывают, как правило, на 5 или 7 лет), и тогда руководство вуза на законных основаниях может не продлевать контракт с этими людьми. Но среди них есть талантливые преподаватели и ученые с довольно высоким индексом Хирша... Это болезненная проблема.

Многие ученые из институтов НАН Украины преподают в университетах, некоторые кафедры созданы совместно с академическими учреждениями. Большинство спецкурсов читают представители Академии наук. Начиная с 2010 г., руководство запретило брать совместителей из НАНУ. Выход нашли: брать людей из академических институтов за счет спецфондов университета. Но с каждым годом делать это было все труднее, а теперь вообще речь идет о сокращении ставок совместителей. С ужасом думаю, что ждет нас с первого сентября, поскольку на нашей кафедре более 60% спецкурсов читают представители Академии наук. И читают блестяще. Об этом, в частности, свидетельствует анонимное анкетирование студентов, проводимое у нас в конце каждого семестра".

Комментарий по поводу сложившейся ситуации для ZN.UA согласился дать декан факультета радиофизики, электроники и компьютерных систем Киевского национального университета им. Т.Шевченко Игорь АНИСИМОВ:

- Мой опыт работы в университете, в частности на руководящих должностях, дает основания для грустного вывода: если и была у нас какая-то политика в сфере образования за все годы существования Украины как независимого государства, то сводилась она к тому, что это - сфера потенциальной экономии средств. Основной подход, характеризовавший отношение к сфере образования все эти годы (независимо от того, какие политические силы находились при власти), сводился ко все большему ее удешевлению. То есть, экономить на всем, перевести на платную форму, все то, что не дает прямого финансового дохода - по возможности сократить.

В первые годы независимости у нас наплодили огромное количество так называемых высших учебных заведений. Почему говорю "так называемых"? У нас сейчас вузов III-IV уровня аккредитации, кажется, более 350. В то время как в такой развитой стране, в частности в сфере науки и образования, как Германия таких университетов приблизительно 70. Получается, что, с одной стороны, средства на образование пытаются минимизировать, а с другой - они распыляются среди огромного количества учреждений. Если же говорить откровенно, то настоящих университетов у нас немного, их можно сосчитать на пальцах, а подавляющее большинство - это заведения по почти неприкрытой торговле дипломами.

Надеюсь, что после переломных событий, произошедших у нас в последние месяцы, все же изменится отношение к образованию.

Что же касается новых "Типовых нормативов...", то, на мой взгляд, это рецидив устаревших подходов. В указанных нормативах воспроизведены нормы, существовавшие приблизительно полвека назад. Они оторваны от современных реалий. За последние годы гигантски возросло количество бумаг, которые приходится подготавливать. Появились электронные базы, и так или иначе кто-то должен выполнять большой объем работы, не предусмотренный новыми нормативами.

Убежден, что человек, который их готовил (или пытался актуализировать), просто не представляет, что такое естественное или техническое образование. У нас 60% нагрузка, которая приходится на кафедры, - это лабораторные работы. Кафедра, которой я заведую, - это девять различных лабораторных практикумов. Это лабораторные эксперименты на сложном оборудовании, где есть сверхвысокие частоты, высокое напряжение, высокий вакуум и т.п. А по нормативам у нас должен быть один заведующий лабораторией и два лаборанта. Если указанные нормативы введут, нам все практикумы и эксперименты придется сворачивать, так как некому будет все это обслуживать.

То же самое можно сказать о печально известном соотношении между количеством студентов и количеством преподавателей. На нашем факультете оно следующее: для бакалавров (в зависимости от направления подготовки) - 1:9,5-11, для магистров - 1:5. Но, по моему убеждению, глубоко аморален сам подход, когда устанавливается жесткое соотношение между количеством преподавателей и количеством студентов. Фактически, если преподаватель проявляет требовательность к студентам, ставит низкие оценки, так что те, кто плохо учится, подлежат отчислению, - это означает, что мы ставим под сомнение работу наших преподавателей и вынуждены их сокращать.

Лекции еще можно читать большим потоком, хотя и здесь есть свои особенности. Но если хотим научить человека делать что-то конкретное - проводить теоретические расчеты, работать в лаборатории, освоить какие-то экспериментальные операции, обрабатывать полученные данные, наконец - если хотим научить элементарно выступать перед аудиторией, то для этого должны быть маленькие группы. Например, я веду у магистров форму занятий, которые традиционно называются спецсеминарами. Каждый из студентов по материалам своей дипломной работы представляет несколько докладов. Понятно, что этого нельзя делать, если в аудитории сидит 100 человек, должна быть группа не более 10 студентов.

Хочу привлечь внимание еще к одному обстоятельству. Образование похоже на пирамиду, в основе которой лежит среднее образование. Полноценные университеты могут существовать тогда, когда в стране есть определенное количество хороших школ, обеспечивающих высокое качество среднего образования. Только на этой базе можно давать полноценное высшее образование. К величайшему сожалению, система среднего образования у нас практически разрушена. Подавляющее большинство выпускников школ получают справку о среднем образовании, но отнюдь не само образование. По крайней мере это касается подготовки по физике и математике. И это не только мое личное наблюдение, многие мои коллеги, включая гуманитариев - историков и филологов, к сожалению, говорят то же самое: уровень знаний и умений выпускников чрезвычайно низкий. То, с чем поступающие на наш факультет 20-30 лет назад могли справиться без усилий, для сегодняшних абитуриентов представляет непосильную задачу. Чтобы хоть как-то удерживать уровень подготовки студентов, мы вынуждены делить группы пополам, по крайней мере на семинарских занятиях. Начиная с первой сессии, формируем группы по рейтингу, "перетасовывая" их после каждой сессии, чтобы подтянуть более слабых".

Сокращение совместителей, в частности профессоров из академических институтов, крайне негативно скажется на качестве подготовки студентов. В этом убежден известный украинский физик Алексей БОЯРСКИЙ, профессор Лейденского университета (Нидерланды), а также scientific associate в ЦЕРН. Выпускник МФТИ, работает за границей уже полтора десятилетия. Профессор Боярский несколько раз в год приезжает в Киевский университет, где читает курс лекций. Причем делает это на добровольных началах, бесплатно. Ему не безразлично то, что происходит в Украине, в частности в сфере науки и высшего образования, упадок которой его особенно беспокоит.

"Если сегодня трудности в стране и средств недостаточно, то их надо тратить особенно рационально, - считает А.Боярский. - Учитывая это, разумно было бы сделать так: дескать, вот столько-то и столько денег можем выделить, а вы организуйте процесс эффективно. В таких вопросах надо предоставить больше свободы университетам. Это - во-первых.

Во-вторых. Если есть необходимость сокращать, то надо решить - кого. Ведь существует угроза, что можно сократить, как в анекдоте, "не ту половину". Чтобы этого не произошло, следует организовать внешний аудит, научный прежде всего. Независимые специалисты оценят работу, например, кафедр, и сделают вывод, какая из них эффективная, а какая - нет. То есть должны быть задействованы объективные критерии. Мы знаем, как это делается в Европе, нам не нужны деньги. Внешняя квалифицированная оценка позволит провести сокращение так, чтобы оно имело смысл и мы, в результате, не потеряли остатки нашего высшего образования (а нам, на удивление, все еще есть что терять). И действовать надо без промедления. Я пытался встретиться с новым руководством МОН, но мне ответили: присылайте материалы по электронной почте. Ответа не получил, поэтому не знаю, как в министерстве отнеслись к моим предложениям.

Кстати, о внешних экспертных советах (это мировая практика) мы говорим лет десять. Однако в Украине эта идея наталкивается на глухую стену. В 2005 г., по предложению высшего государственного руководства, я собрал инициативную группу, которая подготовила "дорожную карту" интеграции Украины в европейское научное пространство. Но никаких действий со стороны администрации президента и правительства не последовало.

Сегодня у Европы есть желание чем-то помочь Украине, и мы должны этим воспользоваться. Только один пример. Два месяца назад я обратился к научному директору ЦЕРН С.Бертолуччи с просьбой поддержать украинских студентов-физиков. И он тут же дал согласие на то, чтобы в сентябре 30 студентов приехали на 10 дней во всемирно известную лабораторию по физике высоких энергий. Затраты на поездку ЦЕРН полностью берет на себя. Сейчас можно было бы без каких-либо финансовых затрат решить вопрос и с созданием внешних советов.

Не только я, но и мои коллеги в Украине преподают бесплатно. В научной среде господствуют свои ценности. Если видим, что есть люди, которым это нужно, мы идем навстречу. Конечно, Украина - моя родина, но и представители других стран добровольно читают лекции в КНУ - голландцы, итальянец, поляк... Мои тамошние студенты приезжают тоже. Кстати, один аспирант уже четыре года подряд трижды в год читает курс лекций в киевском университете".

О разрушительных процессах в высшей школе, в частности тех, которые вызовет действие приказа №26, с беспокойством говорили и другие наши собеседники. Так, завкафедрой квантовой теории поля физического факультета КНУ Станислав Вильчинский подчеркнул, что в последние годы министерство "агрессивно навязывало так называемые нормативные курсы. На 4-5-6 курсах естественных факультетов ввели такие дисциплины, как охрана труда, безопасность жизнедеятельности, политология, менеджмент, деловой украинский язык, которые поглощают пятую часть учебного времени. В результате, на усвоение материала профильной специальности студенты вынуждены тратить свое свободное время. Вот где следует искать ресурс для экономии…"

То, что приказ №26 по сути абсурден, более того - губителен для университетов, новые руководители МОН хорошо понимают. Министр образования и науки Сергей Квит пытался его отменить, но воспрепятствовал Минфин. Ректоры же пока тихо саботируют этот приказ, оставленный в наследство предыдущей властью совместно с одиозным министром. Полставки (или даже 0,25% ставки) для настоящего ученого в университете, в то время как львиная доля - для "проффесоров".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме