«Окультуривание» Луганщины?

Поделиться
Своеобразное подтверждение высказывания губернатора Луганской области Алексея Данилова о том, ч...

Своеобразное подтверждение высказывания губернатора Луганской области Алексея Данилова о том, что «луганчане — это элита украинской нации», можно найти в Луганске напротив одного из корпусов областного управления МВД. Два института культуры и искусств в городе с полумиллионным населением расположены на одной улице, друг напротив друга, что является поводом для шуток.

Исследуя причины и последствия возникновения такой «элитной» ситуации, корреспондент «ЗН» невольно коснулся одной из наиболее актуальных на сегодняшний день тем — своеобразного «передела» заведений культуры в Луганской области.

Платформой зарождения для профессионального культурного образования луганчан можно считать созданное в 30-е годы художественное училище, в 1945-м к нему добавилось музыкальное училище, а в последующие годы — культурно-образовательное. В 1962 году на базе Луганского пединститута был создан факультет музыки, позволивший многим директорам музыкальных школ — выпускникам музучилища заочно получить высшее педагогическое музыкальное образование. В 1997 году был создан Луганский колледж культуры и искусств (аналогов которому в Украине нет и сегодня), объединивший вышеуказанные училища. Вначале выступали против такого объединения их коллективы, но в результате только выиграли и в финансировании, и в увеличении штата. В 1998 году лицензии на подготовку специалистов уже по профилю «Искусство и культура» получил Луганский педуниверситет, который в 2000 году создал на своей базе институт культуры и искусств. Кроме специальности «музыкальная педагогика», здесь появились специальности «музыкальное искусство», «кино-телеискусство», «декоративно-прикладное искусство», «хореография». Казалось бы, неоднократно выступавший за создание на территории Луганщины института культуры губернатор А.Ефремов мог быть доволен. Но спустя два года «под выборы» он обратился с просьбой о содействии в создании института культуры и искусств в Луганске к премьер-министру А.Кинаху. Кабмин выдал соответствующее постановление, после долгих колебаний согласились с созданием нового вуза и в Минобразования. Это был уникальный случай, когда государственное высшее учебное заведение создавалось практически на пустом месте, причем с апреля 2002 года по январь 2003-го его содержание легло на плечи областного бюджета, т.к. финансирование новосозданного высшего учебного заведения в государственный бюджет никто не включил.

Причиной появления в Луганске второго института культуры спустя два года после создания первого — практически с теми же направлениями обучения и специализациями (разница состояла лишь в том, что Луганский педуниверситет подчиняется Министерству образования, а созданный в 2002 году институт культуры — Министерству культуры) — по неофициальной версии, был интерес двух «посадовців», одного из замов А.Ефремова Владимира Иванова и начальника управления культуры и искусств ОГА Михаила Голубовича. На сегодняшний день М.Голубович, которому занять соответствующую должность в институте, видимо, помешали отсутствие ученой степени и законодательная норма — занимать руководящие должности люди пенсионного возраста не могут, ушел в партийную работу, практически устранившись от администрирования культуры, а В.Иванов числится в институте завкафедрой. По официальной версии, данный институт, созданный «с целью совершенствования системы высшего культурного образования», явился завершением системы многоступенчатого образования и подготовки кадров в области культуры, которая включала указанный институт и существующие учреждения I—II уровней аккредитации. Педуниверситет, 40 лет выдававший дипломы о высшем музыкальном образовании, оказался «в стороне».

А нонсенс в этой истории — финансовая подоплека создания нового института на базе существующего колледжа культуры и его «поселение» в помещении колледжа на правах бесплатной аренды. За последние три года областной бюджет выделил на потребности колледжа 12 млн. 835,3 тыс. грн. (что давало возможность своевременно выплачивать заработную плату, стипендию и коммунальные услуги), а Министерство культуры на созданный в 2002 году институт — 2 млн. 450,5 тыс. грн.

Согласно информации первого зама начальника управления культуры и искусств ОГА Владимира Зайцева, в 2002 году выделенные Луганскому колледжу культуры ассигнования в размере 1 млн. 800 тыс. грн. были использованы для проведения капремонта и реконструкции учебного корпуса №4 (Красная площадь,7), который передан в бесплатную аренду Луганскому институту культуры и искусств распоряжением Кабмина от 8.04.2002 г. В 2003 году на приобретение мебели, оборудования и техприспособлений для учебного корпуса №4 было потрачено 600 тыс. грн., причем не вся приобретенная техника увязывается с мотивировкой «для колледжа». Бюджетный запрос, предусматривающий выделение институту 5,6 млн. грн. на 2004 год, не был утвержден, зато в 2005 г. в смете Луганского колледжа предусмотрены ассигнования на проведение капремонта в сумме 550 тыс. грн. и приобретение оборудования на сумму 292,3 тыс. грн.

Согласно результатам аудиторской проверки эффективности использования средств госбюджета на подготовку кадров в сфере культуры и искусств за 2002 — 2004 гг. (информация Главного КРУ в Луганской области), из 2 млн. 450,5 тыс. грн. бюджетных средств 1 млн. 782,23 тыс. грн. был израсходован на выплату заработной платы работникам института с начислениями, 190,94 тыс. грн. — на оплату коммунальных услуг. Анализ стоимости обучения показал, что по всем специальностям стоимость обучения одного студента по госзаказу в 1,5 раза (а в некоторых случаях более чем в 2 раза) превышает стоимость обучения одного студента по контракту. Причина — частичное покрытие затрат на обучение студентов-контрактников средствами общего фонда госбюджета…

«Не разумнее ли было бы развивать один уже существующий институт, добавляя специальности, открывая дополнительные факультеты?» — считает начальник управления культуры и искусств ОГА Анна Овчаренко.

Но таким вопросом, похоже, не задавались предыдущие «сеятели» культуры. Впрочем, как и другим — в течение трех лет директор колледжа Валерий Филипов исполнял обязанности ректора института, а в январе 2005 года — официально стал ректором, исполняя при этом обязанности директора колледжа. Когда же вопрос о том, что более 6 месяцев не проводится конкурс на замещение вакантной должности директора колледжа, был поднят в облсовете, руководство учебного заведения попросило перенести рассмотрение запроса на начало следующего учебного года, считая, что «поднимать указанные в запросе проблемы в период госэкзаменов и в самый разгар приемной кампании нецелесообразно и, более того, вредно для нормальной жизнедеятельности колледжа»…

Сегодня сделана запоздалая попытка урегулировать многолетние противоречия с законодательством. Но это способствовало созданию другой, не менее противоречивой ситуации, которая по мнению многих, является не чем иным, как попыткой сохранить двоевластие Валерия Филипова, возможно, впервые столкнувшегося с отказом управления культуры дофинансировать колледж — новый начальник управления культуры ОГА А.Овчаренко не подписала платежку на общую сумму 292,3 тыс. грн. (эти средства предполагалось использовать на облагораживание и приобретение мебели для актового зала все того же учебного корпуса №4). С одной стороны, посчитав, что эти деньги будут нужней другим зданиям колледжа, а с другой, предвидя вероятность очередного перетекания денег «для колледжа» в институт, находящийся на гособеспечении, Анна Эдуардовна не захотела начинать свою карьеру государственного служащего с нецелевого использования средств. После этого ее пригласили на педсовет колледжа, главным вопросом которого стало обсуждение однозначно приемлемого варианта дальнейшего существования института и колледжа — в виде комплекса с единым руководством. Вскоре на имя председателя Луганской ОГА А.Данилова и председателя Луганского облсовета В.Тихонова пришло письмо за подписью министра культуры Украины О.Билозир с ходатайством о передаче колледжа из коммунальной собственности в государственную.

Письмо министра культуры, как считают многие, поставило под сомнение смысл объявленного 30 мая конкурса на замещение вакантной должности директора колледжа, победитель которого уже ждет утверждения облсоветом. Решение в пользу Минкультуры позволит В.Филипову и дальше руководить колледжем и институтом. И, по всей видимости, трудовой коллектив колледжа-института (преподаватели колледжа совмещают работу в институте) не осознает возможных последствий перехода на уже показавшее в предыдущие годы свою щедрость финансирование Министерства культуры. В связи с чем достижение озвученной в ходатайстве О.Билозир «цели дальнейшего развития качественной подготовки специалистов для мероприятий культуры и искусств Востока Украины» видится как-то смутно. Как не видит и достижения «цели совершенствования системы высшего культурного образования» с помощью второго института культуры ректор Луганского педагогического университета Виталий Курило, согласившийся дать свою оценку ситуации.

По словам Виталия Семеновича, с Луганским институтом культуры и искусств связано много нарушений, в том числе неоформленная постановлением Кабмина передача корпуса бывшего ДК им.Маяковского на баланс колледжа, в котором и разместился институт; в этом же здании на правах субаренды находится филиал Киевского национального университета культуры и искусств; начало деятельности без наличия лицензий (в «институте Филипова» три года обучают по специальности «Перевод» не имея на то лицензию и до сих пор не подав документы на ее получение).

На сегодняшний день в институте культуры при университете учится 858 студентов с учетом заочного отделения (в целом Луганский педуниверситет насчитывает около 20 тыс. студентов). По данным на апрель 2005 г., в институте культуры по ул. Красная площадь, 7, общий контингент студентов на трех курсах составлял 465 человек (30% от общего количества студентов отрасли в Луганской области). Согласно выводам вышеупомянутой аудиторской проверки, госзаказ на подготовку кадров для сферы культуры не полностью соответствует потребностям рынка труда. На сегодняшний день количество безработных специалистов в этой сфере в 1,9 — 2,3 раза превышает количество вакансий. При этом, начиная с 2002 г., количество студентов, обучающихся в институте по ул.Красная площадь, 7 по госзаказу, выросла в 4,4 раза. По данным Луганского областного центра занятости, специалисты таких профессий, как библиографы и библиотекари, составляют более 60% среди безработных в сфере культуры (в 2004 г. из 140 специалистов отрасли, зарегистрированных в центре занятости, 86 человек относились к этим профессиям). При этом количество студентов профильного института культуры по специальности «Книговедение, библиотековедение и библиография» увеличилось с 11 в 2002 году до 20 в 2003 г. и 51 — в 2004 г. (обучение одного студента по госзаказу по этой специальности обходится государству в 1,9 тыс.грн. в год).

Хотя, как выяснилось, проблемы рынка труда институту культуры, возглавляемому В.Филиповым, не страшны — с 17 февраля 2004 года между данным институтом и управлением культуры ОГА действует соглашение, согласно которому управление культуры обязано обеспечить выпускников института рабочими местами в учреждениях культуры области, нуждающихся в специалистах соответствующей квалификации. Подобные соглашения сроком до 2010 г. также были заключены с большинством заведений культуры области (со всеми театрами, цирками, школами эстетического воспитания и пр.). После такого примера создания неравных условий при пособничестве государственных органов несложно поверить и рассказам о существовании методов, с помощью которых студентов колледжа «стимулируют» продолжать учебу только в институте В.Филипова. И совсем не удивляет вывод той же аудиторской проверки о том, что деятельность Луганского института культуры и искусств «вкрай необхідна» для развития региона…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме