ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Поделиться
В современных условиях жизнедеятельности образование, пожалуй, впервые за всю тысячелетнюю истор...

В современных условиях жизнедеятельности образование, пожалуй, впервые за всю тысячелетнюю историю превращается из вспомогательного средства по обслуживанию привилегированной части населения в глобальный фактор социального развития. По оценкам западных экспертов, одним из условий выживания человечества в XXI веке станет уровень образования каждого участника производства не ниже выпускника колледжа. Поэтому наблюдаемое сегодня во всем цивилизованном мире расширение масштабов высшего образования (в т.ч. за счет негосударственного сектора), повышение его роли и значимости, смена содержания и приоритетов - это объективный и всепланетарный процесс.

Почему урок не впрок?

Анализ и изучение современных тенденций развития мировой системы образования побудил подавляющее большинство развитых стран к реформированию высшей школы.

Уроки реформирования высшей школы в развитых странах мира сводятся, в основном, к следующему:

неудачи в реформировании всегда приводили к повышению жесткости системы образования, усилению сопротивления инновациям, скептическому отношению к проектам изменений;

самообновление и перестройка системы образования «из средины» (т.е. из недр существующих вузов и органов государственного управления) практически невозможны, поскольку ее работники, как правило, являются для реформаторов чуть ли не главным тормозом трансформаций;

простое увеличение капиталовложений в действующую систему образования без ее принципиальных изменений заканчивается общим снижением ее эффективности.

Таким образом, обобщенные уроки реформирования высшей школы в развитых странах мира могут послужить необходимым предостережением для отечественных «реформаторов», которые по-прежнему пытаются трансформировать систему «изнутри», требуют финансирования устаревшей модели образования, что делает её еще более косной.

Как же учитываются общемировые тенденции развития высшей школы в практике управления нынешнего Министерства образования Украины? Боюсь, что никак.

Судите сами. Мировая тенденция расширения темпов и масштабов высшего образования оборачивается в Украине сокращением количества государственных высших учебных заведений и действующего профессорско-преподавательского состава до 30%. Это без учета того, что высшую школу в результате проводимой Минобразования политики и так ежегодно покидают около 2000 докторов и кандидатов наук. Вместе с тем, по данным независимых экспертов, существующую систему высшего образования для достижения ею европейских стандартов необходимо расширить, как минимум, вдвое.

Необходимое увеличение до общеевропейских сроков обязательного обучения (12-13 лет для среднего образования) не находит поддержки в украинском министерстве, которое проводит политику на сохранение отжившей свой век «десятилетки» с весьма сокращенной продолжительностью учебного года (нигде в Европе каникулы не длятся так долго, как у нас). Но и этого мало. Минобразования усердно готовит и упорно проводит в жизнь решения об увеличении наполняемости классов, продолжении длительности и без того слишком длинных каникул. А вот темпы и объемы издания школьных учебников значительно уменьшаются (чуть более четверти даже не от необходимого, а от запланированного).

Общемировая тенденция к увеличению разнообразия высших учебных заведений понимается Минобразования Украины как необходимость создания чудовищно громоздких бюрократических процедур по лицензированию и аккредитации негосударственных вузов, порождающих условия для субъективизма и коррупции министерских чиновников.

Не развиваются массовые и нетрадиционные формы образования, жизненно важные для Украины в переходный период и позволяющие в относительно короткие сроки без отрыва от трудовой деятельности обучить большую часть населения новым социально-экономическим реалиям. Не поощряется заочная форма образования, практически не развивается дистанционная, а вечерняя вообще ликвидирована в государственном секторе. Вместе с тем, в США только один Гарвардский университет предлагает на выбор 620 учебных курсов разного уровня, а число слушателей этих занятий нетрадиционного времени (вечер или выходные дни) одномоментно превышает 14 тыс. человек. Аналогично ведут себя и европейские университеты, стремящиеся обеспечить непрерывное и многоуровневое обучение населения.

Стагнация высшего образования, начавшаяся еще в СССР, вред от которой дополнительно обострялся ее ориентацией на подготовку «технарей» и «естественников», продолжает оказывать инерционное воздействие и на структуру подготовки специалистов в сегодняшней Украине. Вместе с тем острие общественной потребности в квалифицированных кадрах неуклонно сдвигается от инженеров к экономистам и финансистам, маркетологам и юристам, социологам и психологам, что должно находить отражение как в структуре специальностей, так и в государственных заказах на подготовку специалистов. Подготовка научно-педагогических кадров также не претерпевает в Украине существенных изменений.

Не внедряются в необходимом масштабе международные стандарты образования и конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО по взаимопризнанию дипломов и аттестатов, что придает «второсортность» выпускникам украинских вузов на международном рынке труда. Внедрение Минобразования «суперновых» бланков документов об образовании опять не имеют ничего общего с общепринятыми рекомендациями ЮНЕСКО по оформлению дополнений к дипломам, обеспечивающих их европейскую «конвертируемость».

Такое даже беглое перечисление основных направлений деятельности (а вернее, бездеятельности) украинского Минобразования в сфере высшей школы наглядно показывает, что либо нынешнее министерское руководство профессионально несостоятельно, либо оно сознательно наносит вред образовательной отрасли по только ему понятным причинам.

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих

Когда правительство негодно, народ перестает обращать на него внимание и самоорганизовывается. Характерный пример - прошедшие майские праздники. Деловые люди и уважающие себя организации, поиронизировав над объявленным правительством девятидневным всенародным загулом, спокойно продолжали работать большинство из «праздничных» дней. В связи с этим уместно вспомнить опыт «азиатских тигров» и «южнокорейское чудо» в частности. Какое чудо, если рабочая неделя в Южной Корее составляет 6 дней по 10 рабочих часов каждый, а продолжительность ежегодного отпуска составляет 8 дней? Работать надо, а не искать благопристойные причины для многодневных простоев общественного производства.

То же и в образовании. Давно махнув на отраслевое министерство, зарождающееся в Украине гражданское общество стало производить новые образовательные структуры, способные заменить своей деятельностью бездеятельность государственных органов. Наиболее яркий пример - опыт создания и функционирования крупнейшего в Украине негосударственного вуза - Межрегиональной академии управления персоналом (Киев). Созданная в 1989 году, МАУП стала инициатором многих новаций в сфере высшей школы. Так, изучив опыт 20 ведущих открытых университетов мира, академия внедрила в Украине дистанционные формы обучения, позволяющие населению в массовом масштабе без отрыва от трудовой деятельности получать высшее образование, проходить переподготовку или повышать квалификацию. Еще с 1992 года МАУП разработала и успешно использует модель непрерывного многоуровневого образования, к идее которой только сейчас подходит Минобразования. В числе новаций академии - введение экстерната, проведение наборов студентов в течение всего года, отказ от вступительных экзаменов, перевод профессорско-преподавательского состава на сдельную оплату труда, присвоение своих академических званий без оглядки на государственные, подтверждение документов об образовании в соответствии с международно признанными нормами, поиск мест трудоустройства задолго до выпуска своих специалистов и многое другое.

Кроме МАУП, в негосударственном секторе образования успешно работают и другие украинские вузы - Академия труда и социальных отношений (Киев), Высшая школа бизнеса (Алчевск), Никопольский институт управления, бизнеса и права, Харьковский институт менеджмента и бизнеса, Черкасский институт управления бизнесом, Киевский институт инвестиционного менеджмента. Справедливости ради нужно отметить, что Минобразования, как прилежный «двоечник», время от времени «списывает» у ведущих негосударственных вузов те или иные новации, правда, выдавая их за свои и напрочь забывая об их авторстве.

Создание в Украине жизнеспособной негосударственной системы образования делают ситуацию в высшей школе и стране в целом не такой уж безнадежной, поскольку ежегодное «вливание» в политическую и социально-экономическую сферы все новых выпускников негосударственных вузов медленно, но неуклонно поворачивает общество в сторону построения демократической и правовой державы.

Структуры гражданского общества в образовании

Кроме собственно высших учебных заведений, в негосударственном секторе действуют и другие структуры гражданского общества (профессиональные ассоциации и общественные организации), которые берут на себя труд бескорыстного служения целям национального развития. Например, международная общественная организация «Международная кадровая академия» (МКА, Киев), специализирующаяся на проблемах образовательной и кадровой политики, за сравнительно короткий срок своего существования успела стать членом Европейской сети национальных центров по академическому признанию и мобильности Совета Европы/ЮНЕСКО, установить прочные контакты с авторитетными международными организациями, создать ряд структур в области международного образования.

Международная кадровая академия способствует расширению темпов и масштабов высшего образования, увеличению разнообразия высших учебных заведений. При МКА создана Ассоциация ректоров вузов, объединившая около 60 высших учебных заведений Украины, а также Австрии, Беларуси, Венгрии, Кипра, России, США, Франции и других стран.

При МКА создан Нострификационный комитет по признанию учебных курсов, документов об образовании и ученых степеней, деятельность которого строится в строгом соответствии с конвенциями ЮНЕСКО и Совета Европы в области академического признания. Ежегодно сотни выпускников вузов Украины различных форм собственности подтверждают полученные документы об образовании сертификатами МКА, образцы которых имеются во всех 50 национальных центрах европейских государств, а также Австрии, Израиля, Канады и США.

МКА совместно с зарубежными аккредитационными агентствами разработала и осуществляет процедуру общественной аккредитации вузов, впитавшую в себя лучшие образцы международного опыта и представляющую собой объективную независимую оценку деятельности учебных заведений. Такую аккредитацию уже прошли в Украине 4 вуза и еще 10 находятся в ее процессе. Данные о вузах, прошедших международную аккредитацию, направляются во все национальные информационные центры Совета Европы/ЮНЕСКО, а также в сеть ИНТЕРНЕТ, как, впрочем, и защищенные при содействии МКА докторские диссертации.

Осуществление международной общественной аккредитации позволяет также проводить работу по определению объективного рейтинга отечественных вузов и выявлению качества оказываемых ими образовательных услуг.

Многое делается МКА по развитию дистанционных форм обучения, которые внедряются в Украине совместно с зарубежными открытыми университетами. Разработано уже свыше 250 учебных курсов и программ, более 100 учебных пособий, позволяющих обучать одновременно большие массы населения по десяткам наиболее актуальных рыночных специальностей. При этом плата за обучение в 10-12 раз меньше, чем в государственных вузах, а получение качественного образования не требует отрыва от трудовой деятельности, что весьма существенно для нынешней экономической ситуации в Украине.

* * *

Иными словами, лишь одна неправительственная организация, действующая на общественных началах самоуправления и самофинансирования, делает для Украины больше, чем все ее Министерство образования с сотнями чиновников, регулярно получающих (в отличие от своих подчиненных преподавателей) заработную плату за счет невинных налогоплательщиков. Приведенный анализ общепризнанных тенденций в мировой системе образования и их сравнение с практической деятельностью нынешнего руководства министерства логично подводит к удручающему выводу о пагубном, по сути, характере проводимой образовательной политики. Следствие ли это опасного непрофессионализма части министерской «команды» либо сознательных вредоносных действий отдельных лиц или сил - покажет время, а возможно, и соответствующие компетентные органы. Очевидно одно - реформирование существующей системы образования является сегодня магистральным направлением выхода Украины из создавшегося социального, экономического и духовного кризиса. И важная роль в этом процессе принадлежит структурам зарождающегося гражданского общества.

P.S. В дельной и своевременной статье В.Спиваковского «И жена сказала Пете: не скупись на школу детям!», опубликованной в «ЗН» за 12 апреля с. г., допущена досадная ошибка в абзаце, касающемся арбитражного спора, якобы выигранного Ассоциацией негосударственных вузов. Действительно такой спор рассматривался Высшим арбитражным судом Украины, но истцами в нем выступали негосударственные вузы - члены Международной кадровой академии, а не названной ассоциации, руководство которой занимает откровенно штрейкбрехерские позиции в отношении своих коллег и до неприличия лояльные - в отношении Минобразования.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме