Обещать — еще не значит жениться

Поделиться
сталось несколько дней до начала учебного года, а у детей, родителей и учителей — одни вопросы в глазах...

Как-то раз захотелось мне съехать на горном велосипеде с крутой обледеневшей горы. Только когда двухколесного друга начало заносить (а остановиться уже не было возможности), поняла, какую глупость совершила. Но времени на страх не оставалось: руки крепко держали руль, тело маневрировало. Запаниковала только внизу. Там и упала (к счастью, обошлось без травм).

Наблюдая за тем, что происходит сегодня в образовании, вспомнила этот эпизод. Осталось несколько дней до начала учебного года, а у детей, родителей и учителей — одни вопросы в глазах. По каким программам будут готовить «пятилеток» к школе в детсадах — и вообще, обязательно ли их посещение, или же можно обойтись «домашним воспитанием»? Как втиснуть в один год программы 11-го и отмененного 12-го классов? По каким учебным планам будут тарифицированы учителя в этом году? И когда, наконец, дети увидят учебники? Министр образования и науки Дмитрий Табачник резко тормозит реформы своего предшественника, подчеркивая: отныне — «только продуманные изменения». Вплоть до возвращения хорошо забытого старого. «Продуманные изменения» сыплются на работников просвещения как снег на голову, систему образования куда-то несет, давно назревшие, но до сих пор не решенные проблемы встают на пути одна за другой, руководство аврально пытается что-то решать и улаживать. О последствиях, очевидно, подумают уже на финише...

Тем не менее, руководство Минобразования настроено оптимистично. На расширенной коллегии МОН, посвященной подведению итогов 2009/10 учебного года и определению задач на будущий год в дошкольном и общем среднем образовании, Д.Табачник, почеркнув приоритетность образования для президента и правительства, много пообещал.

Дошкольникам — «нулевки»

В этом году внимание приковано к дошкольникам. Ведь отныне «пятилетки» должны обязательно посещать старшую группу детсада, чтобы их там подготовили к школе. Не будем пока затрагивать вопрос методического обеспечения этого процесса — хотелось бы услышать компетентное мнение воспитателей, которых приглашаем к дискуссии на страницах «ЗН».

По словам министра, решение об обязательном посещении старшей группы детсада следовало логике жизни, поскольку 93,6% «пятилеток» сегодня посещают детские дошкольные учреждения. Но остается еще 27 тыс. неохваченных детей, а группы в детсадах переполнены (24—35 детей при норме 20), в больших городах — многомесячные очереди. Что делать? Д.Табачник призывает местные власти возвращать из аренды помещения, ранее принадлежавшие детсадам, в том числе и через суд (так, в Харьковской области отсудили восемь таких учреждений, в Полтавской — 12). Кроме того, обещает помощь министерства в создании садиков семейного типа и корпоративных — для детей сотрудников больших компаний. А пока всего этого нет, ребятишки могут походить в группы-«нулевки» при школах. Но есть ли условия для их создания, учитывая, что пятилетним деткам нужно пространство и предметы для игры, дневной сон и нормальное питание?

Вопрос, могут ли родители сами или с помощью репетиторов обучать детей дома по программе детсада, остается спорным. Согласно комментариям некоторых руководителей от образования — могут, если нет иного выхода. Согласно закону — нет, должны обязательно водить в садик. Не приведет ли это к появлению нового вида липовых справок о том, что ребенок посещал дошкольное учреждение? Впрочем, следует учитывать, что у дошкольного образования есть цель, более важная, нежели обучение чтению, письму и счету, — это социализация ребенка.

Отдельный вопрос — кто будет деток учить. Поскольку заработная плата воспитателей — самая низкая в области образования, в детсады идут работать либо преданные делу энтузиасты, либо неудачники. К кому в этой лотерее попадет ваш ребенок? Д.Табачник обещал уделить внимание подготовке квалифицированных кадров для дошкольного и начального образования. Вместе с тем отметил, что «трудно представить, как мы в краткие сроки реализуем это в Украине». И призвал школы и детсады искать международных партнеров, а не сидеть пассивно в ожидании чудес от министерства.

Учителям — Интернет. А учебники довезут

Примета нового времени: сегодня педагоги просят от правительства не столько деньги, сколько компьютеры и Интернет. По словам министра, на сегодняшний день компьютерами обеспечены почти 96% городских и 86% сельских школ, но фокус в том, что 40% поставленного оборудования уже морально устарело. На один компьютер в общеобразовательной школе сегодня приходится 29—32 ученика (в Европе — 3—5 учеников). Жалуются работники образования и на проблемы с обслуживанием компьютерной техники.

Современных, практически ориентированных курсов информатики требуют не только ученики, но и учителя, уровень компьютерной грамотности которых, за редкими исключениями, не выше, чем у их воспитанников. Актуально использование средств дистанционного образования: тогда и длительные карантины не превратятся в сезон ничегонеделания, а больные дети и дети-инвалиды смогут поддерживать контакт с учителями и одноклассниками.

Министр сообщил, что по инициативе президента Украины разрабатывается программа 100-процентного внедрения информационных технологий в образовании. Рассказал об образовательном интернет-портале, который начнет работать с 1 сентября, и всеукраинском родительском интернет-собрании, которое состоится уже скоро и охватит прежде всего родителей 400 тыс. новоиспеченных первоклашек. Между тем учителя требуют электронных пособий, онлайн-лабораторий и интернет-магазинов для закупки учебного оборудования.

Проблема с оборудованием не менее актуальна. Физикам нужны новые приборы для лабораторных опытов (сегодня школа обеспечена ими только на 29%), химикам — новые реактивы (те, что есть, изготовлены еще в 60—70 гг. прошлого века, и за их безопасность никто не ручается), историкам — новые карты. Абсолютно всем недостает свежей научно-популярной литературы и фильмов. Министр пообещал, что в ближайшее время в школы поступит оборудование для кабинетов физики, химии, биологии на общую сумму более 50 млн. грн. Дальнейшие закупки предусмотрены и в концепции государственной целевой программы развития школьного естественно-научного и математического образования.

Но больше всего волнует народ ситуация с учебниками.

«В отличие от наших предшественников, мы не станем говорить, что все будет хорошо и вовремя, — прокомментировал Д.Табачник. — На четыре месяца позже был принят бюджет, кроме того, нам остались огромные долги — почти 28,5 млн. грн. Мы сделали все, чтобы учебники для первого-второго классов лежали на партах 1 сентября. Уже сегодня начинаем развозить учебники для 10 класса, 70% их прибудут на места в сентябре. Закончим работу не позже чем через два месяца».

«В первые дни работы новой команды звучало много критики — небезосновательной — в адрес предшественников, которые долго, до октября, а иногда даже ноября, развозили учебники, — комментирует бывший заместитель министра образования и науки, руководитель Центра образовательного мониторинга Павел Полянский. — Но такого провала с учебниками, как в этом году, история Украины не помнит. За десять дней до начала учебного года учебники даже не начали печатать, кроме того, не появилось ни одной новой учебной программы. Оправдание, якобы была задолженность за предыдущие годы, не пройдет, она каждый год была. Поздно выделили средства — их всегда выделяли поздно. Мало выделили средств — их всегда выделяли мало. Но предыдущие два года МОН уже с 1 августа ежедневно корректировало на сайте график развозки учебников. Мы честно показывали, сколько книг за день доехало в области, оказалось в школах. Сейчас никакой информации нет.

Министр обещал напечатать учебники на языках нацменьшинств — как будто впервые. Но ведь они во все предыдущие годы издавались — для каждого класса, по каждому предмету! Преподносится как достижение то, что в этом году учебники будут бесплатными. Так они и раньше были бесплатными. Электронные версии первых разделов учебников — правильный шаг, но их размещали на сайте и в прошлые годы, более того, для подстраховки к 1 сентября первые разделы уже были напечатаны в профессиональных журналах. В этом году не успевают».

Школьные программы «пропылесосят»

Отметим: электронные версии учебников для 10 класса, размещенные на сайте МОН, — это учебники для 10 класса 12-летки. По какой программе предстоит учиться детям в ближайшие два года, непонятно. Говорят, что программы 11 и 12 классов ужмут в один учебный год. Обещают даже, что это будет не слишком болезненно, ведь программа 12 класса в значительной степени построена на повторах. Очень хотелось бы услышать, что думают по этому поводу учителя...

На отмене 12-летки государство якобы сэкономило 6,7 млрд. грн. «Считаю, что мы правильно остановились перед авантюрным шагом, — отметил министр. — Но мы не отказываемся от идеи профильного образования». Однако подробно на эту тему не высказывался, конкретных шагов и сроков не называл.

Министр пообещал, что в этом году новые предметы в школе не появятся, зато будет положено начало новым всеукраинским олимпиадам — по астрономии и русскому языку. Вместе с тем ряд участников коллегии подчеркивали: как существующее сегодня количество предметов, так и содержательное наполнение программ необходимо пересмотреть.

Больше часов было обещано учителям математики и естественных наук — а также обновление содержания учебных программ, внедрение современных средств обучения, модернизацию систем подготовки и повышения квалификации учителей.

Щекотливую языковую тематику министр предусмотрительно обошел, зато много внимания уделил литературе и истории. Особенно интересует министра, какие знания и впечатления об Украине получают юные иностранцы. В связи с этим он недавно направил письмо министру иностранных дел Константину Грищенко с просьбой поручить каждому посольству выяснить, как представлена история Украины в учебниках зарубежных стран.

Вместе с тем следовало бы задуматься, как воспринимают собственную историю украинские школьники. Сегодня нам обещают «деполитизировать» школьный курс истории, разгрузить от лишнего фактажа, сделать более «человекоцентричным». Фразы довольно неоднозначные (кто и на каких весах будет измерять степень «излишества» того или иного факта, даты, персонажа, так же, как и оптимальную меру «политики» в школьном курсе истории?), так что конкретно этот процесс может воплотиться в самых разных проявлениях. Первым результатом эксперимента уже стал «приведенный в соответствие с возрастом детей» учебник по истории Украины для 5 класса.

Разгрузить, согласовать между собой и привести в соответствие с возрастом школьников обещают и курсы литературы — украинской и зарубежной. Между прочим, учительница Л.Циповяз, выступавшая на коллегии от секции зарубежной литературы, озвучила красноречивый вывод педагогов: в программе по данному предмету не могут доминировать произведения одного народа (мы знаем, какого, так как много слышали от господина министра о его предпочтениях). Впрочем, на коллегии Д.Табачник ни словом не обмолвился о своих предыдущих заявлениях. Вместо этого пообещал, что будет создан литературный канон, в который войдут лучшие произведения украинских, зарубежных авторов и представителей национальностей, проживающих в Украине. Этот «золотой фонд» литературы станет основанием новых учебных программ.

Кадетам — корпус, изобретателям — академию...

Озаботился министр и трудовым обучением. Чтобы школьники не бездельничали, а учились работать и зарабатывать деньги, он предлагает возродить практику ученических бригад, школьных лесничеств, лагерей труда и отдыха, трудовых отрядов старшеклассников. Сообщил и о том, что с целью привлечения молодежи к техническому творчеству, изобретательству, рационализаторству по инициативе президента планируется создание первой в Украине детской инженерной академии. Кроме того, министр попросил руководителей региональных управлений образованием поддержать разветвление сети спецклассов и создание новых учебных заведений военного профиля (сегодня таких классов 134). Что ж, стране и впрямь нужны инженеры и военные.

Заботит Д.Табачника и физкультура. Он категорически осудил решение предыдущего министерства, которое отменило уроки физкультуры в школах после нескольких случаев смерти школьников. Отныне в школах внедряются несколько групп по состоянию здоровья, для каждой — свои нормативы. Будет уделено внимание здоровью детей. Министр призвал брать пример с Харьковской области, где проводятся обязательные профилактические медосмотры для детей от 3 до 18 лет. По мнению Д.Табачника, внедрение таких медосмотров в масштабах страны не требует денег, а только скоординированных усилий местных органов власти.

…а абитуриентам — головная боль

А вот к чему готовиться в новом учебном году абитуриентам и их родителям, пока не совсем понятно. Наряду с мессиджами о том, как следует усовершенствовать тесты (так, учителя литературы предложили объединить тест по украинской и зарубежной литературе, отделить его от теста по языку и сделать обязательным для будущих филологов; математики и физики просили сделать в тестах по их предметам открытые задания) звучали и отдельные шпильки на тему: может, стоит отменить ВНО? «Мы уже третий год подряд видим не ребенка, а документ», — жаловался ректор Тернопольского педуниверситета В.Кравец.

Не против отмены ВНО и часть учителей химии. Говорят, сегодня у детей нет мотивации изучать этот предмет, поскольку сертификат по химии мало где нужен, и к тестам готовятся мало учеников. Но кто в этом виноват — разработчики ВНО или вузы, которые определяют профильные предметы для своих специальностей?

«Мы работаем над новыми условиями приема в вузы, где будет четко определено, какой сертификат ВНО будет профильным для какой специальности, — пообещал министр. — Будет четко расписано, результаты каких тестов, победы на каких олимпиадах соответствуют профилю будущего обучения. Согласитесь, неестественно, когда победители олимпиад по физике и химии идут на международные отношения или экономику».

Один из докладчиков на коллегии поблагодарил Д.Табачника за внедрение среднего балла аттестата и подчеркнул, что для «полного комплекта» нужно внедрить еще и балл за экзамены в вузах. Что министр ему с легкостью пообещал. Следовательно, курс на сложную трехступенчастую систему выпуска-поступления в следующем году будет продолжен.

«Идеологи нынешнего формата вступительной кампании могут себе поставить 12 баллов, — считает П.Полянский. — При формальном сохранении ВНО его значение максимально нивелировано. Предложение по поводу возвращения вступительных экзаменов в украинских вузах уже зафиксировано в проекте новых условий приема на 2011 г., а также в новой редакции Закона о высшем образовании. Фактически отныне ВНО не будет иметь веса, все будет решаться на вступительном экзамене.

По-прежнему будут учитывать средний балл аттестата, правда, неизвестно, в каком пересчете. То, что в этом году средний балл аттестата был приравнен по баллам к прохождению одного теста ВНО, в сущности, поломало систему оценивания в школе. 12-балльная система защищала учителя, родители не имели оснований требовать 12 там, где ребенок знал на 10, поскольку это ни на что не влияло.

Мы еще этой весной прогнозировали, что будут подделывать школьные журналы, что стремительно возрастет количество медалистов. Министерство не обнародовало официальные цифры по поводу медалистов (на запрос «Зеркала недели» от 8 июля с.г. относительно количества выпускников-медалистов в 2010 году ответа из МОН так и не дождались. — Авт.), но, по предварительным оценкам, по сравнению с предыдущим годом их стало больше где-то на 30%. Думаю, в следующем году будет несравнимо больше.

Согласно результатам нашего мониторинга, в течение трех предыдущих лет возросло количество посещений детьми библиотек. Родители объясняли детям: если они хорошо сдадут ВНО, то могут поступить в самый престижный университет без взятки. А теперь возвращаемся к старой философии «деньги решают все». Впрочем, на мой взгляд, слово «возвращаемся» является ключевым для нынешней команды».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме