О МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ ОБРАЗОВАНИЯ

Поделиться
В Украине активно работает зарегистрированная Минюстом международная общественная организация -...

В Украине активно работает зарегистрированная Минюстом международная общественная организация - Международная Кадровая Академия (МКА), которая является членом Европейской сети национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности Совета Европы/ЮНЕСКО. С ее президентом Георгием Щёкиным ведет беседу наш корреспондент.

- Георгий Васильевич, каковы основные задачи деятельности вашей международной общественной организации?

- Основной целью деятельности Международной Кадровой Академии как общественной организации является содействие всестороннему развитию личности, способной к сознательному социальному выбору, повышение на этой основе образовательного уровня нации, обеспечение предприятий и учреждений квалифицированными кадрами и их эффективная адаптация к духовному, социальному и экономическому опыту мирового сообщества. Отсюда главные задачи МКА: внедрение в Украине через своих коллективных и индивидуальных членов моделей и стандартов международного образования; содействие аккредитации учебных заведений и нострификации документов об образовании в соответствии с признанными в мире нормами, преодоление монополии отдельных образовательных и научных учреждений, реализация идей непрерывного образования, содействие подготовке специалистов и аттестации научно-педагогических кадров по международным стандартам, проведение рейтингов вузов, создание открытых и народных университетов; защита интересов своих членов.

- По объему и масштабу задач МКА должна действительно быть крупным общественным органом в сфере образования. Кто же состоит в вашей академии?

- Академия объединяет более 200 коллективных и индивидуальных членов. Среди коллективных наиболее широко представлены негосударственные вузы и другие образовательные организации Украины (более 40), которые объединены в созданную при МКА Ассоциацию руководителей учебных заведений. Создается также Ассоциация выпускников негосударственных вузов Украины, которая будет содействовать трудоустройству, профессиональному росту и непрерывному образованию своих питомцев. Среди индивидуальных членов МКА - народные депутаты и министры, губернаторы и мэры, украинские и зарубежные послы, ректоры вузов и руководители крупных организаций, которые одновременно являются признанными учеными в различных областях знания, а также специалистами в сфере международного образования.

- Что вы вкладываете в понятие «международное образование»?

Интеграционные процессы, происходящие в современном мире, ведут к определенной унификации среднего, высшего и последипломного образования на основе складывающегося мирового опыта. Известно, например, что во всех развитых странах мира, а сегодня и во многих постсоциалистических, получение среднего образования возможно лишь после 12-13 лет обучения. У нас же, по сути, сохраняется «сталинская десятилетка». В сфере высшего образования, где все большее распространение получает англо-американская модель, интеграционные процессы привели к созданию Европейской ассоциации международного образования. Разработаны и действуют в Европе программы подготовки «евроинженера» и «евроменеджера». За последние 10 лет ЮНЕСКО

и Совет Европы приняли ряд конвенций о взаимопризнании документов об образовании, ученых степенях и званиях. В развитие этих конвенций при МКА создан Нострификационный комитет, который в строгом соответствии с названными конвенциями проводит подтверждение документов об образовании гражданам Украины. Образцы выдаваемых МКА сертификатов о подтверждении полученного уровня образования в соответствии с международно признанными нормами находятся во всех 50 национальных центрах по академическому признанию Европейской сети ЮНЕСКО/Совета Европы.

- А существует ли «международный» диплом?

- В формальном, юридическом смысле нет, как, впрочем, не существует и «государственного» диплома. Ни в одном документе вы не найдете формулировки «государственный диплом». Речь всегда идет о документах, образцы которых утверждаются либо правительством, либо конкретным вузом, либо другой образовательной организацией. Хотя в сфере среднего образования давно уже существуют понятия «европейского бакалавриата» и «международного бакалавриата», документы которых признаются в более чем 100 странах мира и фактически носят статус международных. В сфере же высшего образования общепризнаны европейским сообществом рекомендации ЮНЕСКО по оформлению дополнений к дипломам, где обязательно отражается свыше 20 характеристик полученного уровня образования. Данные рекомендации подтверждены подписанной 11 апреля с.г. в Лиссабоне Конвенцией Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций высшего образования в европейском регионе. К сожалению, Минобразования Украины, введя с этого года новые образцы дипломов и аттестатов, не в полной мере использовало рекомендации и конвенции европейского сообщества по дополнению к дипломам, что и дальше может создавать нашим согражданам проблемы с их признанием за рубежом.

- В чем же видит выход из создавшегося положения Международная Кадровая Академия?

- Как я уже говорил, МКА через созданный при ней Нострификационный комитет с 1994 года проводит экспертизу различных документов об образовании (всех уровней) и своим сертификатом подтверждает право их владельца на продолжение образования или на занятие профессиональной деятельностью за рубежом в соответствии с полученной квалификацией. Кроме того, МКА разработан образец так называемого «евродиплома» и дополнения к нему, который согласован с Европейским центром высшего образования ЮНЕСКО (CEPES). Этот документ выполнен в строгом соответствии с европейскими конвенциями, и их обладатели всегда смогут оспаривать свои профессиональные и академические права согласно нормам международного права. А поскольку в Украине признано верховенство международного права над нормами национального законодательства, то «евродиплом» (название условное, наподобие «евровалюты», «еврооблигаций» и т.п.) получается более «статуснее», чем «госдиплом», во всяком случае в ближайшей перспективе. Да и, вообще, понятие «государственного» диплома во многом является анахронизмом и характерно в основном лишь для постсоциалистических и других «переболевших» тоталитаризмом стран. Дело в том, что сам по себе диплом не гарантирует трудоустройство и профессиональную карьеру. Он лишь дает возможность претендовать на определенное рабочее место, а последнее решение всегда зависит только от работодателя. Для нормального управленца и тем более предпринимателя совершенно безразлично, какого цвета диплом, главное - профессиональные качества его обладателя.

Хотя в этом деле встречаются и казусы.

- Какие же, например?

- Например, руководитель одного активно рекламируемого сегодня негосударственного вуза, в прошлом, кстати, защитившийся по истории КПСС и так и не сумевший разобраться в современных реалиях, «подымает крик» о том, что «международный диплом - это обман». Сам же, являясь руководителем одной из ассоциаций негосударственных вузов, зарегистрированной в обычном райисполкоме как коммерческая, по сути, структура, умудрился в прошлом году выдать дипломы этой ассоциации не одной сотне выпускников. Все бы ничего, демократия так демократия, но в тексте этого диплома были обнаружены орфографические ошибки, что позволило одной из газет назвать их дипломами «одесского образца». Понятно, что обладатель такого «международного диплома» не раз помянет «незлым тихим словом» и выдавшую его ассоциацию, и породившего его автора.

- Что же делать, чтобы оградить выпускников негосударственных вузов от «горе-деятелей» в образовании?

- Мировая практика накопила богатый опыт реформирования высшего образования и повышения его качества. И одним из главных уроков реформирования высшей школы всех развитых стран мира состоит в том, что самообновление и перестройка системы образования только «изнутри» практически невозможны. Поэтому и необходимы такие самодеятельные общественные организации, как МКА. А инструменты, обеспечивающие качество образования, известны. Это свободная и честная конкуренция вузов всех форм собственности, общественная аккредитация учебных заведений с использованием лучшего международного опыта, объективный и независимый рейтинг вузов, упрощение бюрократических процедур лицензирования и др.

Иными словами, образование - это дело не только государства, но и всего общества.

- Что делается в этом направлении вашей общественной организацией?

Во-первых, на основе лучшего опыта и совместно с международными и зарубежными

аккредитационными агентствами разработана и проводится общественная аккредитация вузов в соответствии с международно признанными нормами. Такую аккредитацию в Украине прошли уже 15 негосударственных вузов, выпускники которых, кстати, будут получать и «евродипломы», о которых мы говорили раньше. Во-вторых, проводится и постоянно совершенствуется рейтинг всех вузов страны независимо от формы собственности, результаты которого регулярно публикуются в СМИ, в частности журнале «Персонал». В-третьих, ведется работа по выявлению фактов взяточничества и коррупции в системе образования.

- О коррупции в образовании говорят много, но положение не улучшается, скорее, наоборот. Какое участие принимает ваша общественная организация в такой антикоррупционной работе?

- При МКА создан общественный оргкомитет «Чистые руки в образовании», куда вошли представители различных СМИ, профсоюзов, образовательных учреждений, Администрации Президента Украины. О создании такого оргкомитета были поставлены в известность Генпрокуратура, СБУ и МВД Украины, куда мы направляем поступающие в оргкомитет материалы. Планируем также к осени опубликовать некоторые данные по итогам проводимой нами акции.

- И много пришло материалов по акции «Чистые руки в образовании»?

- Итоги подводить пока рано, но уже сегодня в оргкомитет поступают материалы о фактах взяточничества и коррупции, прежде всего, при поступлении в госвузы. Однако имеются подобные сигналы и в отношении негосударственных институтов.

- А какие негосударственные вузы Украины, на ваш взгляд, уже сегодня работают на достаточно высоком уровне?

- Таких, к счастью, немало, и это подтверждается результатами проведенной международной общественной аккредитации. В Киеве это Академия труда и социальных отношений, Киевский экономический институт менеджмента, Межрегиональная академия управления персоналом, «Ажио-колледж». В других регионах - Высшая школа бизнеса (Алчевск), Никопольский институт управления, бизнеса и права, Черкасский институт управления бизнесом. В Харькове - Институт бизнеса и менеджмента, Социально-экономический институт, Харьковский коллегиум и др.

- Каким вам видится образование в Украине в XXI века?

- Я его вижу многогранным и разносторонним, на основе безусловно демократической и правовой системы управления, образованием с очень значительной ролью общественных организаций. Если Украина не пойдет по пути Беларуси, то, думаю, функции Министерства образования сосредоточатся только на разработке стратегических направлений, коррупция станет незначительной из-за прозрачности процедур лицензирования и расширения автономии вузов, отомрет тоталитарно-большевистская система «государственных» дипломов и «бюджетных» академиков, вузы будут доказывать свою состоятельность в открытой и честной состязательности под неусыпным контролем общества, которое станет настолько зрелым, что поймет - нет никакого будущего без образования и воспитания все новых и новых поколений наших сограждан.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме