КАК НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Поделиться
Эволюция ТРИЗ: от решения инженерных задач до основ науки о теории сильного мышления которая вызвала большой интерес...

Эволюция ТРИЗ: от решения инженерных задач до основ науки о теории сильного мышления

которая вызвала большой интерес. Одни читатели, в основном инженеры, знают о ТРИЗ как о методике решения технических задач. Педагогов заинтересовали возможности ТРИЗ как инновационной технологии для развития творческих способностей учащихся. Более подробно о ТРИЗ рассказывают авторы книг серии «Технология творческого мышления» Лариса Исааковна Шрагина («Логика воображения») и Марк Иосифович Меерович («Формулы теории невероятности»), член совета Международной ассоциации ТРИЗ от Украины (г. Одесса).

В нашем обществе сейчас как никогда возникла потребность в творчески мыслящих людях. Удовлетворить такую потребность может - и должна! - прежде всего система образования. Начинается поиск инновационных технологий в педагогике.

Неизбежность вовлечения большого числа активных участников как в творчество на производстве, так и в общественную жизнь определила основную концепцию таких инноваций: та система образования, которая раньше была элитарной и предназначалась для узкого круга людей, должна стать общедоступной. Без такой системы образования истинная демократия невозможна. Так что поиск методик, способных развивать творческое мышление, естественен и закономерен.

Этот поиск, в конце концов, свел вместе педагогику и техническое творчество, где генерирование новых идей и связанная с этим производительность интеллектуального труда - первейшая потребность. Напомним коротко, как появлялись и развивались методы технического творчества. Здесь четко прослеживаются две концепции.

В соответствии с первой концепцией развитие технических систем является следствием психических процессов, протекающих в мышлении изобретателей. Иными словами, сильные идеи возникают как «озарения» у выдающихся личностей с особым складом ума, процесс этот не поддается никакому изучению и тем более тиражированию. В результате создается культ «творческого процесса» и «творцов», возникает дифференциация по способностям и тесты с детского сада на «очень одаренных» и не очень...

Попытки активизировать психические процессы привели к созданию большого количества методов генерирования идей, основанных на случайном (хаотичном) поиске и переборе вариантов. Это так называемые методы проб и ошибок. Большинство из них в качестве основы используют мозговой штурм или морфологический анализ.

Основные недостатки методов психологической активизации творчества и перебора вариантов связаны с самим принципом этих методов - с хаотичностью выдвижения идей, с попыткой управлять заведомым хаосом, организовать «неорганизованное» мышление. Особенности мышления каждого изобретателя субъективны и индивидуальны, поэтому сформировать на их основе объективные законы управления творческим процессом невозможно.

В конце 40-х годов проблемой - как делаются изобретения - заинтересовался очень молодой инженер Г.Альтшуллер. Вот что он писал впоследствии: «Ученые и изобретатели, рассказывая о своей работе, с поразительным единодушием говорили о внезапном озарении, о невозможности не только управлять творческим процессом, но и понять, что это такое и как это происходит. И хотя о непознаваемости творчества высказывались люди, много сделавшие в науке и технике, я не поверил им, не поверил сразу и безоговорочно.

Почему все познаваемо, а творчество непознаваемо?»

Чтобы выяснить, почему одни технические системы функционируют и продолжают развиваться, а другие (большинство!) умирают на стадии опытного образца (а иногда не дожив и до него), был проведен скрупулезный анализ десятков тысяч патентов - описаний продукта изобретательского процесса. В результате анализа сформировался основополагающий для всей методологии технического творчества взгляд на процесс совершенствования объектов техники не как на психические процессы, происходящие в мышлении изобретателя, а как на их закономерный переход из одного состояния в другое. Точно так же, как происходило развитие и совершенствование живых организмов... И был сделан вывод: технические системы развиваются по всеобщим диалектическим законам и не подчиняются субъективной воле человека.

Придя к такому выводу, Г.Альтшуллер сформулировал концепцию науки о развитии технических систем: «Технические системы развиваются по объективно существующим законам, эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых технических систем».

Был выявлен ряд закономерностей (такая работа продолжается в настоящее время), и на их основе начата разработка «науки об изобретательстве». Эти законы сформулированы и сведены в систему законов развития технических систем - ЗРТС. Основные из них:

1. Развитие технических систем происходит в направлении повышения уровня идеальности выполняемой функции.

2. Развитие технических систем происходит как выявление и разрешение противоречий.

Эволюция техники, таким образом, подтвердила общие положения объективной логики Гегеля: предметный мир определяет характер действий с ним. Более того: проведенные недавно исследования показали, что развитие не только технических, а всех искусственных систем, в том числе систем управления, образования и любых других, происходит по тем же законам.

Выявленные ЗРТС легли в основу принципиально нового направления эвристики - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ТРИЗ процесс решения задачи построен как четкая программа по выявлению и устранению логических и диалектических противоречий, сведя к минимуму все субъективные факторы. В результате происходит четкая локализация конфликта, лежащего в основе задачи, и его предельная обостренность, что придает программе высокую эвристическую ценность. Число вариантов решений, которых на этапе постановки задачи могло быть сотни и тысячи, после разрешения противоречий сокращается до нескольких, из которых выбирается подходящий.

Основной инструмент ТРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). АРИЗ - это комплексная программа последовательных операций по выявлению и устранению противоречий, которая включает в себя целую систему инструментов для проведения анализа: психологических, логических, информационных... И на каждом этапе анализа отсекается часть «пустых» вариантов, слабых, компромиссных, и остаются только самые сильные решения, изначально ориентированные на идеальный конечный результат.

Объективность ЗРТС, лежащих в основе ТРИЗ, обеспечивает ей способность устранять недостатки методов случайного поиска и перебора вариантов. Но «расплата» за эффективность методики достаточно высока: необходимый уровень квалификации, позволяющий работать с ТРИЗ, достигается только после специальной и длительной подготовки. Однако продолжительная работа с ТРИЗ формирует в результате особый стиль мышления, который распространяется на анализ и поиски решения любых других проблем.

Необходимость соблюдать определенную последовательность выполнения мыслительных операций для эффективного анализа проблемной ситуации дает возможность рассматривать процесс мышления как технологический процесс и формировать навыки выполнения этих операций через систему упражнений так же, как формируются навыки выполнения специфических операций в любой другой профессии.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту получать такие же результаты. Уже из самой постановки задачи видно, что ТРИЗ может быть использована с целью формирования культуры творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса мыследеятельности. Так возникла идея об обратной задаче, педагогической: методами ТРИЗ, в частности активным использованием АРИЗ, формировать навыки творческого мышления сначала в ходе специальных занятий, а позднее - непосредственно в учебном процессе. Такая возможность подтверждается результатами исследований американских психологов: креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал.

Так зарождаются основы науки о Теории Сильного Мышления.

В настоящее время разработана методика на основе ТРИЗ, состоящая из комплекса упражнений для развития мышления и воображения. Процесс обучения направлен на осознание каждого хода мысли, а в целом - на формирование культуры мышления как результата целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

Формирование навыков, которые определяются психологами как качества творческой личности, обеспечивает комплекс из двух систем упражнений. Отличительной особенностью комплекса является:

1. Направленность на развитие воображения как главного компонента творческого мышления.

2. Упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно-функционального подхода, что создает, помимо развивающего, еще и обучающий эффект.

3. Наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий как одного из основных факторов творческого интеллекта. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций (АРПС).

Внедрение методики проводится на обучающем семинаре в форме интеллектуального тренинга. В результате тренинга у слушателей формируются навыки творческого мышления, что позволяет применять его в системе образования для подготовки всех категорий работников системы образования - от детских дошкольных учреждений до школ и вузов.

Интерес к возможностям применения ТРИЗ в учебном процессе растет, и конференция, которая прошла в г.Ривне, - тому подтверждение. Уже нет сомнения в том, что весь комплекс ТРИЗ с ее объективностью базовых законов, четкой логикой алгоритма, системой упражнений на развитие мышления и воображения могут стать основой новой, такой необходимой в настоящее время науки - Теории Сильного Мышления.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме