ЧАСТНАЯ ШКОЛА В ИНТЕРЬЕРЕ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ

Поделиться
Частное обучение. Оно входит в нашу жизнь - и от этих реалий никуда не деться. Другое дело: входит ли...

Частное обучение. Оно входит в нашу жизнь - и от этих реалий никуда не деться. Другое дело: входит ли оно как цивилизованная частица учебно-воспитательного процесса в Украине или же, прикрываясь интригующими названиями и «альтернативными» ценами за обучение, прячет за своим респектабельным фасадом обыкновенное мошенничество. Примеры этому, к сожалению, есть, Кстати, недавно на одной из улиц Киева наткнулась на объявление об открытии «англо-хореографического лицея». И тут же, в стиле объявления, возник вопрос: в нем что, обучают английскому, танцуя?

Но не будем ограничиваться эмоциями. чтобы наш разговор носил профессиональный характер, я пригласила для беседы начальника отдела учебных заведений нового типа Министерства образования Бориса Чижевского.

Взгляд официальный

- Борис Григорьевич, вам, наверное, уже пришлось побывать во многих частных школах. Чем они отличаются от обычных учебных заведений?

- Юридический статус учебных заведений частной формы собственности согласно существующему законодательству определяется в двух плоскостях. Это, во-первых, интеграция с общей системой образования и, соответственно, со всеми научно-исследовательскими учреждениями, просветительскими центрами. Во-вторых, наблюдается неподтвержденная, амбициозная критика системы образования Украины со стороны частных заведений. Она направлена на то, чтобы доказать: частное образование создает что-то свое, оригинальное, новое… Как правило, такая критика делается на заказ. Но хорошо то, что большинство учебных заведений частной формы собственности устремлено на сотрудничество с государственной системой образования.

- Что больше всего запомнилось из «особенных» учебных планов частных школ?

- Используются традиционные - к этому их принуждает соблюдение госстандартов образования. Параллельно вводятся нетрадиционные курсы - логика, риторика, основы философских знаний, религиеведение и др., не говоря уже о преподавании нескольких иностранных языков, владении компьютерной техникой. В то же время наблюдается тенденция обучения на «уровне идей». Как правило, оно происходит без программ, учебников, соответствующего научного обеспечения. И все это тут же проектируется на детей. Вот пример. В Днепропетровске имеется Школа Рерихов, о которой уже не раз говорилось в прессе. Ну, представьте себе, чем может закончиться обучение, когда детям вдалбливают мысль о том, что им могут открыть «третий глаз»?..

Теперь такой аспект. Заведения частной формы собственности могут существовать не только за счет родителей, но и использовать средства тех или иных банковских структур, а также, что не менее важно, зачислять на обучение детей-сирот, полусирот, детей с малообеспеченных семей. А еще научиться цивилизованно, как это принято в международной практике, подходить к критерию денежных поступлений, когда никто из родителей и детей не знает - сколько кто платит за обучение… Вот это была бы настоящая реклама!

- Что вам импонирует в деятельности частных учебных заведений и что вы можете отнести к негативным тенденциям?

- Хорошо, что за последние пять лет в частных учебных заведениях появилось много педагогических инициатив. Их, к сожалению, в государственной системе образования нет возможности финансировать. Кроме того, по линии частных школ уже не первый год проводятся олимпиады, соревнования для детей младшего школьного возраста. Появляется много новых учебников, пособий, создаются новые формы и методы обучения, которые можно спроектировать на наши малокомплектные школы, особенно сельские. Существенным есть и определенный элемент конкуренции как между государственными и частными заведениями, так и между частными. Другое дело, что в своеобразной «перестройке» психологии нуждаются представители государственных органов управления, общественность, просвещенцы. Она сводится к тому, чтобы спокойно уяснить себе: заведения частной формы собственности имеют право на жизнь и деятельность, поскольку выполняют ту же функцию, что и государственные.

К негативным тенденциям, думаю, можно отнести так называемую «дань моде». Я имею в виду сверхувлечение зарубежными методиками, системами. У нас появились школы Монтессори, Вальдорфская педагогика и тому подобное. Я ничего не имею против «одалживания» зарубежных методик и принятия их в отечественной практике. Это закономерное явление между цивилизованными странами. Но у нас складывается другая парадоксальная ситуация. Мы говорим о педагогике Сухомлинского, Русовой, Ващенко… Но знаем ли мы их произведения, идеи и то, как их нужно воплощать в жизнь?..

Побывав на многих международных олимпиадах, конкурсах и т.п., я убедился, что у нас есть что пропагандировать. Есть и соответствующие разработки, и гениальные находки. И ценить их, в первую очередь, должны мы. Беречь, развивать и передавать, как принято в международной практике, следующему… 20-му поколению.

- Очень кстати теперь вас спросить о проблемах частной школы…

- В период ее становления с юридической точки зрения было сделано целый ряд нарушений. Прежде всего, большинство из них зарегистрировано как малые предприятия или как товарищества с ограниченной ответственностью да еще и закрытого типа. Поэтому по всем статуправлениям они попали в ранг коммерческих структур, которые, как известно, платят большие налоги. То есть, первая проблема, которую нужно решить, это - перерегистрация их и получение статуса образовательных заведений. Надо также навести порядок и с названиями. В Киеве, к примеру, имеется «Киевская гимназия-коллегиум Артиум-инг». Тут уже речь идет не столько о сложности названия и о том, что тамошние педагоги не видят разницы между названиями «гимназия» и «коллегиум», сколько о принципе подхода к образованию. Ведь они совсем разные в учебных заведениях одного и другого направления.

- Немало слухов об иногда фантастической плате за обучение в частных учебных заведениях. Но я о другом: в состоянии ли контролировать эту сумму министерство? Ведь не секрет, что она не всегда отвечает образовательным услугам?..

- Мы не только можем это контролировать, но в соответствии с действующим законодательством обязаны это делать. Другое дело, что мы этот вопрос еще детально не изучили. Количество частных школ постоянно растет, сегодня их в Украине около 90. И, действуя по принципу «не навреди», мы решили тщательно изучить как международную практику, так и отечественный опыт. Но сегодня уже готовится положение об учебном заведении частной формы собственности, где и будет учтено то, что вас интересует.

- И все-таки, какой должна быть плата за обучение в частных учебных заведениях?

- Она не должна превышать 60% от стоимости обучения конкретного ученика. Но, к сожалению, на сегодняшний день частные учебные заведения существуют лишь за счет родительских средств. И проблема в том, чтобы шире использовать средства частного сектора, инвестиции, участие в разнообразных международных программах и проектах под эгидой ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского союза, поскольку прямое финансирование нашего государства или минимально, или вообще отсутствует. Правда, есть еще непрямое финансирование с госбюджета, поскольку заведения обеих форм собственности действуют в едином правовом поле. Государство способствует участию частных учебных заведений в различных образовательных проектах, программах, приглашает учителей на конференции, семинары, совещания, а детей - на районные, областные, международные олимпиады, конкурсы и т. п., которые, как известно, проводятся на государственном уровне. Или: в приобретении учебников, пособий, школьной формы и пр. государство тоже не делает разницы между формами собственности. Это и есть непрямое финансирование.

- А должно ли государство контролировать оплату за обучение в частных образовательных заведениях?

- Оно контролирует. Это и налоговая инспекция, и прокуратура, районные и областные образовательные структуры. Международная практика свидетельствует, что учебные заведения частной формы собственности подлежат не только финансовому, лицензионному, методическому контролю, но и политическому. А это значит, что их деятельность не может носить антигосударственный, антигуманистический, антиморальный, антидуховный или антинациональный характер.

Взгляд частный

Я связалась по телефону с председателем Международного благотворительно фонда «Частное образование», директором Одесской частной школы «Интеллект» Татьяной Иосифовной ЕГАНОВОЙ.

- Какие проблемы волнуют сегодня частную школу?

- Это, в первую очередь, несовершенство существующего законодательства. В последней редакции закона, где речь идет о предпринимательстве, доходах и налогообложении, частные школы отсутствуют, вернее, они не выделены отдельной строкой. Это значит, что они приравнены к коммерческим лавкам. Отсюда - все наши проблемы, поскольку такое приравнивание требует и соответственного налогообложения. К примеру, мы хотим на льготных условиях, то есть за меньшую плату или бесплатно, обучать детей-сирот, с малообеспеченных семей. Но за все это мы все равно должны платить налог. Где же тут логика? Или - частная школа хочет улучшить свою материально-техническую базу: купить мебель, компьютеры и т. п. Но все это она может приобрести лишь с дохода, который, как известно, облагается 30% налогом. Где же тут разумное основание?

- Не хотите ли вы сказать, что частным учебным заведениям приходится «защищаться» от закона? Не с этой ли целью организован фонд?

- В некоторой степени. Ибо до тех пор, пока законодательство не признает частную школу образовательным заведением, ни о каком цивилизованном подходе к этому делу говорить нельзя. А фонд мы организовали в основном как центр взаимосвязи - информационной, методической, и в конце концов психологической. Это помогает нам решать ряд существенных проблем. Например, организацию тех же совещаний, конференций с целью обмена опытом в учебе и работе…

- А входит ли в планы фонда помощь материальная?

- Нет. Но есть желание у руководителей частных школьных заведений собраться и очень серьезно обсудить наши финансово-экономические проблемы. С этой целью готовим семинар в ближайшие месяцы 1998 года…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме