ЗА ПЕРЕКОПОМ ДЛЯ НАС ВОДКИ НЕТ? ОБ ОСОБОЙ РОЛИ АКЦИЗА В ЖИЗНИ КРЫМА

Поделиться
Акциз — важный бюджетообразующий налог в любой стране мира. Это прямой налог на товары, имеющие особые и устойчивые потребительские свойства и, соответственно, пользующиеся повышенным и гарантированным спросом...

Акциз — важный бюджетообразующий налог в любой стране мира. Это прямой налог на товары, имеющие особые и устойчивые потребительские свойства и, соответственно, пользующиеся повышенным и гарантированным спросом. Именно поэтому его значение и роль в Крыму совсем не те, что в жизни любой другой области Украины, ведь полуостров ежегодно посещают за курортный сезон до 5 млн. приезжих, часто с деньгами, специально отложенными для приобретения именно подакцизного товара («Эх, погуляем на курорте!»). И это дает возможность практически задаром повысить поступления в бюджет: знай себе, разливай и завози в магазины эти самые подакцизные товары — обычно спиртное и сигареты! — и коси денежку в казну. Но не все так просто на деле, как в мечтах …

Например, за восемь месяцев текущего года в Крыму получено 156,1 млн. гривен акцизного сбора по всем видам товаров, что на 84,3 млн. больше, чем за тот же период прошлого года. Причем основная доля приходится на акцизный сбор с ликеро-водочной продукции — 133,3 млн. (85,4 процента), что на 78,9 млн. больше прошлогоднего. От реализации вина получено 12,7 млн., (в 2000-м — 9,4 млн.), пива — 5,2 млн. против 2,6 млн. в прошлом году, от табака и табачных изделий — 4,9 млн., в то время, как годом раньше — 4,5 млн.

А вот и парадокс: суммарно от продажи шоколада, кофе и другой подакцизной продукции пищевой промышленности поступило… менее 1 тыс. гривен. Пьем, даже не закусывая? Посмотрим же пристальней, что творится в отраслях, выпускающих подакцизные товары.

Статистика отрасли

Ликеро-водочная продукция. Понятно, что рост акцизных поступлений напрямую связан со вступлением с сентября прошлого года в эксперимент для производителей подакцизных товаров, который проводится в Крыму. Смысл его состоит в том, что по решению Верховной Рады автономии, пока Крыму дано право распоряжаться всем своим акцизом, предприятия стимулируются тем, что при достижении определенного базового уровня объемов этого налога и при условии постоянного его наращивания крымский бюджет возвращает им половину сумм, которые превышают базовый уровень. В результате за восемь месяцев с. г. объем производства водки и коньяков возрос в натуральном выражении почти вдвое и достиг 2,7 млн. декалитров. Это произошло в основном за счет роста объемов в фирме «Союз-Виктан» (в 1,9 раза), удельный вес которой в объеме производства подотрасли составляет 97,2 процента. Предприятие работает в условиях экономического эксперимента с августа 2000 года, его производственные мощности используются на 90 процентов. В бюджет «Союз-Виктан» перечислил 130,6 млн. гривен акцизного сбора.

По сути, предприятие можно признать монополистом в отрасли. Например, объем производства на Азовском ликеро-водочном заводе за это время составил только 335,4 тыс. гривен, что в оптовых сопоставимых ценах значительно выше уровня предыдущего года. Однако производственные мощности на нем используются только на 1,4 процента. В ноябре 2000 года завод участвовал в эксперименте, а в 2001-м из-за проблем со сбытом ни разу не выполнил его условий и, соответственно, не получал финансовой поддержки. А ведь раньше этот завод платил до 12 млн. гривен налогов в бюджет автономии!

На других предприятиях дела и того хуже. Совместное предприятие «Интавр» (на базе мощностей ОАО «Атланта») в течение последних двух лет снижает объемы производства. Остальные ликеро-водочные заводы (АОЗТ «Таврида», ЗАО «ЛВЗ «Лидия») в этом году к работе не приступали.

Пивоваренная промышленность. За этот год объем производства здесь увеличился на 28,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2000-го. Рост объемов произошел в основном за счет ОАО «Пивобезалкогольный комбинат «Крым» (30 процентов), что позволило предприятию получить прибыль на уровне 1,6 млн. грн. ОАО «Евпаторийский пивобезалкогольный завод» прекратил выпуск подакцизной продукции, а ОАО «Керченский пивзавод» практически не работает, находясь в стадии банкротства.

Винодельческая промышленность. Когда-то виноделие Крыма было одним из существенных источников пополнения бюджета. Однако сокращение государственной помощи сельскому хозяйству сказалось на виноградарстве, а нехватка собственных оборотных средств для расширенного воспроизводства и поддержки существующих виноградников привела к уменьшению урожайности, сокращению валовых сборов ягод. За последнее десятилетие площадь виноградников в плодоносящем возрасте сократилась на 25,3 процента, валовой сбор винограда — на 43,2, урожайность — на 23,8 процента.

В винодельческой подотрасли Крыма производство коньяка увеличилось в нынешнем году на 14,7 процента (117 тыс. декалитров); а вот производство виноградных вин снизилось — на 5,2 процента (1 млн. декалитров).

Есть несколько факторов, которые сдерживают развитие виноделия. Во-первых, считают в Минэкономики Крыма, не полностью задействован организационно-управленческий фактор. По мнению многих специалистов, весь виноградовинодельческий комплекс автономии должен бы развиваться по одной согласованной программе, иметь общую стратегию, но она, к сожалению, еще не выработана.

С другой стороны, низкая покупательная способность населения как бы содействует насыщению внутреннего рынка некачественным импортным и фальсифицированным вином, но затрудняет и производство, и реализацию высококачественных массандровских вин. А жесткие квоты, высокие ставки акцизного и таможенного сборов усложняют экспорт их. В текущем году проявилась тенденция к падению производства шампанского — больше чем на четверть в натуральном выражении. Здесь сказались проблемы с тарой — теперь бутылку приходится закупать в Молдове, а это дополнительные затраты, к тому же появились сложности с приобретением пробки. Серьезный урон нанесен также фальсификацией игристых вин. Проявилось и новое явление на этом сегменте рынка — вытеснение шампанского слабоалкогольными дешевыми напитками, типа смесей алкоголя с соками, ориентированными в основном на небогатого покупателя.

И все-таки, по мнению Совета министров Крыма, главнейшей из причин падения объемов производства и реализации ликеро-водочной продукции, за исключением фирмы «Союз-Виктан», является неготовность крымских предприятий к сложившейся высокой конкуренции на внутреннем рынке как Украины, так и Крыма…

Табак и табачные изделия. Заметная доля в объеме акцизного сбора принадлежит ОАО «Феодосийская табачная фабрика»: в текущем году произведено сигарет в 1,7 раза больше, чем в прошлом (тогда было падение примерно на 20 процентов к 1999-му). С июля 2001-го предприятие участвует в эксперименте и после планового ремонта этой осенью намечает и дальше наращивать объемы производства, что позволит бюджету до конца года получить 7,2 млн. гривен акцизного сбора.

Технология конкуренции

Основная конкуренция между крымскими и другими украинскими предприятиями-производителями наблюдается на водочном «сегменте». Так, на ликеро-водочном рынке Крыма активно действуют Немировский ликеро-водочный завод, имеющий множество дилеров в Крыму, Кировоградский ликероводочный завод, опирающийся на партнеров в Севастополе, Симферополе, Керчи, производственно-коммерческая корпорация «Алко» (г. Киев), Золотоношский, Ивано-Франковский, Винницкий ликероводочные заводы, фирма «Гетьман», которыми также созданы оптовые фирмы-дилеры, получающие продукцию в широком ассортименте со скидкой от заводской цены, отсрочкой платежа и активной рекламной поддержкой.

Таким образом, вытеснение подакцизных товаров крымских производителей с собственного рынка происходит за счет ввоза очень дешевой аналогичной продукции из других регионов. По всей видимости, на территорию автономии ввозится также большое количество водки и вина, произведенных нелегальным путем без уплаты производителем акцизного сбора, вследствие чего резко уменьшилась наполняемость бюджета из-за фактического перетока финансовых средств в теневой оборот, считают в правительстве автономии. Огромный урон торговым маркам крымских производителей наносится именно фальсификацией, что привело к подрыву авторитета крымской продукции.

По данным правительства Крыма, в 1998 году от отравления фальсифицированной водкой на полуострове умерли 251 человек, а в прошлом — уже примерно 500 человек. На специальном совещании в правительстве отмечалось, что «производители фальшивой водки объявили войну Крыму, а поэтому следует объявить настоящую ответную войну фальсификаторам спиртных напитков». Рескомитет по защите прав потребителей предлагает ввести специальную территориальную маркировку ликеро-водочной продукции, однако специалисты сомневаются: техника подделки дошла до такого уровня, что у фальсификаторов любые марки, в том числе акцизные, получаются даже более качественными, чем оригиналы. Следовательно, кроме роста непроизводительных затрат, территориальная маркировка ничего не даст. Вместе с тем следует признать, что действенного механизма борьбы с фальсификатом до сих пор не изобрели…

Для поддержки местных производителей подакцизных товаров министерство экономики крымского правительства предлагает принять срочные меры. По мнению его специалистов, необходимо создание более благоприятных экономических условий в виде льготного кредитования, предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов, снижения ставок местных налогов и сборов, предоставления льгот по налогообложению по некоторым видам налогов на определенный срок в рамках действующего законодательства. Пришло время упорядочить методику проверок со стороны контролирующих органов и силовых структур в отношении местных производителей и эффективнее бороться с нелегальным производством алкогольных напитков и подпольным ввозом спирта в Крым. Минэкономики намечает для себя проведение глубоких рейдов-проверок предприятий розничной и оптовой торговли, при которых выясняется вся цепочка: происхождение товара, его качество и документальное оформление. Предлагается даже пойти на такую меру, как первоочередный расчет с крымскими торгующими предприятиями за продукцию, полученную от крымского же производителя. Минэкономики считает, что местные предприятия должны получать любую поддержку со стороны органов государственной власти в решении всех проблем, возникающих при ведении хозяйственной деятельности — акциз, видимо, того стоит!..

Учитывая, что Верховная Рада Украины дала право Крыму оставлять в этом году весь акциз в бюджете автономии, а следовательно, правительство АР имеет право самостоятельно устанавливать его размеры, Министерство экономики с целью повышения конкурентоспособности крымской продукции и увеличения поступлений в бюджет предлагает вернуться к режиму особого налогообложения этих предприятий. Т. е. считает целесообразным уменьшить ставки акцизного сбора с крымской продукции при одновременном увеличении объемов ее вывоза за пределы Крыма и росте поступления налогов в бюджет за счет этого вывоза.

Конечно, крымский эксперимент с акцизом очень выгоден с экономической точки зрения, однако с нравственной — весьма сомнителен. Во-первых, он ведет к перекосам бюджета, непомерно увеличивая в нем долю именно алкогольного (точнее именно водочного!) акциза в ущерб другим поступлениям. Получая «легкие» алкогольные деньги, финансисты не очень-то думают о росте других налогов, механизмах стимулирования качества и конкурентоспособности прочих крымских товаров. Не потому ли местный рынок наполняется большей частью за счет ввоза одежды, обуви, мебели, техники из-за рубежа. Во-вторых, что в конце концов для Крыма ценнее: прославиться собственной фирменной водкой, что вполне реально, или, может быть, приобрести авторитет именитого производителя более полезных для общества товаров, скажем, фирменной крымской одежды? Это тоже реально, но, конечно, сложнее. Однако эксперимента для швейных фабрик еще никто не придумал. Водку разливать легче. Получается, идем по старому советскому пути: надо наполнить бюджет — разливай горькую? Поэтому так и недовольны на полуострове завозом алкогольной продукции (причем, более качественной) с «материка»: дескать, за Перекопом для крымчан водки нет и не должно быть...

Но правильно ли это? Конечно, нет. Крымские производители не имеют права монополии на местный рынок, а крымский потребитель имеет право приобретать продукцию других регионов. Так же как и покупатели других областей имеют право приобретать у себя крымские вина и водки — были бы они качественными и конкурентоспособными. Вся проблема в том, чтобы перекрыть путь фальсификатам и чтобы «некрымская» продукция уживалась на крымском рынке с местными водкой и вином. Как говаривали в советскую старину, побольше товаров и разных! Единственное — чтобы «без обмана»…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме