Война на рельсах, или почему от ОАО «Галол» осталось лишь одно название

23 июля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 29, 23 июля-30 июля 2004г.
Отправить
Отправить

С октября минувшего года более трехсот работников бывшего открытого акционерного общества «Гало...

С октября минувшего года более трехсот работников бывшего открытого акционерного общества «Галол», расположенного в Дрогобыче на Львовщине, отстаивают свои права, время от времени перекрывая движение поездов на отрезке Львов—Трускавец, ибо другого пути решения своих многолетних проблем не видят. Правда, после пятой акции, завершившейся решительным «нет» правоохранительных органов и прокуратуры, протестанты ограничиваются сходками и мирными переговорами с властями, на которые все же стягивается внушительное количество милицейского подкрепления. Но многочисленные обещания к положительному результату пока не привели. В чем суть конфликта?

До приватизации Дрогобычский опытный завод был предприятием в химической отрасли перспективным. Занимаясь разработкой и производством присадок к моторным маслам, антиоксидантов, моторных гидравлических, трансмиссионных масел и целой серии масляно-охладительных растворов для обработки металлов, он входил в государственный концерн «Бронетехника Украины». Но с рыночным плаванием что-то не заладилось. Будучи приватизированным одним из первых в области (еще в 1993 году) и превратившись в ОАО «Галол», предприятие решительно покатилось вниз, накапливая долги перед коллективом, бюджетом, кредиторами. Хотя и на сегодняшний день оборудование, технологии отвечают спросу, сохранился коллектив специалистов, есть потребность в продукции. А вот самой продукции нет.

Результаты деятельности всплыли «на поверхность» в октябре 2001 года, когда по иску Дрогобычского городского управления Пенсионного фонда Украины хозяйственный суд Львовской области возбудил против «Галола» дело о банкротстве и наложил арест на его банковские счета и имущество. Кредиторов в списках завода значилось достаточно, однако крупнейшим было ЗАО «Автолизинг Украины», расположенное в Киеве. Оно и приобрело право инвестора (санатора) в лице своего представителя — управляющего санацией, чтобы восстановить кредитоспособность предприятия.

Началась процедура санации. Как обычно в таких случаях, был составлен план выхода из кризиса, график погашения долгов, привлечения инвестиций и прочее. Коллектив, состоявший в то время из 450 профессионалов (до приватизации здесь работали 900 человек), воспрянул духом. В городе областного значения с профессией химика не разбежишься, поэтому те, кто работал на «Галоле», нередко посвящали ему всю свою трудовую жизнь. Но оздоровления не получилось. Окончился положенный полуторагодичный срок санации, а результаты были практически нулевыми. Люди оставались с невыплаченными им долгами, производство едва тлело, кредиторы терпеливо ждали…

Впрочем, за это время произошли интересные вещи, о которых коллектив узнал из ответа прокуратуры только в конце 2003 года. Оказалось, что еще в июле 2002-го председатель профсоюзного комитета завода Ирина Черхавская передала «Автолизингу Украины» права трудового коллектива, касающиеся выплаты задолженности по заработной плате в сумме 666 тыс. грн., которую санатор решил реструктуризировать и выплачивать в течение последующего года. Передачу прав узаконил в августе того же года хозяйственный суд Львовской области. Такие действия профсоюзного лидера привели к необратимым для коллектива последствиям, что не замедлило сказаться. Присовокупив себе «голоса» трудового коллектива, «Автолизинг Украины» приобрел решающее право, фактически выйдя из-под опеки совета кредиторов, хотя последние пытались протестовать и оспаривать решение. А коллектив остался «безголосым» и не мог уже себя защищать, не мог быть услышанным.

Из реестра кредиторов профсоюзный комитет ОАО «Галол» был исключен 13 августа 2002 года, а 22 августа, всего через несколько дней, тот же хозяйственный суд Львовской области утвердил мировое соглашение между ОАО «Галол», которое подписал управляющий санацией, и комитетом кредиторов в лице его председателя, согласно которому (по данным прокуратуры Львовской области) должнику частично списывались долги предприятия перед кредиторами. Это вызвало очередной протест последних, но их голос вновь не был принят во внимание судебными органами. Такое мировое соглашение должно было означать окончание санации и оздоровление предприятия, хотя практически ничего не изменилось.

А дальше — еще интереснее.

28 августа 2002 года согласно договору купли-продажи целостный имущественный комплекс ОАО «Галол» был продан в результате проведенного конкурса (о котором мало кто слышал) управляющим санацией И.Полищуком за 2,5 млн. грн. ООО «Межотраслевое предприятие «Энерготехпром» (г.Киев). А уже на следующий день, 29 августа, новый собственник перепродает предприятие следующему владельцу — ООО «ФК-Групп» (г. Киев). Протесты по этому поводу других кредиторов были отклонены. Между тем оказалось, что санацию предприятия нужно продолжать, и 11 марта 2003 года хозяйственный суд Львовской области продлил ее сроки до конца 2003 года…

Результаты оздоровления печальны и по сей день. Производство находится на точке замерзания, хотя новая структура и приняла на работу 100 рабочих с прежнего предприятия. Остальные числятся на старом «Галоле», от которого сохранилось лишь название. Все оборудование и другое имущество, оставшееся от некогда небедного завода, принадлежит «ФК- Групп», зарегистрировавшей в Дрогобыче свой филиал как ООО «ФК-Групп» —завод «Галол». И это новое предприятие как бы не имеет никакого отношения к старому, которое, кстати, официально не ликвидировано, а поэтому людей не увольняют, не сокращают, не урегулируют с ними трудовые отношения, так что они не могут перейти на другую работу или стать на учет в службах занятости, оформить пенсии. За простой предприятия им тоже никто не собирается платить.

Новый собственник не спешил выполнять свои обязательства перед трудовым коллективом и рассчитываться по старым долгам. Только после «рельсовых» акций с декабря 2003 года он частично начал погашать задолженность (на сегодня — это более 500 тыс. грн.). В апреле 2003 года, по данным финансовых органов, задолженность по заработной плате (с новыми долгами) составляла 1 млн. 486 тыс. грн. И люди в категорической форме требуют решить их проблемы.

Коллектив долго ждал и молчал, веря, что согласно мировому соглашению долг будет погашен до 31 июля 2003 года, затем их попросили подождать до 5 сентября… и т.д., и т.п. Парадокс, но числящихся за «Галолом» рабочих на территорию предприятия не пускают, отказывают в выдаче справок для судов, где работники хотят оспаривать свои права, коль другого выхода нет. Кажется, все в области знают о проблеме «Галола», но вместе с тем ничего не меняется. Поэтому в октябре 2003 года инициативная группа работников предприятия создала свою общественную организацию — «Галол» за справедливость», которая начала активно и настойчиво действовать.

— Мировое соглашение стало для коллектива не инструментом оздоровления, а петлей на шее, — говорит Оксана Новосад, член инициативной группы, начальник научно-опытной лаборатории, проработавшая на заводе 30 лет. — Статья 19 Закона Украины «О банкротстве» предполагает, что при продаже целостного имущественного комплекса предприятия все трудовые соглашения переходят к новому собственнику. Сегодня на старом «Галоле» нет оборудования, которое можно было бы продать и рассчитаться с людьми, хотя основные фонды сохранены. Эти проблемы должен решить новый инвестор. Всеми силами мы старались сохранить наше предприятие, работали, хоть и далеко не с полной нагрузкой, вплоть до октября прошлого года — и не за счет инвестиций нового хозяина или налаженного процесса. Фирма-санатор приобрела завод за 2,5 млн. грн., хотя, по нашим сведениям, его реальная оценочная стоимость — 18—20 млн. грн. Таким образом «Автолизинг Украины» возвратил себе то, что должен был ему «Галол». К слову, нам очень интересно было узнать, что и первого, и нынешнего санаторов на заводе представляет один и тот же человек — Анатолий Башловка, вице-президент Всеукраинской ассоциации социальной и экономической помощи предпринимательству, директор ООО «Автолизинг Украина» и собственник «ФК-Групп». Как это объяснить? У себя купили и себе продали? Управляющего санацией И.Полищука мы на предприятии практически не видели. Где отчет санатора о проделанной работе, где реальный результат санации? Почему ни в чем неповинные люди должны страдать?

В разбирательство с «Галолом» вовлечены структуры всех уровней, вплоть до высших, суды, прокуратура, но пока все очень неопределенно. Все говорят о многочисленных нарушениях, которые нужно доказать. Из ответа прокуратуры г. Дрогобыча известно, что по факту злоупотребления служебным положением и невыплаты заработной платы 25 июня 2003 года заведено уголовное дело на бывшего управляющего санацией И.Полищука. В отношении акций, принадлежащих трудовому коллективу, тоже наметилась ясность: регистратором акционеров на «Галоле» было ЗАО «Славянский дом», которое ныне прекратило свое существование. Реестр акций управляющему санацией передан не был.

На сегодняшний день по требованию Дрогобычской межрайонной прокуратуры назначена комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выясняются обстоятельства и законность отчуждения целостного имущественного комплекса и судьба акций трудового коллектива ОАО «Галол». Олег Денега, начальник отдела надзора за расследованием уголовных дел Львовской областной прокуратуры сообщил, что 28 июня 2003 года прокуратура г.Дрогобыча открыла уголовное дело по факту невыплаты заработной платы работникам ОАО «Галол». Создана следственно-оперативная группа, дело находится на постоянном контроле у прокурора области. КРУ Дрогобыча, а также налоговая инспекция города проводят комплексную проверку предприятия. Сколько она будет длиться, неизвестно. Слишком много эпизодов нужно проверить и слишком много нарушений.

Заместитель председателя Львовской облгосадминистрации Игорь Маковецкий говорит, что сегодня главная задача львовских властей — снять социальную напряженность на предприятии. Администрация области требует у новых собственников погасить в кратчайшие сроки задолженность по заработной плате и другие долги и наконец-то приступить к финансово-экономическому оздоровлению завода. На сегодняшний день долги перед рабочими составляют около 700 тыс. грн., но есть еще задолженность перед Пенсионным фондом, долги за вынужденные простои и многое другое. Собственники брали на себя обязательства урегулировать весь комплекс вопросов, были назначены конкретные сроки. Но они свои обязательства не выполняют так, как должны были бы выполнять. А в последние несколько недель вообще уходят от какого-либо общения.

Однако и в нынешней, казалось бы, безнадежной ситуации у предприятия есть перспектива. Во всяком случае, в их продукции заинтересованы военно-промышленный комплекс, «Укрзалізниця», но чтобы получить эти заказы, нужно работать. Пока же «Галол» — типичный пример неэффективной приватизации (и таких в области немало), когда тяготы постприватизационного процесса несут массы, а «сливки» снимают единицы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК