ЦЕНЫ НА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ РАСТУТ, КАК ИЗ ВОДЫ СОБСТВЕННО, ИЗ ВОДЫ ОНИ ПРАКТИЧЕСКИ И РАСТУТ

Поделиться
Чувствовать себя хозяином собственного кошелька — согласитесь, достаточно удобно и комфортно. Мо...

Чувствовать себя хозяином собственного кошелька — согласитесь, достаточно удобно и комфортно. Можно распределить все расходы и (хорошо бы!) даже отложить какие-то средства на предвиденный отпуск или непредвиденный случай.

Но рассчитывать можно лишь тогда, когда ты достаточно реально знаешь пределы необходимых трат и надеешься, что они останутся как минимум в тех же рамках. И если кто-то внезапно вторгается в этот наш условный кошелек «в одностороннем порядке», то есть без предупреждения и конкретного обоснования, становится очень неуютно.

Вот уже несколько месяцев киевлян лихорадят квартирные счета, получаемые ежемесячно от ЖЭКов. Точнее — стремительный взлет сумм в этих счетах в подавляющем большинстве случаев. И это при том, что столичная квартплата и так самая высокая в стране.

ЖЭКи и ЖЭО объясняют повышение тем, что на большинстве домов устанавливаются приборы учета полученных воды и тепла во исполнение распоряжений Киевской городской администрации, в свою очередь выполняющей соответствующее постановление Кабинета министров. Раньше, мол, платили по нормативам, а теперь в доме устанавливается счетчик на входном разветвлении водоснабжения и фиксирует, сколько воды использовали жильцы в течение месяца. А потом все делится на количество жильцов в каждой квартире. Причем это касается тех граждан, у которых в квартирах нет своих «приборов учета» воды. Жильцы со счетчиками платят только согласно их показаниям.

И разгневанные «бессчетчиковые» жильцы, чей кошелек заметно пострадал, решили защищаться. Сначала они обратили свое негодование на ЖЭКи: мол, не хотим оплачивать ваши расходы на омовение асфальта или поливание клумб возле дома. А затем взялись за депутатов горсовета: почему не отстаиваете наши интересы?

Обращений к столичным избранникам было столько, что вопрос вынесли на депутатские слушания. А поскольку формат слушаний носит лишь рекомендательный характер, то состояние расчетов и усовершенствование организационно-правовых отношений в системе жилищно-коммунальных услуг было решено обсудить отдельно, на сессии Киевсовета. С обязательными к исполнению решениями.

Этой зимой нам всем было теплее.
А вы и не заметили?

Боюсь разочаровать тех горожан с квартирными счетчиками, которые считают, что подорожание из-за общедомовых приборов учета потребления воды — это не их головная боль. Увы, им тоже не следует расслабляться. Как сообщил начальник Управления по вопросам ценовой политики Киевской городской госадминистрации Василий Яструбинский, в Киеве скоро будут произведены перерасчеты за прошлый отопительный сезон. «Я даже боюсь сейчас называть эти цифры, — признался он, — потому что пока картину имеем угрожающую для потребителя: по предварительным прикидкам, на каждую квартиру надо будет выставить дополнительно по 70—100 гривен». Получается, как в одном известном анекдоте про черные и белые полосы: оказывается, недавние повышенные счета — то была еще белая полоса…

Стало быть, дорогие киевляне, минувшей зимой нас грели, как никогда раньше, прямо-таки подрумянивали. Сто гривен все же — не пара копеек… А вы что, не заметили? Странно. Да и я, признаться, в своем панельном доме не заметила, потому что наш маленький электрообогреватель работал всю зиму, неплохо грея, но еще лучше накручивая счетчик электроэнергии и таким образом принося дополнительные денежки все тому же отопителю — «Киевэнерго». И поэтому мне еще следует доплатить за такую любезность?

Что же это за начеты на потребительскую голову?

На самом деле это результат недоговоренностей основного треугольника — теплоснабжающих организаций, водоснабжающих и жилищных. И еще некоторых прорех в законодательстве, потому что существует целый ряд несогласованностей в документах Минэнерго, Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и существующих правил по предоставлению услуг. К примеру, такое понятие, как «горячая вода» и природа ее производства, нигде четко не прописано, что вызывает значительные разночтения. Трактуемые каждой из сторон в свою пользу.

Согласно правилам предоставления населению услуг водо- и теплоснабжения, утвержденным постановлением Кабинета министров, исполнителя таких услуг в конкретном регионе определяют местные органы власти. Распоряжением Киевской городской госадминистрации (КГГА) №1261 таковыми в столице были определены: по снабжению тепловой энергией — акционерная компания (АК) «Киевэнерго», по снабжению холодной водой — открытое акционерное общество (ОАО) «Киевводоканал».

Еще одним своим распоряжением в 2000 году горадминистрация определила тарифы на эти услуги. Кстати, по оценке руководителя Киевского городского отделения Антимонопольного комитета Украины Николая Лисицкого, Киев в этом смысле идет впереди всех регионов. Распоряжение, в котором упомянутые тарифы были раскрыты, — их структура, все, что заложено в них, к примеру, проведение сверок приборов учета и проч., — это был принципиальный шаг вперед. На основе данного документа были сделаны перерасчеты за 2001 год, и многие, наверное, помнят, что киевлянам было возвращено около 20 млн. гривен за недоданные услуги.

На нынешнем этапе в соответствии с распоряжением горадминистрации № 1626 (об улучшении состояния расчетов) ОАО «Киевводоканал» должно выставлять счета за холодную воду, которая является сырьем для производства горячей воды, поставщику горячей воды, а также внести в установленном порядке с 2000 года изменения к составленным договорам с потребителями горячей воды с учетом выставленных платежей за горячую воду и водоотвод. Так сказано в распоряжении.

То есть цепочка такова: «Киевводоканал» должен выставлять счета за холодную воду, которая идет на производство горячей воды, акционерной компании «Киевэнерго», она же как теплоснабжающая организация должна выставлять жилищно-эксплуатационным организациям счета за фактически потребленный объем горячей воды.

Но — в жизни все иначе. Во-первых, «Киевэнерго» за полученную холодную воду платить не жаждет и пока что не платит. Во-вторых, вопреки распоряжениям, счета жилищным организациям оно выставляет не за фактически потребленный объем горячей воды, а за затраченные им (на обогрев воды и отопление) гигакалории тепла. Ну не нравятся компании тарифы, принятые городской властью: она воспринимает их как посягательство на свою вотчину и не сдается. Заместитель генерального директора — президента АО «Киевэнерго» Николай Руль так и сказал: Киевская горадминистрация изначально неправильно определила тарифы. Энергетики, отметил он, выставляют счета, исходя из нормативов тепловой нагрузки, определенных ведомственным научно-исследовательским институтом. А что правительство отдало прерогативу решения тарифного вопроса местной власти — ну, так, как говаривал классик, «что он Гекубе, что ему Гекуба?» Краник-то тепла у энергетиков…

Даже перспектива обсчитывать расход тепла не по квадратуре, а по объему квартир «Киевэнерго» не вдохновляет. Это практически ничего не изменит, считают там. И упорно продолжают присылать счета жилищным организациям в гигакалориях по известным только им нормативам. Получит ЖЭО от них табулограмму с цифрой в 100 гигакалорий, повертит ее туда и сюда, а откуда взялась эта цифра, понять не может. И никто ей не спешит объяснить.

Вот откуда берет начало то самое разночтение в платежах, вот почему над всеми нами висит дамоклов меч возможной значительной доплаты.

То есть факт прост и традиционен: в качестве отправной точки «Киевэнерго» принимает сугубо свои интересы и напрочь забывает о сопредельных интересах других отраслей, связанных с ним одной цепочкой. Зато порывается разобраться по-взрослому с должниками. Во всяком случае, город переживает бум судебных тяжб между ЖЭО, «Киевэнерго» и «Киевводоканалом» за горячую воду. Один из последних примеров — иск «Киевэнерго» к ряду жилищных хозяйств Оболонского района на сумму 77 млн. гривен. Думаю, результат превзошел все ожидания: районный суд принял решение о том, что 8 млн. 464 тыс. гривен… «Киевэнерго» должно вернуть управлению жилищного хозяйства района. Это если учитывать услуги по нормативным документам, а не рекомендациям ведомственного института.

Впечатляет и другой пример. Чтобы получить сравнительные данные, городское отделение Антимонопольного комитета добилось (не без настойчивого давления на уважаемую организацию) установки в одном из двух рядом стоящих и практически одинаковых, в одно время сданных домов приборов учета на отопление. После снятия показаний разница составила от 30% ежемесячно до трех раз. В пользу, конечно, дома со счетчиками. А средний показатель за год — 1,7 раза.

После этого руководитель отделения попросил у энергетиков детальные расчеты на тот дом, где нет приборов учета. Ответа ждет уже два года…

Не в пользу тепловиков свидетельствовали и их почти что коллеги по «горячему цеху» — газовщики. Пять лет назад, сообщил директор коммунального предприятия «Киевгаз» Егор Иваненко, они решили отказаться от услуг «Киевэнерго» и перешли на автономное отопление нескольких баз и лабораторного корпуса «Киевгаза». Для этого установили автономные отопительные котельные. Сразу же расходы сократились втрое: на одной из баз стали платить 5 тыс. гривен в месяц вместо 15. Вот уж действительно приходится задуматься — что в этих тарифах заложено?

Когда будет бабушке Юрьев день?

Но не всем удается так легко и мирно расстаться с поставщиком тепла (практически монопольным). По крайней мере, жилищным организациям цивилизованная разлука не светит. По свидетельству председателя правления одного из жилищно-строительных кооперативов Днепровского района столицы Николая Пронина, они в 1997 году пытались отказаться заключать договор с «Киевэнерго», так арбитражный суд в приказном порядке велел это сделать.

В свое время, считает заместитель главы горадминистрации Михаил Голица, произошло не что иное, как закрепощение потребителя. АК «Киевэнерго», АО «Киевводоканал», частное предприятие «Укр-Кан-пауер» чуть ли не силой заставили коммунальные предприятия подписать с ними договора, но фактически это лишь принуждение собирать деньги, а не юридический документ в нормальном понимании слова. Если жилищная организация недостаточно взимает платежей с жильцов — следуют штрафы и (или) принудительное отчуждение имущества. Если же поставщик не выполняет своих обязательств в полной мере — ему за это ничего не будет. Потому что не предусмотрено в договоре. И нет механизма расторжения этого документа.

Но даже у крепостных крестьян был Юрьев день — перехода от одного помещика к другому. Когда такой Юрьев день наступит для жилищных организаций — потребителей коммунальных услуг? Думается, когда взаимоотношения будут поставлены в четкую правовую плоскость, с юридически выверенными и обоснованными контрактами между потребителями и поставщиками ресурсов. С четкими тарифами и «прозрачными» табулограммами, из которых понятно, за что следует заплатить. Ведь директора коммунальных предприятий сегодня — не только субъекты хозяйствования. Они, согласно законодательству, — органы административно-хозяйственного управления и контроля (!). Но мало кто об этом вспоминает. Поэтому монополисты и пользуются этим бездействием. Как говорится, грех было бы не воспользоваться…

С другой стороны, как свидетельствует представитель ЖСК Николай Пронин, отношения жилищных организаций с ресурсопоставщиками носят неравноправный, дискриминационный характер. Первые постоянно сталкиваются с тем, что выставленные энергетиками счета и табулограммы не совпадают с теми суммами, которые оплатили жильцы согласно нормативам. Алгоритм составления табулограмм неизвестен. Но оспаривать счета и акты «Киевэнерго» крайне сложно. Оболонцам, можно сказать, повезло, что суд принял решение в пользу ЖЭО. А вообще-то довольно частой является картина, когда в судах юристы фирмы-поставщика ресурсов намеренно затягивают процесс, потому что существующая нормативная база позволяет различное толкование.

Создается парадоксальная ситуация: с одной стороны, энергетики настаивают на том, что сегодняшние тарифы покрывают только 60% их затрат. Николай Руль утверждал на депутатских слушаниях, что даже если не будет задолженности по квартплате, но при этом предприятие-поставщик будет получать 60, а не 100 процентов необходимых денег, то никто на этот рынок не придет работать и вкладывать в это деньги не будет.

В то же время АК «Киевэнерго», хотя ему должны 500 тыс. гривен, живет и довольно неплохо себя чувствует. Заместитель председателя КГГА Михаил Голица сослался на разговор с одним из руководителей достаточно высокого уровня, который сказал ему как бы доверительно: даже если мне миллиард будут должны — я все равно буду жить. Возможно ли такое по здравой логике, спрашивал зампред, и в какой еще стране?

И еще о тарифах. Вы будете смеяться, но в начисляемых нам суммах за тепло (тех самых, которые энергетики считают неправильными и недостаточными) заложен не только труд, но и отдых работников уважаемой отрасли. Это так называемые «другие операционные расходы». Туда сегодня разрешено включать непрямые расходы, в том числе и содержание, к примеру, оздоровительных учреждений или баз отдыха. Степень в этой графе личной скромности учреждения или здравого смысла его руководителя неизвестна — сколько именно этих «других расходов» вкладывается в рекреацию или по какому еще назначению используется, никто не сообщает.

Г-н Яструбинский предлагает, чтобы орган, который утверждает тарифы (в нашем случае КГГА), определял и нормативы тех самых «других операционных расходов». Считает он возможным разрешить поставщику закладывать туда деньги на содержание курорта в Крыму — его право. Но необходимо это обосновать, да и разумные пределы обозначить, скажем, 5% от общего тарифа. Иначе поставщик может захотеть списывать на этот отдых себя, любимых, миллионы.

А и Б на коллективной трубе

Впрочем, к поставщикам воды у жилищных организаций тоже накопилось немало претензий. Особенно, когда в домах начали устанавливать общие домовые счетчики.

Еще в 2001 году, в ходе подготовки к переходу на расчеты по счетчикам, городская власть приняла распоряжение, в котором предприятиям вменялось в обязанность (а районным властям следовало проконтролировать исполнение) провести ревизию трубопроводов, ремонт арматуры и проч. Но сегодня понятно, что это было сделано далеко не в полном объеме. Ибо как иначе объяснить, почему в некоторых домах по расчетам расходов получается, что один гражданин потребляет 900 литров воды в сутки?

В том же распоряжении была поставлена задача в течение двух месяцев разработать методику, как снимать с платежей населения за потребляемые услуги по холодному и горячему водоснабжению стоимость той воды, которая теряется в связи с разрывами в распределительных сетях застроек и внутренних домовых сетях. Прошло уже более полугода, но такой методики нет.

Вот и выходит, что хорошие распоряжения, направленные на благое дело, дискредитируются вследствие недостаточного контроля и низкой исполнительской дисциплины. И главное — теряется доверие жильцов к защищающей их интересы (по идее) местной власти.

Сегодня ЖЭО не устают оправдываться и объяснять гражданам, что в их тарифы не включается полив двора и клумбы, причем жильцы верят далеко не всегда. Они также не понимают, почему им приходится дополнительно оплачивать каждый протекающий кран или сливной бачок у соседа или на другом этаже. Во всяком случае, ЖЭК должен побеспокоиться о том, чтобы произвести необходимый ремонт. Не все граждане знают, что, уплатив за воду, они уже автоматически уплатили и за замену прокладки в текущем кране, что это уже вошло в стоимость воды. А ведь пенсионеры с их скудным бюджетом подчас не вызывают сантехника как раз потому, что не могут выделить на это лишней пятерки.

Есть еще один больной вопрос — больной не столько из-за денег (хотя и их жаль переплачивать), сколько в виду бесцельной траты ресурса. К примеру, я почти каждый раз, открывая кран горячей воды, чувствую себя если не преступником, то, по крайней мере, человеком грешным. Но грех мой невольный: холодный душ выдерживают разве что моржи, поэтому минут семь-десять, пока не нагреется, вода из горячего крана льется впустую.

В моем доме — 16 этажей и 126 квартир. Вы представляете, сколько воды зря выливается в каждой из них за те семь-десять минут? И такой дом, к сожалению, в Киеве далеко не один.

Поэтому моя семья пока что не спешит устанавливать в квартире счетчики потребляемой воды. Да, впрочем, и по другой причине: мне непонятно, почему на меня возлагаются обязанности все это оплатить, а потом (хорошее придумано для жильцов развлечение!) собственными силами возить их на ежегодную поверку. И я начинаю тихо подозревать, что водопоставщикам совсем не хочется, чтобы в моей квартире стояли эти приборы учета. Их больше устраивает «норма потребления», раз эта процедура учета настолько усложнена.

Удивительный пример для подражания! Непонятно только, почему им не воспользовались другие. К примеру, почему продовольственный магазин не требует от нас приносить с собой для покупок свои весы. И периодически приезжать с ними просто на поверку.

Ну а то, что квартирные счетчики воды удешевляют квартплату, я знаю на примере своих друзей, у которых они стоят уже как минимум по году. С нашим расходом воды их показания не сравнить, хотя моются и стирают те потребители не меньше.

Поэтому трудно не согласиться с председателем ЖСК из Днепровского района Николаем Прониным: необходимо обеспечить прозрачность и обоснованность тарифов. Должен быть проведен аудит, который бы убедил киевлян, что они платят реальную цену, а не оздоравливают «в нагрузку» организацию-поставщика ресурсов.

Киевские власти сейчас пытаются решить вопрос кардинально: главных оппонентов процесса сделать союзниками. К следующему году будет создан единый теплоэнергопоставляющий комплекс, в состав которого войдут нынешние предприятия АК «Киевэнерго», ОАО «Киевводоканал» и КП «Киевгаз». Глава столичной администрации Александр Омельченко надеется, что такая структура будет боеспособнее и уж точно сможет реагировать на технологические проблемы и колебания тарифов.

А нам остается надеяться, что нас избавят от «оброка» на тепло и воду с неизвестными составляющими.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме