Слово «реформы» у многих наших сограждан давно вызывает аллергию. Какую реформу ни возьми — земельную, жилищно-коммунальную, пенсионную или любую другую, — Украина, наверное, впереди планеты всей по изучению опыта и громогласным обещаниям. При этом каждую зиму большинство горожан решают проблемы с теплом в домах, а правительство — с поставками газа. Может, кто-то надеется, что за 14 месяцев до президентских выборов наши центральные власти договорятся между собой и выдадут на-гора нечто дельное? Ну-ну.
Любому здравомыслящему человеку ясно, что для проводимой из центра реформы, которая предполагает кропотливую, каждодневную, системную работу, сейчас не лучшее время. Между тем, как говорят медики, движение — это жизнь. И она во всем своем повседневном многообразии ни на миг не замирает на самом нижнем и во многом обделенном властными и финансовыми полномочиями уровне — региональном. Здесь не «заморачиваются» по поводу президентского «трона», а потому лучше слышат людей и больше мотивированы на реформу и на успех. А еще здесь ближе и достижимее практический результат.
Именно «на места» обратили свой взор представители Фонда «Эффективное Управление», подготовив и начав нынешней осенью реализацию проекта повышения конкурентоспособности двух регионов. Одна модель реформирования будет создаваться и обкатываться на областном уровне, на Донетчине, другая — на городском, во Львове. И как знать, возможно, уже через несколько лет апробированные подходы к реформированию могут быть успешно внедрены и в других уголках страны.
Цели ясны, задачи определены
Чем отличается этот региональный проект от множества других, с большим или меньшим успехом реализованных в Украине в разные годы? Главное, на наш взгляд, отличие — в особенном подходе к постановке проблем.
— Фонд «Эффективное Управление» финансируется частным бизнесом. Учредителем Фонда является Ринат Ахметов, выделивший на пять лет работы организации 50 млн. долл., — рассказывает директор Фонда Наталья Изосимова. — На эти деньги Фонд привлекает в Украину лучших независимых мировых экспертов и мировую практику. Причем обращаю ваше внимание именно на слово «практика». «Эффективное Управление» — не академический институт, который занимается исследованиями ради исследований. Задача Фонда — правильно выбрать проект и найти в мире исполнителя, который справится с поставленной задачей лучше других.
Готовясь к запуску этого проекта, мы провели большой прозрачный тендер, встретились почти со всеми мировыми экспертами в вопросах повышения конкурентоспособности регионов, изучили их предложения. Выбор пал на компанию Monitor Group. Менеджмент и Международный консультативный совет Фонда пришли к выводу, что именно у этой международной компании есть оптимальная для Украины, и вообще лучшая в мире, практика решения задач регионального развития.
Фонд финансирует работу международных экспертов, которые приглашены участвовать в проекте. С первых дней они работают не для клиента, а вместе с клиентом. Мы рассчитываем, что представители регионов совместно с Monitor Group выработают не только продуманную, профессионально составленную долгосрочную стратегию развития, но и четкий план действий, как эту стратегию реализовать. Региональная власть получит практические знания и навыки, чтобы потом самостоятельно продвигать проект.
— Есть еще один важный момент, — продолжает г-жа Изосимова. — Экономический рост — это не абстракция. Это развитие отдельных отраслей, а в рамках этих отраслей — конкретных компаний. Но чтобы стимулировать такой рост, нужны инвестиции. Со своей стороны, инвестор должен понимать, в какие отрасли инвестировать и почему.
Мы поможем регионам раскрыть перед инвесторами свой потенциал. Компания Monitor Group реализовала подобные проекты во многих странах, поэтому, кроме пакета таких материалов для инвесторов, поможет привлечь инвесторов во Львов и Донецкую область.
Для нас важно, чтобы все ключевые участники проекта с самого начала активно в нем участвовали. Поэтому в каждом регионе мы создали консультативный совет, куда вошли представители местной власти, бизнеса, СМИ, образовательных заведений. Первые заседания этих советов состоялись 12 ноября во Львове и 14-го — в Донецке. Они являются площадкой для обсуждения промежуточных результатов проекта.
— Почему Фонд выбрал именно Львов и Донецкую область? — поинтересовались мы у Натальи Изосимовой.
— Это было сделано на основании всеобъемлющего анализа конкурентоспособности регионов Украины, который Фонд «Эффективное Управление» провел вместе с Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Затем Monitor Group по своей методике еще раз оценила экономический потенциал всех областей нашей страны. В результате выбор пал на Донецкую область и Львов.
Оба эти региона отвечают трем основным критериям. Во-первых, в регионе должен существовать запрос на такой проект — и от местной власти, и от регионального бизнеса, и от региональной элиты. Ведь тут мало только хотеть, главное — мочь. Во-вторых, эти регионы располагают всеми необходимыми экономическими ресурсами и сформированной местными властями экономической и административной базой. У них также есть опыт и потенциал для осуществления таких проектов. Экономика этих регионов имеет положительное влияние на экономический рост всей страны.
Наконец, их позитивный опыт реализации проекта смогут использовать другие регионы, ведь в дальнейшем мы рассчитываем применить обе модели экономического развития в других областях и городах Украины. Поэтому мы и выбрали регионы с двумя различными экономическими моделями.
Наша цель — не только выработать стратегию и бизнес-план, но и помочь регионам реализовать их на практике. На первый этап проекта отводится полгода. Именно за это время будет заложен фундамент успешного экономического роста в последующие пять-десять лет.
Monitor: первые шаги в Украине
Думаю, части нашей читательской аудитории многое скажет имя Майкла Портера — гарвардского профессора и гуру современной теории конкурентоспособности. Так вот, Майкл Портер был одним из тех шести предпринимателей, которые в 1983 году создали компанию Monitor Group. Она специализируется на проектах повышения конкурентоспособности экономик, а также занимается инвестированием.
«Monitor Group помогает организациям расти» — так формулирует компания свою миссию. И, кроме всего прочего, растет сама: 30 офисов по всему миру, 1,5 тыс. консультантов-профессионалов.
За последние два десятилетия специалисты Monitor Group воплотили в жизнь 175 проектов в 58 странах. И какими бы ни были отраслевые и страновые различия, им всегда удается выявить то золотое звено, которое поможет клиенту найти новые силы для экономического роста.
С октября 2008 года эта международная компания взялась за реализацию проекта в Донецкой области и Львове. Однако поскольку он сейчас на самом раннем этапе — диагностики, в нашей беседе с партнерами Monitor Group Эндрю Свортом и Куртом Дасселом мы то и дело возвращались к предыдущим проектам и к тому, насколько они похожи — не похожи на нынешний украинский.
Г-ну Сворту, руководителю «львовско-донецкого» проекта от Monitor Group, памятна работа в Южной Африке, где в 2001 году компания занималась повышением конкурентоспособности туристического сектора по заказу национальной туристической ассоциации. Одним из главных действующих лиц проекта был министр туризма, отметил исследователь, тем самым акцентируя внимание на практически универсальном правиле: максимально задействовать в проекте бизнесы, местные власти, общественные организации.
Э.С. — До начала нашей работы туристическая отрасль в Южной Африке вообще не развивалась, зато по ее окончании стала демонстрировать бурный рост. Так, в 2001—2003 годах ежегодно количество туристов увеличивалось на шесть процентов, тогда как в 1998—2000 годах — лишь на 0,3% в год.
Для сравнения: в Австралии в 1998—2000 годах количество туристов ежегодно росло на 5,2%, а в 2001—2003 годах этот показатель снизился до -1,1%.
В беседу включается г-н Дассел. В основном он занимается региональными проектами в Соединенных Штатах, в частности, реализовал проект по заказу правительства штата Южная Каролина.
К.Д. — Для этого проекта мы создали группу из примерно ста бизнес-лидеров и представителей властей штата, которую возглавили губернатор и руководитель крупной компании. Мы определили индустриальные кластеры и входящие в них компании. Десять-пятнадцать руководителей компаний из каждого кластера собирались и обсуждали, как снизить затраты на ведение бизнеса и повысить его конкурентоспособность.
Читатели, вам интересно, чем все закончилось? В поисках ответа на вопрос, как сделать бизнес более конкурентоспособным на фоне засилья китайской продукции, бизнесмены и чиновники из Южной Каролины пришли к выводу, что сокращение затрат не всегда является ключом к успеху. В итоге власти штата упростили процедуру принятия необходимых для бизнеса законодательных решений, что положительно сказалось на его развитии. Впоследствии Торговая палата штата даже заявила, что год реализации проекта стал самым плодотворным в плане принятия необходимого законодательства.
Ну а другой палочкой-выручалочкой стало… образование.
К.Д. — Мы также пришли к выводу, что важным фактором улучшения ведения бизнеса является повышение качества среднего образования. В итоге в Южной Каролине увеличили расходы на образование и организовали комитет для сбора средств на образование.
— Ставка на образование для повышения конкурентоспособности срабатывает только в США или в других странах тоже?
К.Д. — Этот подход применим везде. Вначале нужно оценить уровень подготовки населения, и уже исходя из этого — инвестировать в образование. Так, изначально Китай делал ставку на количество рабочих рук. Однако со временем китайцы поняли, что для устойчивого экономического роста нужны инновации и квалифицированные кадры.
— В Украине многие считают, что основные проблемы вытекают из неэффективной структуры экономики, высокой энергоемкости и изношенности оборудования. Или это не так?
Э.С. — Именно над этим вопросом мы и работаем. Проект рассчитан на шесть месяцев, так что делать выводы еще рано.
К.Д — Мы сформулируем свое видение развития регионов на 10—15—20 лет. А также определим приоритеты и риски.
— Были ли у Monitor Group неуспешные проекты?
Э.С. — Успех зависит от умения всех участников проекта работать в команде. Главное — определить и найти решение пяти-шести ключевых проблем. Я имею в виду их оптимальное количество. В некоторых регионах набиралось под триста проблем, и люди терялись, не зная, с чего начать и как действовать дальше. Нужно уметь сосредоточиться на основных проблемах — тогда будет ясно, над чем работать.
Региональная диагностика
На первый взгляд, не составляет труда выделить приоритетные звенья цепи и на Донетчине, и во Львове. В промышленном сердце страны 51% в структуре производства занимает металлургия. Плюс угольная и химическая промышленность. В центре украинской духовности и культуры очень сильны научная и образовательная сферы, есть предпосылки для развития туризма.
Однако в действительности все не так просто. Привычно считая Донецкую область локомотивом отечественной промышленности, мы как-то упускаем из виду такую деталь, как качество жизни и конкурентоспособность в широком смысле этого слова. А вот эксперты ВЭФ потрудились над цифрами и пришли к выводу: 12490 грн. валового регионального продукта на душу населения (2005 г.), что на 30% выше среднеукраинского уровня, и производимые здесь 13% ВВП страны компенсируются на Донетчине низкими показателями в здравоохранении и образовании, а также невысокими рейтингами в сфере инноваций и развития бизнеса.
Так что в смысле конкурентоспособности наш самый богатый регион — всего лишь крепкий середняк (седьмое место из 12 обследованных областей). Его оценка по методике ВЭФ — 4,07 балла — почти соответствует среднеукраинской.
Четвертое место в рейтинге конкурентоспособности 12 областей Украины с результатом в 4,14 балла занимает Львовщина. И 6657 грн. (2005 г.) валового регионального продукта, что почти вдвое меньше донецкого показателя, наталкивают на мысль, что богатство и конкурентоспособность — далеко не тождественные понятия.
На фоне несомненных позитивов (качество высшего образования, уровень развития науки и бизнеса) главным препятствием для предпринимательства на Львовщине исследователи называют коррупцию. А еще указывают на серьезные проблемы на рынке труда. Утечка «мозгов» и относительно высокий уровень безработицы — две стороны одной, не самой приятной для области медали.
Вряд ли эти и другие обнародованные в мае выводы явились откровением в регионах. Ведь для своего проекта Фонд «Эффективное Управление» выбирал не просто не ленивых, а продвинутых, думающих, тех, кто понимает необходимость стратегического планирования и в меру своих сил занимается им. Более того, оба областных центра готовятся принимать матчи Евро-2012, а Донецк — еще и юношеское европейское первенство 2009 года. А это и европейский, без преувеличения, уровень требований, и ответственность.
И все-таки, почему так важен проект?
— Я разговаривал с несколькими аналитиками международных компаний, и они подтверждают мою мысль: это престижно, что Monitor Group сотрудничает с Львовским горсоветом, несет абсолютно новые для нас стандарты, новое понимание проблем, — говорит городской голова Львова Андрей Садовый. — Это как при подготовке к восхождению: чтобы легко двигаться вперед, нужно знать, что у тебя есть, и все хорошенько сложить. Иначе и идти будешь долго, и спину лямками натрешь...
Началась интересная работа — и для Monitor Group, и для городских властей, экономистов Львова. При системном анализе ситуации возникает много интересных мыслей, и мы с нетерпением ждем, когда можно будет услышать первые выводы. Специалисты из Monitor Group видели разные страны, разные города, они очень системно работают. Мы уже с первых встреч почувствовали, насколько важно и поучительно для нас это общение.
С нового года мы начали разработку стратегии развития Львова с коллегами из Вильнюса, поскольку, на наш взгляд, среди постсоветских столиц именно в этом городе наблюдается очень хорошая динамика. И уже сегодня, начав работу с Monitor Group, видим, какие элементы нужно усиливать.
Первый результат работы над проектом Фонда «Эффективное Управление» мы ожидаем в конце первого квартала следующего года. Городские власти хотят получить не просто советы, а четкий план действий по повышению конкурентоспособности Львова.
Надеюсь, мы сможем четче оценить доходы, которые может получать наш город. Например, наш партнер Краков принял в прошлом году 10 млн. туристов. Если каждый турист потратил в нем хотя бы 100 евро — получается миллиард. Я убежден: после европейского первенства по футболу, пусть не в 2013-м, а в 2014 году, мы тоже сможем принять 10 млн. туристов. Но к этому нужно готовиться, зная, куда вкладывать средства, куда направлять инвесторов.
На сотрудничество с Monitor Group г-н Садовый смотрит с большим оптимизмом. И все же считает, что это только начало. Как вице-президент Ассоциации городов Украины, он обещает все лучшие львовские наработки передать коллегам из других городов.
Мнение председателя Донецкого областного совета Анатолия Близнюка в целом сходное, но с региональной спецификой. О чем только мы с Анатолием Михайловичем не переговорили — и о спаде в металлургии и связанном с ним снижении доходов сотен тысяч людей, и о необходимости срочно делать новую гидроизоляцию на канале, питающем всю область водой Северского Донца. И о непривычно невысоком месте наиболее развитого промышленного региона в рейтинге конкурентоспособности.
— Monitor Group — это специалисты мирового уровня, которые в 58 странах формировали для государства и бизнеса политику развития. Их подход чрезвычайно важен для меня, поскольку они не зациклены на проблемах региона, его специфике. Они, как доктор, который точно делает два надреза, устраняет причину болезни и в тот же день отпускает больного домой. У нас так нельзя. Потому что по инструкции не положено.
Наши болевые точки общеизвестны — это угольная и металлургическая отрасли. Мы так же, как и Фонд «Эффективное Управление», инициировали поиск стратегии и готовились вместе с наукой, руководителями предприятий искать выход из сложной экономической ситуации. Мы понимали, что когда 51% в структуре региона составляет металлургия, плюс уголь, электроэнергетика, — это тяжело. И предложения Фонда «Эффективное управление», Monitor Group будут касаться именно этих отраслей.
Свою задачу председатель Донецкого облсовета видит в объединении усилий, создании площадки для совместной работы. Какой кластер ни возьми — машиностроительный, металлургический или сельскохозяйственный, — на Донетчине есть что посмотреть и с кем пообщаться. Задача местных руководителей — предложить исследователям самое широкое поле возможностей. На выбор. Можно встретиться с топ-менеджерами компании, где выстроена вертикально интегрированная схема по производству свинины, или побывать у фермера, использующего новейшие технологии при выращивании овощей. И параллельно — обязательно замерить «общую температуру по больнице», пообщавшись с теми, кто все еще работает по старинке.
Американские исследователи еще выскажут свою точку зрения и пропишут для области свои рецепты. Но г-н Близнюк убежден, что силами предприятий одной отрасли, будь это даже металлургия-кормилица, дело конкурентоспособности с места не сдвинешь:
— Я на миллион процентов уверен, что нельзя все сводить к одному перспективному кластеру. В октябре на международном саммите в Донецке я спросил представителей Deloitte и Ernst& Young — какой кластер наиболее перспективный? Мне ответили — сельское хозяйство. Металлургию никто не назвал. Как бывший директор завода, я мог бы вам долго рассказывать о металлургии и экономике, но поверьте, они у нас построены не на тех принципах, что во всем мире.
А Monitor назовет вещи своими именами. И это преимущество, их и наше. Потому что мы увидим реальную картину, а не пожелание каких-то очень больших чиновников. В их предложениях, я уверен, будут выделены как минимум три-четыре кластера, которые позволят решать задачи диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности региона.
— Так вы и сами все знаете, Анатолий Михайлович.
— Они назовут вещи своими именами. И самое главное в этой ситуации — чтобы государство услышало это авторитетное мнение и сказало, что у нас не все «ладушки». У нас действительно есть проблемы. И мы совместно с Фондом «Эффективное Управление» предлагаем варианты их решения.