Повышение цен на проезд: нет, нет и еще раз нет! Но только до выборов…

10 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 36, 10 сентября-17 сентября 2004г.
Отправить
Отправить

Еще весной нынешнего года на городских маршрутах Днепропетровска официально работали 1800 микроавтобусов и около 350 автобусов малой, средней и большой вместимости...

Еще весной нынешнего года на городских маршрутах Днепропетровска официально работали 1800 микроавтобусов и около 350 автобусов малой, средней и большой вместимости. А с учетом «нелегалов» — и все 3 тыс. Нынче это количество «усохло» на 500 единиц. Достаточно сказать, что из 198 автобусов большой вместимости на маршруты выходит не более 50. Взамен возникли хорошо подзабытые с советских времен толпы людей в часы «пик» на конечных остановках маршруток.

Объясняется это несколькими причинами. Но главная из них, по мнению перевозчиков, — установленная горисполкомом предательски низкая максимальная стоимость проезда, одна гривня, остающаяся неизменной несмотря на подорожание горючего на 60%. Доходы водителей при этом, естественно, упали. По словам руководителей ряда крупных АТП, ежемесячный заработок «извозчиков» с мая месяца не превышает 300 гривен, а убытки их предприятий с мая по август составили от 40 до 90 тыс. гривен.

В канун Дня знаний терпение перевозчиков лопнуло, и цена на проезд в маршрутках взлетела до
1 грн. 50 коп. Одновременно доходы электротранспорта в этот период выросли на 20%. Ненадолго. Спустя два дня всех руководителей АТП, ООО и т.п. собрали в горисполкоме, где применили хорошо апробированный со времен премьерства днепропетровца Валерия Пустовойтенко метод: не выйдете, пока не дадите согласие вернуться к прежней стоимости проезда. Пятичасовая отсидка в горисполкоме дала-таки положительный результат: цены вернулись на круги своя.

В минувшую субботу состоялась встреча мэра Ивана Куличенко с автоперевозчиками, посвященная исключительно тарифообразованию.

Забавно, но расчеты мэрии, озвученные начальником управления автотранспорта горисполкома Василием Маципурой, тоже предусматривают увеличение стоимости проезда. По его словам, себестоимость перевозки пассажиров на один километр микроавтобусами вместимостью до 15 мест составляет 1—1,1 грн., «Богданами» — 1,3, а автобусами большой вместимости — 3,4—3,5 грн. Итогом расчетов стал дифференцированный тариф: поездка на микроавтобусе на расстояние до 5 км обойдется пассажирам в 75 коп., до 10 км — 1 грн., до 15 км — 1,25 грн., до 20 км —
1,5 грн. Разработанным в управлении автотранспорта проектом предусмотрено выделение из городской казны ежемесячной компенсации за подорожавшее топливо тем маршрутам, где отсутствует электротранспорт, в размере 3 млн. гривен, а всем прочим — 1,3 млн.

Вдобавок автоперевозчикам, по словам городского головы, в ближайшие две недели выплатят полмиллиона гривен компенсации за перевозку льготников. Кроме того, мэр предложил ввести, по примеру пригородных электричек, зоновую систему. Иными словами, цена проезда, скажем, на 144-м маршруте (жилмассивы Фрунзенский — Тополь) до центра будет ниже, чем до конечной остановки. Тогда, по расчетам работников управления, рентабельность работы транспортников составит 30%.

Но возникает и другой закономерный вопрос: где взять вышеупомянутые три и 1,3 миллиона? В бюджет они не «забиты», а другие источники финансирования еще не «пробурены». Что касается собственно тарифов, то горисполком может устанавливать по закону только верхние и нижние пределы цен.

Исполкомовские расчеты вызвали негативную реакцию у перевозчиков. По их данным, себестоимость перевозки пассажиров на один километр в зависимости от класса автобуса сейчас колеблется, без учета накладных расходов, в пределах 1,96—2,42 грн.

И это похоже на правду, так как за последние четыре месяца аккумуляторы подорожали на 100%, автошины — на 40. Кроме того, с мая цена топлива увеличилась на 62,5%, газа — на 31, электроэнергии — на 11, холодной воды — на 100%. Выросли услуги ГАИ на техническое обслуживание в 2,19 раза, а стоимость постановки на учет — в полтора. А ведь надо учитывать, что с 1 сентября в Украине повысилась минимальная зарплата.

Подорожание всего и вся ударило прежде всего по крупным автотранспортным хозяйствам, способным закупать новые автобусы. По утверждению нескольких директоров АТП, рискнувших с подачи губернатора обзавестись «Богданами» и «Спринтерами», при существующем порядке цен на пассажирские перевозки на приобретении новой техники можно ставить крест. Как рассказал директор АТП 11205 Григорий Жуков, покупка одного «Богдана» стоимостью 33 тыс. долл. в кредит сроком на три года обходится ему реально в 55 тыс., а ежемесячные финансовые убытки от приобретения подорожавших ГСМ достигли 60 тыс. грн.

Немалые проблемы и у крупнейшего автоперевозчика Днепропетровска — ООО «Технополис». Предприятие с мая задолжало производителю «Богданов» 400 тыс. грн. и собственным работникам — 90 тыс. зарплаты. Сейчас учредители упомянутого ООО озабочены перемещением части своего автопарка в Одессу, где стоимость проезда уже повысили.

Хотя не все перевозчики испытывают финансовые затруднения. Некоторые успели заранее прокредитовать бензотрейдеров и сейчас заправляются горючим по зимним ценам. Вдобавок пассажиросменяемость на многочисленных микроавтобусах, проходящих через центр города, достигает 400%! Реально оценивая свои возможности, отдельные руководители автопредприятий предложили утвердить тарифы для каждого маршрута в отдельности. В АТП-32, например, стоимость проезда заложили напрямую от его времени (читай — километража пробега. — В.О.), и в перспективе она составит от 75 коп. до 1,5 грн.

Можно понять городского голову, желающего обеспечить перевозку 60% днепропетровцев по прежним ценам. Главный аргумент г-на Куличенко — сохранение тарифов на внутригородские пассажирские перевозки во всех городах Украины, за исключением Харькова и Одессы. В назидание он привел Полтаву, где до сих пор держится пятидесятикопеечный тариф. Мэр, видимо, запамятовал, что в этом областном центре — соседе Днепропетровска — протесты перевозчиков привели к повышению цены с 30 коп. до 50, а максимальная протяженность маршрута составляет не более восьми километров. Впрочем, под занавес совещания Иван Куличенко заявил свое окончательное «может быть»:

— В ближайшее время мы пересмотрим цены.

С чем и пригласил руководителей предприятий-перевозчиков на заседание горисполкома в понедельник.

Тем не менее 6 сентября решение так и не было принято. После трехчасовой перепалки директоров АТП с членами исполкома было решено вынести обсуждение тарифов на сессию горсовета 22 сентября.

Понятно, что городские власти тянут время, находясь под жесточайшим давлением властей областных и лично губернатора, поскольку удержание цены на проезд во время президентской избирательной кампании — дело сугубо политическое. К слову, хлебопеки не выдержали жесткого пресса Владимира Яцубы и были вынуждены на прошлой неделе себе в убыток снизить на 10% цену на хлебобулочные изделия.

В беседе с корреспондентом «ЗН» один из директоров АТП вполне логично заметил:

— Нас держат «в рамках» до выборов, а после них отпустят цены.

Между тем с 6 сентября на линию стало выходить всего 60% от положенных по плану маршруток малой, средней и большой вместимости, а специалисты управления автотранспорта горисполкома прогнозируют дальнейшее сокращение выхода подвижного состава на линию.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК