Первый пошел. В Черновцах открылось экспериментальное «единое окно» по выдаче разрешений в сфере строительства

17 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск № 10, 17 марта-24 марта 2006г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Жилищные проблемы нынешней весной стали особенно животрепещущими. Во-первых, потому, что раз в четыре года, с приближением очередных выборов, обязательно активизируется забота «про хатинку для маленького українця»...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Николай Федорук
Николай Федорук
Николай Федорук

Жилищные проблемы нынешней весной стали особенно животрепещущими. Во-первых, потому, что раз в четыре года, с приближением очередных выборов, обязательно активизируется забота «про хатинку для маленького українця». Во-вторых, внимание к земельно-строительным делам обострилось из-за скандала вокруг рухнувшей пирамиды «Элита-Центр». Мало того, что наше родное государство пока не в состоянии серьезно помочь абсолютному большинству своих граждан в решении их жилищных проблем, но при этом еще и плохо защищает интересы тех, кто готов инвестировать свои деньги.

На этом не слишком благоприятном фоне редким лучом надежды нам показалась новость об открытии в г.Черновцы экспериментального «единого окна» по выдаче разрешений в сфере строительства, призванного значительно усовершенствовать и упростить этот процесс.

О намерении ввести принцип «единого окна» при выдаче документов на выделение земельных участков под застройку — как жилую, так и коммерческую, президент Ющенко сообщил еще в середине июня прошлого года. Выступая в Стамбуле перед представителями деловых кругов, Виктор Андреевич пообещал: «На протяжении 20—30 дней мы наведем порядок в процедуре отвода земель».

Реально двадцать дней превратились в девять месяцев: открытие первого в Украине экспериментального офиса по выдаче разрешений в сфере строительства, который будет действовать по принципу «единого окна», состоялось в столице Буковины при участии замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Юрия Казмирука лишь 17 марта 2006 года.

— Для активизации инвестиций в строительство и создания благоприятного правового поля в этой сфере президент своим указом еще в июле прошлого года поручил упростить и усовершенствовать процедуры в вопросах отвода земельных участков и выдачи разрешений на строительство, — говорит замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Юрий Казмирук. — За ним последовало соответствующее поручение Кабмина, которое получили все причастные к этой процедуре центральные органы исполнительной власти. Проблема в том, что ни один из них не отвечает в комплексе за очень длинную цепочку получения земельных участков и разрешений на строительство. Процедура, с которой сталкивается инвестор, тянется как минимум полтора-два года. За это время приходится стоптать пару-тройку ботинок и по четыре-шесть раз обратиться в 25—35 министерств или их структур на местах.

Чтобы выявить и попытаться устранить основные недостатки существующей системы, продолжает Юрий Иосифович, пришлось провести серьезнейший анализ, привлечь к этой работе и собрать предложения местных органов самоуправления и исполнительной власти, экспертизы, союзов инвесторов, академий архитектуры и строительства, строительных корпораций, международных организаций и других ведомств. Эти вопросы неоднократно заслушивались на Кабмине. В итоге удалось выйти на разработку проекта закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия инвестиционной деятельности в строительстве». Он предусматривает внесение изменений в 23 (!) законодательных акта.

А поскольку вносимые поправки нередко противоречат узким, но очень денежным ведомственным интересам, их согласование натолкнулось на яростное чиновничье сопротивление.

Следует отдать должное Минстрою: его представители не отделались только формальной подготовкой собственных предложений. Параллельно были разработаны проекты нескольких постановлений Кабмина и изменений к законам «Об архитектурной деятельности» и «О планировании и застройке территорий».

В качестве партнера по эксперименту Черновцы были выбраны сразу по нескольким причинам. Не только потому, что городской муниципалитет проявил собственную инициативу, а мэр города Николай Федорук, занимающий также пост вице-президента Ассоциации городов Украины, имеет огромный многолетний опыт городского управления. В городе уже сформировались многие предпосылки для реализации пилотного проекта. Среди них и откорректированный в 2004 году полноценный Генеральный план застройки и развития города, и неплохо отработанная процедура проведения аукционов и конкурсов по выделению земель для коммерческого использования.

Кроме того, после оптимизации структуры в мэрии создали единый департамент градостроительного развития и земельных отношений. Хотя в нашей стране в подавляющем большинстве органов местного самоуправления эти функции пока разделены, что нередко приводит к конфликту интересов между соответствующими структурами.

19 января с.г. глава Минстроя Павел Качур и мэр Черновцов Николай Федорук подписали соглашение о сотрудничестве с целью внедрения вышеупомянутого пилотного проекта по упрощению разрешительной системы в градостроительной сфере. Минстрой пообещал оказывать всевозможное содействие…

В экспериментальном «едином окне» в Черновцах будут действовать типовые формы технических регламентов процедуры выдачи разрешений по отводу земельного участка, согласования места размещения объекта, разработки проекта строительства, выдачи архитектурно-строительного задания, технических условий и т.д. Планируется упорядочить систему лицензирования в проектно-строительной деятельности, разработать действенный механизм ликвидации долгостроев и максимально минимизировать ручное управление процессом выдачи разрешений.

— Как показывает опыт общения с моими коллегами-мэрами, основные проблемы, связанные со строительством жилья, во всех регионах одинаковы, — говорит Николай Федорук. — Они проистекают из нашего законодательства, в частности Земельного кодекса и закона о градостроении. В соответствии с их требованиями, а также нормами всевозможных «сопутствующих» законодательных актов, с момента обращения за выделением земельного участка и до начала реального строительства необходимо более ста раз войти в разные кабинеты. Я не шучу: в некоторые разрешительные инстанции приходится обращаться по два-четыре раза подряд. Очевидно, что этот во многом стихийно сформировавшийся механизм нуждается в упрощении и упорядочении. Надеемся, что к этому процессу присоединятся Госкомзем, Минтопэнерго, Минтрансвязи и другие министерства и госмонополии.

Ремонт и реконструкция дорог, тяжелое состояние коммунального хозяйства, строительство и ремонт жилья и городской инфраструктуры… Для столицы Буковины характерны те же проблемы, что и везде в государстве.

В конце 90-х — начале 2000-х годов в городе в основном практиковалась так называемая уплотнительная застройка, когда новые дома «вклиниваются» в уже существующие архитектурные ансамбли. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для города, который может похвастаться наличием 771 памятника истории и архитектуры, из которых 25 имеют общенациональное и международное значение, проблема нарушений при застройке существующих архитектурных ансамблей особенно актуальна.

— Чтобы решить эту проблему, мы сначала пошли на своеобразную хитрость, объявив позапрошлый год годом спортивных и детских площадок, — рассказывает мэр Черновцов. — Решили облагородить и переоборудовать эти объекты; на сессии горсовета был специально утвержден их перечень. Депутатское решение стало надежным защитным мандатом от посягательств чрезмерно предприимчивых застройщиков, нередко опирающихся на поддержку высоких покровителей в органах не только местной, но и центральной исполнительной и законодательной власти.

В том же году горсовет откорректировал и утвердил Генеральный план застройки города до 2020 года, а затем — стратегический план развития до 2011-го. К разработке и обсуждению этих документов местные власти постарались привлечь максимальное количество ученых, представителей общественных организаций и предпринимателей. Помимо реконструкции и охраны архитектурных памятников, развития городской инфраструктуры, генплан предполагает строительство четырех новых микрорайонов, к которым предварительно будут подведены все необходимые коммуникации.

В принципе, в Черновцах строительство ведется достаточно активно: уже три года подряд в городе вводится в среднем 100 тыс. кв. м жилья. Это показатель лучшего еще в советские времена 1987 года. А в расчете на душу населения в Черновцах строится столько же жилья, что и Киеве. Впрочем, о том, что этого явно недостаточно, свидетельствует тот факт, что по дороговизне черновицкие квартиры не слишком уступают столичным. По этому показателю город занимает пятое место в стране.

Отчасти это объясняется достаточно комфортными условиями проживания в городе. Другой источник высокого спроса на жилье — поступления валюты от заробитчан, ежегодно вливающиеся в экономику региона. По разным оценкам, эти суммы составляют от 350 до 500 млн. евро в год.

Для насыщения рынка жилья в Черновцах планируется уже в нынешнем году на треть увеличить объемы вводимого в эксплуатацию жилья.

— В 2006-м мы намечаем удвоить расходы на социально-экономическое развитие города, потратив на эти цели 100 млн. грн. из городского бюджета. Сумма, может, и не слишком значительна по меркам городов-миллионников, но для нашего города, где в прошлые годы строительство осуществлялось в основном за счет частных инвестиций, это серьезный прорыв, — делится планами мэр.

Половину выделенных средств мэрия планирует получить от приватизации земли и коммунальной собственности, еще половина ожидается из госбюджета на подготовку к празднованию 600-летия Черновцов.

На эти средства городская власть, среди прочего, намерена впервые начать строительство собственного социального жилья — 100-квартирного дома.

— В свое время, в середине и конце 90-х, когда не хватало денег на зарплаты учителям и медикам, очень нелегко было «выдержать паузу» и не раздать за бесценок под приватизацию и в долгосрочную аренду землю и другое коммунальное имущество, — рассказывает г-н Федорук. — Сейчас доходы от приватизации земельных участков и муниципальной собственности позволяют нам формировать значительную часть городского бюджета развития.

Для активизации собственного строительства мэрия создала коммунальную компанию «Містобуд». Изучается возможность выпуска облигаций для привлечения инвестиций в строительство под гарантии горсовета.

Черновицким городским властям не впервой реализовывать пилотные проекты. Еще в 90-х годах они одними из первых решились на реорганизацию ЖЭКов в специализированные жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия (ЖРЭП), а затем на их дальнейшую приватизацию. Еще чуть позже — на привлечение в коммунальное хозяйство иностранных инвестиций (фирма по утилизации бытовых отходов «Альтфатер»). Так что и Минстрой, и городская мэрия всерьез рассчитывают на успех своего начинания. По словам замминистра Казмирука, он будет очень важен, поскольку вслед за Черновцами создавать «единое окно» будут Сумы, с аналогичными предложениями уже вышли мэрии Харькова и многих других городов.

Хотя, конечно, кричать «ура!» и громко аплодировать пока рано. Прежде чем получить общенациональный масштаб, эта, как и многие другие инициативы в нашем государстве, рискует утонуть в могучей трясине политических и корыстных интересов чиновников всех мастей и рангов...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК