ЗАКЛИНАНИЕ БЮДЖЕТА

Поделиться
- Тронулись! - закричали все-все-все. - Вот именно, - сказал Иа-Иа, - тронулись. Но я тут ни при чем. А.Милн, «Винни-Пух и все-все-все» Бюджет-98 был официально представлен парламенту...

- Тронулись! - закричали все-все-все.

- Вот именно, - сказал Иа-Иа, - тронулись. Но я тут ни при чем.

А.Милн, «Винни-Пух и все-все-все»

Бюджет-98 был официально представлен парламенту. Министр финансов Игорь Митюков произнес все необходимые в таких случаях слова и цифры. Депутаты приступили к разминке - произнесению всех неизбежных в таких случаях заклинаний. Спикер ВР Александр Мороз, как положено, предложил «определиться принципиально»: рассматривать поданный бюджет или, может, сразу отдать его правительству на доработку. В «конечном предварительном» итоге принят проект постановления группы «Реформы», гласящий: «…отклонить по причине неприемлемости», но, учитывая необходимость все-таки что-то вроде бюджета принять, «просить КМ в двухнедельный срок привести проект в соответствие с действующим законодательством». Решение вернуть бюджет было принято в последний момент. А до этого…

В целом все участники процесса исправно выполняли традиционные ритуалы. Министр финансов - без нажима, но с подтекстом - заявил под конец представления, что изображенные в качестве бюджета цифры необходимо подкрепить выполнением программы правительства. Программу покажут чуть позже, но основана она (опять-таки - традиционно) на исторической речи Президента. На сей раз по поводу первой годовщины Конституции.

Что почем

Чтобы не отрываться от широких исполнительно-законодательных масс, мы тоже начнем с традиционных заклинаний. А именно: после прогнозированного (но не запланированного) падения валового внутреннего продукта (ВВП) в 1997 году на 3,7% в следующем году произойдет рост на 0,5%. В гривнях это будет 101,1 миллиарда. Ну и как известно, инфляция - 12% годовых, официальный обменный курс - 1,9 грн. за доллар США. Предполагается, что до конца текущего года доллар будет продолжать стоить 1,87 грн. Вот и все самое главное. А еще дефицит бюджета составит 5,3 млрд. грн. (они же - 5,2% ВВП).

По словам Игоря Митюкова, «бюджет сверстан на основе действующего на 15 сентября налогового законодательства». Отсюда будем брать доходы и из этого же источника будем получать проблемы. Поскольку даже для депутатов не секрет, что и после 15 сентября (и даже после 15 числа любого месяца) в налоговое законодательство вносились и будут вноситься поправки, изменения и искажения. Можно предположить, что борьба за максимальное количество налоговых льгот и освобождений, развернувшаяся под лозунгом «усовершенствования», существенно затруднит не только понимание, о чем речь, но и выполнение доходной части бюджета.

Кстати, доходов в госбюджет предполагается получить миллиардов 20 с хвостиком. (По мнению группы «Реформы», доходная часть завышена не менее чем на 1,6 млрд. грн.) Если говорить о доходах консолидированного бюджета, то основным источником поступлений будет НДС (35,7% доходов), что на 1,2 млрд. грн. больше, чем предполагается собрать в 1997 году. Остальное планируется собрать за счет налога на прибыль предприятий (12,7%) и далее - по убывающей - от поступлений в Чернобыльский фонд, акцизов, платы за землю и т.д. Обратим особое внимание на «главных поставщиков» доходов - НДС и налог на прибыль.

НДС-98 - это, если верить правительству, 9,7 миллиарда грн., или 9,6% ВВП. В том покалеченном виде, который приобрел закон об этом налоге после парламентских усовершенствований, он, скорее всего, соберет в закрома госбюджета значительно меньше. Даже по официальным данным, с учетом «переходного периода», поступления от НДС уменьшатся что-то на миллиард. Не спасет даже тот в целом прискорбный факт, что Украина импортирует больше, чем экспортирует, поскольку депутаты устроили себе обширные льготы по налогообложению импорта. Кстати, ради соблюдения приличий пора уже перестать называть этот список товаров и всего-всего-всего «критическим импортом».

Льготы всякие важны, поэтому правительство готово согласиться с льготным НДС-обложением используемой электроэнергии и жилищного строительства, но - в обмен на упразднение льгот по транзитным перевозкам через территорию Украины. Такое себе расширение базы налогообложения. Для начала Кабмин попросил Президента попросить парламент транзитные льготы отменить. Ждем итогов…

А вот еще одна «штучка с НДСом». УСПП давеча попросил правительство установить, что вместо нормальной денежной компенсации переплаченного НДС бюджет может рассчитаться с плательщиком неким Государственным Налоговым Векселем. Минфин, по словам очевидцев, после этого фондового озарения УСПП некоторое время пребывал в тихом шоке. Впрочем, судя по нынешней картине на рынке государственных ценных бумаг - это состояние для Минфина привычно. Автору же (ничего не имеющему против векселей как таковых) остается только повторить банальную истину: за любые налоговые льготы расплачивается плательщик налогов. И оставим пока в стороне вопрос: из каких таких денег будут - при таком количестве освобождений - выплачиваться НДС-компенсации…

Неошибочно предчувствуя резкое снижение поступлений от налога на прибыль предприятий, правительство планирует проделать два упражнения. Первое - увеличить ставки акцизов на: спирт, ликероводочные, табачные изделия и нефтепродукты, а также (цитирую) «отменить льготы по акцизам на некоторые отечественные товары». Какие именно - угадайте с трех раз.

Второе упражнение касается непосредственно прибыли предприятий. Новый закон по прибыли позволяет плательщикам в целом оставить у себя около 12 млрд. грн. в виде амортотчислений. «Главное, чтобы эти средства были использованы на самом деле для инвестирования», - без особой надежды заметил министр финансов. Но 0,5 млрд. доходов от налога на прибыль - маловато будет. Посему никакой амортизационной роскоши в полном масштабе ожидать не следует - в течение 1998 года будут действовать специальные понижающие коэффициенты к новым нормативам амортизации.

Тут следует напомнить, что налог на прибыль считается «основным источником наполнения местных бюджетов». Вот и добрались мы до бюджетной системы в целом.

Система - ваша, деньги - наши

Правительство предполагает, что составленная им схема формирования и взаимодействия центрального, областных и местных бюджетов составлена в соответствии с Конституцией. Кратко изложим предположения правительства.

Расходы местных бюджетов составят в 1998 году около 11 млрд. грн. (33% расходов консолидированного бюджета). При этом расклад приблизительно такой. На покрытие указанных расходов госбюджет передает бюджетам территориальных общин (они же - местные) 100 процентов поступлений от: платы за землю, налогов на владельцев транспортных средств, на промысел. В сумме все это составит, предположим, 1,9 млрд.

А вот к областным бюджетам центр намного лучше относится. Им «для соответствующего распределения между территориальными общинами и выполнения совместных проектов передаются средства в виде дотаций» - на сумму 3,9 млрд. грн., а также: доходы от налога на прибыль предприятий, платы за патент и 100% дорожного (на областные дороги) сбора и сбора за загрязнение окружающей среды. В общем для областных бюджетов миллиардов 9 набегает. Кроме чисто экономического, такое распределение дает еще и политический эффект: значительные бюджетные ресурсы продолжают оставаться в полном распоряжении областных «элит». Прелестно, особенно перед выборами, а впрочем, и без них.

Немного о том, что исчезло из бюджетного баланса. Поскольку КМ не планирует государственным образом регулировать цены на газ, то и соответствующих средств в графе «расходы» нет. Как нет, соответственно, в графе «доходы» поступлений от ценовой разницы ( в 1997 году - около 600 млн. грн.). Правительство связывает такие изменения с радикальной и всеобъемлющей либерализацией газового рынка. Впрочем, здесь уместен торг, а ирония здесь неуместна.

Не планируется расходов на Госкомрезерв, как, соответственно, и доходов от него. В текущем году это непрозрачное государственное образование «влетело» в копеечку в размере 2,7 млрд. грн. Этот должок Госкомрезерва как-то выпал из поля зрения разработчиков проекта бюджета.

На закуску - о тех целевых бюджетных фондах, в которые мы будем платить: Чернобыльский - 2,6 млрд., соцстрах - 1,3, занятости - 0,7, инновационный - 0,2, развития ТЭК - 0,3 млрд. грн. При этом почему-то (почему, автору неизвестно) планируется, что фонд оплаты труда возрастет - незначительно, конечно. И подоходный налог с граждан пополнит бюджеты на 3,5 миллиарда.

Таковы, в общих чертах, доходы. О расходах мы не видим особого смысла говорить. Во-первых, потому, что каждая расходная статья будет «торговаться» до последней минуты. Есть там и структурная перестройка промышленности, и АПК там тоже есть, и 2 миллиарда на «промышленность и энергетику». А во-вторых, давать доходы - дело всенародное, а уж расходовать - дело государственное. Почувствуйте разницу.

Шаманы

Автору придется печально согласиться одновременно с двумя высокопоставленными чиновниками. А именно: с главой Государственной налоговой администрации Николаем Азаровым и министром финансов Игорем Митюковым. Первый констатировал провал выполнения бюджета-97, второй же не без оснований заметил, что судьба и исполнение бюджета-98 напрямую зависят от результатов-97. Такие дела. В предчувствии итогов года - чтобы они не оказались совсем уж катастрофическими - очень хочется сделать две вещи. Отправить депутатов в округа - пусть уж лучше откровенно занимаются агитацией на местах, чем «благодетельствуют» для всего народа. Поскольку есть подозрение, что мифические, но громогласно объявленные пенсии в 71 гривню - это еще цветочки нашего парламента. Но этими «цветочками» можно насмерть перепугать любого - внутреннего и внешнего - инвестора: а вдруг и вправду нарисуют «много денег для всех».

Большинство народных избранников прекрасно понимают, что в этом случае пенсионер на свою «повышенную» пенсию сможет купить еще меньше, чем сейчас. Беда в том, что представительная власть - любая - перед выборами ведет себя, что форель на нересте или глухарь на току, - ничего не видит, ничего не слышит - идет к цели.

И еще - хорошо бы запретить под страхом отмены любимых льгот любые высказывания на официальном уровне по поводу: немедленного повышения - всяческих минимальных зарплат и уровня инфляции, немедленного понижения - банковских и ОВГЗ-шных ставок. Поскольку каков бы ни был дефицит бюджета, финансировать его придется за счет внешних и внутренних займов. Это и без политических шаманских выкликов - большая проблема. Не стоит делать ее неразрешимой.

А бюджет… Что ж, в 1997-м мы жили полгода без него и еще полгода будем жить с ним. Эксперимент показал, что принципиальной разницы нет - и полное отсутствие бюджета, и принятие нереального бюджета все равно предполагают «ручное управление экономикой». Результат уже есть. Теперь вопрос - что делать с этим результатом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме