Внутренний шторм. «Укрречфлот» на пороге нового расследования по поводу захвата акций?

Поделиться
Генеральная прокуратура пока хранит молчание по поводу скандала вокруг компании «Укрречфлот». Но возбуждение уголовного дела в отношении президента компании Павла Подлесного не представляется столь уж невероятным...

Генеральная прокуратура пока хранит молчание по поводу скандала вокруг компании «Укрречфлот». Но возбуждение уголовного дела в отношении президента компании Павла Подлесного не представляется столь уж невероятным.

В конце июня Апелляционный суд Киева запретил закрывать уголовное дело в отношении руководства «Укрречфлота». Суд пришел к выводу, что Генеральная прокуратура обязана довести до конца расследование, начатое еще в начале 2006 года.

В середине июля к процессу подключилась Госкомиссия по ценным бумагам, которая закончила очередную проверку деятельности «Укрречфлота». Как сообщила 9 августа с.г. газета «КоммерсантЪ—Украина», ГКЦБФР пришла к выводу, что руководство крупнейшей судоходной компании страны в 2001 году допустило нарушения при скупке акций компании у миноритариев.

«Представители правления «Укрречфлота» на протяжении двух лет скупали акции компании без решения общего собрания», — заявил секретарь межведомственной комиссии по вопросам противоправных поглощений и захвату предприятий, член ГКЦБФР Владимир Петренко. Он предположил, что это могло бы стать поводом для возбуждения уголовного дела.

Но, как и в случае с решением суда, информация чудесным образом не дошла до Генеральной прокуратуры. Силовики не дают ответ даже на очевидный вопрос — идет ли расследование по делу «Укрречфлота»? Даже если так, то, похоже, процесс искусственно тормозится. Раз уж нельзя закрыть дело, то можно его бесконечно расследовать. Что в очередной раз подтверждает печальную истину: в нашей стране все еще возможно реализовать самые смелые сценарии отъема акций.

«ЗН» не устает писать о том, что первичная приватизация, похоже, еще не закончена. Под первичной следует понимать не только раздачу госпредприятий их работникам, но и процесс передачи этими работниками своих акций другим лицам — топ-менеджменту либо сторонним покупателям. Если же работники не хотят или просто не задумывались над тем, чтобы выгодно продать свои акции, сколько бы их ни было (но в большинстве случаев рядовые труженики владеют микроскопическим пакетом), то у менеджмента не возникает даже мысли выкупать эти акции по достойной цене. Их можно попросту отобрать. Причем сделать это так, что никто и не пикнет.

Многие частные акционерные компании в Украине разваливаются изнутри. Нечто подобное происходит и в судоходной компании «Укрречфлот», где разработана и воплощается в жизнь схема завладения акциями десятков тысяч акционеров. Тысячи владельцев уже лишились своих активов. Обратный процесс вряд ли возможен, но есть вероятность хотя бы того, что можно остановить дальнейший обман акционеров.

Захват контроля над «Укрреч­флотом» растянулся на несколько лет. К сожалению, лишь в январе 2007 года депутат парламента Алла Александровская обнародовала документы, которые указывают на существование схемы по выводу активов компании в пользу фирм, которые учредили президент компании Павел Подлесный и его зам Михаил Антипенко. Еще недавно, не будучи богатым человеком и главным акционером, Подлесный вдруг получил «Укрречфлот» в полный контроль. Ему и его ближайшему подчиненному — прямо или опосредованно — принадлежит контрольный пакет акций.

Мистическое перемещение акций из рук работников в руки президента происходило медленно, но верно. В документах речь идет о нескольких эпизодах.

В 2000 году, когда еще был жив, но уже все больше отходил от дел основатель и тогдашний глава компании Николай Славов, его правая рука Подлесный провернул нехитрую операцию. В то время «Укрречфлотом» на 23% владели иностранные инвесторы. Поскольку акции компании котировались на нескольких биржах, то фондовикам и инвесторам было бы трудно объяснить, почему компания старается вести закрытый от совладельцев бизнес. Поэтому завладеть активами нужно было в максимальном объеме.

Тогда при участии Подлес­ного было создано ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрреч­флот». И доля инвесторов автоматически размылась, так как в новую структуру перешли акции трудового коллектива, которому внушали, что лучше акции отдать в эту фирму, иначе компанией завладеют враги. Иностранцы, пытаясь сохранить хоть что-то, продали «Укрречфлоту» 17% своих акций.

В 2003 году история получила продолжение. Президент компании неожиданно поменял 1,9% акций «Укрречфлота», которые на тот момент стоили более 200 тыс. долл., на пакет акций ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть», акции которого стоили 3 коп. за штуку. Подвох был в том, что это предприятие и его акции ликвидными не назовешь. В компании дали этому следующее объяснение: «Речфлотовцы приобрели пакет акций у ОАО «Житомирский завод «Автозапчасть» с целью наладить собственное производство запчастей и существенным образом уменьшить расходы на ремонт флота. Не секрет, что до недавнего времени запчасти закупались в том числе и у зарубежных производителей, следовательно, за уже потраченные в рамках этой производственной программы средства можно было бы приобрести несколько таких заводов!» На сайте АСК об этом заводе теперь не упоминается. А все потому, что в 2004 году акционеры «Автозапчасти» приняли решение о ликвидации.

Эта схема была применена еще раз. В 2005 году ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» по доброте душевной обменяло 4,5% акций «Укрречфлота» на 0,8% ОАО «Ка­ховский завод электросварочного оборудования». Акции этого предприятия стоили дороже, чем «Автозапчасти», однако обратите внимание на разницу в размерах пакетов — 4,5 против 0,8.

Простой вопрос — зачем «Укрречфлоту» акции электросварочного завода? Ответ простой: ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» было создано под предлогом защиты от скупщиков акций. Но странная защита получилась: акции все равно улетали на сторону со скоростью звука. Только в пользу не призрачных скупщиков, а прямиком под контроль Подлесного. И как раз для этого пригодились акции электросварочного завода. Разве не нужен «Укрречфлоту» электросварочный завод? Нужен, потому что суда все металлические. Все логично, за исключением того факта, что завод едва дышал.

ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» было не единственной фирмой, которая «бросилась на защиту» акционеров. К ней присоединились ООО «Речфлотсервис» и ООО «Инвест-Транс». Совершенно случайно в каждой из этих фирм фигурирует Подлесный — или в качестве соучредителя, или в роли топ-менеджера. Все эти фирмы провели похожие операции, отдав акции «Укрречфлота» за никому не нужные ценные бумаги. Например, того же сварочного завода.

По итогу проведенных операций по спасению «Укрречфлота» компании был нанесен ущерб на 17 млн. гривен, сообщило 8 февраля с.г. агентство «Интерфакс-Украина» со ссылкой на депутата Верховной Рады от Компартии Аллу Александ­ровскую. Депутат ознакомила журналистов с документами, из которых становилось ясно, что не было никаких внешних скупщиков. Напротив, акции «Укрречфлота» переходили под контроль должностных лиц АСК. Самое любопытное, что после публикации документов, на которых подпись нынешнего президента компании мелькала множество раз, внешний захватчик был все же найден. Им оказалась… Компартия, включая Александровскую лично.

Между тем интерес парламента к работе частной компании вполне обоснован. Дело в том, что официально Подлесный говорит о 70 тыс. акционеров «Укрречфлота». Возможно, их и осталось столько же, только благодаря хитроумному обмену акций богаче они не стали.

Все просто: акции работников АСК оказались в ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», затем были обменяны на «фантики» других компаний. Примечательно, что ООО «Инвест-Транс» получило акции трудового коллектива АСК без ведома самого коллектива. Просто в уставных документах компании значилось, что топ-менеджмент может распоряжаться акциями от имени трудового коллектива. Правда, как именно распоряжаться, сказано не было. А что не запрещено, то разрешено, и обмен состоялся. Но ведь даже полученные «фантики» оказались ни на что не пригодны. Как уже говорилось, в 2004 году завод «Автозапчасть» обанкротился...

В результате имеем новых собственников «Укрречфлота»… Как уже говорилось, у «Речфлотсервиса» и «Инвест-Транса» по 20,25 и 18,06% акций. А с учетом 14-процентного пакета ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» Подлесный и Антипенко прибрали к рукам контрольный пакет компании.

Чем же парирует все эти обвинения Подлесный? Как ни странно, историями о якобы бесконечных попытках захватить «Укрречфлот» извне. Одна из таких якобы попыток произошла в 2006 году.

Тогда некая гражданка Украины Бибик, имея на руках десять акций, обратилась в суды Донецка, Николаева и Харькова. Она требовала, чтобы руководство компании, акционером которой она является, прекратило незаконный оборот акций. Но ничего у Бибик не вышло. Истицу заподозрили в нечестной игре по заказу мистических рейдеров. Якобы за ней кто-то стоял, могущественный и влиятельный. Как заявил президент «Укрречфлота», «из соображений политкорректности мы пока не можем никого называть поименно». Лишь через год захватчиком были названы Компартия и депутат Алла Александровская.

Кто же надоумил одного акционера навести шороху в компании? Какие же были основания для этого? Оказывается, оснований было более чем достаточно. Речь идет отнюдь не о сильном желании госпожи Бибик и товарища Александровской захватить «Укрречфлот».

Повторимся, что ГКЦБФР вынесла решение относительно операций по обмену акций «Укрречфлота». Согласно акту комиссии по итогам проверки компании, было установлено, что топ-менеджмент превысил свои полномочия и, вопреки требованиям Закона «О хозяйственных обществах», принял решение о выкупе акций собственной эмиссии. Комиссия также пришла к заключению, что при осуществлении обмена ранее выкупленных собственных акций на акции других предприятий правление АСК также нарушило устав компании и ее внутренние положения.

Суть нарушений закона руководителями компании можно свести к тому, что они, во-первых, использовали инсайдерскую информацию и, во-вторых, ввели в заблуждение акционеров. Подлесный пытается оспорить эти заключения в судах и в правительстве, он даже грозил депутату судом.

Одним словом, есть много подробностей «укрречфлотовского» дела. Казалось бы, даже их более чем достаточно для написания минимум трехтомного детектива. Но, очевидно, для Генеральной прокуратуры всего этого фактажа мало. Такому безразличию остается противопоставить только одно — группу из 70 тыс. акционеров «Укрречфлота», которые ждут не дождутся окончания расследования. Им хочется, наконец, понять, чем они реально владеют.

Справка

Акционерная судоходная компания (АСК) «Укрречфлот» создана в 1992 году. В состав АСК входят более 200 грузовых и пассажирских судов различного класса и назначения. Чистая прибыль компании составила в 2006 году 24,33 млн. грн., в 2005-м — 22,7 млн.

Согласно данным ГКЦБФР на середину февраля с.г., акции АСК принадлежат ЗАО «Речфлотсервис» (20,247%), ЗАО «Инвест-Транс» (18,0551%), ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» (14,1%). По некоторым данным, физическим лицам принадлежит около 29%, а номинальным держателем 14,08% акций «Укрречфлота» является Укрэксимбанк.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме