«Ужасных историй» не было и быть не могло?

Поделиться
«Ужасных историй» не было.И быть не могло? Принято более 10 тысяч решений… Выявлено 2705 нарушений, и...

«Ужасных историй» не было.И быть не могло?

Принято более 10 тысяч решений… Выявлено 2705 нарушений, из них 800 фактов злоупотребления монопольным положением, 345 нарушений антимонопольного законодательства в виде дискриминации предпринимателей органами власти и управления, приостановлено 69 неправомерных соглашений... C нарушителей взыскано 2,25 млн. грн… Но главное - удалось создать структуру, призванную контролировать соблюдение антимонопольного законодательства предпринимателями и органами государственной власти. Тот самый «антимонопольный автомобиль», за строительство которого в Украине он, Завада Александр Леонидович, выпускник Львовского политехнического, взялся ровно пять лет назад, в день назначения Верховной Радой на должность председателя Антимонопольного комитета.

«Автомобилизация» в Украине начиналась с чистого листа. В декабре 1992-го, когда автору этих строк случилось брать у А.Завады одно из первых его на новом поприще интервью, комитета, собственно, не было, а сам председатель с несколькими сотрудниками «снимал угол» в комитете по содействию малым предприятиям и предпринимательству (это в здании по улице Садовой, 3, нынче полностью занятом комитетами Верховной Рады). Из законодательной базы - ничего, кроме единственного закона - «Об ограничении монополизма…». Но уже тогда, в декабре 1992-го, рассеивая обывательское опасение, будто создается очередной «карательный» орган, Александр Леонидович утверждал: «Никаких ужасных историй не будет». А в качестве задачи на пятилетку объявлял синхронизацию украинского антимонопольного законодательства с мировым.

Похоже, многое сбылось. Особенно по части отсутствия наличия «ужасных историй». Антимонопольный комитет редко на слуху, им сегодня матерого монополиста не очень-то испугаешь… И это несмотря на то, что формально налицо все признаки роста: если в добротно изданном отчете АК за 1994 год - 52 страницы, то за 1995-й - уже 75, а за 1996-й - целых 105!

В чем же загвоздка? Рискну предложить свое частное объяснение. Но сперва - для большей наглядности - пример. Отправляла я намедни с киевского главпочтамта посылочку не куда-нибудь в Канаду или в Японию, а в родимую Запорожскую область. Весом ровно 205 граммов. И теперь храню - как говорится, во избежание - чек на 3 грн. 40 коп. Отправлять бандеролью сами почтовые работники рассоветовали: еще дороже выйдет. Между тем железнодорожный билет в те же пределы стоит не больше 20 грн. - и это за доставку менее чем за сутки 60 с гаком килограммов живого веса плюс немеренного количества багажа…

Я не пытаюсь понять логику данного «ценообразовательного» решения. Потому что со связистами и не такое случается. В нынешнем году они спровоцировали настоящий бунт среди газетчиков западных областей Украины - те кинули клич «Не подписывайтесь на нас!» А что прикажете делать, если тарифы «Укрпочты» на обработку и доставку подписчику одного экземпляра газеты примерно в полтора раза превысили цену, в которую обходится его, экземпляра, издание? Весной всплыла следующая уловка: если предприятие было государственным, а теперь перерегистрировано как открытое акционерное общество, то за перерегистрацию каждого имеющегося в наличии телефона вынь да положь по 60 грн. Слава Богу, эту «инициативу» зарубили на корню. Но ведомство что-нибудь да придумает…

Почему я пишу «ведомство»? Потому что если с февраля 1995 года, согласно постановлению

№ 135 Кабинета министров за подписью В.Масола, цены на общегосударственных рынках регулировались Минэкономики совместно с Антимонопольным комитетом, то к концу 1996-го (см. приложение к постановлению № 1548 от 25 декабря) естественным монополистам «послабление» вышло: тарифы на основные услуги связи в пределах Украины, за исключением связанных с выплатой пенсий, доверено устанавливать Минсвязи по согласованию с Минэкономики. Соответственно тарифы на большинство транспортных услуг - Минтрансу по согласованию с Минэкономики, на «охотничью продукцию, включая живую дичь» - Минлесхозу по согласованию с Минэкономики… Как говорится, и щуку бросили в реку. А куда, собственно, ее было бросать - в «общественную уху», что ли? Так навару ж не будет…

С декабря 1996-го успели смениться премьер-министр, два министра экономики, Минсвязи «понизили» до госкомитета, однако постановление, как по просьбе «ЗН» подтвердил А.Завада, продолжает действовать. Конечно, Антимонопольный комитет пресекает некоторые частные нарушения, кроме того, он прилагает усилия для отмены данного порядка в целом и, кажется, даже договорился с Минэкономики. Ожидается, что вопросы ценообразования на этих монопольных рынках будут возложены на Национальную комиссию по регулированию транспорта и связи, которую еще предстоит создать. Но пока суд да дело… «Побороть» правительственное постановление АК, естественно, не в состоянии, и не в последнюю очередь из-за своего довольно двусмысленного статуса: комитет создается Верховной Радой, ей же подотчетен, но подчинен Кабмину. Комитет вправе отменять решения любых государственных органов, но рангом не выше министерств и ведомств.

Едва ли не единственный в данном статусе плюс - лично для самого председателя Антимонопольного комитета. Согласно закону, он избирается сроком на семь лет и может быть снят с должности лишь в случае какого-либо уголовного деяния или же грубого нарушения своих обязанностей. Так что Александру Заваде, нынче занимающему вторую (вслед за председателем Госкомлесхоза) позицию среди правительственных «долгожителей», предстоит, по-видимому, еще два года рулить далеким от совершенства «автомобилем»...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме