Украина выкупит туркменский газ у россиян, а нефтепровод Одесса—Броды «Нафтогаз» собирается заполнить нефтью до 20 сентября

Поделиться
Несмотря на весьма неоднозначное отношение к деятельности НАК «Нафтогаз України», а точнее, к том...

Несмотря на весьма неоднозначное отношение к деятельности НАК «Нафтогаз України», а точнее, к тому, как и кем используются результаты работы крупнейшей нефтегазовой компании страны, председатель правления «Нафтогазу України» Юрий Бойко в ходе пресс-конференции 1 сентября 2004 года демонстрировал деловую доброжелательность, отвечая на адресованные ему вопросы.

Ответы Ю.Бойко можно объединить в тематические разделы для удобства чтения и дабы избавить вас от неизбежных на таких мероприятиях повторов. Словом, логика рассказа главы НАКа такова.

Откуда у «Нафтогазу» финансы

Начнем с основных финансово-производственных результатов работы «Нафтогазу України» в первом полугодии текущего года. В этом смысле НАКу действительно есть чем гордиться: практически по всем основным показателям наблюдается рост (см. табл.). Разве что транспортировка нефти подвела, составив 96,8% по сравнению с показателем 2003-го. Да еще «хромает» эксплуатационное бурение - 98,2% по отношению к пробуренным тысячам метров в первом полугодии прошлого года.

Так что если смотреть на работу «Нафтогазу» как на бизнес, то он очень даже ничего. Только увеличение объемов добычи и транспортировки газа принесли НАКу 28,44 млрд. грн. Да и доход компаний и дочерних предприятий, входящих в орбиту «Нафтогазу України», в январе–июле 2004 года увеличился. Например, только ОАО «Укрнефть» за реализацию продукции получило чистый доход 491,6 млн. грн., увеличив этот показатель по сравнению с 2003-м на 38,6%. В итоге и прибыль НАКа в первом полугодии в общей сложности возросла в 1,8 раза. В частности, прибыль от основной операционной деятельности составила 2,558 млрд. грн.

Основная часть этих средств, по словам Ю.Бойко, реинвестируется в добычу газа и нефти прежде всего на территории Украины и в наращивание транспортного потенциала компании. Как сообщил глава НАКа, уже в этом году на инвестиционные программы компании, в том числе за рубежом (Ливия, Калмыкия), будет направлено около 20 млн. долл. В 2005-м только на ливийский проект НАК намерен истратить до 50 млн. долл. Уже 2 сентября делегация «Нафтогазу» отправилась в Ливию для окончательного согласования проекта соглашения о разделе продукции (СРП), подписание которого планируется до конца сентября.

Следующий визит состоится в Калмыкию, где НАК через два месяца намерен стать влиятельным участником рынка нефти и нефтепродуктов.

В Украине же на рынке нефтепродуктов подразделения «Нафтогазу» пытаются соблюдать условия нефтепродуктово-ценового соглашения с Кабмином, поставив при этом, по словам Ю.Бойко, около 200 тыс. тонн топлива аграриям.

Аудит и евробонды

Также Ю.Бойко рассказал, что в конце мая - начале апреля 2004-го впервые за историю существования НАК «Нафтогаз України» был проведен полный аудит деятельности компании за период 2001- 2003 годов. По его результатам, сообщил глава НАКа, капитализация компании «Нафтогаз України» по состоянию на 31 декабря 2003 года, в соответствии с выводами аудита компаний Ernst&Young и Miller&Lents, составляла не менее 9,5 млрд. долл.

«Мы прошли международный аудит, который в целом показал положительные результаты развития компании. Рыночная стоимость компании на сегодня составляет около 10 млрд. долл. Мы провели аудит по таким направлениям: запасы, основные фонды, основная деятельность, финансы, ресурсы и подготовились к выпуску еврооблигаций в этом отношении неплохо», - заметил председатель правления НАКа.

В частности, аудиторская фирма Ernst&Young оценила основные фонды предприятий холдинга и установила, что стоимость оборотных активов компании выросла с 28,7 млрд. грн. в 2002 году до 60,3 млрд. грн. в 2003-м, собственный капитал - с 13,6 до 37,6 млрд. грн. «По итогам оценки основных фондов рыночная стоимость активов холдинга превышает балансовую почти в 2,5 раза». Хотя стоимость некоторых компаний, входящих в НАК, оказалась значительно заниженной.

«В соответствии с выводами аудиторов, на протяжении 2003 года доход компании от реализации и транспортировки нефти и газа увеличился на 35%, а прибыль после налогообложения - более чем в шесть раз. Аудиторы прогнозируют значительное увеличение финансовых результатов НАК. В 2008 году выручка компании должна составить около 75 млрд. долл., прибыль до налогообложения (EBITA) - более 21 млрд. долл.», - подчеркивают в «Нафтогазі України».

В консолидированную отчетность НАК «Нафтогаз України» включены 11 компаний, которые в совокупности владеют более 90% активов холдинга. «Нафтогаз України» - крупнейшая компания страны. Ее чистая прибыль в 2003 году составила 1,2 млрд. грн., чистый доход - 42,2 млрд. грн.

Неплохие финасово-хозяйственные показатели «Нафтогазу», проведенный аудит, а также расчет по прежним долгам за газ с Туркменистаном и Россией позволяют НАКу всерьез рассчитывать на получение средств (700 млн. долл.) от размещения еврооблигаций, выпуск которых запланирован на сентябрь, до конца третьего квартала текущего года.

«В конце сентября мы уже должны получить денежные ресурсы», - сказал Ю.Бойко. По его словам, в настоящее время НАК завершает процесс получения международного кредитного рейтинга, который будет соответствовать рейтингу страны. А 7 сентября «Нафтогаз України» начинает в связи с вышесказанным road-show в Европе.

«Нафтогаз України» также изучает возможность выпуска еврооблигаций на срок от пяти до семи лет. Компания намерена привлечь еврозаем для увеличения добычи газа и нефти в Украине, развития и модернизации газотранспортной системы, освоения нефтегазовых месторождений и добычи нефти, как уже говорилось, в Ливии, а также создания стратегического запаса нефти в Украине. НАК уже отобрал лид-менеджера выпуска еврооблигаций - ABN Amro Bank N.V.

В начале мая «Нафтогаз» привлек банковый кредит ABN Amro Bank N.V. в размере 200 млн. долл. под ставку Libor+3,49% для пополнения оборотных средств, интенсификации добычи природного газа и оплаты газа, импортируемого из Туркменистана.

Напомню: крупнейший партнер (а иногда и конкурент) «Нафтогазу України» - российский «Газпром» 26 июля 2004 года уже разместил еврооблигации на сумму 1,25 млрд. долл. со сроком погашения в феврале 2020 года под 7,201% годовых. Спрос на них составил около 6 млрд. долл. ABN Amro выступил соандеррайтером выпуска российских ценных бумаг.

Нефтетранзитные страсти

С учетом опубликованных в одном только «Зеркале недели» различных мнений и данных об уже подписанном 18 августа в Сочи украинско-российском соглашении о транзите нефти через территорию Украины я просто не имела права не спросить Юрия Бойко о содержащихся в нем конкретных цифрах и ценах.

- Долгосрочное газовое российско-украинское соглашение даже на первый взгляд выглядит куда более конкретнее нефтетранзитного. В нем и направление газовых потоков указано конкретно, и увеличивающиеся объемы транзита газа по годам. И даже тариф за транзит каждой тысячи кубометров газа упоминается. И не так себе, между прочим. О нефтетранзитном соглашении этого пока сказать нельзя…

- Соглашение между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о транзите нефти по территории Украины, - считает Ю.Бойко, - носит в основном рамочный характер. Там действительно у нас есть серьезное увеличение по транзиту. Но, подписав это нефтяное соглашение, гарантирующее поставку нефти в Украину, дальше мы переходим к подписанию долгосрочных контрактов на уровне хозяйствующих субъектов - между «Укртранснафтою» и «Транснефтью». И там уже будут определены конкретные направления, конкретные объемы и условия, на которых нефть будет качаться.

Подобная работа уже началась, мы уже неделю проводим переговоры с российской «Транснефтью». Я думаю, мы ее завершим до конца сентября, завершим договорную кампанию на 15 лет. Так, как до этого мы сделали по транзиту газа.

В долгосрочном газотранспортном контракте до 2013 года мы зафиксировали гарантию работы газотранспортной системы. Вот такую же цель мы преследуем и в отношении нефтетранспортной системы.

Вы обратите внимание, что произошло, скажем, по станции «Броды». Стало невыгодно везти туда нефть; российская сторона без каких-то колебаний и эмоций остановила этот нефтепоток. И мы потеряли 3 млн. тонн транзита нефти.

Что произошло с МНТ «Південний»? В первом квартале мы перевалили 1800 тыс. тонн, во втором квартале россияне, исходя из собственных соображений, решили на этот терминал нефть не качать - и все, остановили прокачку. Мы не были ничем защищены от таких действий поставщиков нефти. Сейчас мы хотим создать такой механизм защиты, который бы позволил нам уверенно смотреть в завтрашний день, и заложить его в договоры на транзит нефти.

- Независимо от оценок внешнеэкономического контракта «Укртранснафти» с ТНК-ВР и «Транснефтью» о реверсе нефтепровода Одесса-Броды, что вы скажете о его заполнении технологической нефтью и о ее стоимости?

- Мы купили в августе 250 тыс. тонн нефти для заполнения Одесса-Броды по цене 249 долл. за тонну. На тот момент украинские компании покупали нефть по 250-252 долл. за тонну. В сентябре мы планируем закупить оставшиеся 150 тыс. тонн нефти по 296 долл. за тонну при том, что, например, ЛиНОС (ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез», принадлежит ТНК) и «Укртатнафта» (Кременчугский нефтеперерабатывающий завод) уже закупают нефть по 298-303 долл. за тонну. Я думаю, что нам удастся купить нефть на один-два доллара дешевле, чем названным компаниям. Переговоры об этом как раз сейчас и ведутся.

До 20 сентября, я надеюсь, нефтепровод Одесса-Броды будет полностью заполнен технологической нефтью. И вскоре будет заказан первый танкер для отгрузки, надо полагать, уже коммерческих поставок нефти.

По его мнению, такие цены на технологическую нефть позволят «Укртранснафті» своевременно и в полном объеме рассчитаться за кредит в 108 млн. долл., взятый этой компанией на оплату технологической нефти.

Ю.Бойко уточнил, что технологической нефтью уже заполнено две трети 674-километрового нефтепровода.

Как уже сообщало «ЗН», ОАО «Укртранснафта» в июле 2004 года подписало с ТНК-ВР контракт на прокачку по нефтепроводу Одесса-Броды в течение трех лет 9 млн. тонн нефти в направлении МНТ «Південний». Подписаны также сопровождающие соглашения, позволяющие «Укртранснафті» привлечь кредит в размере до 108 млн. долл. на закупку 425 тыс. тонн технологической нефти и обеспечить гарантии финансовых рисков. Контракт предусматривает стопроцентную предоплату услуг по прокачке нефти и штрафные санкции за отказ транспортировать предусмотренные контрактом объемы.

«Укртранснафта» начала заполнять нефтепровод Одесса-Броды технологической нефтью 1 августа этого года с 52 км. В конце 2002 года нефтепровод был заполнен нефтью сорта urals на участке в 52 км, что позволило МНТ «Південний» заработать на отгрузку российской нефти, поставляемой по Приднепровским магистральным нефтепроводам.

Что же касается неугасающего конфликта вокруг создания на базе ОАО «Укрнефть» вертикально интегрированной нефтяной компании с передачей в ее уставный фонд госпакетов акций «Укртатнафти» и НПК «Галичина», а затем и госпакета самой «Укрнефти», которым пока управляет «Нафтогаз», Ю.Бойко односложно заметил, что указ и распоряжения Президента Украины будут выполнены в точности. А проволочка, мол, связана с проблемами оценки госпакета акций «Галичини».

Сектор газа

«Что касается прямого долгосрочного контракта с Туркменистаном, то он был нашей заветной мечтой. И мы достаточно долго работали над ним с Туркменистаном. Но, к нашему большому сожалению, контракт на экспорт туркменского газа до 2028 года подписан с «Газпромом», - заметил Ю.Бойко. - В остальном же с Туркменистаном у нас сотрудничество развивается нормально, на основе украинско-туркменского межправительственного соглашения от 2001 года.

В этом году мы выкупаем весь газ, предусмотренный этим соглашением. В 2005-м мы выкупим еще и 7 млрд. кубометров туркменского газа у «Газэкспорта». И впредь намерены оставлять этот источник как серьезную составляющую газового баланса Украины, уделяя ему пристальное внимание как залогу энергетической безопасности государства».

Известно, что со следующего года именно «РосУкрЭнерго» станет единым оператором по экспорту, в частности в Украину, туркменского газа. До этого с 2003 года таким оператором была (и пока остается) компания с венгерской «пропиской» Eural Trans Gas (ETG). Так что логично было поинтересоваться у главы «Нафтогазу України» его оценкой оставленного венгерского газотранспортного оператора. Не вдаваясь в причины замены очередного газового оператора (до ETG была МГК «Итера»), Ю.Бойко констатировал:

- На определенном этапе ETG сыграл свою роль как заменитель «Итеры» и как компания, транспортирующая туркменский газ на более выгодных для нас условиях. Сейчас, когда мы вступили в этап масштабных инвестиций в газотранспортную систему Узбекистана, Казахстана и России, возникла необходимость привлечения значительно больших средств и задействования крупных банков, что, собственно, и было сделано при создании компании «РосУкрЭнерго» с участием российского Газпромбанка и австрийского Raiffeisenbank, которые взяли на себя определенные обязательства по инвестированию в газотранспортную инфраструктуру.

Будет ли «Нафтогаз України» в какой-то форме участвовать в «РосУкрЭнерго»? На это Ю.Бойко ответил, что будет, если то же самое сделает российский «Газпром». Правда, не стоит забывать, что соучредителем российского Газпромбанка как раз и является «Газпром». Другими словами, опосредованно российский газовый монополист уже участвует в капитале «РосУкрЭнерго», в отличие от «Нафтогазу України».

Впрочем, по словам главы НАКа, Украина не оставляет надежд на достижение прямых договоренностей с Туркменистаном. И в ближайшее время, несмотря на договоренность об увеличении квоты газопоставок из Туркменистана с 2007 года до 60 млрд. кубометров туркменского газа в год, «Нафтогаз України» надеется продолжить переговоры с Туркменистаном о прямых поставках.

А тем временем Ю.Бойко сообщил о переходе так называемого газотранспортного консорциума от предынвестиционной к инвестиционной фазе работы.

Напомню, что этот самый консорциум - ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» с уставным капиталом 1 млн. долл. был создан в ноябре 2002 года (в развитие межправительственного украинско-российского соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли от 7 октября 2002 года) российским ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України». Непосредственно же о решении создать консорциум было объявлено в ходе санкт-петербургской встречи Л.Кучмы, В.Путина и Г.Шредера.

И хотя участие германской стороны в означенном консорциуме до сих пор дискутируется, его действующие учредители 31 августа приняли решение о строительстве в рамках этого ООО газопровода Богородчаны-Ужгород (214 км стоимостью до 300 млн. долл.). Уже разработано и утверждено технико-экономическое обоснование этого инвестпроекта, определены требования к подрядчикам на строительство газопровода и вскоре будет объявлен тендер. К середине октября, т.е. к началу непосредственных строительных работ, участники консорциума договорились согласовать проекты контрактов на транзит дополнительных объемов газа по сооружаемому газопроводу.

Ю.Бойко напомнил, что межправительственное соглашение между Украиной и Россией, подписанное в Сочи, содержит гарантии о загрузке участков Торжок-Долина, Иванцевичи-Долина и Богородчаны-Ужгород в объеме от 5 млрд. кубометров в 2005 году до 19 млрд. кубометров в 2010-м. По его словам, на основе этого межправительственного соглашения НАК в ближайшее время заключит долгосрочные контракты на транспортировку газа по данным участкам с ОАО «Газпром», которые будут взяты за основу кредитного финансирования строительства участка Богородчаны-Ужгород.

Глава НАКа также сообщил, что уже в следующем году НАК намерен начать переговоры о строительстве следующего участка магистрального газопровода Новопсков (Россия)-Ужгород (Украина). Его мощность может составить 19-29 млрд. кубометров газа в год, а стоимость его строительства - 2,2-2,8 млрд. долл. На всей протяженности магистрального газопровода (около 1,5 тыс. км) планируется установить 12 компрессорных станций.

А тем временем НАК «Нафтогаз України» и российский «Газпром», как соучредители газотранспортного консорциума, договорились об увеличении в текущем году уставного фонда ООО «Международный консорциум по управлению и развитию ГТС Украины» до 186,55 млн. грн. Дополнительный взнос соучредителей должен быть равным - по 90,575 млн. грн.

Об остальном, рассказанном и не рассказанном главой НАКа Юрием Бойко, мы будем сообщать в следующих выпусках «ЗН».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме