УКРАИНА СТРЕМИТСЯ В КОРИДОР…

Поделиться
По каким странам пройдут главные транспортные коридоры Европа-Азия - вопрос и экономический, и политический, ибо затрагивает интересы многих держав...

По каким странам пройдут главные транспортные коридоры Европа-Азия - вопрос и экономический, и политический, ибо затрагивает интересы многих держав. Три года назад на своей второй Паневропейской конференции, проходившей на острове Крит, европейские страны определили 9 основных направлений, по которым потекут грузопотоки. Они получили официальное название Критских коридоров. Из них четыре должны пройти по территории Украины.

страны Черноморского региона внесли ряд своих предложений по созданию дополнительных международных транспортных коридоров вокруг Черного моря с ответвлениями на страны региона. странам Азии и Тихоокеанского региона, в рамках комиссии ООН по транспорту, видятся коридоры, которые соединят Европу с Азией. Они пройдут почти по старинному Великому шелковому пути.

Окончательный перечень предлагаемых дополнительных коридоров пока не установлен. Их судьбу решит третья Паневропейская конференция, на которую собрались в Хельсинки страны Европейского сообщества для определения основ транспортной политики на ближайшие годы.

Главное - деньги

Официальное утверждение дополнительных коридоров даст надежды на получение помощи со стороны международных финансовых структур. Сегодня, по мнению экспертов, это главный вопрос в создании и развитии коридоров. Украине, к примеру, для этих целей необходимо реконструировать автомобильные и железные дороги, построить скоростные магистрали, открыть сервисные пункты и т.д. По прогнозам экспертов, для развития всей транспортной сети с необходимой инфраструктурой понадобится ориентировочно 53,8 млрд. долларов США. Как видим, цифра не просто астрономическая: этого не может быть, потому что не может быть никогда…

Для получения финансовой помощи одного признания, конечно, мало. Сегодня через территорию Украины проходят четыре критских коридора. Между тем, необходимых средств от Европейского банка реконструкции и развития, в отличие от других стран, она не получила. Беда заключается в том, что Украина не имела и не имеет и теперь, по признанию экспертов, достаточно обоснованных проектов для получения кредитов. Проведенные за последнее время исследования и разработки не отвечают необходимым требованиям. Никто при этом не скрывает, что для более солидных трудов требуются солидные суммы. Однако держава, которая должна быть заинтересована в таких масштабных проектах, средств на это не имеет.

Каких же на самом деле результатов добилась наша страна в своем стремлении интегрироваться в мировую транспортную систему, покажет третья Паневропейская конференция. А пока что к голосу Украины, судя по совещанию, проходившему в Брюсселе в рамках Европейского сообщества, не очень-то прислушиваются. Идея создания транспортного коридора Гданьск - Одесса, к примеру, была одобрена лишь после того, как с ней выступила Польша. Был принят во внимание и коридор Констанца - Одесса, но как предложение Румынии. Даже организованная самой Украиной Черноморская транспортная конференция по созданию транспортных коридоров, проходившая в Киеве 15-16 мая, очков ей не прибавила. Вместо министров транспорта стран Черноморского региона приехали представители министерств. К стране, которая приглашает министров и накануне их приезда объявляет о предстоящей отставке своего министра, и отношение соответствующее.

Транзитников… просят не беспокоиться?

Ну а пока, чтобы окончательно не отстать от других стран, Украина в декабре прошлого года впопыхах, но с большой помпой подключилась к Евро-Азиатскому транспортному коридору. Была открыта паромная переправа Ильичевск-Поти, маленький участок огромного пути из Европы в Азию.

Конечно, из-за этой спешки, как утверждают практики, ничего путного не вышло. Но пока. Закавказье со своими богатыми месторождениями нефти привлекает внимание не только Украины. Сегодня датчане пытаются реконструировать Бакинскую паромную переправу, россияне сооружают паромную переправу в Батуми, в рамках Европейского сообщества по программе ТACIS осуществляется проект ТРАСЕКА. Залежи каспийской нефти стали предметом особого интереса и других высокоразвитых стран. Поэтому если сидеть сложа руки, то конкуренты могут обойти со всех сторон. Кстати, пока Украина готовила соглашение о сотрудничестве, мучительно долго согласовывая его со всеми инстанциями, Болгария и Румыния открыли паромное сообщение между своими портами Бургас и Констанца и грузинским портом Поти. В отличие от Украины, они сегодня успешно работают на этом направлении.

- Практически весь грузопоток из Ирана на Европу и обратно идет через Болгарию. Около двухсот автомобилей в неделю, - говорит Владимир Черниевский, коммерческий директор судоходной компании «Укрферри», чьи паромы работают на линии Ильичевск-Поти. - И лишь три процента - через Украину, хотя именно через нее проходит самый удобный и короткий путь в Европу.

Проблема, оказывается, в том, что украинские нормы для прохождения по ее территории крупнотоннажных автомобилей не совпадают с европейскими. Допускается провоз не более 18 тонн, автомобили же берут 20. Вместо того, чтобы взимать деньги за дополнительный тоннаж, как предлагают иранцы, их просто не пускают через границу. Существует ограничение и по высоте. Большегрузные автомобили вместе с контейнерами превышают установленную норму на 15 сантиметров.

Данные факты свидетельствуют об одном - о том, что Украина, как отмечают эксперты, прежде чем открывать транспортные коридоры, должна была привести в соответствие с международными требованиями свои правила и нормы, а также тарифную политику, которая является, по сути, грабительской, и порядок пересечения границ.

- Сегодня наши паромы, - рассказывает В. Черниевский, - загружены на 20 процентов. Поток транзитных грузов из Европы в Закавказье через Украину резко упал после того, как была введена в действие инструкция о новом порядке пересечения через границу подакцизных грузов, после которой таможня требует финансовой гарантии для уплаты всех пошлин и сборов. Кто же станет возить груз, за который на границе необходимо заплатить больше, чем стоит сама перевозка? Из-за этого практически были сняты все заявки на перевозку грузов нашими паромами. Это порядка 400 вагонов в месяц.

С 1 июля, когда вступит в силу новый закон об НДС и железнодорожные тарифы подскочат выше, положение станет еще более плачевным. Более того, работа паромной переправы Ильичевск-Поти, по словам работников «Укрферри», под большим вопросом еще и потому, что заканчивается срок льготного режима для работы паромов. Сегодня портовые сборы в Поти за один судозаход при льготных ставках составляют 18 тыс. долларов.

- Если они распространятся и на паромы, то компания «Укрферри», которая несет сегодня одни убытки от их работы, будет вынуждена уйти с этой линии, - заявил В. Черниевский.

Это означает ее закрытие, поскольку, кроме паромов, никакие другие суда на этом направлении не работают. Такой поворот, конечно, вряд ли возможен, ибо работа линии связана с рядом выгодных проектов. Пока не построен трубопровод, Украина намерена возить нефть паромами в цистернах уже сегодня. И для этого все готово. Хотя данный проект кажется немыслимым: как уверяют знающие люди, такое практиковалось разве что в Великую Отечественную. Проглядывается мощный поток хлопка через Поти на Ильичевск, где имеются огромные хранилища. Но пока не построена железнодорожная паромная переправа, ни о каких массовых перевозках грузов и речи быть не может.

Строительство же паромной переправы - вопрос отдельный. Ее планируют сдать в эксплуатацию в будущем году. Сроки, по нынешним временам, нереальные. На сегодняшний день не разработаны даже технико-экономические обоснования, не найдены реальные источники финансирования, не решен ряд других проблем. Если учесть, что, кроме экономических трудностей, существуют еще и политические, то сроки можно назвать непредсказуемыми.

Транспортный мост между континентами

В развитии Евро-Азиатского транспортного коридора это не единственные проблемы. Вообще, как утверждают эксперты, рассматривать данный коридор без связи с другими смысла не имеет. Ведь по предлагаемому Украиной сценарию, поддержанному Грузией и Азербайджаном, он должен соединить Закавказье с Европой. Единый транспортный мост между двумя континентами возможен при слиянии Евро-Азиатского транспортного коридора с коридором Балтика-Черное море, а также критским коридором №7 (Дунайским), который через порты Рени и Измаил свяжет Закавказье с любой страной Европы.

Своего интереса к созданию коридора Балтика-Черное море не скрывает Польша. Во время недавнего визита в Одессу президент Республики Польша Александр Квасьневский заявил, что через порты Одесса, Ильичевск и Южный идет кратчайший путь из Ближнего и Дальнего Востока в Варшаву и Гданьск, в Берлин и Гамбург, а также Стокгольм и Лондон. Важным элементом этой магистрали, по словам польского президента, должен стать трубопровод, который соединит нефтетерминал в Южном с Гданьском.

Однако Евро-Азиатский транспортный коридор в таком виде - с его продолжением до Гданьска и Антверпена (по Дунайскому коридору) и на Восток до Китая с ответвлениями на Иран и другие ближневосточные страны - украинской стороной пока как следует не изучен…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме