УКРАИНА НА ПЕРЕПУТЬЕ

Поделиться
Украина вновь удивляет мир, сеет растерянность и неуверенность своих граждан в будущем. В 1993-1994 гг., когда страна вышла в мировые лидеры по темпам инфляции, ситуация многим казалась безысходной...

Украина вновь удивляет мир, сеет растерянность и неуверенность своих граждан в будущем. В 1993-1994 гг., когда страна вышла в мировые лидеры по темпам инфляции, ситуация многим казалась безысходной. Оправдались прогнозы «безнадежных» оптимистов. То, что казалось абсолютно невероятным в те годы и вызывало, как минимум, ироническую улыбку, произошло. Инфляция подавлена, экономика получила стабильную национальную валюту, которая успешно теснит с рынка твердую валюту. С конца 1994 г. реальный обменный курс валюты Украины возрос почти в четыре раза. Начался процесс возврата капитала, «сбежавшего» ранее за границу.

Но, увы, кроме финансовой стабилизации, прогресса нет, экономический рост не восстановлен. Наоборот, продолжается спад. Только за пять месяцев текущего года валовой внутренний продукт сократился на 7,4 процента, объем промышленного производства - на 4,9 процента...

Финансовая стабилизация…

Первый абсолютно правильный и необходимый шаг - подавление инфляции и стабилизация национальной валюты - в Украине сделан. Без этого шага нельзя вообще ставить вопрос о восстановлении экономического роста, поскольку в условиях инфляции невозможно даже сохранение неизменной покупательной способности предприятий и населения. Происходит как раз ее уменьшение, что постоянно ограничивает, уменьшает сбыт продукции, емкость национального рынка, омертвляет огромные материальные и человеческие ресурсы. Достаточно сказать, что только в 1993 году реальные оборотные средства в экономике сократились в три раза. Примерно в такой же мере упала реальная заработная плата.

Экономика оказалась в шоковом состоянии. Исчез потребитель. Однако внутренний спрос сократился неравномерно. Шок был усилен не просто сокращением спроса, но и изменением его структуры. В течение одного года, условно говоря, 98% граждан вдруг стали очень бедными, 2% - очень богатыми. Примеров такого резкого и быстрого перераспределения доходов найдется в мире немного.

Перераспределение доходов существенно изменило структуру спроса, поскольку структура потребления богатых граждан специфична. Их доходы, в отличие от доходов всего населения, перестают идти на поддержку экономики путем приобретения товаров широкого потребления. Доходы идут или на приобретение престижных товаров (а это импорт), или же в накопления (тоже за границу, поскольку происходила активная утечка капитала).

Прогресс, движение в Украине остановились именно в тот момент, когда экономика, впервые со дня независимости, могла бы получить толчок, импульс для своего развития, постепенного увеличения внутреннего платежного спроса. Именно в тот момент, когда, как бы ни посмеивались скептики, Украина как никогда потенциально близка к успеху.

…минус структурные реформы

О необходимости возрождения внутреннего платежного спроса говорят многие. Большинство, правда, не задумывается о реальных путях такого возрождения, о его механизмах. Непонимание этого вопроса, именуемого специалистами структурными реформами, считаю в настоящее время центральной, ключевой причиной отсутствия прогресса в экономических преобразованиях. И если это понимание не возникнет - экономика обречена в худшем случае на стагнацию, восстановление роста произойти не может.

Больному нужно крововливание. Для экономики - это деньги. Дитя не может родиться из ничего. Необходимо то, что часть специалистов называет структурной перестройкой, другие - возрождением внутреннего спроса, третьи - преодолением кризиса платежей. В основном это очень близкие между собой задачи. Нужны, я бы назвал, центры экономического роста, звенья, которые не только сами становятся на ноги, но и тащат за собой других. Механизм такого вытаскивания, думаю, понятен. Оживающий «АвтоЗАЗ» дает и оплачивает заказы более 100 только непосредственных предприятий-смежников (а это около 130 тысяч человек), у последних свои поставщики. Растет не только производственный, но и потребительский спрос (через заработную плату как непосредственно занятых в центрах экономического роста работников, так и специалистов бюджетной сферы в результате дополнительных налоговых поступлений).

Сразу хочу отбросить такой путь наполнения кровеносных сосудов экономики деньгами, как печатный станок, эмиссия, прикрываемые некоторыми больными головами фиговым листком будто бы несоответствия валового внутреннего продукта и денежной массы. Именно эмиссия в 1992-1994 годах привела к резкому снижению покупательного спроса в экономике. Что касается несоответствия ВВП и денег, то говорить об этом, по крайней мере, несерьезно. Только в 1995 году реальный ВВП уменьшился на 11,8 процента, в 1996 году - еще на 10. Всего за два года - 20,6 процента. За этот же период денежная масса возросла в 2,8 раза, а в расчете на единицу реального ВВП - в 3,5 раза (2,8:0,794).

Возрождение экономики Украины требует вливания в нее живых, реальных, неэмиссионных денег. Такие деньги призваны обеспечить создание центров, точек экономического роста - новых и оживающих хозяйственных структур, формирующих цепи экономического роста не только через собственный спрос, но и спрос на товары народного потребления (через рост доходов).

Цепи экономического роста могут создать:

1. Малый бизнес.

2. Крупные и средние инвестиционные проекты.

3. Развитие и укрепление банковского сектора.

4. Межгосударственные кредиты.

5. Уже существующие «живые» секторы экономики.

…минус условия

для мелкого бизнеса

Что касается инвестиционных проектов, то их роль в возрождении национальной экономики понимается большинством. Относительно мелкого предпринимательства такого понимания нет. Понимания причин, без устранения которых он не будет возникать и развиваться. Это находит отражение, в частности, в том, что правительство видит свою задачу в разработке программ поддержки мелкого предпринимательства, создания разного рода бюджетных и внебюджетных фондов поддержки его развития. В наших условиях это не дает ничего, кроме возникновения дополнительных возможностей для коррупции, для разбазаривания и присвоения бюджетных средств.

Отношение к мелкому бизнесу - как дань популярному слову (оно у всех на слуху) и скорее как к фактору занятости и источнику самообеспечения людей. Подумаешь, кто-то открыл собственное дело на 200 гривен.

Да, эти моменты важны. Однако мелкий бизнес является мощнейшим катализатором экономического роста за счет своей массовости. 200 гривен, вложенных 5 миллионами наших соотечественников, превращаются уже в миллиард гривен инвестиций в экономику. И пусть они даже занимаются нелюбимым в общественном сознании делом - торговлей. В экономику через сбыт продукции влит миллиард, который дальше идет по каналам поставщиков продукции от конечного продавца.

И само непонимание роли торговли является нонсенсом. Ведь именно проблема сбыта является сегодня ключевой. Наши предприятия не могут реализовать свою продукцию. А мелкий предприниматель может сделать то, что никогда не сделают крупный и средний бизнес: продать штуками, килограммами то и там, что и где непосильно другим. Находя нишу сбыта там, где никто другой работать не будет.

Но, увы, в Польше, Венгрии мелкий бизнес составляет около 2/3 экономики, в Украине - 5 процентов. И перспектив для его роста в Украине нет. Не из-за отсутствия механизмов его поддержки, а ввиду слишком большой зарегулированности его деятельности, наличия множества непреодолимых барьеров.

Для многих наших соотечественников непреодолимым является уже первый барьер - открытие дела. Причина - слишком сложная, забюрократизированная система регистрации. Для создания предприятия нужно побывать у нотариуса, в органе регистрации, статистики, налоговой администрации, банке, милиции (разрешение на печать). Некоторые органы нужно обойти многократно, везде предъявлять пакет учредительных документов. В результате регистрация, факт юридического освидетельствования, легализации субъекта хозяйствования (и ничего больше!), затягивается на месяцы. Пусть на собственном примере проверит тот, кто попытается усомниться.

Для малых предприятий уже первый шаг непреодолим. Но и он не гарантирует «счастливчикам» хорошей жизни.

Почти 100 видов деятельности нельзя начинать без лицензии, дающей право заниматься этой деятельностью. Наряду с абсолютно необходимым применяется и абсолютно излишнее лицензирование деятельности, например торговой. Право на оптовую торговлю не получишь, не имея складов, хотя мороженое лучше завозить в магазины, минуя склад. Начали требовать специальное образование для занятия торговлей, хотя миллионы наших «челноков» успешно торгуют при полном отсутствии такового.

Новое строительство требует такого количества согласований и подписей, что лучше сразу забыть подобную идею, если она пришла вам в голову. Даже на безлюдном острове для строительства нужно разрешение ГАИ. Ну а уж такое государственное дело, как изготовление печати, нельзя допустить без контроля недремлющего ока.

Пожарники постоянно вмешиваются в предпринимательскую деятельность, поскольку ширина окна не соответствует идеологии чиновника. Подобные проблемы возникают и с санитарным, эпидемиологическим контролем, сертификацией продукции.

Отсутствует единый, законодательно определенный, перечень документов, которые следует предъявлять таможне. Эти дополнительные документы придумывают отдельные министерства, госадминистрации. При экспорте небольшой партии товаров (то, чего никогда не сделает крупный бизнес) нужно вызвать, как правило, таможенника из области, оплатить его проезд туда и обратно, время работы, что не просто удорожает, а блокирует экспорт. За таможенными консультациями вам порекомендуют обратиться к таможенным брокерам, которые берут за это немалую плату. Для перевода документов принуждают идти в специально определенные коммерческие структуры, где с предпринимателей сдирают седьмую шкуру (интересно, чей брат или сват там работает?).

Вообще, все службы предпочитают режим предварительного согласования, а не установления четких, разумных, всем известных правил, соблюдение которых и следует контролировать.

Многие контролирующие органы имеют право внесудебного ареста счета, прекращая любую финансовую деятельность. Плевать, что через неделю выяснилось - ошибочка вышла, что понесены огромные убытки, что иностранные партнеры отказываются работать с нами…

Предпринимателя, попавшего на картотеку (чисто постсоветское явление, непонятное и трудно объяснимое западному специалисту), отстраняют от главного - управления собственными финансовыми ресурсами. За него это делает прекрасная банковская сотрудница в коротенькой юбочке.

А уж не дай вам Бог иметь несколько счетов! Ну и что, что деньги на счет поступают, а оплатить со счета нельзя. Возникла маленькая заминочка: банк неликвиден, работает, как черный ящик, - деньги всасывает, назад не отдает.

А вдруг несведущему захочется взять и купить за наличные 100 гривен канцелярские принадлежности. Тоже нельзя. Сделайте безналичный перевод, потом купите специальный бланк доверенности, а потом, может, и получите.

В отдельных секторах экономики вообще невозможно появление новых инвестиций, они монополизированы. Это энергетика, газ, все чаще аграрный сектор. В некоторых регионах при проведении аграрных закупок указывают: у кого купить ресурсы, кому продать. Без выполнения указаний не выделяются бюджетные средства.

Украине нужен газ? Не верю! Нужны инвестиции в добычу газа, которого, к счастью, немало в нашей родной Украине? Не нужны. Неужели кто-то считает идиотом инвестора, который вложит деньги в добычу газа, чтобы затем выпускать его в трубу? Извините, в воздух, к трубе-то его как раз и не подпускают.

Господа, товарищи, коллеги! На профессиональном языке все вышеперечисленное называется средой, неблагоприятной для предпринимательства. Мелкий легальный бизнес, а это основа любой процветающей экономики, в таких условиях вообще невозможен, во всяком случае в масштабах, которые в состоянии обеспечить экономический рост.

В существующей среде возможна только теневая деятельность. Зато процветает коррупция, растет безработица и социальная напряженность. Именно эти условия толкают в тень. Ведь статьи «поборы» в легальном бухгалтерском учете нет.

Соответствующие деньги нужно вытаскивать только из тени. Стоит ли удивляться теперь, что, несмотря на меры по либерализации экономики на макроуровне, объем теневого оборота продолжал расти. В 1994 году он оценивался в 39%, в 1995-м - 45%, в 1996-м - 49%, (т.е. сравнялся с официальным сектором экономики!).

Это подтверждают и данные об удельном весе денег, находящихся вне банковского обращения. На начало 1995 года он составлял около 25 процентов, на начало 1996-го - 38,3%, 1997-го - 44,8%, на 1 июля с.г. - 47,2 процента.

Ни одному политическому лидеру Украины не сдвинуть экономику с места, не расчистив эти авгиевы конюшни, без этого невозможен приток денег в экономику.

…минус денежная приватизация

Сдерживают инвестиционную активность недостаточные темпы и продолжение применения традиционной схемы приватизации - безоплатно, через приватизационные сертификаты. Не вложив в приватизацию собственных денег (или вложив минимальные суммы), не видя изменений к лучшему и не будучи уверенным в будущем, порожденный такой недоношенной приватизацией собственник, как правило, имеет целью не получить реальную прибыль и приумножить, а украсть.

Приватизация в Украине уже перешагнула тот рубеж, когда нужно было гнаться за массовостью. (Ее могли обеспечить только ваучеры.) На повестку дня выдвигается исключительно денежная приватизация с очень простым критерием - большая сумма выкупа. Без использования такого блефа, как так называемые инвестиционные обязательства. В противном случае продолжение народной приватизации закончится тем, что наши граждане потеряют не только свою собственность, но и заработную плату.

С другой стороны, необходимо стимулировать процесс появления ответственных собственников, предоставив возможность перепродажи собственности. Этому был призван способствовать институт независимых регистраторов. Несмотря на принятые решения, он, по существу, так и не создан, поскольку созданные регистраторы стали карманными, зависимыми от соответствующих хозяйственных товариществ. Не изменив ситуацию в корне и не обеспечив свободный доступ к регистрационной системе, нельзя надеяться на быстрое перераспределение собственности и приток новых инвестиций.

Продажу части долей оставшейся государственной собственности следует поручить серьезным западным финансовым институтам. Кроме прямого, непосредственного эффекта в виде привлечения денег, это выведет наши предприятия на классические формы привлечения средств на международных финансовых рынках.

Серьезная проблема с инвестированием возникла в переработке аграрной продукции. Прежде всего, происходит не приватизация, а коллективизация, поскольку собственниками становятся десятки и сотни сельскохозяйственных предприятий. С другой стороны, одни больные хозяйства приобретаются другими больными. В то же время перерабатывающие предприятия требуют инвестиций. Без них наша аграрная продукция, несмотря на ее лучшие пищевкусовые качества, будет вытесняться импортом. Не выиграло от этого село, будет соответственно уменьшаться и закупка аграрной продукции, поскольку в свое время кое-кто задрожал перед возможным применением вето на принятый Закон об особенностях приватизации в АПК. А менять его будет очень трудно.

…минус доступ

к кредитным ресурсам

Преградой для развития предпринимательства является и отсутствие свободного доступа к кредитным ресурсам. Капиталы наших коммерческих банков недостаточны, чтобы путем расширения объемов предоставляемых кредитов увеличивать платежный спрос и стимулировать тем самым экономический рост. Ни один банк сегодня не в состоянии кредитовать крупные инвестиционные проекты. Поэтому дозированный допуск на украинский рынок иностранных банков способствовал бы не только развитию рынка кредитов, но и укреплению национальной банковской системы (через реэкспорт капитала). Однако нынешнее «подвешенное» состояние не позволяет надеяться на формирование значительных уставных капиталов иностранных банков, да и национальных тоже, если не будет снято ограничение на взносы в твердой валюте. Риск взноса больших сумм в национальной валюте, риск его возможного обесценивания остаются.

Укрепление банковского сектора требует привлечения в оборот внебанковских денежных ресурсов. Прежде всего это средства в национальной валюте. По данным на 1 июля 1997 года их сумма исчислялась в 4,8 миллиарда гривен, что превышает весь нынешний объем кредитования в национальной валюте. Однако следует понимать, что эти деньги сегодня не являются сбережениями. Они обслуживают производственный оборот, только теневой. Поэтому без осуществления ранее рассмотренных мер по легализации неформального сектора, а также без налоговой реформы* и других мер, предусмотренных пакетом законопроектов «Экономический рост», привлечь эти деньги в легальный оборот не удастся.

Еще большие возможности укрепления банков кроются в привлечении сбережений в твердой валюте. Эта сумма, как минимум, в три-четыре раза превышает средства в национальной валюте, находящиеся вне банковского обращения.

С 1996 года в Украине начался реальный рост вкладов населения в коммерческих банках. Их сумма в национальной валюте составляет почти 1,3 миллиарда гривен, по сравнению с 536 миллионами на начало 1996 года. Реальный прирост вкладов составил за этот период 62 процента, в том числе текущих - 18, срочных - более чем в 2 раза.

Многие наши граждане два с половиной года наблюдают постоянное обесценивание доллара на внутреннем рынке Украины. Только с начала 1996-го доллар потерял 1/3 своей покупательной способности. При стабильном курсе гривни конвертация твердой валюты в национальную при действующих средних ставках по депозитам (19,3 процента) дает в долларовом эквиваленте такую же доходность. По мировым стандартам это очень высокая доходность. Но, увы, население предпочитает, скорее, терять, держа валюту под подушкой, чем класть ее в коммерческие банки.

И причина понятна. Никто сегодня не взял на себя политическую смелость призвать граждан к спасению сбережений в твердой валюте путем их конвертации и хранения в коммерческих банках. Одного такого заявления мало. Оно должно быть подкреплено решительными мерами по структурной реформе, что даст уверенность в необратимости процессов финансовой стабилизации.

Другим фактором, сдерживающим рост депозитов, является «охота на ведьм» - законодательная норма, требующая обязательного информирования Службы безопасности о всех вкладах на сумму, эквивалентную примерно 500 долларам США. Итак, граждане, спешите заиметь собственное досье…

Быстрое развитие кредитного рынка и удешевление кредитов требуют создания такого института, как регистр недвижимости. Система залога недвижимости сегодня не работает и работать не может. Заложенное имущество можно в любой момент продать. Это приводит к удорожанию процентных ставок, поскольку банки вынуждены покрывать кредитные риски одних заемщиков за счет других. Это, в свою очередь, значительно снижает эффективность привлечения в экономику заемных средств.

Большие возможности привлечения средств в экономику кроются в изменении механизма получения кредитов, предоставленных Украине по межправительственным соглашениям. Сегодня эти средства идут в основном на удовлетворение текущих потребностей, хотя вполне возможно приобретение за их счет новых технологий и техники. Возможные объемы кредитования здесь довольно значительны. Из общего объема привлеченных и используемых на 1 января 1997 года кредитных линий на сумму 3,8 миллиарда долларов США кредитов оформлено на 2,2. Использовано и того меньше - 1,8 миллиарда. Причем речь идет о кредитах, ставки по которым в 2,5-3 раза ниже действующих ставок коммерческих банков Украины.

Проблема здесь не только в неиспользовании значительных возможностей кредитования экономики, но и в механизме предоставления кредитов (хотя именно этот механизм и объясняет их неиспользование). Дело в том, что правительство взяло на себя функции отбора проектов, т.е. коммерческого банка. Об «эффективности» такого отбора свидетельствуют факты.

В 1996 году все заемщики, получившие кредиты, должны были уплатить 96 миллионов долларов. Фактически 82 миллиона пришлось уплатить бюджету, а точнее, пенсионерам, врачам, учителям, студентам, военным, инвалидам. Деньги, по сути, подарены частным структурам. Таких показателей невозврата не имеет самый худший коммерческий банк Украины!

И это неудивительно. Отбором проектов занимается чиновник, который «рискует» в своих решениях не собственными средствами, а деньгами работников бюджетного сектора.

Разбазаривание и недоиспользование возможностей кредитования будут продолжаться до тех пор, пока правительство не передаст не свойственную ему функцию коммерческим банкам под вторичную гарантию банков. Имея инструмент текущего оперативного контроля за деятельностью клиентов (в отличие от правительства), именно они должны осуществлять отбор наиболее эффективных проектов, отвечать за возврат кредитов.

…минус движение платежей

В условиях финансовой стабилизации, обретя надежный индикатор для ведения своей деятельности в виде стабильной валюты, часть экономики получила реальную возможность для своего возрождения. Однако в целом этого не происходит. Наоборот, умирают потенциально живые производства. Уже не только бюджет, но и они не в состоянии выплатить даже заработную плату своим работникам.

Здесь, как мне кажется, очень плохую роль сыграл период финансовой нестабильности 1992-1994 годов. Определенная часть частного капитала, привыкшая к легким доходам в период высокой инфляции, через свои каналы в органах власти пролоббировала новые мощные каналы легкого зарабатывания денег. Ими стала монополизация отдельных секторов и сплошная внутренняя бартеризация экономики.

Сегодня ключевые сферы экономики работают без движения платежей: энергетика, газ, транспорт, через них и бюджет - другие отрасли. Парадокс ситуации в том, что в цепи бартерных расчетов существует, как правило, вполне конкурентоспособные производства с экспортной ориентацией. В так называемой адресной поставке электроэнергии (формально она остановлена, фактически - нет. Есть прекрасно известное всем понятие: в виде исключения) задействованы лучшие предприятия-экспортеры. Но деньги на их счет не приходят. Право требовать долг за экспорт уступается структурам, которые поставили газ, электроэнергию, другие ресурсы, предоставили транспортные услуги. Именно им поступает валютная выручка, или же она полностью или частично (дельта) остается за границей. Движение денег замыкается лишь на одной, первой структуре, причем исключительно по расчетам из-за пределов Украины. Внутри Украины денежное обращение парализовано полностью, реально полученные деньги от экспорта не проходят по легальным каналам обращения от конечного потребителя до поставщиков, поскольку установлена искусственная перемычка.

В некоторых схемах отсутствует движение денег даже по внешнеэкономическим контрактам. Прибыль (дельта) оседает за границей, экспорт балансируется импортным бартером. Подобного рода поставки охватили уже не только материально-технические ресурсы, но и товары народного потребления. В зависимость от искусственно созданного монополиста поставлены даже работники: либо получишь в оплату труда дорогую и не всегда доброкачественную продукцию, либо не получишь ничего.

Работает мощный насос дальнейшей концентрации богатства в руках небольшого количества населения, выкачивания остатков потенциала государственного сектора. Проедаются не только оборотные средства, но и амортизация. Перед угрозой остановки может оказаться такая отрасль, как энергетика. Но зачем об этом задумываться? Зачем думать о том, что такая политика - тупик, она не имеет перспективы? Как и не имеет никакой перспективы и бизнес, работающий в подобных схемах. Ведь в таких условиях экономика не сможет подняться никогда.

Ситуация в решающей мере обусловлена недоношенной приватизацией или ее запретом. Мне неизвестны примеры, когда, например, дисконт векселей НДУ Минэнерго предоставляется частным сектором в пользу государственного. Выкачивание средств происходит:

а) с государственной (полностью) собственности;

б) когда контрольный пакет находится в руках у государства;

в) когда приватизация ничего не стоила собственникам (ваучеры);

г) когда собственность принадлежит всем, то есть является неконтролируемой.

Понятно, что в этих условиях будут существовать силы, пытающиеся блокировать передачу контрольных пакетов собственности, прикрываясь популярным лозунгом защиты интересов государства. А лекарство здесь может быть одно - быстрая денежная приватизация контрольных пакетов.

Снова получаем финансовую дестабилизацию?

Какова вероятность принятия в ближайшее время рассмотренных ранее решений, эффект от которых зависит от их системности? Каковы возможные сценарии дальнейшего развития событий?

В настоящее время Украина подошла к перекрестку, от которого идут три ответвления:

1. Решительные структурные реформы, способные дать мощный импульс подъему экономики.

2. Топтание на месте с абсолютно необходимым, как минимум, удержанием достигнутой финансовой стабильности.

3. Возврат в «болото» высокой инфляции и нестабильной денежной единицы.

Как это ни прискорбно, но я все больше склоняюсь к вероятности выбора «третьего» пути. Прежде всего, как уже отмечалось, в высшей политической элите и в общественном сознании нет понимания сущности и глубинных причин, сдерживающих структурные преобразования. Мне кажется, что понимание процессов финансовой стабилизации достигалось проще. Чего не скажешь о проблеме создания нормальной предпринимательской среды, или, как сейчас модно говорить, о проведении политики дерегуляции, либерализации экономики на микроуровне, ограждении ее от ненужного, более того, вредного, ограничительного, сдерживающего воздействия государства на экономику. Кроме того, части политиков выгодно ухудшение экономического положения: избирательный процесс уже отмечает свою первую годовщину.

С точки зрения передышки, преодоления «усталости» от реформ, формирования необходимого общественного мнения, был бы вполне приемлем второй вариант. Но опять те же выборы. А самое страшное - продолжающийся процесс накопления бюджетной задолженности перед учителями, врачами, учеными, пенсионерами, военными, студентами. И я сомневаюсь в том, что будет достаточно политической воли не запустить печатный станок на полную мощность. Тем более, что необходимые экономике решения, дающие перспективу погашения задолженности, не принимаются.

Украине, видимо, придется наступить на те же грабли. Возможная финансовая дестабилизация может быть довольно сильной и стрессовой. 1997 год отличается от 1993-го. Сейчас около 20 процентов (1,3 миллиарда) банковских депозитов составляют депозиты населения. Этой суммы многократно хватит, чтобы разрушить банковскую систему, т.е. прекратить денежные расчеты в экономике. Ведь депозиты населения в несколько раз превышают свободные средства на корсчетах банков. И опять же, это не 1993 год. Никто не станет ожидать обесценивания вкладов. Спасать банки придется известным инструментом. Нетрудно спрогнозировать поведение курса национальной валюты, бегство за границу капиталов. Что-то знакомое? Да-да, Болгария.

Думаю, никого, в том числе и меня, не радует такой вариант развития ситуации. И я бы хотел, я желаю ошибиться. Не хотел бы повторения уже пройденного, весьма неприятного пути финансовой стабилизации, но, увы, не вижу понимания, желания и возможности что-либо менять.

Я был оптимистом в 1993 году после моей первой отставки, когда в стране в полную мощь свирепствовала инфляция. И оптимизм мой был оправдан. Верю и сейчас: в стране найдутся политические силы, которые осуществят не только финансовую стабилизацию, но и необходимые для подъема экономики Украины структурные реформы. Жаль только людей, потерянного времени и необходимости повторения части уже пройденного пути.

P.S. Для любого другого автора на этом можно было бы поставить точку. Однако мне необходимо ответить на неминуемо возникший у многих вопрос. Итак, отвечаю на него.

Перечень проблем, которые предполагалось урегулировать подготовленными в течение последнего года нормативными актами

1. Введение очень простого заявительного принципа регистрации субъектов хозяйственной деятельности в любом районе Украины (по выбору). Перечень необходимых для этого документов - заявление.

2. Сокращение количества лицензируемых видов деятельности с 88 до 30.

3. Ограничение числа требуемых на таможне документов до 4.

4. Упорядочение правил согласования проектов нового строительства.

5. Запрет на внесудебный арест счетов субъектов хозяйствования.

6. Ликвидация картотеки, предоставление возможности руководителям управлять своими финансовыми ресурсами.

7. Предоставление права открывать более одного счета в любом коммерческом банке Украины.

8. Снятие ограничений на наличные расчеты.

9. Запрет на принятие решений арбитражных судов о списании со счета денег по иску одного кредитора, а также денег, находящихся в доверительном управлении.

10. Налоговая реформа, включая сокращение начислений на заработную плату с 51 до 32 процентов (после пенсионной реформы, которая готовилась следом, - до 7).

11. Ликвидация всех налогов во внебюджетные фонды, за исключением Пенсионного, фонда занятости. (Сейчас таких налогов около сотни.)

12. Ликвидация института прописки де-факто (приема на работу по прописке).

13. Прекращение практики обязательного информирования о вкладах, эквивалентных 500 долларам США (кроме случаев производства следствия).

14. Введение института регистрации собственности.

15. Кредитование экономики по межгосударственным кредитным линиям через уполномоченные коммерческие банки Украины.

16. Новая схема исключительно денежной адресной продажи электроэнергии.

В этот перечень не включены меры, изложенные в докладных записках. Все подготовленные решения лежат невостребованными на полках (ликвидирована только прописка и приняты два налоговых закона).

Виктор ПИНЗЕНИК

*Проблемы налоговой реформы как фактор восстановления экономического роста в настоящей статье не рассматриваются.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме