Туман рассеивается?

Поделиться
Телекоммуникационные операторы сдержанно отреагировали на назначение Президентом Украины членов Национальной комиссии регулирования связи (подробнее об этом в предыдущем номере «ЗН»)...

Телекоммуникационные операторы сдержанно отреагировали на назначение Президентом Украины членов Национальной комиссии регулирования связи (подробнее об этом в предыдущем номере «ЗН»). С одной стороны, большинство из них участникам рынка хорошо знакомы, поэтому официальное мнение руководителей крупных компаний свелось к нейтральному «сработаемся». С другой — едва ли не каждый из членов НКРС лоббирует интересы конкретных бизнес-групп. Поэтому любая отдельно взятая телекоммуникационная компания может столкнуться с непредвиденными сложностями: от простой передачи конкурентам информации, поданной в НКРС, до прямого саботирования рассмотрения заявок компаний на лицензии или на выделение частот для операторов связи. Подобных прецедентов было немало и в прошлом. И происходили они с ведома некоторых чиновников, ныне вошедших в состав НКРС.

Выдачей лицензий на радиочастоты мобильным операторам и промышленным пользователям ведал начальник управления радиотехнологий и использования радиочастот бывшего Госкомсвязи Сергей Глотов, один из членов недавно назначенной Нацкомиссии. Некоторые участники рынка склонны считать, что присутствие его в составе НКРС вполне достойно занесения в раздел «Факторы риска» формы 20-F для Комиссии США по ценным бумагам и биржам.

Немного биографии. Сергей Глотов — кадровый военный связист. В начале 90-х он преподавал в Киевском высшем военном инженерном дважды Краснознаменном училище связи им. Калинина на кафедре радиорелейной, тропосферной и спутниковой связи. Потом был откомандирован от Минобороны в Главное управление радиочастот (ГУРЧ) при Кабинете министров Украины на должность начальника отдела. После расформирования ГУРЧ в 1999 году перешел в Госкомсвязи, где и возглавил управление радиотехнологий и использования радиочастот.

Именно в этот период там происходили наиболее массовые нарушения процедуры приема и рассмотрения заявок на получение частот, сроков выдачи лицензий на пользование радиочастотами. В последние годы время рассмотрения заявок на частоты, в зависимости от значимости заявителя, занимало от полугода до двух-четырех лет при установленном законом сроке в два месяца.

Так, к ноябрю с.г. на рассмотрении в бывшем Госкомсвязи находились более 400 заявок, среди которых есть поданные еще в 2001—2003 годах. За последние два года вообще не рассматривались заявки на радиочастоты для телерадиовещания. Хотя по состоянию на август с.г. таких заявок было 119 и по большинству из них решения ожидали еще с 2001 и 2002 годов.

Например, предприятие «Велтон Телеком», подав заявку в 2000-м и имея все необходимые согласования, получило лицензию только в 2004-м, то есть четыре года спустя. По странному стечению обстоятельств, именно тогда, когда Глотов находился в отпуске. По полгода и году не рассматривались десятки заявок СП UMC. Самый свежий пример: одна из заявок компании поступила 19 января 2004 года, а лицензия №4714 выдана только 12 августа, перед самой ликвидацией Госкомсвязи (срок рассмотрения, напомним, два месяца).

Еще одним новшеством управления радиотехнологий Госкомсвязи было то, что даже после принятия решения о выдаче лицензии и внесения соответствующей оплаты документ не выдавался на протяжении нескольких месяцев, хотя по законодательству это нужно сделать в трехдневный срок с момента оплаты. Так, в 2002 году было принято решение о выдаче UMC лицензии на радиочастоты на общую полосу 144 МГц в 12 регионах Украины. 25 ноября оператор заплатил в госбюджет за лицензию почти 28 млн. грн., но вместо трех положенных по закону дней ждал свою лицензию почти четыре месяца, до 20 марта 2003-го. За лицензию №2712 UMC заплатил 27 июня 2002 года, а получил ее 20 марта 2003-го. Лицензия №2640 оплачена 20 июня 2002 года, а получена — тоже 20 марта следующего года. Примеры можно продолжить…

С 2002 года Глотов значительно упростил работу Межведомственной комиссии по лицензированию радиочастот. Заседания комиссии фактически не проводились, а решения принимались единолично руководителем управления и оформлялись протоколом, который затем подписывали члены комиссии.

В августе 1999 года в «Урядовому кур’єрі» было опубликовано объявление Госкомсвязи о проведении первого аукциона на выдачу лицензии на использование радиочастот в диапазоне 2,5—2,7 ГГц для развертывания по всей территории Украины перспективной, социально значимой системы связи с использованием технологии MMDS. Провести аукцион было поручено Сергею Глотову. В ходе аукциона, когда за лицензию была предложена цена, в десять раз превышающая стартовую, торги были закрыты — без всякого объяснения. После этого в 2000 году лицензию на использование радиочастот без проведения конкурса, почти даром получили два предприятия: ООО «Кейбл ТВ финансы» на 14 регионов Украины и ООО «ММДС Украина» на 6 регионов Украины.

В том же году предприятию «Украинские новейшие технологии», которое, по некоторым данным, контролирует гражданин России, шурин Президента Украины Юрий Туманов, были выданы лицензии на использование радиочастот в диапазоне 3,4—3,7 ГГц на всю территорию Украины. Лицензии выписаны без проведения конкурса (хотя на эти полосы частот был значительный спрос), без согласования с Генеральным штабом и без заключения «Укрчастотнадзора» об электромагнитной совместимости. В результате возникли осложнения в работе радиорелейных средств «Укртелекома» и концерна РРТ.

С барского плеча руководителя управления «Украинские новейшие технологии» получили значительный радиочастотный ресурс почти бесплатно — за 500 тыс. гривен. Хотя в случае проведения конкурса государство могло получить в бюджет огромные деньги. «ЗН» уже писало, что, например, в европейских странах в казну от продажи полос для мобильной связи третьего поколения, которые также расположены в гигагерцных диапазонах, поступают десятки миллиардов евро!

Другие предприятия, считавшиеся потенциальными конкурентами «Украинских новейших технологий», не могли получить лицензии на радиочастоты на протяжении нескольких лет. Так, СП «Интернешнл Телекоммуникейшн Компани» (ІТС) при наличии положительных заключений Центра «Укрчастотнадзор» и согласований Генштаба Вооруженных сил Украины четыре года не удавалось обзавестись лицензией на частоты для радиотехнологии CDMA в пяти регионах Украины. В итоге, долгожданный документ был выдан только на основании судебного решения от 27 сентября 2004 года №41/392 — спустя четыре года с момента подачи заявки и два года — с момента оплаты. Убытки, нанесенные и предприятию, и бюджету, никто не подсчитывал, и никто за такие действия не понес заслуженного наказания.

Вообще же аукцион 1999 года по диапазону 2,5—2,7 ГГц фактически был последним. За последние четыре года, во время которых радиочастотное направление в Госкомсвязи курировал Сергей Глотов, не было проведено ни одного конкурса или аукциона. В этот период лицензии на ограниченный и дефицитный частотный ресурс при наличии нескольких заявок на один и тот же частотный диапазон выдавались выборочно, отдельным организациям, по минимальной цене. Государственный бюджет недополучил десятки миллионов гривен.

Еще работая в ГУРЧ при КМ Украины, Глотов участвовал в подготовке решений в рамках Российско-украинской комиссии по Черноморскому флоту. В результате переговоров радиосредства Черноморского флота, использующие огромный радиочастотный ресурс Украины, сегодня работают на бесплатной основе и не позволяют работать в этих диапазонах радиосредствам Вооруженных сил Украины и гражданского назначения. Злые языки утверждают, будто бы за эту услугу радиочастотная служба Вооруженных сил России согласовала выделение радиочастот FM-диапазона для некой коммерческой фирмы в Москве и Санкт-Петербурге…

Некоторые СМИ называют Сергея Глотова «человеком «Киевстара». Быть может, эти предположения основываются на том, что при наличии огромного спроса на радиочастоты в диапазоне 900 и 1800 МГц для систем связи стандарта GSM, по состоянию на конец октября 2004-го, «Киевстару» были выданы лицензии на использование на территории Украины почти на 1000 каналов больше, чем UMC. При этом все заявки «Киевстара» были удовлетворены, а 23 заявки UMC и WellСom оставлены без рассмотрения.

В 2003 году нарушения процедуры выделения радиочастот и выдачи лицензий были предметом рассмотрения Антимонопольного комитета Украины, который в своем решении от 8 августа 2003 года указал на бездеятельность Госкомсвязи Украины, содержащей признаки нарушения законодательства о защите добросовестной конкуренции. Вопрос о нарушении сроков и процедур выдачи лицензий проверялся также Генеральной прокуратурой Украины в марте 2003-го. За минувшие два года в Госкомсвязи поступило более 50 обращений народных депутатов по поводу нарушений порядка рассмотрения заявок и выдачи лицензий на радиочастоты. Однако на большинство этих обращений даны формальные отписки, а ситуация практически не изменилась.

Отсутствие порядка в возглавляемом Глотовым управлении привело к тому, что здесь скопилось огромное количество не рассмотренных в течение длительного периода заявок. Эта проблема была решена до гениальности просто: в конце 2001 года Глотов подготовил и известным нам способом «провел» решение Межведомственной лицензионной комиссии (протокол №78 от 12.11.2001), которым все заявки на радиочастоты, поступившие в Госкомсвязи до 7 февраля 2001 года, были признаны аннулированными. Таким образом, одним росчерком пера была решена судьба 1117 заявок! Более тысячи субъектов хозяйствования лишились права пользоваться радиосвязью, в основном, для производственных нужд.

Управление радиотехнологий и использования радиочастот годами сдерживало развитие спутниковой связи, которая является, прежде всего, основой для развития Интернета. За последние два года в управлении скопилась 31 заявка на лицензии для операторов спутниковой связи. Рынок телекоммуникаций стал фактически недоступен для таких операторов спутниковой связи, как «Украинские сателлитарные системы» (пять заявок не рассматриваются больше года) или ООО «Рутена» (на протяжении 2001—2003 годов 15 раз безрезультатно подавало заявки в Госкомсвязи).

До Верховного суда Украины дошла судебная тяжба по поводу невыдачи лицензий для внедрения систем распределительного типа «Митрис». Реализация этого проекта украинской разработки позволила бы обеспечить доступ к услугам телевидения в сельской местности. В постановлении Верховного суда по этому делу от 14 декабря с.г. говорится о неправомерности действий Госкомсвязи в отношении «Митриса».

Развитие новых технологий сдерживалось и путем саботирования принятия новой таблицы распределения полос частот Украины. Законом о радиочастотном ресурсе Украины, принятом еще в 2000-м, поручалось разработать ее в течение года, ответственным был назначен г-н Глотов. Однако до сего времени таблица частот не была принята.

Прямые и косвенные убытки от деятельности Сергея Глотова на посту начальника управления радиотехнологий можно даже подсчитать. Это — недополученные в бюджет деньги за невыданные лицензии, за неиспользование радиочастотного ресурса, потери от искусственного торможения развития рынка телекоммуникаций и информационных технологий Украины и от сдерживания внедрения новых технологий. Только один пример. Оператор мобильной связи зарабатывает около 10 млн. грн. в год на каждом радиоканале. Ориентировочно 30% этой суммы поступает в бюджет. А для разворачивания деятельности оператору требуется не менее 30—40 каналов. Недополученная прибыль измеряется десятками миллионов гривен. Впрочем, моральные, экономические и политические потери, понесенные операторами телекоммуникаций в ожидании лицензий на протяжении не месяцев, а лет, оценить сложнее.

С 14 июля с.г. Сергей Глотов ушел на больничный и больше, по сведениям сотрудников, на работе не появлялся. Оно и понятно: зачем тратить силы на мелочи, если впереди — должность члена НКРС? Расчет был правильным, и наш герой оказался в вожделенном кресле.

В общем, иначе как подарком на память от уходящей власти назначение Глотова не назовешь: «После нас — хоть потоп!». Учитывая его прежние заслуги, можно прогнозировать, что прогрессивное законодательство Украины в сфере телекоммуникаций и радиочастотного ресурса, которым по праву может гордиться наша страна, будет реализовываться очень и очень своеобразно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме