ЦЕНЫ ПОДНИМАТЬ — СЕБЕ ДОРОЖЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «КРЫМТРОЛЛЕЙБУС» ДВИЖЕТСЯ К СВОЕЙ ГИБЕЛИ?

Поделиться
Совет Федерации независимых профсоюзов Крыма отказался согласовать предложенное Советом министров Крыма повышение тарифов на проезд в городских троллейбусах с 40 до 50 копеек...

Совет Федерации независимых профсоюзов Крыма отказался согласовать предложенное Советом министров Крыма повышение тарифов на проезд в городских троллейбусах с 40 до 50 копеек. Председатель ФНПК Валерий Арбузов заявил журналистам: «Чем больше стоимость проезда в троллейбусах будет приближаться к ценам маршруток 50—70 копеек, тем быстрее будет ухудшаться ситуация на самом «Крымтроллейбусе», потому что тогда больше людей будут ездить маршрутками и выручка троллейбусников упадет… Мы (профсоюзы) сказали правительству: идите по другому пути, ищите неиспользованные резервы». При этом лидеры профсоюзов не возражали против повышения стоимости проезда на троллейбусной трассе Симферополь—Ялта, «понимая критическое состояние предприятия и настроения самих работников»: летом в троллейбусах на Южный берег едут преимущественно гости полуострова.

Предыдущее повышение городского проезда с 30 до 40 копеек в июне прошлого года ФНПК одобрила также после долгих переговоров с Совмином и коллективом КГПП «Крымтроллейбус». «Но на дальнейшее повышение стоимости проезда мы добро не давали и не дадим», — заявил профсоюзный лидер журналистам Крымского агентства новостей.

В то же время, когда на днях Совмин Крыма принял постановление о повышении тарифов на междугородные и пригородные перевозки пассажиров и багажа троллейбусами на 17—50 процентов, возражений не последовало. Теперь поездка от аэропорта «Центральный» в Симферополе до Ялты обойдется пассажирам в 7,80 грн. (раньше было 5,60 грн.), от железнодорожного вокзала Симферополя до Ялты — в 7 грн. (прежняя цена 5,0 грн.), до Алушты — соответственно 4,80 грн. (раньше 3,60) и 4 грн. (прежде было 3). Проезд от Алушты до Ялты теперь обойдется в «трешку», то есть на гривню дороже. Цена билета на троллейбус пригородного сообщения по трассе Симферополь—Ялта повышена правительством на 17 процентов и составляет 70 копеек, столько же придется заплатить за провоз одного места стандартного багажа. «Повышение цен обусловлено необходимостью финансового оздоровления предприятия «Крымтроллейбус», увеличением тарифов на электричество, повышением цен на материально-технические ресурсы и ростом затрат на оплату труда», — отмечают в пресс-службе Совета министров Крыма.

Между тем предприятие «Крымтроллейбус» попало в трудную ситуацию не по своей воле. Дошло до того, что в январе нынешнего года Хозяйственный суд АРК принял к производству дело о признании его банкротом по иску ОАО «Крымэнерго». Долг «Крымтроллейбуса» перед энергетиками за 2002 год составляет 6,4 млн. грн. Причем троллейбусные перевозки на полуострове вот уже три года снижаются в объеме, а значит, уйти от банкротства предприятию не удастся. В 2001 году троллейбусами перевезено 123 млн. граждан, что на 0,2 процента меньше, чем в 2000-м, а в 2002-м, несмотря на увеличение притока отдыхающих, крымские троллейбусы перевезли 108 млн. пассажиров, что ниже уровня 2001 года уже на 12 процентов. С предприятия все чаще стали уходить лучшие работники. С 1998 года среднесписочная численность «Крымтроллейбуса» сократилась на 537 человек, т. е. ушла пятая часть всего коллектива. Текучесть кадров колоссальная; задолженность по зарплате достигла 2,3 млн. грн. При больших нагрузках водителю платят в среднем — 425 грн., кондуктору — 205,3 грн., рабочим — 286,8 грн., что меньше, чем на лучших промышленных предприятиях Крыма.

Как считают специалисты, банкротство предприятия заложено… в республиканском бюджете на 2003 год. О крайне недостаточном уровне дотаций еще в начале года заявил генеральный директор КГПП Эдуард Македонов на заседании постоянной комиссии крымского парламента по промышленности, строительству, транспорту, связи и топливно-энергетическому комплексу. По его мнению, крымские депутаты «уничтожают троллейбусный парк» тем, что заложили в бюджет всего 1 млн. грн. Председатель парламентской комиссии Анатолий Коцеруба предложил предусмотреть в бюджете в общей сложности 11,6 млн. грн. дотации (5 млн. грн. на регулирование тарифов и 6,6 млн. — на погашение прошлой задолженности за электроэнергию). Однако министр финансов автономии Александр Гресс гарантировал, что «Крымтроллейбус» в этом году получит из республиканской казны не меньше, чем в прошлом, то есть, надо понимать, 2 млн. грн., еще 7,4 млн. грн. поступили из госбюджета. Но в то время, как в госбюджете-2003 также заложена сумма в 7,4 млн., в бюджете Крыма решили миллион сэкономить, возможно, надеясь, что будет введен местный налог на развитие муниципального транспорта общего пользования. Однако налога нет, а предприятие не в состоянии справиться с задачами.

В то же время, чтобы просто угнаться за тарифами, в этом году «Крымтроллейбус» должен получить из крымского бюджета не менее 5 млн. грн. Но и это, утверждает директор, не позволит поднять минимальную зарплату на предприятии. Хотя «Крымтроллейбус» в 2002 году оплатил текущее потребление электроэнергии и погасил часть долга прошлых лет, сумма его задолженности перед ОАО «Крымэнерго» по-прежнему огромна. К тому же за 2002 год тарифы на электроэнергию выросли на 18, с начала 2003-го поднялись еще на 2 процента.

При таких условиях периодическое повышение цены на проезд не дает желаемого результата. Так, от прошлого летнего подорожания проезда с 1 июля 2002 года в троллейбусах «Крымтроллейбус» получил всего 270 тыс. грн. вместо ожидаемых 2 миллионов. Как заявила председатель совета представителей профкома «Крымтроллейбуса» Галина Чернюк, «повышение стоимости проезда до 40 коп., к сожалению, нам ничего не дало...» По ее словам, повышение тарифов могло дать реальный эффект только при регулярном движении троллейбусов. В то же время на линию выходят лишь 188—190 троллейбусов, или 54 процента от необходимого количества. 99 единиц простаивают из-за отсутствия запчастей или в ожидании ремонта.

Между тем с февраля нынешнего года идут разговоры о практической ликвидации предприятия. Так, проект реорганизации жилищно-коммунального хозяйства Украины и Крыма на 2003—2010 годы предполагает создание на базе Крымского государственного производственного предприятия «Крымтроллейбус» самостоятельных предприятий в Симферополе и Ялте, а также сдачу в концессию междугородной троллейбусной трассы Симферополь—Ялта, не имеющую аналогов в мире. Об этом журналистам сообщила Галина Чернюк. «Такое предприятие, как «Крымтроллейбус», Крыму не нужно, так как мы убыточные, за нас никто до сих пор не заплатил долги», — сказала она.

По данным г-жи Чернюк, взять трассу Симферополь — Ялта в концессию уже выразило готовность ОАО «Троллейбусный завод» (Энгельс, Российская Федерация), которое планирует пустить по ней свои троллейбусы ЗИУ.

Как считают специалисты, если подобный проект будет реализован, цены на проезд возрастут сразу в несколько раз. И все будет сделано без лишних церемоний.

Ну а что же власти Симферополя, Ялты? «Ялте троллейбусы не нужны — это звучит дико», — говорит профсоюзный лидер, а Симферополь «категорически отказывается брать в муниципальную собственность троллейбусные парки, так как мертвые предприятия им не нужны».

Выходит, лучшая в Европе троллейбусная трасса не имеет перспективы?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме