Тайны нефтяной стабилизации

Поделиться
Как приятно последние два месяца слушать заявления министра топлива и энергетики Юрия Бойко и вице-премьера по ТЭК Андрея Клюева о неуклонно снижающихся ценах на нефть и нефтепродукты...

Как приятно последние два месяца слушать заявления министра топлива и энергетики Юрия Бойко и вице-премьера по ТЭК Андрея Клюева о неуклонно снижающихся ценах на нефть и нефтепродукты. Еще бы. Ведь кризисная летняя цена 4,70 грн. за литр наиболее ходового бензина марки АИ-95 снизилась до 3,65 грн. И правительство не преминуло преподнести это как очередное достижение переговоров исполнительной власти с нефтяниками. Дополнительно Ю.Бойко отметил, что весной 2007 года он ожидает незначительное (до 10%) повышение цен на нефтепродукты в Украине, «но это повышение сезонное, оно происходит каждый год, и мы с ним справимся за счет собственных резервов».

Справедливости ради отметим, что справляться в следующем году правительство планирует несколько иначе, чем прежние составы Кабмина. Недавно стало известно, о чем же ведут переговоры представители украинской нефтяной отрасли с высшими чиновниками на Грушевского. И надо сказать, что если эти переговоры увенчаются успехом, то в следующем году рынок нефти и светлых нефтепродуктов сможет преподнести нам и приятные сюрпризы, помимо «сезонного повышения цен» на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Причем договориться нефтяники предлагают уже сегодня, чтобы весной никому не было обидно за бесцельно потраченное время на подготовку и подписание очередного меморандума о взаимопонимании. Похоже, правительство готово пойти навстречу. Кабмин предлагает внести ряд поправок в бюджет, что позволит в некоторой степени корректировать рынок цивилизованным способом и заранее обезопасить потребителей от влияния негативных факторов.

О нефтепродуктах

Прежде всего речь идет о снижении железнодорожных тарифов для производителей. На сегодня Минтрансу уже поручено снизить тарифы на экспортируемые из Украины нефтепродукты. Проблема заключается в том, что железнодорожный тариф на транзит через территорию Украины импортного топлива на 30—40% ниже, чем тариф на перевозку ГСМ, произведенных на отечественных нефтеперерабатывающих заводах.

Впрочем, есть и другие, не менее существенные предложения, реализация которых, безусловно, позитивно скажется на рынке светлых нефтепродуктов. Правительство сделало достаточно интересное предложение: дополнить проект Госбюджета-2007 статьей 148, которая будет предусматривать ставку акцизного сбора на дизтопливо с массовой долей серы свыше 0,2% — 60 евро за тонну, не более 0,2% — 35 евро за тонну, не более 0,005% — 20 евро за тонну, не более 0,001% — 15 евро за тонну. Согласно экспертным расчетам, введение предложенных ставок акцизного сбора позволит в течение года дополнительно привлечь в госказну не менее 21 млн. грн.

Помимо дополнительных дивидендов для государства, рынок светлых нефтепродуктов получит достаточно мощный импульс для изменения маркетинговой политики нефтеперерабатывающих компаний, направленной на увеличение предложений высококачественных нефтепродуктов. При этом будет нанесен мощный удар по субъектам рынка, занимающимся реализацией некачественных нефтепродуктов. Не стоит также исключать позитивного эффекта, связанного с международными перевозками, поскольку Украине по сей день остается лишь мечтать о возможности перехода на стандарты ЕС.

Главное же в том, что дифференцированный подход к ставкам акцизного сбора не потребует пересмотра госстандартов и технических требований к хранению и реализации дизтоплива с разным содержанием серы. «Если Верховная Рада Украины поддержит предложения правительства, будет создан мощный импульс для развития и повышения конкурентоспособности украинской нефтеперерабатывающей отрасли», — считают в пресс-службе одного из лидеров отраслевого производства ООО «ТНК-ВР Украина».

Однако не все льготы, предлагаемые правительством, были с энтузиазмом восприняты нефтяниками. В частности, это касается намерений Кабмина стимулировать производство моторных смесевых бензинов путем установления льготных ставок акцизного сбора.

Пользуясь ситуацией, ряд недобросовестных предпринимателей могут злоупотреблять установлением разных ставок на бензины моторные и бензины моторные смесевые с содержанием биоэтанола. В результате под их видом будут реализовываться обычные моторные бензины — как отечественного производства, так и импортные, а также фальсификат. Результатами такой деятельности могут стать: недобросовестная конкуренция на рынке; недополучение значительных средств госбюджетом; многочисленные нарушения прав потребителей.

Поэтому вступление в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стимулирования производства бензинов моторных смесевых» возможно лишь после введения в действие в Украине стандартов моторного горючего, отвечающих нормам ЕВРО-3, которое запланировано на январь 2008 года. За это время необходимо будет разработать и ввести в действие правила хранения и реализации таких бензинов в розничной сети.

О сжиженном газе

Пожалуй, самым интересным пунктом договоренностей нефтяников с правительством стал пункт об уменьшении размера экспортной пошлины на сжиженный газ до уровня 2005 года — 125 грн. за тонну.

Напомним, что интрига возникла ровно год назад, когда розничные цены на сжиженный газ (СГ) в Украине в период с сентября по октябрь возросли более чем на 70%. В отдельных регионах цена на газ приблизилась к стоимости высокооктановых марок бензина и составила 3,65 грн. за литр. Несмотря на карательные меры, которые были применены Антимонопольным комитетом к газозаправочным станциям, уже весной этого года цена сжиженного газа на коммерческих аукционах увеличилась на 70%. Тогда эксперты считали, что расследование АМКУ должно было стать сигналом для начала выработки госполитики на рынке «автомобильного» газа. Особенно в части увеличения таможенной нагрузки.

Но, похоже, рынок диктует совершенно иные правила игры. Баланс по сжиженному газу в Украине в 2005 году выглядел следующим образом: производство — 780 тыс. тонн; потребление — от 250 тыс. (по данным Госкомстата Украины) до 500 тыс. тонн (расчетные данные по балансу производства, импорта и экспорта). Структура внутреннего потребления сжиженного газа такова, что свыше 70% идет на социальные нужды, т.е. потребляется жилкоммунхозом и сельским населением. Около 30% потребляет коммерческий сектор экономики: АГЗС и нефтехимические предприятия. Таким образом, в условиях необоснованно завышенной по отношению к производителям экспортной пошлины они вынуждены для компенсации убытков уменьшать объемы производства и увеличивать цену СГ на внутреннем рынке, — т.е. перекладывать убытки на население. Повышение в текущем году уровня экспортной пошлины уже привело к увеличению цены СГ с 2350 грн. за тонну (декабрь 2005 года) до 4050 грн. за тонну (сентябрь 2006-го) и уменьшению объемов его производства с 780 тыс. тонн в 2005-м до 700 тыс. тонн (прогноз) в 2006 году.

По оценкам специалистов, комплексная реализация намерений Кабмина позволит дополнительно получить в бюджет не менее 625 млн. грн. В противном случае правительство В.Януковича уже следующей весной может вновь оказаться перед необходимостью административного вмешательства в работу рынка светлых нефтепродуктов. Однако, судя по решительному настрою представителей энергетического блока правительства, нефтяные компании впервые получат от государства возможность спокойно работать, невзирая на сезонность или фамилию главы исполнительной власти. Украина же сможет встретить весну без традиционного «бензинового кризиса», который, оказывается, не так уж сложно предотвратить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме