Сергей Глушко: «Мировые цены не могут бесконечно держаться на уровне 50 долл. за баррель»

Поделиться
Последние полгода ситуация на рынке нефтепродуктов не сходит с газетных полос. О динамике мировых...
Сергей Глушко

Последние полгода ситуация на рынке нефтепродуктов не сходит с газетных полос. О динамике мировых цен на нефть, побивших все мыслимые и немыслимые рекорды, их влиянии на стоимость топлива в Украине и попытках правительства удержать цены «в узде» не писал за этот период только ленивый. Ситуация на топливном рынке даже вынудила руководство страны извлечь из архивов проект создания вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), пылившийся в правительственных кабинетах еще со времен премьерства Анатолия Кинаха. Зримым проявлением происходящих перемен стала смена менеджмента АО «Укртатнафта», известного также как Кременчугский НПЗ, о чем «ЗН» неоднократно писало в сентябре-октябре. Сегодня ВИНК практически создана и начала работать, что и послужило темой для разговора с новым председателем правления «Укртатнафти» Сергеем Глушко.

— Сергей Николаевич, в последнее время развернулась дискуссия об обоснованности цен на нефтепродукты, «замороженных» в меморандуме, подписанном правительством и нефтетрейдерами. Нефтяники уверяют, что не могут реализовывать топливо в Украине по этим ценам в условиях постоянного удорожания нефти, а правительство говорит о спекуляциях на рынке. Что вы можете сказать по этому поводу как менеджер, представляющий интересы государства?

— Применительно к «Укртатнафті» это достаточно сложный вопрос. В соответствии с меморандумом мы не только выдерживаем, как и остальные заводы, розничные цены на согласованном уровне, но еще и производим отгрузку «льготного» дизтоплива сельскохозяйственным предприятиям по цене, на 200 долл. за тонну ниже рыночной. В сентябре-октябре мы отгрузили АПК около 40 тыс. тонн дизтоплива, недополучив от этих операций порядка 8 млн. долл. Правительство со своей стороны компенсирует эти потери путем погашения нам задолженности по НДС. Но в настоящий момент эти расчеты запаздывают.

Если бы не это обстоятельство, мы могли бы выдерживать цены меморандума с нулевой рентабельностью. Тем не менее «Укртатнафта» работала и работает в рамках согласованных с правительством цен. Закупочная цена на нефть в октябре составила около 320 долл. за тонну, однако отгрузочные цены «Укртатнафти» зафиксированы на уровне, сохраняющем для владельцев автозаправочных станций (АЗС) запас рентабельности от 14% на бензине марки АИ-76 до 6,9% — на бензине марки АИ-95. Отрицательная рентабельность в размере -1,7% может возникать только при реализации дизтоплива, но его продажи через АЗС сравнительно невелики. Общая рентабельность продаж «корзины нефтепродуктов» в рознице явно положительная и, по нашим подсчетам, достигает 6%.

Насколько мне известно, аналогичную сбытовую политику проводит и компания «ТНК-Украина», а все перегибы при розничной реализации возникают в связи с тем, что некоторые владельцы автозаправочных станций считают 6-процентную рентабельность недостаточной.

Тем не менее, мы четко указали владельцам АЗС, продающим наше топливо, что тем из них, кто будет пытаться продавать нефтепродукты по цене выше согласованного уровня, отгрузки с «Укртатнафти» будут прекращены. Я считаю, что, работая с нулевой рентабельностью, мы имеем полное право это требовать.

— И все же, продажа нефтепродуктов по меморандумным ценам прибыльна или убыточна для «Укртатнафти»?

— В настоящий момент убыточна, но резервы есть. Во-первых, мы рассчитываем на ускорение расчетов по НДС со стороны правительства, что вернет в оборот компании дополнительные средства. Во-вторых, в связи с нюансами, возникшими в процессе смены менеджмента, «Укртатнафта» переработала в октябре только 460 тыс. тонн нефти, что вылилось в относительно высокие затраты на переработку нефтесырья. В ноябре мы планируем переработать порядка 600 тыс. тонн нефти, что приведет к снижению удельной доли затрат.

Правление «Укртатнафти» рассматривает возможность увеличения загрузки предприятия до 750 тысяч тонн в месяц начиная с нового года. На этой неделе мы должны обсудить этот вопрос с «Татнефтью» и правительством Татарстана, чтобы знать, насколько мы можем рассчитывать на их ресурсы. Вопрос достаточно сложный как с технологической, так и с маркетинговой точки зрения. Но поскольку «Укртатнафта» строилась для переработки 1,5 миллиона тонн в месяц, увеличение загрузки производственных мощностей безусловно повысит эффективность работы компании.

— Но о снижении стоимости нефтепродуктов речь пока не идет. Может ли стоимость топлива в Украине снизится, и что для этого нужно?

— Думаю, что рано или поздно это произойдет. Во-первых, мировые цены не могут бесконечно держаться на уровне выше 50 долл. за баррель. Во-вторых, уже в ближайшее время наш основной поставщик — Россия начнет испытывать трудности с экспортом нефти через свои основные порты Новороссийск и Приморск в связи с зимними штормами. Это неизбежно приведет к увеличению предложения российской нефти на нашем рынке, и соответственно, к снижению ее стоимости.

Кроме того, с нового года Россия отменит НДС на поставки нефти в Украину, что приведет к удешевлению сырья на 50—55 долл. за тонну при нынешних ценах. Да и зимний спад потребления нефтепродуктов в Украине тоже внесет свою лепту. Ведь предложение останется прежним, а спрос сократится.

— Как вы относитесь к инициативе Кабмина возобновить лицензирование экспорта нефтепродуктов? Будет ли это способствовать снижению стоимости нефтепродуктов?

— Проект правительственного постановления, который видел я, прогрессивен как минимум в одном: темные нефтепродукты не будут предметом лицензирования, т.е. угрозы затоваривания ими у нефтеперерабатывающих заводов нет. В краткосрочной перспективе постановление приведет к остановке экспорта и насыщению рынка. Дальше все зависит от того, насколько оперативно правительство будет отслеживать ситуацию на рынке и выдавать (либо не выдавать) лицензии на экспорт тех или иных партий нефтепродуктов.

Критическими для успеха или провала этого механизма будут скорость и адекватность выдачи лицензий. Производство дизтоплива и низкооктановых бензинов в Украине профицитно — внутреннему рынку не нужны такие объемы. Увеличение загрузки украинских НПЗ в последние годы объясняется в основном тем, что нефтеперерабатывающая отрасль постепенно превращалась в экспортно ориентированную.

На мой взгляд, для того чтобы лицензирование экспорта нефтепродуктов имело смысл, нефтяникам и правительству необходимо собираться раз в месяц, составлять баланс нефти и нефтепродуктов на следующий месяц и, исходя из этого, распределять квоты на экспорт среди НПЗ пропорционально объемам их производства.

— Сергей Николаевич, вы пришли в «Укртатнафту» под флагом объединения государственных нефтяных активов в рамках вертикально интегрированной нефтяной компании. Сегодня, с точки зрения принципов управления, «Укртатнафта» — это еще самостоятельное предприятие или уже элемент ВИНК, руководимой из единого центра?

— Как вы знаете, при формировании ВИНК был принят механизм передачи государственных пакетов акций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающих предприятий в уставный фонд «Нафтогазу України». Создание управляющей компании пока не планируется. «Укртатнафта» и НАК сегодня координируют свои действия на всех основных этапах производственной цепочки от контрактования нефти до отгрузок нефтепродуктов. Но вертикали управления НАК — «Укртатнафта» на сегодняшний день нет. Кроме того, мы координируем свою деятельность еще и с НК «Татнефть», являющейся не только одним из наших акционеров, но и крупнейшим поставщиком нефти на предприятие. В основном это касается графика поставок нефти, технологической схемы переработки и сроков отгрузки нефтепродуктов.

— Еще свежи в памяти сентябрьские страсти по поводу смены менеджмента «Укртатнафти» и взаимных обвинений компании и ее основного кредитора УкрСиббанка. Удалось ли урегулировать ситуацию по возврату кредитов?

— К сожалению, только частично. На сегодняшний день нам осталось вернуть УкрСиббанку около 15 млн. грн. кредитных средств, что и будет сделано в ближайшее время. Но, несмотря на все желание, нам сложно расстаться с этим финансовым учреждением.

22 сентября, в последний день работы, мой предшественник Павел Овчаренко сделал предоплату за нефть на сумму 86 млн. грн. харьковской компании «Альфа Ойл». Прошло полтора месяца, но ни нефти, ни денег мы не получили. По этому поводу «Укртатнафта» обратилась с иском в Хозяйственный суд и с письмом в Генеральную прокуратуру, поскольку предполагаем, что эта структура афилирована с УкрСиббанком.

— Насколько было видно, в связи с сентябрьскими переменами немного поколебалась и позиция «Татнефти», произошел сбой в поставках нефти. Как обстоят дела сегодня?

— Сбои действительно имели место, хотя «Татнефть» можно понять. Пришел новый руководитель, и компании необходимо было убедиться в оплате поставляемых ресурсов. Да, были сбои как в графике поставок, так и в графике платежей. Но, несмотря на упомянутые сложности с УкрСиббанком, «Укртатнафта» на сегодняшний день не имеет задолженности по оплате нефтересурсов «Татнефти». Мы вышли на нормальный график, которому четко следуем.

На днях глава «Нафтогазу України» Юрий Бойко и я намерены провести переговоры в Казани с руководством Татарстана и компании «Татнефть» об увеличении поставок нефти в Кременчуг. Согласно договоренностям, татарстанская сторона принимает стабильное долевое участие в загрузке завода. А поскольку у нас есть желание и возможности наращивать переработку уже в этом году, мы хотим проинформировать об этом наших татарстанских партнеров.

— Говоря о взаимоотношениях с Татарстаном, хотелось бы вспомнить о компании «Татнефтепром», которая фактически принадлежит «Укртатнафті». Нефти от этой структуры как не было, так и нет, хотя периодически возникают разговоры о попытках «размыть» украинский пакет и таким образом вывести этот актив. Что на самом деле происходит с «Татнефтепромом», и контролирует ли «Укртатнафта» ситуацию в этой компании?

— Это простой хозяйственный вопрос, раздутый до скандала прежним менеджментом. Наша дочерняя компания «Татнефтепром» сегодня добывает 35—40 тыс. тонн нефти в месяц, из которых, согласно российскому законодательству, можно экспортировать всего треть. В масштабах «Укртатнафти» эти 13 тыс. тонн — мелочь.

Организационно и территориально «Татнефтепром» состоит из собственно «Татнефтепрома» и дочерней компании «Зюзеевнефть». В прошлом даже предпринималась попытка отделения «Зюзеевнефти» от «Татнефтепрома», и мне лично как председателю совета директоров «Татнефтепрома» стоило больших трудов вернуть «Зюзеевнефть» в «исходное положение».

«Зюзеевнефть» действительно представляет собой наиболее ценную часть «Татнефтепрома» — у нее лучше экономика добычи, есть лицензии на отличные месторождения. Но, увы, средств на развитие этого предприятия у «Укртатнафти» пока нет, это объективная реальность.

Между тем «Укртатнафта» получила предложение о создании совместного предприятия «Зюзеевнефти» с соседним предприятием «Татнефтеотдача». Оба предприятия находятся в Нурланском районе Татарстана и владеют лицензиями на примыкающие друг к другу месторождения. Владелец «Татнефтеотдачи» — компания «Корус» гарантирует привлечение инвестиций и увеличение совместной добычи двух компаний до 100 тыс. тонн нефти в месяц.

Кроме того, «Корус» владеет танкерным флотом и может наладить экспортные поставки уже не трети, а всего объема добываемой нефти на Кременчугский НПЗ, а «Укртатнафта» в свою очередь возьмет на себя обязательства по закупке этого сырья. Это наше обязательное условие для создания СП.

Таким образом, мы решаем и задачу роста добычи, т.е. увеличения прибыльности «Татнефтепрома», и задачу гарантированных поставок сырья в Кременчуг. При этом «Укртатнафта» сохраняет свою долю в «Татнефтепроме», и о каком-либо ее уменьшении или полной потере не может быть и речи. В конце концов, если мы не можем обеспечить развитие дочерней компании, то нужно хотя бы не мешать ей самостоятельно развиваться.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме