ПОЛУОСТРОВ… «СПАЛЬНЫХ МЕСТ»

Поделиться
Станет ли отраслью украинской экономики крымский курорт? Заканчивается вторая неделя лета-97. Несмотря на бодрые заверения о хорошем предстоящем сезоне, крымский курорт продолжает медленно угасать...

Станет ли отраслью украинской экономики крымский курорт?

Заканчивается вторая неделя лета-97. Несмотря на бодрые заверения о хорошем предстоящем сезоне, крымский курорт продолжает медленно угасать. Даже поверхностный анализ говорит о том, что в сфере рекреационных услуг идет планомерный спад экономических показателей. Начиная с 1991-92 годов сокращается объем курортных услуг, снижается их качество, падает рентабельность. И это в то время, когда курорт и туризм занимают в мировой экономике место более высокое, чем добыча нефти и производство энергоносителей. Крым же, стремясь войти в мировую индустрию туризма, длительное время не может решить ряд проблем...

Вот в чем мы действительно преуспели, так это в планомерном и резком повышении цен на курортные и туристские услуги. В результате цены стали подчас значительно выше, чем у соседей-конкурентов (например, Россия, Болгария, Греция, Турция...), а сервис и инфраструктура курорта отстали от уровня мировых требований настолько, что догнать их даже в предстоящие два-три года кажется задачей невозможной.

Главная беда в том, что крымский курорт продолжает развиваться по экстенсивному пути. Мы прилагаем героические усилия к тому, чтобы привлечь как можно больше отдыхающих, наращиваем койко-места, но забываем об инфраструктуре курорта, которая является главным качественным фактором курортной территории как единого целого. Даже резкое повышение цен оказалось не в состоянии компенсировать затратный механизм ценообразования на путевки и налоговый пресс. Это привело к тому, что износ основных фондов в среднем составляет более 60 процентов, 80 процентов койко-мест обеспечены так называемыми «общими удобствами» в конце коридора. О холодильниках, телевизорах, кондиционерах в номерах могут говорить разве что престижные курортные комплексы...

Если мы заглянем чуть дальше итогов прошлого года и перспектив нынешнего лета, то станет ясно, что без создания условий для привлечения инвестиций, без резкой смены курортной политики нам выйти на необходимый уровень качества курорта не удастся, а значит, мы будем медленно терять отдыхающих. Их поток переориентируется на близких и далеких соседей, где при сопоставимой цене качество обслуживания будет значительно выше, а Крым превратится в объект курортных насмешек и анекдотов. При этом сегодня ясно, что внешние инвестиции, как говорят, глубоко проблематичны, к тому же они носят точечный характер и не затрагивают отрасль в целом. Проблема заключается в том, чтобы найти в стране внутренние резервы для интенсивного развития курорта, привлечь внутренние инвестиции...

Много в этом плане может и сам курорт - он заработает деньги курортным сбором, дополнительными услугами, но для этого нужно поставить здравницы в одинаковые «правила игры». Например, если проанализировать деятельность здравниц Судака, то неэффективность нашего хозяйственного механизма станет очевидной. Так, платежи в бюджет у здравниц, не имеющих юридического лица, и бюджетных подчас в 6-8 раз ниже, чем у тех, кто работает на основании действующего законодательства. В прошлом году на единицу мощности тургостиница «Горизонт» заплатила налогов 645 гривен, не имеющая юридического лица база отдыха «Алмаз» - 287, а бюджетный санаторий ВВС - всего 79 гривен. Справедливо ли это? Конечно, нет, ведь тургостиница «Горизонт», занимая площадь в 8,5 гектара и имея 360 мест, заплатила государству 232 тысячи гривен, а санаторий ВВС, раскинувшийся на 33, 5 гектара и имеющий 1070 мест, - отдал государству всего 63 тысячи гривен...

До сих пор у нас основной доход от курорта приносит реализация путевок, то есть продажа спальных мест - это примерно 90 процентов всех доходов. В Европе данный показатель (номер плюс питание) не превышает 60 процентов доходов курорта, а 40 процентов денежной выручки составляет реализация дополнительных услуг. Это говорит о том, что у нас крайне нерациональна инфраструктура курорта - люди приезжают спать и купаться, индустрии развлечений практически нет. Дому отдыха «Судак» за счет реализации дополнительных услуг в прошлом году удалось получить 50 процентов прибыли, но это стоило серьезных инвестиций.

К сожалению, из нашего поля зрения выпали целые подразделения отрасли. Практически никто не занимается морским туризмом. В мире объемы перевозок прибрежным и дальним морским транспортом ежегодно растут на 5 процентов, у нас они сократились в несколько раз. Этому способствовали, к сожалению, не только нехватка и плохое качество морских судов, их высокий износ, но и отсутствие рекламы и координации действий портов и туристических фирм.

На крымском курорте совершенно не используется зарубежный опыт «малых гостиниц» и домашних пансионов. И это в то время, когда эта сфера у нас реально существует, но 90 процентов ее экономической деятельности находится в тени. Настало время обосновать налогообложение квартиросдатчиков в сторону уменьшения, а с другой стороны - создать эффективную систему управления индустрией приема неорганизованных отдыхающих.

Важной статьей дохода может стать совсем неизвестная у нас деятельность по страхованию туристов и их имущества, однако мы еще не имеем нормативной законодательной базы.

Все это говорит о том, что у сферы курорта и туризма реально нет единого центра управления. Имеющееся в Крыму и в Украине министерство курортов и туризма не обеспечивает отрасль ни законодательно, ни методически, ни перспективно. Очевидно, что роли рекламодателя и зазывалы на курорт, которой оно гордится, для такого центра совсем недостаточно. Необходимы перспективные наработки по законодательству, по налогообложению, по развитию инфраструктуры, нужны экспертные оценки туристических и курортных потоков, исследования по структуре запросов основного массива отдыхающих, нужны разработки по развитию отдельных специализированных видов туризма и отдыха, оценка реальных и потенциальных возможностей отдельных регионов... Все то, что не под силу осуществить отдельным здравницам и даже местным администрациям.

В то же время практика показывает, что именно курорт часто бывает бюджетообразующей отраслью в наших регионах. Так, в Судаке бюджет города больше чем на 70 процентов состоит из поступлений от курорта. В прошлом году 50 процентов доходной части бюджета сформированы уже в третьем квартале, то есть в курортный сезон. Эта тенденция характерна и для других курортных регионов...

Анализ курортной сферы Крыма показывает, что органы и законодательной и исполнительной власти относятся к управлению этой отраслью недостаточно серьезно. Потенциальные возможности ее используются, по некоторым оценкам, всего процентов на 20-25. И это касается не только эффективного использования имеющихся здравниц в традиционно курортных местностях. В том же Крыму есть целые регионы, которые называются курортной целиной. Таково, например, Азовское побережье Крыма, Тарханкут, Керченский полуостров, Севастопольская зона. Если подойти к их использованию планомерно и квалифицированно, курорт превратится в ту дорогую курицу, которая станет нести золотые яйца для всей Украины и которую резать, как это делают сейчас при помощи завышенных налогов и непродуманной отраслевой политики, будет совсем невыгодно...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме