ПОДАЙТЕ 800 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ НА ГОРОДСКУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ

Поделиться
... Пять точек зрения на то, как в Киеве построить «Хилтон» «Не дают делать капитальных вложений? - возмущался Остап...

...

Пять точек зрения на то, как в Киеве построить «Хилтон»

«Не дают делать капитальных вложений? - возмущался Остап. - Не дают! Может, зажить интеллектуальной жизнью, как мой друг Лоханкин? В конце концов материальные ценности я уже накопил, надо прикапливать помаленьку ценности духовные. Надо немедленно выяснить, в чем заключается смысл жизни.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой теленок»

События вокруг строительства фешенебельных гостиниц в историческом центре города не дают покоя киевлянам. Архитекторы пикетируют строительные площадки, защитники архитектурных памятников атакуют инстанции грозными апокалиптическими письмами. Вот еще одно попало в начале июля на стол Президенту. Оно предупреждает об ужасных последствиях, которые ожидают ту прекрасную архитектурную среду, в которой мы живем.

Президент внял. Последовала реакция премьера. В итоге архитектурную общественность Киева и Украины пригласили на большой форум - градостроительный совет, который должен был решить наконец-то, что делать с «Хилтоном». Точнее, еще не с самим зданием на Владимирской, поскольку его может еще и не быть, а с маленьким макетом из папье-маше и несколькими планшетами.

Расширенный градостроительный совет состоялся в среду 30 июля. Победителя выявить не удалось, хотя интересы и намерения сторон были более чем прозрачны. Самое смешное, пожалуй, было то, что прыжки в архитектурном бассейне проводились при полном отсутствии воды. Ее обещают налить только при условии хорошего поведения.

Чтобы убедиться в этом, я специально обошел «стройки» в центре города. На Владимирской, 47-49, где должен быть «Хилтон», простирается пустырь и ни одной живой души. Я пошел на звук за забором в надежде увидеть масштабную стройку и обнаружил лишь троих парней, которые за поллитровкой резались в «козла». На мой вопрос, не строят ли они «Хилтон», парни доброжелательно кивнули, что, может быть, именно это они и строят, хотя не совсем уверены. Что же здесь строят? - не мог понять я. - Или, может, за строительство приняли самовольный разбор кирпичей из стены дома 47?

Дальше сермяжную правду о грандиозном киевском плане строительства пятизвездочных отелей я решил выяснить на примере «Лейпцига». Однако у здания появляться было просто опасно - лепнина может оторваться в любой момент. О строительстве спросить было некого.

У того, что осталось после многочисленных реконструкций гостиницы «Театральной», мне повезло больше - здесь на развороченных стенах копошилось несколько человек в желтых касках. Фотограф запечатлел этот редкий для нашего города подвиг...

В конференц-зале «Киевпроекта», где собрались на градостроительный совет архитекторы, мне удалось, наконец, увидеть проект того самого «Хилтона», который вызывает такой накал страстей. Здание выглядело весьма симпатично. Во всяком случае ничуть не хуже типично хилтоновских гостиниц, которые я видел в Лондоне, Париже и Будапеште. И «диагональная схема» расположения гостиницы показалась весьма остроумной. От нее не веяло тем казенным равнодушием, которое исходило от новейших зданий, натыканных здесь ранее при полном молчании архитектурной общественности. Главный архитектор проекта Алексей Брыль не без гордости объяснил мне, что киевский вариант гостиницы будет гораздо лучше и удобнее предыдущих в других европейских столицах, так как в него закладываются новейшие достижения в понимании современного гостиничного уюта.

Ну, что ж - дай Бог, дай Бог! Пора бы уж хоть что-то сделать. Застоялись в разговорах и фантазиях. Киевская пресса в предвкушении дела только в последнее время 43 раза писала о строительстве «Хилтона» и других пятизвездочных гостиниц в центре города; телевидение обращалось к этой теме 27 раз - такие данные предоставили мне архитекторы, собравшие уже целые подшивки подобных публикаций. В большинстве своем, считают зодчие, газетные статьи страдают безграмотностью и со временем будут представлять клиническую ценность.

Тонкий намек понял и решил докапываться до сути, построив эту статью исключительно на мнениях людей, которые имеют прямое профессиональное отношение к процессам, вызывающим столько споров и нуль дела. Если, конечно, не считать делом стремительное и бесконтрольное разрушение зданий в исторической части Киева, избранных для будущих пятизвездочных отелей, самозахват и застройку пустующих площадок под гаражи, бензоколонки и проч.

Иван Салий - бывший глава горадминистрации, ныне советник премьер-министра Украины:

- Наши серьезные трудности в экономике вообще и часто странные решения по строительству принципиально новых объектов в центре города объясняются тем, что мы лишь недавно начали осваивать целый могучий пласт жизни. Подавляющее число наших людей было дезориентировано относительно механизма собственности. У нас считалось, что собственность может сама работать за человека: ничего не будем делать, а денежки - кап-кап-кап. Рассчитывали, что рынок сам заработает и все сделает. Даже серьезные люди не осознали, что собственность - не вечный двигатель, что собственник и эффективный собственник могут не совпадать.

Но там, где главное решение с собственностью было найдено правильно, дело пошло достаточно быстро. Вы посмотрите на первые этажи зданий в центре Киева - они на глазах преображаются. Однако и здесь киевская власть ухитрилась сделать немало «кульбитов» - в 5-10 раз увеличила арендную плату. Особенно меня насмешила такая деталь в решении: если вход с улицы, то едва ли не в два раза выше арендная плата. Надо ли удивляться, что наш изобретательный народ тут же прореагировал - шикарный вход начали делать... со двора, из подвала. Один пунктик в распоряжении властей - и существенно меняется облик города. Народ быстро и очень чутко реагирует на все распоряжения, которые его касаются.

- Интересно, какие «кульбиты» властей привели к тому, что ни один из престижных проектов не сдвинулся с места - «Театральная», «Лейпциг», «Замок Ричарда»?

- Ну, по «Замку Ричарда» абсурд на абсурде - не хочу просто перечислять. Там к нему нужно что-то прирезать - дом слишком маленький и поэтому коммерчески невыгоден. Но на это нужно решиться - город получит интересное строение, которое его украсит. Хотя это следовало сделать уже давно - еще в период инфляции. Тогда бы его можно было построить за полмиллиона долларов, а теперь и в 7 миллионов вряд ли вложатся.

Ресторан «Лейпциг»… Не могу просто слышать об этом! Сердце болит. Лучше бы и не начинали, тогда бы он худо-бедно работал до сих пор, как и гостиница «Украина», а денег на то, чтобы починить крышу, достали бы. И не было бы всего этого бесконечного кошмара.

А сколько стоять полуразрушенному комплексу на Бессарабке? Условия, которые предложила Daewoo, ничем не лучше предыдущих, которые предлагал Макулан, они даже более жесткие. Что же мы выиграли от того, что затянули дело? Мы хоть осознали, ради чего весь сыр-бор затевали? Только голову себе и другим заморочили и свой имидж в мировом бизнесе в который раз подмочили. Если бы вовремя решились, то объект стоимостью в 250 миллионов долларов уже работал бы на Киев.

И не нужно бояться прогадать, постоянно заглядывать в карман инвестору с вопросом, а сколько он вывезет. Он должен вернуть затраченное и как можно быстрее - в этом мы, в первую очередь, должны быть заинтересованы: раз такой прекрасный объект ему удалось придумать и построить, то и мы станем хорошо зарабатывать, когда объект станет нашей собственностью.

Вообще-то в центре Киева строить крупные объекты сложно - нет достаточных электрических мощностей, нет тепла. Тепло приходится тянуть с Дарницы. Приходится увязывать новостройки с тем, что построили до нас. Много объективных проблем, мешающих принять решение, которое бы сразу устроило всех. Да и где вы видели, чтобы по-настоящему новое всех устроило - вспомните, сколько натерпелись власти Парижа, когда Эйфелю пришло в голову строить башню! Сколько было протестов знаменитейших людей Франции, которые хоронили Париж, его облик, проклинали новатора и бездарную администрацию! А теперь - это символ Парижа. Рассказали бы вы это тем писателям, которые тогда протестовали, и посмотрели бы на выражение их лиц…

Современники бывают очень недальновидными, с этим руководство должно считаться. И, принимая решение, иметь мужество, ответственность, смелость. Я не уверен, что в наших условиях в Киеве удалось бы построить нечто столь же революционное…

- Какой должна быть философия у мэрии, чтобы хоть что-нибудь в столице стронулось с места?

- Сегодня в мэрии много строителей. Однако строительство - это не только умение строить, но еще и инвестиции. Они могут появиться, когда будут серьезные сдвиги в промышленности. Но, к сожалению, Киев более чем в два раза сократил выпуск промышленной продукции и особых перспектив в этой области пока нет. Конечно, столица имеет отношение к большим товарным и финансовым потокам в государстве и в Европе. Но на этом долго не протянешь. Необходимо восстанавливать производство. Поиск нового направления развития для киевской промышленности - это стратегический, кардинальный вопрос.

Сегодня, когда собственник еще не стал серьезной силой в обществе и не представляет достаточно ясно, как распорядиться принадлежащей ему собственностью, важная роль принадлежит исполнительной власти. А власть в Киеве деморализована. Если она и делает что-то заметное, то это показательные мелочи - вон раскопали в престижном районе города нормальный тротуар и кладем новую плитку. Зачем? Почему хороший асфальт не устраивал? Вон памятники ставим один за другим - за Ольгу еще не рассчитались, а возводим новые…

Владимир БОНДАРЕНКО, депутат Верховной Рады:

- К сожалению, Киев не использовал своих уникальных возможностей столицы для привлечения иностранных инвестиций. Одной из причин стало то, что не разработан общепринятый порядок - прямой и понятный для всех, каким образом выделяется земля в Киеве, как решается вопрос о строительстве тех или иных объектов. Каждое решение вынуждает инвестора пройти десятки кабинетов государственных служащих. Стандартных требований к застройщику нет. Это огромной важности работа, которую должен сделать Киевский городской совет. А пока здесь поле деятельности для представителей аппарата, отдельных людей, имеющих, мягко говоря, личный интерес.

Ко мне, как к народному депутату, непосредственно обращались представители различных организаций с жалобами на такие подходы в Киевской городской администрации. Здесь устанавливаются так называемые «социальные отчисления», на которые опять-таки нет ни стандарта, ни ограничений. Часто чиновник берет с потолка любую сумму, которая ему покажется необходимой.

Тем же грешат земельное управление, управление охраны памятников истории и культуры, управление дизайна. Когда все зависит от чиновника, который решает на свой вкус, порядка быть не может.

В городе необходимо реализовать совсем другую схему получения земельных участков. Во-первых, заявку подавать необходимо так, чтобы она шла анонимно. Далее должен действовать жесткий стандарт: вы уплатили деньги на подготовку технических документов - и никто с вас ничего не имеет права больше требовать. А через две недели или через месяц вы получите все необходимые документы и можете начинать строительство. Это тот уровень, которого мы должны достичь. Сегодняшняя схема слишком многим очень выгодна, поэтому наблюдается прямое сопротивление введению нормальных подходов.

Вы посмотрите, как проходили крупные проекты в Киеве - «Лейпциг», «Театральная», проект на Бессарабке. За каждым стоит тот, кто хочет его осуществить. И, к счастью, это не одна фирма. Но, кроме них, есть и те люди, которые лоббируют совершенно другие интересы. Все это можно было бы решить гораздо быстрее, проще, но, к сожалению, до последнего времени от этой работы был отстранен Киевский городской совет. А ведь ему по силам рассмотреть каждый объект в отдельности, принять более взвешенное решение, нежели это сделает даже самый талантливый мэр…

Александр СЕРГИЕНКО, депутат Киевсовета:

- Все трудности с инвестированием крупных проектов не случайны. За ними, конечно, стоят и мелкие чиновничьи интересы, нежелание жить на одну зарплату. Но, кроме того, отчетливо просматривается и более крупный, политический подтекст. Проследите за тем, кто и как вставляет палки в колеса всем действительно серьезным проектам. У этих чиновников есть задание не пускать западного инвестора в Киев, потому что успешная реализация инвестиционных проектов в столице откроет им путь в нашу страну, но это не входит в планы определенных российских кругов.

Убежден: вчерашние боятся, что как только придет настоящий иностранный инвестор, они утратят свою монополию работодателей. Ибо цивилизованный инвестор и зарплату будет платить нашему работнику более пристойную, и условия создаст подобающие. А это - конец рабству. С помощью очень простых мер осуществляется цепочка блокировки. Чиновники блокируют прохождение каких-либо документов, а строители теряют какую-либо веру в успех инвесторов. И все кончается наилучшим образом для тех, кто задумал этот спектакль, - очередной инвестор уходит с нашего рынка.

Евгений ЛИШАНСКИЙ, член-корреспондент Украинской академии архитектуры, заместитель начальника управления «Киевгенплана»:

- Почему у нас не приживается иностранный инвестор? Первая и, возможно, главная причина в том, что он очень плохо представляет себе, как работать на нашем рынке. И здесь уместно вспомнить, что еще недавно у нас было очень точное понятие - «заказчик». Это как раз то лицо, которое могло правильно сформулировать на понятном проектировщикам языке, что ему нужно. Иностранцы-инвесторы совершенно не знают нашего градостроительного законодательства и не умеют вести эти дела.

Модель их поведения здесь очень проста и продиктована условиями работы в их стране: приобрел участок земли, получил условия, которые у них называются «зоннинг», и проблем нет. Можно начинать… У них действительно можно, потому что там город разбит на мельчайшие участочки и для каждого установлены четкие правила. Это 12-15 условий, которые и требуется выполнять. А что дальше - будет ли сооружение квадратным, круглым или треугольным - никого не интересует. Пусть голова болит у хозяина.

У нас же порядки несколько другие. Это не значит, что из-за этого у нас нельзя строить, - можно. И строим же! Но они, как водится, этих правил не знают и свое незнание, свое непонимание проецируют на нашу действительность. А ведь ничего особенного не нужно - нанять квалифицированных заказчиков, и они грамотно будут вести дела. Иностранцы же этого не делают. Как правило, они стремятся выйти на первое лицо, начиная от премьера Масола в свое время, или Фокина, или на мэра. Конечно, на этом уровне говорят «да»… А потом начинается второй акт, когда чиновники среднего уровня говорят «нет». Когда иностранец спускается вниз и сталкивается с внефуршетной действительностью, она кажется ему страшнее джунглей.

Вот на этих стульях сидели более сотни иностранцев, с весьма унылым видом слушали, когда я перечислял, что им нужно, чтобы получить желанные документы. Они смотрели на меня, и я ясно читал в их глазах: «Вот хитрец, хочет выбить из нас заказ для своей фирмы». А я в свою очередь думал о том, что и у этих ничего не получится, потому что их ждет на пути к ордеру на строительство 60-70 операций, которые им совершенно не понятны.

- И что, на вашей памяти не было положительных примеров?

- Отнюдь. Вот, например, Макулан специальную службу, которая бы вела дела, в принципе организовал. Во всяком случае, начал этим заниматься, но там с самого начала неправильно были решены финансовые, юридические вопросы, что и наложилось на отношения между исполнительной властью и представительской. Вначале все заглохло именно по этим причинам. А потом фирма просто обанкротилась. Сейчас на Бессарабке работа разворачивается полным ходом, потому что корейцы, которые здесь обосновались, сразу стали делать так, как надо…

Что касается «Лейпцига», здесь несколько другая история, потому что финишировать реконструкцию этого здания взялся украинский банк, у которого необходимых денег попросту не было. Правда, он рассчитывал, что ему помогут канадские инвесторы. Но канадские инвесторы оказались патентованными жуликами, они поморочили голову, продержали это здание. Потом появились английские посредники, которые также оказались не на высоте.

На Западе существует такая профессия - буквально «девелопер». Он решает все вопросы до момента начала проектирования и строительства - там никакая строительная фирма этим не занимается. Никакой инвестор - человек с деньгами - этим также не занимается. Естественно, никакая фирма «Хилтон» не строит для себя гостиницы. У «Хилтона» другая задача - он создан для того, чтобы гостиницу эксплуатировать. Он оператор, а строит гостиницу, к примеру в Киеве, крупнейшая немецкая строительная компания «Хохтиф», возглавляемая доктором Кейтелем, кстати, внуком того самого фельдмаршала, который подписывал в Карлсхорсте капитуляцию Германии.

Но и это еще не вся цепочка имеющих отношение к появлению на свет новой гостиницы. Для того чтобы она родилась, нужен банк, который ссудил бы на это средства, и немалые, так как «Хилтон» обойдется Киеву в 50-60 миллионов долларов, а это серьезная сумма, которой, естественно, строительная компания не имеет…

Если говорить о реконструкции «Лейпцига», то там девелопер покрутился-покрутился, не довел дело до конца и бросил. Непонятно - то ли он не нашел кому продать дальше, то ли сам не проявил должной сноровки. Теперь ищут очередного инвестора, опять кто-то будет начинать. Вроде нашли. Но будут делать уже не так, как предполагалось раньше: сперва планировали, что к «Лейпцигу» еще два двухэтажных дома вниз по Прорезной будут добавлены, а теперь эти здания в комплекс не войдут, то есть выйдет ублюдок. Но все равно это лучше, чем если бы здание разваливалось дальше.

- Есть еще видное здание, судьба которого волнует киевлян, - гостиница «Театральная». Помню, пол-Киева ходило на эту стройку разбирать кафель. Добывали здесь какие-то особые плитки, меняли кирпичи подольские на кирпичи «театральные» - было одно время у киевлян такое хобби, когда в моду вошли камины. А что сейчас? На строительстве гостиницы все замерло, меняются только вывески, которые пугают киевлян обещаниями в очередной раз сдать гостиницу к такому-то сроку…

- Это на микроуровне. На макро события развивались еще более впечатляюще. Здесь сменяли друг друга владельцы, а дело стояло. Однажды был проведен конкурс - его выиграли французы. Казалось, теперь дело сдвинется с мертвой точки, но после того, как французы выиграли конкурс, им выставили дополнительные условия. Так не делают в приличном обществе. С них потребовали, насколько я знаю, 800 тысяч долларов на развитие городской инфраструктуры. Французы отказались. Дальше вроде был подписан договор с итальянцами. На заборе замершего строительства появилось гордое обещание через 15 месяцев сдать готовую гостиницу. Но вскоре итальянцы оказались банкротами. В конце концов «Театральная» досталась холдинговой компании «Киевгорстрой» - и строительство идет полным ходом. Гостиницу сделают к будущей весне.

Александр ОМЕЛЬЧЕНКО, глава горадминистрации:

- Александр Александрович, вы уж наверняка должны знать истинную причину того, почему не ведется строительство в центре города, почему все замерло и находится в запустении, а иностранные, да и наши инвесторы в один голос жалуются? Читатели нашей газеты хотели бы из первых рук получить ответ на вопрос, есть ли какая-то надежда на изменения к лучшему?

- Я попробую конкретно ответить вам по каждому объекту. Итак, гостиница «Театральная» сейчас находится в работе. Я убежден, что в мае следующего года она откроет свои двери гостям. Начато строительство новой гостиницы по улице Аллы Тарасовой. Она войдет в строй в августе следующего года.

В августе этого года южнокорейская корпорация Daewoo начинает работу по реконструкции комплекса на Бессарабке. Подписан контракт на 200 миллионов долларов. Так получилось, что Макулан обанкротился. Мы через международный суд порвали с ним деловые экономические отношения.

Заканчивается проектирование гостиницы по Владимирской, 47/49. Здесь работает немецкая компания «Хохтиф». Вы, наверное, наслышаны об этом здании для пятизвездочного «Хилтона», площадку которого архитекторы пикетируют уже полгода, а пресса обвиняет во всем руководителя городской власти Омельченко. И это в то время, как вся архитектурная элита города дважды на градостроительном совете принимала проект и утвердила. Но на уровне Государственного комитета по строительству мнение несколько иное. Не исключаю, что это просто потому, что там, где два архитектора, там три мнения. Но я уверен, что проект будет широко обсужден и утвержден. Строительство начнется уже в этом году.

По «Лейпцигу» мы не так давно подписали контракт. Для меня это самая большая радость, потому что здание в таком состоянии, что в любую минуту может завалиться. Работа начнется в августе, рассчитана на два года. Кредитная линия открыта. Привлечены средства иностранных инвесторов, потому что у нас таких средств попросту нет. Боюсь, что и через пять лет их еще не будет.

Со строительством «Замка Ричарда» сегодня дело также сдвинулось с мертвой точки. Месяц назад ко мне обратились бизнесмены из украинской диаспоры в Америке. Они первый проект создали в расчете на гостиницу. Потом посчитали, что гостиница на 30-40 мест будет убыточной. Не знаю, почему наши специалисты так все затянули, но когда ко мне обратились с предложением вместо гостиницы построить 30 комфортабельных жилых квартир, я, не откладывая в долгий ящик, подписал распоряжение. Пусть будут хорошие квартиры - архитектура и история только выиграют, ведь в Киеве появится отреставрированное здание.

- А когда администрация определится со строительными площадками в центре, на которых годами ничего не строится?

- Этот вопрос тоже решается. Сегодня лежит у меня документ по 300 площадкам, которые были когда-то розданы бюро горкома и президиума горисполкома предприятиям совместным решением. Тогда раздавали площадки сильным производственникам под строительство жилья собственными силами. Кстати, в те годы немало объектов было построено именно таким образом.

Теперь ситуация изменилась. Мы заберем эти площадки, зачислим их в резерв города, а потом отдадим тем, кто имеет возможность строить.

- Иностранцам в том числе?

- Безусловно. Мы имеем сейчас возможность на 49 лет отдавать землю в аренду. В перспективе, надеюсь, возможно будет и два раза по 49 лет. Это фактически та же собственность. Почти на сто лет. Так что стройтесь на здоровье!

Вместо послесловия

Наконец Остап громко закашлял.

- Знаете, - сказал он, - переводить больше не нужно. Я стал как-то понимать по-бенгальски. Вот когда будет насчет смысла жизни, тогда и переведите.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Золотой теленок»

В любом деле действует свой набор правил, который гарантирует успех. Люди всегда стремились эти правила свести к меткому афоризму. Так в одной из голливудских студий висит следующее изречение: «Хочешь добиться успеха в кино - не экономь на портных, парикмахерах и сценаристах». После разговора с ответственными людьми о тонкостях строительства в исторической части Киева мне тоже показалось, что в голове сложился некий свод правил и что «я стал как-то понимать по-бенгальски». Правила укладывались в нескольких четких пунктах:

1. Хочешь заниматься строительным бизнесом в Киеве - не экономь на взятках.

2. Хочешь добиться успеха в возведении фешенебельных отелей в исторической части города- приготовься давать большие взятки.

3. Никакие фуршеты и указы первых лиц государства не отменяют подношений.

4. Появление нового мэра, министра, премьера отменяет обещания, гарантии, льготы предыдущих лиц.

5. Очень большая (так называемая стратегическая) взятка способна смести все препятствия…

Чтобы окончательно убедиться в действенности выведенных правил, я напоследок решил обратиться к представителю иностранной компании, которая как раз и собирается строить у нас «Хилтон». Тем более, что руководитель представительства этой немецкой компании Клаус Питер уже достаточно хорошо познакомился с нашими порядками и даже основательно изучил язык.

Этот разговор должен был произойти в конференц-зале «Киевпроекта», где собралась едва ли не вся архитектурная общественность Киева и Украины. После многих месяцев доработок проекта «Хилтона», в который было внесено 150 исправлений «по просьбе общественности», после того, как немецких архитекторов в проектной группе заменили английскими, после многочисленных творческих споров, нетворческих пикетов и даже демонстраций на будущей строительной площадке градостроительный совет города должен был в очередной раз рассмотреть проект и дать добро на многотрудное строительство…

Не поленись, читатель, и загляни во дворы прилегающие к будущему «Хилтону», - это угол Владимирской и Богдана Хмельницкого, напротив Национальной оперы. Здесь везде грязь и запустение. Жалкие казарменные постройки внутри дворов. Вокруг множество домов, которые на грани развала и никто даже не собирается их не то что реставрировать, но элементарно отремонтировать. Рядом уродливые гаражи, построенные методом самозахвата. На улицу уродливым каменным зубом оскалился академический дом, о котором еще Виктор Некрасов писал, что он обходит стороной эту часть города, чтобы не видеть это уродство…

По удачному сравнению одного из присутствующих, обсуждение проекта на этом совете напоминало сражение на ринге. Партия «за» пыталась убедить противника доводами типа: альтернативы нет, «Хилтон» сдвинет с мертвой точки городское строительство, давайте начнем, чтобы хотя бы поверить в то, что мы хоть что-то можем сделать… Партия «нет» пыталась нокаутировать оппонентов аргументами на манер: вы не знаете истории, запретить - и все. Ее поддерживала, не объединяясь, более грамотная партия тех, кто требовал еще поработать над проектом…

Обсуждение все больше заходило в тупик. Партия «нет» по очкам побеждала. Вот и попробуйте после всего сказанного построить «Хилтон» в Киеве…

Нет, после всего вышесказанного мне совсем не захотелось выяснять с представителем уважаемой иностранной компании вопрос о том, давал он или нет взятку. Ведь если и не поскупился, то где гарантия, что ему не подставят ножку на последнем этапе? Оказывается, у нас есть силы посильнее стратегической взятки. Вступающий на наш строительный рынок вступает в Зазеркалье, где даже взятка выглядит чем-то логичным и рациональным.

Остается одно - последовать совету классика нашей экономики Остапа Бендера, который давно понимал, что если не дают делать капитальные вложения, следует заняться поисками смысла жизни. Может, действительно, у нас с этим вопросом не все в порядке?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме