ПАРТИЯ В ПРОТЕКЦИОНИЗМ: ГЛУБОКАЯ ЗАЩИТА НА ГРАНИ ФОЛА

Поделиться
Украинское правительство в пылу забот о своих согражданах, обложило приличными налогами производителей...

Украинское правительство в пылу забот о своих согражданах, обложило приличными налогами производителей. Те ответили государству сокращением выпуска продукции и, соответственно, снижением бюджетных поступлений, кивая на соседа-импортера: ему-де живется лучше. Но государство и без того смекнуло, что, пощипав импортера, можно пополнить казну деньгами, недополученными от отечественных производителей. Так и родился «украинский протекционизм», или, если называть вещи своими именами, защита населения от товаров. И не важно, от каких - импортных или отечественных.

В украинских условиях аргумент о необходимости защиты слабых отраслей промышленности в общем-то экономически оправдан. Необходимость такой защиты обусловлена тремя причинами: национальный рынок находится в стадии формирования; идет поиск ниши в международном разделении труда и места украинских товаров на мировых рынках; отечественный товар зачастую слабо конкурентоспособен относительно товара ведущих мировых производителей.

Вполне логично, что политика протекционизма должна исходить из требований и условий национальной безопасности, и суть ее заключается в максимальном стимулировании отечественного производителя, что одновременно не должно ущемлять интересы отечественного потребителя. Ведь на рынке изначально сталкиваются интересы производителей и потребителей. При этом производители изначально более организованны и успешнее лоббируют свои интересы. Тем более что в Украине, в отличие от многих развитых государств, потребители разрозненны и неорганизованны. (Так в США, например, самое сильное лоббистское общество - это пенсионеры, пожилые люди - как реальные и потенциальные потребители.)

Протекционируемый национальный экономический интерес не является постоянной константой. И его направленность зависит от многих факторов: соотношения экспорта и импорта, состояния платежного баланса, соотношения политических сил, экономических показателей развития производства, структуры внутренней экономики и степени ее закрытости, курса национальной валюты.

Корни той политики протекционизма, которую имеет сегодня Украина, уходят в перестроечное время, когда либерализация экономики началась именно с потребительского рынка, а не с производственной сферы. В итоге украинский рынок достаточно быстро был наводнен импортным товаром, а развитие производственной базы не стимулировалось. В результате чего сужалась база налогообложения, которая из сферы производства была перенесена на сферу потребления.

Регулировочные шарики и ролики

Основными формами защиты отечественного производителя в Украине стали: таможенные пошлины, акцизы, сборы, НДС и др., обменный курс национальной валюты, налоговая система, технические барьеры (включая сертификацию).

В США техническими барьерами защищают от импорта фактически только автомобильную и сталелитейную промышленность. В то же время защита производителя зерна сводится к тому, что правительство США скупает его у фермеров по завышенным ценам, чтобы поддерживать конкурентоспособность тамошней продукции.

Система защиты производителя в развитых государствах не сводится исключительно к повышению импортных пошлин (тем более они не носят откровенно фискальный характер, как в Украине) или антидемпинговым преследованиям. У капиталистов протекционизм - это прежде всего дотирование производства аграрной продукции (Германия, Франция, Испания, США) производства продуктов питания, (США, Великобритания, Бразилия), транспортировки продуктов питания (Австралия), снижение или отсутствие пошлин на экспортную продукцию (Испания, Турция). Даже участие в ГАТТ/ВТО, основанное на трех кардинальных принципах - равный, недискриминационный режим для всех стран-участниц; снижение пошлин путем проведения многосторонних переговоров; устранение импортных квот, оставляет право государствам-участникам применять такие способы протекционизма.

Во многих странах Юго-Восточной Азии сняты ограничения и пошлины на экспорт собственной продукции, а производителям такой продукции предоставлен ряд налоговых льгот. Около 95% предприятий в таких странах, как Тайвань, Сингапур, Южная Корея, стараются экспортировать часть собственной продукции, чтобы иметь эти самые льготы.

«Опошлинная защита»

Как один из инструментов регулирования доли импортной составляющей на внутреннем рынке государство использует пошлины. Пошлины являются налогом на импортные товары и вводятся либо фискальные - с целью получения доходов, либо протекционистские - для защиты внутреннего рынка. Такова международная практика. Ставки фискальных пошлин, как правило, невелики. Протекционистские пошлины предназначены для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Экономика Украины сегодня находится в состоянии депрессии, а сие значит, что с сокращением производства всех отраслей автоматически сократились и налоговые поступления в бюджет. Чтобы поддерживать на минимальном уровне бюджетную жизнь, и вводятся таможенные пошлины на импорт как некий налог, переадресованный с беспомощных отечественных производителей на иностранных.

Основным инструментарием протекционизма в Украине является таможенная политика, которая крайне неэффективна, так как в ней нет ни стратегии, ни четко расписанных целевых направлений использования тех средств, которые поступают в бюджет от сбора тех или иных пошлин, а лишь наблюдается ситуативная реакция на какие-то импульсы со стороны лоббистов или отдельных представителей внешнего рынка.

При этом можно только рассуждать о том, что уровень налогообложения должен быть разумным. Например, по словам заместителя министра экономики Украины Владимира ИГНАЩЕНКО, «когда три года назад были введены высокие ставки ввозных пошлин на ряд товаров, поступления в бюджет от внешнеэкономических операций с этой продукцией оказались минимальными. В результате снижения пошлин в 1997 году поступления в бюджет от импорта этих товаров увеличились в два с лишним раза». Этот пример позволяет констатировать, что в данном случае (как и во многих других) фискальные функции пошлин себя не оправдывают. Они приводят лишь к тому, что официальные дистрибьюторы или иностранные компании просто уходят с рынка. А товар, который они прежде легально поставляли, теперь попадает в Украину через компании-«льготники». То есть средства перетекают из государственного бюджета в бюджеты финансово-промышленных групп и корпораций. Кроме того, при этом нивелируются конкурентные условия для отечественного производителя, а высокие таможенные пошлины и усложненная процедура растамаживания провоцирует массовый «теневой» импорт, наносящий отечественной промышленности больше вреда, чем низкие таможенные пошлины и, соответственно, умеренно дорогие товары.

В.ИГНАЩЕНКО в этой связи считает: «С одной стороны, действительно надо создать конкурентную среду для отечественного товара, с другой - важно создать условия для технического перевооружения национального производителя, условия для структурной перестройки экономики. Фискальную функцию пошлины на импорт выполняют до тех пор, пока они имеют экономически разумный характер. Если они слишком высоки, то, как подтверждает практика, субъекты предпринимательской деятельности находят способы уклонения от их уплаты, в том числе и через систему льгот.

При этом на всю импортную продукцию нельзя поднимать пошлины, так как многие отечественные производители просто не готовы сегодня воспользоваться этим и выпускать качественную продукцию. Кстати, аккумулирующее начисление сборов значительно повышает стоимость товара, что является поддержкой теневого сектора торговли и производства, а не легального отечественного производителя».

От неграмотного использования регулирующей функции пошлин, направленной на защиту производителя, страдают украинские потребители. Посредством неоправданно завышенных пошлин фактически создаются тепличные условия для национального производителя, когда он не чувствует конкуренции и не стремится к модернизации своего производства, что в результате также приводит к необоснованному росту цен. Например, когда несколько раз повышали пошлины на импорт сливочного масла, то и отечественный производитель автоматически повышал свои цены, особо не улучшая качества своей продукции. Кстати, со многих импортных товаров, которые используются в украинском производстве как сырье и комплектующие, также взимается пошлина, что ведет к удорожанию отечественной продукции и уж никак не поддерживает производителей.

В то же время, например, украинская «пивная» отрасль, даже при сравнительно приемлемом для импортеров уровне акциза и пошлин на импортное пиво, показывает неплохие результаты: этот отечественный товар существенно потеснил импортный.

Перечень товаров критического импорта в 1996 году содержал 623 позиции кодов ТН ВЭД, которые, согласно соответствующему закону, не могли являться товарами критического импорта (своеобразный список от противного).Товарами критического импорта тогда считались все остальные товары групп ТН ВЭД (кроме указанных в списке 623).

Список товаров критического импорта от 27 июля 1998 года состоит из 169 позиций товаров и товарных групп, которые являются товарами критического импорта. В целом же перечень товаров критического импорта уменьшился, что делает продукцию отечественных производителей дороже и менее конкурентоспособной.

Валюту руками

не трогать

Наиболее гибкой системой регулирования экспортно-импортных потоков (а значит, и стимулирования производства) является курс национальной валюты. Так, завышение курса национальной валюты по отношению к эталонной, в которой проводятся оплата импортно-экспортных операций (доллару), стимулирует импорт товаров, а занижение - экспорт.

В настоящее время, как того требовал МВФ, в Украине проводится политика «высокой валюты», так как курс гривни на самом деле намного ниже существующего, что на руку импортерам. Наряду с этим банки работают в основном как торгово-посреднические операторы, а не кредитно-инвестиционные институты, что также подрывает экспортный потенциал отечественного производителя. То есть, национальная валюта как инструмент поддержки национального производства в Украине практически не используется. Иностранные кредиты в этой ситуации погоды не делают, тем более что в основном они являются «разовыми вливаниями» и далеко не каждый украинский производитель может добиться их получения.

Первый заместитель руководителя по научной работе Харьковского филиала Национального института стратегических исследований при СНБОУ Вадим КАРАСЕВ считает: «Отечественного производителя несомненно защищать надо. Но вопрос в том, от какой продукции защищать и каким образом? Например, пошлины хороши тем, что они имеют бюджетонаполняющий характер, что при сжимающейся налоговой базе служит своеобразной палочкой-выручалочкой. Хотя это не нормальное положение вещей, так как бюджетонаполняющими должны быть именно налоги.

Если мы все же хотим, чтобы именно за счет взимания пошлин пополнялся бюджет, необходимо стимулировать экспортно-импортные операции, чего у нас не происходит. Пошлины (равно как и таможенные льготы) имеют эксклюзивный характер, направленный на регулирование отдельных видов производств, отдельных видов импортных потоков, на отдельные фирмы, осуществляющие импортно-экспортные операции. Такие меры дают повод для возникновения коррупции. Поэтому этот способ защиты отечественного производителя наименее эффективен.

Более универсальным способом, который анонимен по отношению к участникам экспортно-импортных операций, является обменный курс».

Налоговая

удавка

Лучшая защита отечественного производителя - предоставление ему возможности производить конкурентоспособную продукцию. Определяющим условием для этого служит налоговая политика в государстве, которая не вымывает оборотные средства, позволяет аккумулировать их и вкладывать в долгосрочные проекты, каковыми и являются проекты по техническому обновлению производства. Говорить же о том, что с нашими налогами можно жить, - смешно. Было бы смешно, если бы не было так грустно. Поэтому отечественное производство при таких «веселых» налогах умирает, и если так и дальше пойдет, то вскоре защищать от импортной продукции уже будет некого. Выходит, что защита отечественного производителя - блеф...

Чтобы узнать мнение производителей и импортеров о протекционизме, я обратился к представителям некоторых из них с единственным вопросом: каким должен быть украинский протекционизм?

Снижение налогов является официально задекларированным приоритетом в экономической политике Украины. Но, мягко говоря, пока это так и остается декларацией. «Виной тому две причины. Во-первых, большая часть экономики находится «в тени», поэтому бремя налога не перераспределено на всех, а ложится на тех, кто не смог или не хочет уходить «в тень». Во-вторых, существует большое количество «льготников», - говорит г-н Игнащенко и признает, что «пока особого прогресса в борьбе с налогами нет».

«Фантазер - ты меня называла...»

Под нетарифными барьерами чрезмерному потоку импорта обычно подразумевается система лицензирования, создания стандартов качества продукции и их безопасности или просто бюрократические запреты и сложности таможенных процедур.

Украина применяет мощный «букет» мер по неофициальному перекрытию импортных потоков: с одной стороны - надеясь получить пополнение бюджета, с другой - защищая отечественный рынок, то есть пытаясь совместить несовместимое. При этом фантазия чиновников всех рангов по воплощению в жизнь идеи протекционизма, похоже, неистощима. Подобному полету фантазии способствует приказ ДМС № 485 от 10 августа 1998 года (пункт 2.2), который дает возможность таможенным органам манипулировать понятиями, трактовать их по-разному и всегда почему-то в сторону «государственных интересов», но не в интересах импортеров. Например, директор харьковской фирмы «Корвет» М.ЗАХАРОВ, чья фирма торгует импортной сантехникой, считает: «Таможня является органом так называемого «протекционизма национального производителя». Взять хотя бы таможенную проверку грузов - на сегодня она состоит из пяти этапов и ни одна роль не дублируется, т. е. каждый таможенник проверяет только предписанную часть документации, являясь бутылочным горлом, протиснуться в которое может только один импортер из живой очереди, что само собой всегда создает «заторы» и задержку таможенной очистки. Кроме того, во многих приказах Гостаможенной службы Украины упоминаются весьма обтекаемые понятия, вроде: «на усмотрение инспектора», «в случае явного несоответствия», что дает возможность таможенным органам манипулировать понятиями, по-разному их трактовать».

Еще одним органом протекционизма является Торгово-промышленная палата (ТПП) Украины, всячески усложняющая получение сертификата соответствия на импортный товар. Например, импортеры должны иметь оригиналы писем от производителей, подтверждающих, что это их товар, что усложняет процедуру растамаживания.

...Это не заразно

Сегодня в Украине не наблюдается стратегии в протекционизме. Хотя для многих очевидно, что он должен быть избирательным. В зависимости от внутренней и внешней экономической ситуации должны применяться те или иные меры. Чем больше набор этих мер, тем более гибкой может быть политика государства в этой сфере.

Чтобы изменить нынешнее положение в отечественном производстве, по мнению некоторых специалистов, следует предоставить промышленным предприятиям на определенный срок налоговые льготы с параллельной защитой от конкурентных товаров.

«Должен быть договор между производителем и государством о том, что какое-то время действуют те или иные льготы и пошлины, а по истечении оговоренного срока эти льготы и пошлины будут сняты. По окончании оговоренного срока пошлины на импорт необходимо снизить и более не регулировать таким способом ситуацию в отрасли. Тогда производители и импортеры будут в равном положении», - считает уже упомянутый выше В.Карасев. - У нас же все решения принимаются на ситуативном уровне. Причем промышленная политика в Украине существует только на уровне программ развития отраслей, поддержки директоров или контроля за ними, индикативном планировании или вертикальном контроле за предприятиями. В Японии, например, когда совершался технологический рывок, было одно Министерство внешнеэкономической деятельности и торговли, которое занималось всеми вопросами развития экономики, экспорта и научно- технического развития. У нас же этим ведают 5-6 министерств и еще пару десятков профильных госкомитетов. Причем зачастую интересы одного министерства противоречат интересам других органов госуправления. В такой ситуации об эффективности институтов госуправления остается только мечтать...

А рынка как такового нет. Присутствует в основном вмешательство государства - либо жесткое административное, либо гибкое рыночное, когда рынок регулируется с помощью так называемых стимулирующих механизмов: обменного курса, экспортных кредитов, скупки собственных товаров для госрезерва и с целью выравнивания цен.

Сегодня Украине, как воздух, необходимо полноценное и действенное антидемпинговое законодательство - как форма цивилизованной защиты национального производителя...»

Протекционизм не должен быть самоцелью. Он является лишь одним из средств преодоления промышленного кризиса, но далеко не главным. Кроме таможенных и нетарифных ограничений необходима стимулирующая налоговая база, инвестиционная политика, умеренная девальвация валюты. Внутренние резервы пополнения бюджета и оживления экономики следует искать не в введении новых пошлин или технических барьеров. Необходимы как общие, так и частные меры. Но прежде всего нужна политическая воля руководителей; осмысленная стратегическая программа оживления производства и выпуска конкретных товаров; привлечение для реализации этих целей интеллектуального и управленческого потенциала; создание равных условий внутри отраслей для отечественных и иностранных производителей; гибкое использование всего спектра мер протекционизма, которые должны носить временный и избирательный характер.

При всем этом остается самое главное - не забыть, что в государственной защите нуждается как раз не производитель или импортер, а отечественный потребитель.

Политика высоких налогов на внутреннего производителя и таможенных сборов с импортеров себя не оправдала, так как очевидно, что жить за эти «сборы» стране невозможно; подобные меры приводят только к удорожанию жизни и массовому обнищанию граждан. Как выразилась глава Госкомитета Украины по вопросам развития предпринимательства Александра КУЖЕЛЬ: «Протекционизм Украине нужен, но не глупый. Протекционизм - это не значит работать только на отечественных комбайнах и станках или кушать только произведенные в Украине продукты. Ни в коем случае. Протекционизм должен учитывать паритет выгодности и государству, и предпринимателям, и потребителю, т.е. должен заключаться в помощи конечному потребителю. Как точно заметил посол Эстонии в Украине: «Надо вести не политику защиты производителя, а политику поддержки потребителя», и я с ним полностью согласна. На мой взгляд, чем больше покупатель захочет купить отечественного товара, тем больше этот производитель заработает».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме