Огнеопасный контакт. Каждое вновь созданное предприятие проходит горнило пожарного надзора. Сделать это сложнее, чем зарегистрироваться

Поделиться
Украина едва ли не единственное европейское государство, где узаконено получение каждым новообразованным предприятием разрешения от органов пожарного надзора...

Украина едва ли не единственное европейское государство, где узаконено получение каждым новообразованным предприятием разрешения от органов пожарного надзора. В связи с тем, что процедура эта довольно сложная и непрозрачная, а рынок экспертных услуг монополизирован, именно это звено разрешительной системы является чуть ли не главным барьером на пути развития малого и среднего бизнеса. Предприятие значительно легче зарегистрировать, чем получить разрешение пожарных.

Каким требованиям должен соответствовать субъект хозяйствования, пожалуй, не знает никто. Немного найдется желающих ознакомиться с шестью томами так называемых СНИП (строительных норм и правил, разработанных еще в советские времена), выучить правила пожарной безопасности Украины, установленные Министерством по чрезвычайным ситуациям (это еще около 250 требований общего характера и 420 правил для конкретных объектов). Проштудировать нормативный акт Госстроя «Пожарная безопасность объектов строительства» с 27-ю документами, которые содержат разные требования (ГОСТы, ГСН, ГСТУ и т.п.)...

Не потому ли украинские предприниматели называют регуляторные процедуры вторым по силе фактором (после политической нестабильности), который больше всего тормозит развитие бизнеса, и считают отечественную разрешительную систему непрозрачной и довольно сложной. Такие данные были получены после широкомасштабного исследования, которое провела Международная финансовая корпорация, опросив три тысячи руководителей предприятий всех регионов.

— Мы мониторим ситуацию в Украине с 1996 года, — говорит руководитель проекта МФК «Развитие предпринимательства в Украине» Андрей Гуревич. — Выяснив, что больше всего мешает бизнесу, разрабатываем рекомендации для тех, кто принимает регуляторные решения.

В том, что разрешительную систему следует как можно быстрее реформировать, сомнений нет, ведь 90% опрошенных сознались, что получили разрешения с нарушением требований, неофициально уплатив за «услугу». Кстати, каждый такой документ (а их вновь созданное предприятие должно получить не менее трех, действующее — пять) стоит около 260 долларов. Да и ожидать бумаги приходится вовсе не столько, сколько предусмотрено официальной процедурой.

Зато, если почитать действующее законодательство, то ничего подобного там нет, и никаких проблем у предпринимателя с чиновниками не должно быть. Скажем, чтобы получить разрешение пожарного надзора, которое бесплатно выдается центральными, территориальными и местными органами этого ведомства, надо ждать всего пять дней. На самом же деле за бумаги надо уплатить до 180 долларов и запастись терпением более чем на сорок дней. Так, по крайней мере, утверждают сами предприниматели. Причин им не верить нет. Да и практика выдачи разрешений это подтверждает. Сначала бизнесмен сообщает пожарным о своем намерении начать собственное дело. Те ему выдают направление на экспертизу. Причем, как правило, не в ту структуру (государственную или частную), которая в данное время меньше всего загружена работой, а к «своему» эксперту. У того, как обычно, очередь…

Если же пойти не по указанному направлению, себе же навредишь: в раздобытом «на стороне» акте обязательно что-нибудь будет не так. Да и, собственно, за экспертизу все равно придется заплатить столько, сколько скажут. Еще в прошлом году упразднен нормативный акт, устанавливающий тарифы на платные услуги пожарных. Нового документа нет до сих пор. Сама же экспертиза может длиться бесконечно долго. Все зависит от подготовки документов и сложности объекта оценки. И сколько бы это ни продолжалось, акт придется терпеливо ждать, ведь без него не выдадут разрешение...

Изменить устоявшуюся систему пока не удается. Из-за сопротивления пожарного лобби не удалось даже отменить легализованные поборы, записанные в Законе «О пожарной безопасности», где среди источников финансирования ведомства указаны «пожертвования физических лиц и граждан». Таким образом пожарные «добирают» необходимые для своего существования суммы, которые недодает бюджет. Поговаривают, если государство не раскошелится, то отмена спонсорства может парализовать работу ведомства. А это уже чревато серьезными последствиями.

— В любом случае разрешительную систему нужно как можно быстрее реформировать, — убеждена советник по юридическим вопросам проекта МФК «Развитие предпринимательства в Украине» Вера Потехина. — Прежде всего следует принять рамочный закон, а потом в соответствии с ним привести всю законодательную базу, которая регулирует выдачу разрешений.

Начинать реформу специалисты советуют с пересмотра министерствами и ведомствами действующих разрешений. Следующий шаг — дифференциация по степени опасности предприятий. Если деятельность какой-либо структуры несет угрозу, разрешение необходимо. Если же производство безопасное, ему эти бумаги не нужны.

С изменениями необходимо поторопиться, иначе бизнес каждый раз будет спотыкаться о новые регуляторные барьеры. Яркое тому подтверждение — все тот же пожарный надзор, который выдает свыше 90% временных разрешений. Такое положение вещей практически постоянно держит двери предприятий открытыми для проверок. А в том, что во время проведения последних нарушения обнаружатся, сомневаться не приходится, ведь количество требований исчисляется многими томами, которые предприниматель часто и в глаза не видел.

Положительный опыт реформирования разрешительной системы есть не только в мире, но и в Украине: три года тому назад Государственная инспекция охраны труда сократила свой список разрешений с 90 пунктов до 21-го. При этом травматизм на предприятиях снизился…

— Необходимо просмотреть и отменить лишние и устаревшие требования, — резюмирует Андрей Гуревич. — А также демонополизировать рынок экспертных услуг, на основе которых выдаются разрешения. И, конечно же, принять отдельный закон о проверках, который бы существенным образом уменьшил их количество (ныне каждое предприятие проверяют в среднем девять раз в год).

А пока этого не произошло, специалисты Международной финансовой корпорации готовят специальную брошюру для предпринимателей с рекомендациями по общению с пожарными.

Вот некоторые из «ЦУ»:

1. Поскольку без вывода экспертизы разрешение не выдадут, а продолжительность ее проведения не установлена, следует знать, что эту процедуру может провести как государственный эксперт, так и частный. А чтобы разрешение получить в законодательно определенный пятидневный срок, следует требовать регистрацию даты подачи документов. Иначе доказать, что сроки исчерпались, будет невозможно.

2. Если предприятие проверяет орган пожарного надзора, то у инспектора должно быть предписание его руководства. Визит контролера следует записать в журнал регистрации проверок. Это избавит от последующих возможных визитов ревизоров.

3. В случае подписания бизнесменом договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного пожара внеплановые и контрольные проверки не должны касаться его предприятия.

4. Поскольку разрешение пожарных должен иметь не только собственник помещения, но и арендатор, то последнему в договор аренды целесообразно вписать положение об ответственности собственника за несоответствие помещения правилам пожарной безопасности.

5. Следует помнить, что результаты любой проверки предприниматель имеет право обжаловать в суде на протяжении десяти дней.

Комментарий эксперта

Николай ЛЕВЧУК,
адвокат адвокатского агентства «Юстэм»

— На самом деле предприниматель тоже может взыскать с органов пожарного надзора ущерб, причиненный предприятию неправомерными действиями сотрудников надзора. Что я настоятельно рекомендую делать. В частности для проведения экспертизы необходимо заключить договор, в котором предусмотреть штрафные санкции за нарушение сроков ее проведения. При правильной постановке противопожарной и юридической работы на предприятии можно избежать многих проблем.

Правил пожарной безопасности должно быть не семь или десять томов, и даже не один том, а, максимум, несколько страниц, чтобы их можно было выучить и запомнить. Основные правила должны быть определены Законом «О пожарной безопасности», в который следует внести соответствующие изменения. Все остальные нормативные акты, определяющие правила пожарной безопасности, нужно отменить. Что касается специальных правил, предназначенных для отдельных категорий предприятий, работ, то их нужно определить в отдельном нормативном акте. Поскольку органы пожарной службы содержатся на деньги налогоплательщиков, то и выдачу экспертных заключений они должны выдавать бесплатно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме