Украина едва ли не единственное европейское государство, где узаконено получение каждым новообразованным предприятием разрешения от органов пожарного надзора. В связи с тем, что процедура эта довольно сложная и непрозрачная, а рынок экспертных услуг монополизирован, именно это звено разрешительной системы является чуть ли не главным барьером на пути развития малого и среднего бизнеса. Предприятие значительно легче зарегистрировать, чем получить разрешение пожарных.
Каким требованиям должен соответствовать субъект хозяйствования, пожалуй, не знает никто. Немного найдется желающих ознакомиться с шестью томами так называемых СНИП (строительных норм и правил, разработанных еще в советские времена), выучить правила пожарной безопасности Украины, установленные Министерством по чрезвычайным ситуациям (это еще около 250 требований общего характера и 420 правил для конкретных объектов). Проштудировать нормативный акт Госстроя «Пожарная безопасность объектов строительства» с 27-ю документами, которые содержат разные требования (ГОСТы, ГСН, ГСТУ и т.п.)...
Не потому ли украинские предприниматели называют регуляторные процедуры вторым по силе фактором (после политической нестабильности), который больше всего тормозит развитие бизнеса, и считают отечественную разрешительную систему непрозрачной и довольно сложной. Такие данные были получены после широкомасштабного исследования, которое провела Международная финансовая корпорация, опросив три тысячи руководителей предприятий всех регионов.
— Мы мониторим ситуацию в Украине с 1996 года, — говорит руководитель проекта МФК «Развитие предпринимательства в Украине» Андрей Гуревич. — Выяснив, что больше всего мешает бизнесу, разрабатываем рекомендации для тех, кто принимает регуляторные решения.
В том, что разрешительную систему следует как можно быстрее реформировать, сомнений нет, ведь 90% опрошенных сознались, что получили разрешения с нарушением требований, неофициально уплатив за «услугу». Кстати, каждый такой документ (а их вновь созданное предприятие должно получить не менее трех, действующее — пять) стоит около 260 долларов. Да и ожидать бумаги приходится вовсе не столько, сколько предусмотрено официальной процедурой.
Зато, если почитать действующее законодательство, то ничего подобного там нет, и никаких проблем у предпринимателя с чиновниками не должно быть. Скажем, чтобы получить разрешение пожарного надзора, которое бесплатно выдается центральными, территориальными и местными органами этого ведомства, надо ждать всего пять дней. На самом же деле за бумаги надо уплатить до 180 долларов и запастись терпением более чем на сорок дней. Так, по крайней мере, утверждают сами предприниматели. Причин им не верить нет. Да и практика выдачи разрешений это подтверждает. Сначала бизнесмен сообщает пожарным о своем намерении начать собственное дело. Те ему выдают направление на экспертизу. Причем, как правило, не в ту структуру (государственную или частную), которая в данное время меньше всего загружена работой, а к «своему» эксперту. У того, как обычно, очередь…
Если же пойти не по указанному направлению, себе же навредишь: в раздобытом «на стороне» акте обязательно что-нибудь будет не так. Да и, собственно, за экспертизу все равно придется заплатить столько, сколько скажут. Еще в прошлом году упразднен нормативный акт, устанавливающий тарифы на платные услуги пожарных. Нового документа нет до сих пор. Сама же экспертиза может длиться бесконечно долго. Все зависит от подготовки документов и сложности объекта оценки. И сколько бы это ни продолжалось, акт придется терпеливо ждать, ведь без него не выдадут разрешение...
Изменить устоявшуюся систему пока не удается. Из-за сопротивления пожарного лобби не удалось даже отменить легализованные поборы, записанные в Законе «О пожарной безопасности», где среди источников финансирования ведомства указаны «пожертвования физических лиц и граждан». Таким образом пожарные «добирают» необходимые для своего существования суммы, которые недодает бюджет. Поговаривают, если государство не раскошелится, то отмена спонсорства может парализовать работу ведомства. А это уже чревато серьезными последствиями.
— В любом случае разрешительную систему нужно как можно быстрее реформировать, — убеждена советник по юридическим вопросам проекта МФК «Развитие предпринимательства в Украине» Вера Потехина. — Прежде всего следует принять рамочный закон, а потом в соответствии с ним привести всю законодательную базу, которая регулирует выдачу разрешений.
Начинать реформу специалисты советуют с пересмотра министерствами и ведомствами действующих разрешений. Следующий шаг — дифференциация по степени опасности предприятий. Если деятельность какой-либо структуры несет угрозу, разрешение необходимо. Если же производство безопасное, ему эти бумаги не нужны.
С изменениями необходимо поторопиться, иначе бизнес каждый раз будет спотыкаться о новые регуляторные барьеры. Яркое тому подтверждение — все тот же пожарный надзор, который выдает свыше 90% временных разрешений. Такое положение вещей практически постоянно держит двери предприятий открытыми для проверок. А в том, что во время проведения последних нарушения обнаружатся, сомневаться не приходится, ведь количество требований исчисляется многими томами, которые предприниматель часто и в глаза не видел.
Положительный опыт реформирования разрешительной системы есть не только в мире, но и в Украине: три года тому назад Государственная инспекция охраны труда сократила свой список разрешений с 90 пунктов до 21-го. При этом травматизм на предприятиях снизился…
— Необходимо просмотреть и отменить лишние и устаревшие требования, — резюмирует Андрей Гуревич. — А также демонополизировать рынок экспертных услуг, на основе которых выдаются разрешения. И, конечно же, принять отдельный закон о проверках, который бы существенным образом уменьшил их количество (ныне каждое предприятие проверяют в среднем девять раз в год).
А пока этого не произошло, специалисты Международной финансовой корпорации готовят специальную брошюру для предпринимателей с рекомендациями по общению с пожарными.
Вот некоторые из «ЦУ»:
1. Поскольку без вывода экспертизы разрешение не выдадут, а продолжительность ее проведения не установлена, следует знать, что эту процедуру может провести как государственный эксперт, так и частный. А чтобы разрешение получить в законодательно определенный пятидневный срок, следует требовать регистрацию даты подачи документов. Иначе доказать, что сроки исчерпались, будет невозможно.
2. Если предприятие проверяет орган пожарного надзора, то у инспектора должно быть предписание его руководства. Визит контролера следует записать в журнал регистрации проверок. Это избавит от последующих возможных визитов ревизоров.
3. В случае подписания бизнесменом договора страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного пожара внеплановые и контрольные проверки не должны касаться его предприятия.
4. Поскольку разрешение пожарных должен иметь не только собственник помещения, но и арендатор, то последнему в договор аренды целесообразно вписать положение об ответственности собственника за несоответствие помещения правилам пожарной безопасности.
5. Следует помнить, что результаты любой проверки предприниматель имеет право обжаловать в суде на протяжении десяти дней.
Комментарий эксперта
Николай ЛЕВЧУК,
адвокат адвокатского агентства «Юстэм»
— На самом деле предприниматель тоже может взыскать с органов пожарного надзора ущерб, причиненный предприятию неправомерными действиями сотрудников надзора. Что я настоятельно рекомендую делать. В частности для проведения экспертизы необходимо заключить договор, в котором предусмотреть штрафные санкции за нарушение сроков ее проведения. При правильной постановке противопожарной и юридической работы на предприятии можно избежать многих проблем.
Правил пожарной безопасности должно быть не семь или десять томов, и даже не один том, а, максимум, несколько страниц, чтобы их можно было выучить и запомнить. Основные правила должны быть определены Законом «О пожарной безопасности», в который следует внести соответствующие изменения. Все остальные нормативные акты, определяющие правила пожарной безопасности, нужно отменить. Что касается специальных правил, предназначенных для отдельных категорий предприятий, работ, то их нужно определить в отдельном нормативном акте. Поскольку органы пожарной службы содержатся на деньги налогоплательщиков, то и выдачу экспертных заключений они должны выдавать бесплатно.