«Одесса» может быть продана с молотка

Поделиться
Два с лишним года в суде Неаполя решается судьба пассажирского лайнера «Одесса». Все это время над ним висит угроза быть проданным с молотка на аукционе в Италии...

Два с лишним года в суде Неаполя решается судьба пассажирского лайнера «Одесса». Все это время над ним висит угроза быть проданным с молотка на аукционе в Италии. Пока что адвокатам удавалось оттянуть срок приведения приговора в исполнение. Как будут дальше развиваться события, предугадать сложно. Хотя юридическая служба Черноморского морского пароходства считает, что шансы освободить «Одессу» довольно-таки велики.

По мнению юристов, ареста теплохода можно было бы вообще избежать, как, впрочем, и других судов ГСК ЧМП (во всяком случае, массовых арестов), если бы государство, чьей собственностью они являются, своевременно позаботилось о своем имуществе. Впрочем, и сегодня еще не поздно. К примеру, Одесский горсовет уже подключился.

По распоряжению мэра города Эдуарда Гурвица создана специальная комиссия по изучению ситуации с теплоходом «Одесса». Местные власти считают, что освобождение пассажирского лайнера, носящего имя города, - вопрос не только экономический, но и политический.

«Одесса» - это первоклассное судно. Можно сказать, гордость пассажирского флота Украины. В последние годы оно обслуживало иностранных туристов, в основном немцев. И зарабатывало в день около 50 тысяч марок. Это примерно 16 тысяч марок чистой прибыли. Теперь же, когда первоклассный теплоход ржавеет под арестом, судовладелец несет одни расходы (на поддержание судна в рабочем состоянии) в размере 3 тысяч долларов в день. Убытки на сегодняшний день доходят до 27 миллионов долларов.

Самое обидное то, что «Одесса» никому ничего не должна. Она арестована за долги Черноморского морского пароходства немецкой компанией «Ллойд Верфь», которой ЧМП задолжало за ремонт теплохода «Беларусь». Иск предъявлен на сумму 13 млн. 350 тыс. долларов. А потом к требованию «Ллойд Верфи» присоединились и другие кредиторы ЧМП, выставившие свои претензии. К примеру, швейцарская компания «Планмарин» - на 50 млн. долл.

Однако, как сообщил начальник юридической службы ГСК ЧМП Владимир Косарев, если будет отклонен основной иск, предъявленный «Ллойд Верфью», то все остальные отпадут. По его словам, шансы для этого есть. Отработано несколько вариантов освобождения «Одессы».

Г-н Косарев отметил, что теплоход был арестован как собственность ЧМП. Между тем, собственником судна является государство, а судовладелец - Черноморское морское пароходство выступает в роли оператора. Для суда это весьма веский аргумент.

В мировой юридической практике существует такое понятие, как иммунитет собственности иностранного государства, не допускающий ареста имущества суверенной державы, а тем более продажи ее с аукциона без согласия собственника. Эта международная норма базируется на международных конвенциях и национальных законах. Кстати, благодаря этому обстоятельству государственной судоходной компании ЧМП удалось освободить из-под ареста некоторые суда.

В ситуации с теплоходом «Одесса» проблема состоит в том, что суду Неаполя, разрешившему аукционную продажу лайнера, необходимо еще доказать, что это судно - собственность Украины, а не ЧМП. Дело в том, что в судовых документах, отражающих принадлежность теплохода, путаница наших доморощенных понятий - «судовладелец» и «собственник». За границей, в отличие от Украины, эти слова означают одно и то же. Это во-первых. Во-вторых, если Украина является собственником, то почему в таком случае за 2,5 года с момента ареста «Одессы» в апреле 1995-го не предприняла никаких мер по ее освобождению?

По мнению Владимира Косарева, именно тот факт, что Украина не принимает участие в освобождении своих судов, и приводит к непризнанию иммунитета государственной собственности Украины.

Конечно, государство не несет ответственности по долгам ЧМП, но тем не менее теряет огромные суммы, которые могли бы пополнить бюджет. В данной ситуации нота протеста МИД Украины и обращения в суд Фонда госимущества как собственника возымели бы действие, считает Владимир Косарев.

Сегодня Одесский горсовет, чтобы освободить «Одессу» из-под ареста и тем самым не допустить ее продажи с аукциона, намерен обратиться с просьбой о помощи в МИД и ФГИ, а также к итальянским парламентариям. Со своей стороны городские власти готовы содействовать поискам банка, который бы предоставил в суд банковскую гарантию для освобождения судна.

То, насколько предпринятые меры окажутся действенными, покажет время: очередное заседание суда назначено на 6 ноября.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме