НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ МИККИ-МАУСА

Поделиться
Гений мультипликации и его герои Художник-мультипликатор Уолт Дисней - легендарная фигура в истории кино...

Гений мультипликации

и его герои

Художник-мультипликатор Уолт Дисней - легендарная фигура в истории кино. Созданные его воображением герои - Белоснежка и семь гномов, олененок Бэмби, деревянный человечек Пиноккио, мышонок Микки, утенок Дональд и другие персонажи его мультфильмов любимы детворой сегодня так же, как и в пору появления этих фильмов на экране.

Он был к тому же гениальным организатором кинопроизводства, создателем киностудии «Уолт Дисней». Студия не ограничилась техникой мультипликации и занялась обычным игровым кино. Благодаря числу, разнообразию, техническому совершенству выпускаемых ею «мультиков» и полнометражных художественных фильмов «Уолт Дисней компани» завоевала уникальное место на мировом рынке детского и юношеского кино, захватила солидную часть рынка фильмов для семейного просмотра, для всех возрастов.

Сегодня «Уолт Дисней компани» продолжает выпускать и рисованные, и игровые фильмы - для детей и для взрослых. Выпуск видеокассет, а также компакт-дисков и аудиокассет с музыкой к диснеевским фильмам - тоже важнейшая статья ее доходов.

Заняла эта компания весомое место и на телерынке. Высотная башня Disney Channel в Лос-Анджелесе стала символом ее влияния на рынке телекоммуникаций. Принадлежащий компании кабельный, платный, канал готовит оригинальные передачи, прокатывает старые и новые диснеевские фильмы. В гигантской империи, названной именем ее основателя Уолта Диснея, всё взаимопереплетено - и всё приносит доход.

Солидную прибыль приносит продажа кукол, игрушек, книжек, сувениров на темы диснеевских фильмов. Фирменные магазины, торгующие ими, расположены по всей Америке, последний по счету вот-вот откроется в Нью-Йорке, на Манхеттене. В этом гигантском «Детском мире» можно будет купить Микки-Мауса в сотнях, тысячах разнообразных воплощений... Едва ли какой другой придуманный воображением художника персонаж приобрел такую популярность в мире - и принес его создателям столь фантастические прибыли.

Парки американской культуры и отдыха им. У.Диснея

Но главный источник доходов компании - знаменитые диснеевские парки развлечений.

В этих парках поистине «сказка стала былью» - благодаря соединению творческого воображения художников кино с передовым инженерным мышлением, с последними достижениями науки и техники. Всё здесь поражает воображение - масштабы, бесконечность территории, фантазия создателей аттракционов, умелая организация, позволяющая «пропустить» неограниченное число посетителей в самые напряженные, выходные, дни.

Персонажи диснеевских мультфильмов здесь оживают в буквальном смысле слова: актеры, исполняющие их роли, дают представления, импровизируют, вовлекают детей в игру на улицах и площадях «волшебного города», который воссоздает мир сказок Андерсена, братьев Гримм, «Тысячи и одной ночи»... плюс, разумеется, мир старых и новых диснеевских фильмов.

В первом по времени создания парке (Disneyland, «Страна Диснея» вблизи Лос-Анджелеса) можно вознестись высоко над землей и облететь территорию парка, потом погрузиться в «пучины моря» на подводной лодке и увидеть сквозь иллюминаторы окруженную диковинными рыбами русалочку, затем совершить полет в космос, совершить путешествие по кишащей крокодилами реке в джунглях, встретить на ее берегах совершенно живых, в натуральную величину электронных слонов, бегемотов, тигров... а потом побывать на карнавале, заглянуть в «дом с привидениями», провести час-полтора в настоящем салуне на «диком Западе» времен «золотой лихорадки», пообедав там или в каком-то другом экзотическом ресторане, благо нет проблемы, где поесть. Нескончаемый праздник, развлечений так много, что одним днем не обойдешься.

Нет в мире ребенка, который не мечтал бы побывать в «Стране Диснея», да и взрослые радуются такой возможности. Ради визита в парк совершаются путешествия в Америку. Парк стал важным источником благосостояния штата Калифорния, он обеспечил тысячи и тысячи людей работой, создал новые производства...

Затем был построен еще один парк - «Мир Диснея», Disney World, у берегов Атлантического океана, в расчете на тех, кому проще добраться до Флориды, чем пересекать всю страну ради посещения далекого калифорнийского парка. Причем оба парка разные... Недавно Америка шумно отметила 25-летие «Мира Диснея»: то был национальный праздник! Сама же корпорация заняла место среди ведущих в стране.

Вошли в моду семейные путевки для посещения диснеевских парков, которые рассчитаны не на один день. В их стоимость входит и авиапутешествие, и пребывание в диснеевской гостинице, и, разумеется, посещение самого парка. Отдых не дешевый, но мало найдется родителей, которые не хотели бы сделать детям подарок и привезти их в знаменитый городок развлечений. И от каждого истраченного ими доллара богатеет корпорация, одна из самых богатых в Америке.

Прибыли идут на создание новых парков. Это и тематические парки, на исторические темы, воссоздающие жизнь и быт «старой Америки», или ландшафтные, природные парки... Благодаря диснеевским паркам в Америке выросли комплексы новейших гостиниц, построены подъездные пути - скоростные автомагистрали, аэровокзалы, создана пищевая отрасль, которая кормит миллионы посетителей. Эти парки, существенно дополнившие «облик Америки», выросли в целую индустрию с многомиллиардными оборотами и безграничными возможностями роста. Их «экспансия» не ограничилась только Америкой, но распространилась и на другие страны и континенты.

«Евродисней»: конфликт культур?

Под Парижем сооружен крупнейший из зарубежных парков этой компании - «Евродисней». Была сделана ставка на то, что «вся Европа» посещает Париж и непременно в этот парк завернет, а уж французские дети, как рассчитывали американцы, в парк тем более потянутся. Кто же перед «Диснеем» устоит?

Американская массовая культура, может, многим и не нравится, кого-то и вовсе отталкивает, вызывает порой острую критику за пределами США, но в притягательности ей не откажешь. Сегодня в любом городе мира найдешь магазины, бары, клубы, кинотеатры в китчевом американском стиле - «Бродвей», «Пятая авеню», «Техас», «Дикая лошадь»... Европейский диснейленд был призван стать своеобразным «американским заповедником» в Старом Свете - и одной из главных приманок Парижа.

Однако французы, наделенные развитым национально-патриотическим чувством и к тому же люди со стилем, традицией, искушенным вкусом, снисходительно, с иронией относятся к молодой, «детской» по их меркам культуре американцев. Многие американцы убеждены, что французы - снобы, а многие французы, в свою очередь, отвечают им тем, что игнорируют товары и популярные развлечения, на которых написано «Сделано в США».

Посещаемость парка «Евродисней» не оправдала возложенных надежд, парк принес большие убытки компании. Его долги, накопившиеся за несколько лет, достигли 3 млрд. долл.

Парком владеет не американская, а дочерняя, французская, компания, в которой американцам принадлежит лишь часть акций. Но все равно, отсутствие интереса к парку в Европе чувствительно задело гордость американцев да и на курс акций американского «Диснея» неудача с парком во Франции повлияла отрицательно.

Между тем, «Уолт Дисней компани» - одна из крупнейших в Америке, в нее вложили средства миллионы владельцев акций. И потому с радостным чувством облегчения газеты в Америке сообщили под конец 1996 года, что дела «Евродиснея», кажется, пошли на поправку. Негативную тенденцию в конце концов удалось переломить. Ведь не только французы его посещают!

Парк за истекший финансовый год посетило рекордное число гостей - 11,7 млн., которые оставили в его кассах 983 млн. долл. (Несложно подсчитать, сколько истратил в парке «средний» посетитель.) Это на девять процентов больше финансовых итогов предыдущего года и позволяет парку оставаться на плаву.

Правда, почти всю прибыль «съели» долги и накопившиеся проценты по старой задолженности да и эксплуатационные расходы в течение последних лет существенно выросли. Но после разорительных убытков даже полученная парком небольшая чистая прибыль - 40 млн. долл. - приятно радует вкладчиков. Объявлено, что через пару-тройку лет компания начнет, наконец, выплачивать дивиденды.

В свое время у американцев в ходу был лозунг «Что хорошо для «Дженерал моторс» - хорошо для Америки». Сегодня этот афоризм вполне можно перефразировать так: «Что хорошо для «Диснея» - хорошо для Америки». Потому что по своему влиянию и весу «производство Микки-Маусов» стало бизнесом, который составляет гордость Америки. От успехов этой компании зависит котировка акций на Уолл-стрите и деловой климат в стране, на страже ее интересов стоят Капитолий и Белый дом. Диснейленды - своеобразная квинтэссенция Америки и ее культуры.

«Уголки Микки»

в стране китайских большевиков

Экспансия этой компании в Азии прежде всего сосредоточилась на Китае. В Китае у «Диснея» обширные и разнообразные интересы.

Китайцы, дети и взрослые, - ревностные поклонники диснеевских фильмов, и рынок сбыта этих лент в этой самой большой по населению стране мира поистине безграничный. Успешно распространяются в Китае диснеевские видеофильмы, кассеты, компакт-диски. Магазины, в которых продаются диснеевские игрушки, куклы, сувениры (они в Китае называются «Уголками Микки»), растут, как грибы после дождя.

Главное, в Южном Китае запланировано строительство грандиозного диснеевского парка развлечений, и президент «Уолт Дисней компани» Майкл Овитц совершил не одну поездку в КНР для обсуждения этого проекта.

Всё шло замечательно, перспективы казались радужными. Пока не нашла коса на камень.

Китай для бизнеса - страна непростая. Любой товар или услуга здесь подчинены требованиям идеологии и политики. Правительство требует, чтобы все сбываемые в Китае культтовары, кинофильмы, куклы, игрушки, книги, сказки стояли «вне политики». То есть не противоречили китайской политике. Не затрагивали наступление Пекина на демократию, подавление в Китае инакомыслия, жестокие репрессии в Тибете... Американские компании, заинтересованные в обширных рынках Китая, ведут себя в этой стране осторожно, старательно обходят острые углы, идут практически на любые компромиссы, когда под вопросом оказываются новые возможности извлечения прибыли. Но иногда требования Пекина к американским компаниям оказываются чрезмерными. Наступил момент, когда это очень хорошо почувствовала «Уолт Дисней компани».

Конфликт между «Диснеем» и правительством КНР вызвал фильм «Кундум», который сейчас снимает в Марокко Майкл Скорсезе. Фирма «Тачстоун пикчерз», сопродюсер этого фильма, - филиал «Диснея».

Картина, повторяю, снимается не в Китае, к тому же она вовсе не рассчитана на прокат в Китае. Однако в ней затрагивается чувствительная для Пекина тема. В ней речь идет о Тибете. И потому власти Китая сочли, что вправе оказать нажим на «Диснея». Этой компании было заявлено: либо вы прекращаете работу над фильмом, либо мы рвем с вами любые деловые отношения. По крайней мере, ни о каких парках развлечений не может идти речи, если фильм выйдет на экран.

Только

не о Тибете!

Фильм рассказывает о далай-ламе, религиозном лидере тибетцев, которого китайские коммунисты выслали из страны в 1959 году и объявили своим злейшим врагом.

Тибет, гористая и пустынная, огромная по территории страна, имеет оригинальную культуру, собственный, отличный от китайского, язык, свою религию, свою историю. Китайские коммунисты в 50-е годы оккупировали Тибет и провозгласили его «исторической частью Китая», ссылаясь на то, что и раньше китайские императоры захватывали эту страну, владели ею. И все эти десятилетия не прекращается борьба за независимость Тибета. Тибетцы не просто глубоко почитают живущего в Индии далай-ламу. Они считают его «живым богом». Далай-лама - вдохновитель национально-освободительного движения тибетского народа.

Китайским руководителям ясно, что фильм столь знаменитого режиссера, как Майкл Скорсезе, произведенный при участии кинокомпании «Дисней», вызовет огромный интерес в мире - и резкую критику в адрес Пекина. Этого там допустить не хотят. Фильм, между тем, почти закончен.

(Идет работа и над другой игровой лентой о Тибете. Она снимается в Южной Америке и носит название «Семь лет в Тибете». Режиссер картины - Жан-Жак Анно, в главной роли - Бред Питт. Фильм рассказывает о судьбе Генриха Харрера, австрийского альпиниста, который в 40-е годы проник в Тибет, сняв покров тайны, который окружал эту страну. В Тибете он стал наставником, другом, учителем далай-ламы... Опять далай-лама! Правда, снимает этот фильм не «Дисней», а другая голливудская компания, «Коламбиа пикчерз», и к каким мерам прибегнет Пекин, чтобы сорвать работу над этим фильмом, пока неизвестно.)

С чисто коммерческой точки зрения, убыток от одного свернутого кинопроекта в сравнение не идет с совокупными доходами от остальных операций «Диснея» в Китае - начиная от продажи Микки-Мауса в «уголках» его имени и до строительства парка развлечений, который сулит миллиардные прибыли. При таких высоких ставках чего не сделаешь, чтобы угодить китайским властям.

Но поставлен под вопрос престиж Америки. Затронута репутация «самой американской» из американских компаний. Речь идет о покушении на святую святых - свободу мысли и творчества. Оспорена роль американцев в мире как защитников демократии. Согласиться на ножницы китайской цензуры значило бы обесславить навек все эти ценности...

В октябре директор китайского Бюро кинематографии Лю Джанзонг совершил поездку в США, чтобы «предупредить» компанию «Дисней» о последствиях выхода ее фильма на экран. У китайского гостя в Голливуде спросили, какие именно операции «Диснея» от этого пострадают и в какой мере. Ответ был дипломатичным: «Мы на этот вопрос не готовы ответить, нам нужно посоветоваться с Министерством иностранных дел, с другими заинтересованными министерствами». Иными словами, нажим на компанию оказывается внушительный всеми «заинтересованными министерствами» коммунистического Китая.

Министерство пропаганды Китая проводит сейчас кампанию под названием «Политика - на всех уровнях» с целью повысить ответственность редакторов и руководителей средств массовой информации, издательств, руководителей киностудий, идеологических работников за строгое соответствие культуры партийной линии. Ставится в ходе этой кампании и вопрос о том, что проникновение американских фильмов в Китай подрывает влияние и роль китайской кинематографии. Первой жертвой ужесточения культурной политики Пекина вполне может стать компания «Дисней»: начнут с нее, потом перейдут на другие...

Представитель китайского Министерства иностранных дел уже объявил голливудским студиям, что те вольны делать любые фильмы, кроме «антикитайских». В противном случае, как было сказано, Китай порвет связи с голливудскими студиями. Неприкрытый шантаж.

Эти угрозы подкрепляются общим жестким курсом Пекина в отношении Вашингтона. Любую исходящую из США критику в свой адрес - по поводу репрессий против инакомыслящих, продажи оружия диктаторским режимам, угроз Тайваню и так далее - пекинские власти воспринимают крайне нервозно и угрожают в ответ американцам тем, что США потеряют китайские рынки, если будут действовать против интересов Пекина. Угрозы действуют: американские компании в самом деле боятся эти рынки потерять и Белый дом соблюдает весьма смиренный тон в разговорах с китайскими руководителями, называя КНР «партнером» Америки и проводя «тихую» дипломатию. Слишком тихую - и совершенно неэффективную, по убеждению американских журналистов.

Но мышонок Микки на шантаж не поддался. В конце ноября председатель совета директоров компании «Дисней» Майкл Эйснер публично заявил, что работа над фильмом «Кундум» свернута не будет. Китайский ультиматум компанией решительно отвергнут! Эту решимость высоко оценили американские газеты: если, мол, Белый дом не рискует противостоять нажиму Китая, хотя бы частная компания нашла для этого силы.

Понадеемся, что фильм, спровоцировавший своеобразную культурно-торгово-дипломатическую войну между Америкой и Китаем, в самом деле обладает высокой художественной ценностью и стоит того, чтобы из-за него «стулья ломали».

Так это или не так, мы скоро увидим, но хорошо уже то, что принципы иногда оказываются важнее денег и что не всё в этом мире покупается и продается.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме