НЕ В ИНТЕРНЕТЕ СЧАСТЬЕ,

Поделиться
или Вопросы «на засыпку» В конце ноября 1997 года в Брюсселе состоялась специальная конференция Европейской комиссии под философским названием «Конвергенция - создание будущего»...

или Вопросы «на засыпку»

В конце ноября 1997 года в Брюсселе состоялась специальная конференция Европейской комиссии под философским названием «Конвергенция - создание будущего». Брюссельская конференция «принимала экзамен» у европейского Интернета и намечала новые пути развития ее содержания, поэтому основных вопросов было два: глобальное информационное сообщество и электронная коммерция (ЭК). Получив приглашение как сопредседатель европейского комитета Всемирного компьютерного сообщества и распространяя эту информацию среди знакомых мне поставщиков услуг Интернета, я получал от них одинаковые ответы: «нам еще рано» и «политикой заниматься опасно». Из частного сектора откликнулся только «Global Ukraine», а из государственных структур - Министерство науки и технологий, Министерство информации и комиссия по науке и технике Верховной Рады. Имея достаточный опыт участия в подобных форумах и положив на изучение проблем, рассматриваемых на этой конференции, порядка десяти лет, я просто не мог не написать о ее результатах. Однако материала накопилось столько, что в одной статье всего не расскажешь. Не то чтобы тема была новая, скорее люди, от которых зависит решение этих проблем, у нас остались «старые». Или более деликатно - все те же...

Вместо введения

Идя по грешной Земле и даже хорошо зная, что она круглая, мы не замечаем, что двигаемся по кривой линии. Нам не до того - сказываются различия в системах измерений повседневности и глобальности. С Интернетом (Сетью, Всемирной информационной магистралью) - то же самое. Сегодня в украинской прессе Интернет стал предметом повседневных дискуссий и околополитических изысков. Многочисленные статьи настолько разобъяснили и разрекламировали Интернет, что теперь распоследний госчиновник в состоянии самостоятельно подготовить неплохой доклад для самого высокого начальства, а при наличии навыков разговорного жанра даже лично прочесть народу популярную лекцию. Правда, все разговоры об Интернете ведутся, в основном, вокруг того, «как подключиться» и «где что искать», а политизированные опусы с опозданием на три года затрагивают лишь отдельные аспекты геополитики «Глобальная информационная инфраструктура» (ГИИ), разменявшей пятый годок своего политико-публицистического существования в американской и западноевропейской прессе. То ли Украина самодостаточна, как следует из передач ее ТВ, то ли сказывается отсутствие серьезного образования у ее лидеров, то ли все сразу.

А вот на Западе любому политику давно ясно, что ГИИ - не что иное, как разработка правил нового мирового единого порядка и создание соответствующих организационно-правовых прецедентов на основе регионально-географического использования технологических решений Интернета. На сегодняшний день к ГИИ присоединились более 50 держав мира, но сверхдержава осталась одна - США! Так что все остальные страны мира могут либо присоединиться к ГИИ, либо сесть в технологическую, а далее и в коммерческую лужу. Для формирования международных прецедентов по проблематике ГИИ была создана межгосударственная комиссия со штаб-квартирой в Вашингтоне и с Мировым банком (!) в качестве основного спонсора (к сожалению, Украины среди членов этой комиссии нет). Но мандат межгосударственной комиссии по ГИИ в 1998 году заканчивается. Почему так скоро? Да потому, что в условиях глобализации бизнеса США больше невыгодно размазывать белую кашу «романтизма» Интернета по чистому столу «благотворительности» к странам третьего «и прочая» миров. Недосуг. Как говаривал чеховский театральный герой: «Дело надо делать, господа». То есть - бизнес. Поэтому логическим продолжением «Глобальной информационной инициативы» сегодня стала геополитика - «Глобальное информационное сообщество» (ГИС). В цивилизованном мире не без оснований посчитали, что все сугубо технологические проблемы уже практически решены в рамках ГИИ, а в ГИС ставится новый акцент - на качестве содержания информации в Интернете. То есть на ее коммерческой «начинке» с целью экономической отдачи, поскольку важен не Интернет сам по себе, а те данные, которые становятся доступны во всей «всемирной паутине» и исходят от конкретных фирм-«мошек», слетевшихся в эту паутину на «зеленый свет» доллара.

Главное - качество содержания

Всласть наговорившись на тему о том, «как подключиться» и «где чего искать», пора задать парочку вопросов «на засыпку», например, «а зачем подключаться?» и «зачем искать?» Вопросы не праздные. Интернет - удовольствие дорогое и должно окупаться. Но как окупаться и кем окупаться? И где, по каким слоям населения проходит сегодня в Украине демаркационная линия массового рынка Интернета? Кто у нас заинтересован в немедленном потреблении этих услуг, а кто может «погодить»? Сейчас на Западе уверенно выделяются три класса пользователей Интернета: ученые, бизнесмены и «простые граждане». А как это звучит применительно к условиям Украины?

Ученые - это та разновидность граждан, которая органически не может жить без зарубежных контактов и новых данных. Результаты, как говорится, налицо, и если так будет продолжаться впредь, то ученые вымрут. Это медицинский факт. Помните поговорку «после нас - хоть потоп»? Так вот, после того, как вымирают ученые, потоп наступает наверняка. Ученые в Украине - всегда бедны, и это уже не просто факт, а аксиома. Поэтому за Интернет для своих ученых должно платить либо государство, либо... зарубежный «богатый дядя». Не «дядюшка», а именно пока еще незнакомый, но богатый дядя, который об этих наших ученых узнает, ими заинтересуется и либо даст им работу, либо купит их результаты. «Но как он узнает?» - спросите вы. «А через Интернет!» «А если их результаты ему не понравятся?» «А вы помещайте в Сеть такие данные, чтобы они понравились наверняка. Или с долей вероятности большей, чем 0,5». Это и называется «качеством содержания».

С бизнесменами легче. Они, как правило, деньги имеют и, если им выгодно или если им понравится, могут потратиться на новую технологию. Но Интернет их может интересовать опять же исключительно с точки зрения денег. То есть им тоже следует помещать в Интернет сведения о товарах и услугах, или об инвестиционных объектах, или о чем-то еще, что может понравиться потенциальному покупателю.

«Простые люди», как пишет западная пресса, составляют сегодня большую часть потребителей услуг Интернета. Пишут также, что сегодня они могут найти в Сети все, что пожелают, а после 2000 года будет еще интереснее и еще дешевле. Но нашим «простым людям» для любви к Интернету нужны две вещи: мотивация и «покупательная способность», соизмеримая с «потребительской корзиной» Интернет-услуг. И если с мотивацией еще разобраться можно, то с покупательной способностью населения дело обстоит сложнее. Так что нашим «простым людям» с этим видом сервиса придется еще погодить лет эдак с десять.

Итак, больше всего интереса и шансов на прибыльный бизнес в Интернете должно быть у украинских бизнесменов. И тут снова начинаются вопросы «на засыпку». Например. А как в сегодняшних условиях организовать свой бизнес в Сети? И куда дуют сегодня интернетовские западные «ветры»?

Прежде всего следует помнить: что бы хорошего ни делала западная культура, она делает это только на основе рыночной экономики, поэтому западные ветры Интернета дуют сегодня в сторону электронной коммерции (ЭК). Глобальная компьютерная сеть призвана использоваться как всемирная информационная среда, на базе которой будут формироваться практически все деловые отношения: от систем розничной торговли до корпоративных распределенных сетей транснациональных компаний и интерактивного телевидения. Только в 1996 году в США в Интернете было продано товаров более чем на 500 миллионов долларов. И хотя по сравнению с бюджетом этой сверхдержавы эта цифра мизерна, но темпы роста Интернета говорят о многом. К эпохальному 2000 году обороты в Сети превзойдут рубеж в 100 миллиардов. То есть за три года - в 200 раз! Немного экстраполяции: в 2003 году это будет 20 триллионов, в 2006 году - 4 000 триллионов, а в 2010 - 1 миллион триллионов долларов. Тысячи «бюджетов» США...

Глобальную проблематику ЭК составляют три простых вопроса качества: качество коммуникаций, качество защиты информации и качество содержания информации. Вопросы самоочевидны: любой торгующий субъект хочет быть уверенным в том, что его транзакции будут бесперебойны, а данные - надежно защищены. Это не должно зависеть от торгующего субъекта и является прерогативой мировых производителей информационных технологий (ИТ). Эти проблемы и решались в рамках ГИИ. Третий вопрос относится исключительно к самому торгующему субъекту, поскольку только от него самого зависит, будет ли иметь его товар спрос на всемирном рынке, переполненном товарами. Локальные рынки живут по своим законам, а успех на глобальном рынке требует от «национального производителя» очень высокого качества товаров и услуг. Сегодня именно этот вопрос определит успех Украины в условиях электронной коммерции. Как создать условия для успеха электронной коммерции во всем мире и какими должны быть международные политические и экономические решения, которые позволят регулировать возможные экономические конфликты, - вот основные вопросы геополитики «Глобальное информационное сообщество». К решению этого вопроса мы в Украине еще можем успеть подготовиться.

Что же такое электронная коммерция?

Популярное определение ЭК просто. Это любая форма деловой активности, в которой стороны взаимодействуют с помощью информационных технологий в Интернете в рамках единого договорного международного правового поля. Однако популярность этого определения не передает дух ЭК, который не только использует новую среду, но и преобразует формы деловых отношений. В качестве иллюстрации представьте себе, что некая гипотетическая страна хочет интегрироваться в мировое информационное пространство, а ее «национальные производители» намерены выйти на мировой рынок. При этом страна не только не имеет специалистов по общепринятому в мире языку общения, но и вообще не знает таких слов, как «накладная», или таких средств связи, как телефон. О какой интеграции и о какой защите экономических интересов этого государства может идти речь?

Структура мирового бизнеса стала кардинально меняться с начала 80-х. Еще относительно недавно реакция предпринимателей во всем мире состояла в перестройке иерархических структур управления и в проведении локальных договорных акций по уничтожению барьеров взаимодействия между компаниями, клиентами, поставщиками и государствами. Однако в конце 80-х оказалось, что Интернет все это делает значительно проще. Это-то и заставило взглянуть на бизнес как на глобальный процесс организации коммуникаций без границ, поэтому ЭК - это средство, которое предоставляет всем равные возможности присутствовать и изменять структуру своих деловых отношений на мировом рынке. Современные зарубежные компании смело экспериментируют с ЭК, чтобы стать более эффективными и гибкими в выборе лучших поставщиков и в работе с клиентами, независимо от их географического месторасположения. Элементарным примером ЭК может служить электронная оптовая и розничная торговля, когда клиент - обычный потребитель с «электронной улицы», двери на которую открывает офисный или домашний компьютер. Не менее популярна и электронная реклама, которая теперь легко реализуется с помощью «всемирной паутины».

Глобальная ЭК включает в качестве обязательного условия требование гармонизации правовых, финансовых и экономических систем в тех государствах, которые собираются играть по ее правилам. Страны, выбравшие ЭК хотя бы только как «добавление» к существующим способам ведения торговли, получают пользу и прибыль от того, что приобщаются к «общей культуре» раньше всех. Однако основные выгоды получат те страны, которые изучают возможности изменения своей правовой и экономической организации, чтобы «завтра» воспользоваться всеми преимуществами глобального информационного сообщества.

Но это завтра, а сегодня можно с уверенностью говорить о четырех типах ЭК: «бизнес-бизнес», «бизнес-потребитель», «бизнес-администрация», «администрация-потребитель». Примером «бизнес-бизнес» могут служить отношения между компаниями, которые используют сеть Интернет для организации работы с поставщиками и клиентами. Второй тип - «бизнес-потребитель» - представлен электронной розницей и банковскими услугами. В Интернете масса торговых центров, предлагающих любые потребительские товары - от продуктов до автомобилей. Этот тип ЭК хорошо изучен и нашел поддержку в международных правовых соглашениях в рамках ГИИ. А вот отсутствие международных соглашений по правовой поддержке электронного банковского обслуживания привело к тому, что «банкинг» в Интернете представлен довольно слабо.

ЭК типа «бизнес-администрация» находится еще в «младенческом» возрасте, но она быстро встанет на ноги. Предполагается, что этот тип ЭК должен охватывать все связи между частными компаниями и правительственными организациями. Например, в США все детали предстоящих правительственных закупок не являются секретом и анонсируются по всему Интернету. Компании могут ответить на предложения опять-таки через Интернет. США рассматривают свободное распространение информации в Интернете о планах, объемах и ходе закупок не только как метод повышения конкурентоспособности американских компаний, но и средство борьбы с неизбежной коррупцией при проведении государственных тендеров. С 2000 г. правительственные и административные органы в США с помощью методов и средств ЭК намерены взимать федеральные налоги и налоги штатов.

Контуры ЭК типа «администрация-потребитель» еще не прояснилась окончательно, однако вслед за ростом ЭК типа «бизнес-администрация» и «бизнес-потребитель» правительства смогут распространить ЭК на такие области, как выплаты на социальные нужды и оформление налоговых деклараций. Можно предположить, что в скором времени потребитель с «электронной улицы» сможет не только пользоваться услугами электронной библиотеки Конгресса США, но и иметь непосредственные и, что немаловажно, документально фиксируемые контакты с бюрократической пирамидой. Чем не развитие демократии?

ЭК - это не очередная технократическая утопия футурологов, а реальный сегодняшний день. Разумеется, США, Япония и Европа в этом направлении явно лидируют и именно поэтому непосредственно формируют новый мировой правопорядок, в котором нам может не оказаться места, как тому гипотетическому государству, не знающему бухгалтерских документов и телефона.

Ноябрьская конференция в Брюсселе показала: европейские страны и компании быстро разобрались, что ЭК для них - не только актуальный шанс радикального изменения своего присутствия на мировом рынке, но и потенциальный шанс передела мирового рынка и создания новых рынков. Что же касается рядовых граждан цивилизованных стран, то они будут полностью обеспечены не только новыми способами покупки товаров, средствами обращения к информации и услугам, но и средствами прямого взаимодействия с властями.

Благодаря высоким темпам развития Интернета выбор информационных источников расширяется, а географические и временные ограничения устраняются. Уже сегодня распространение новых идей мирового правопорядка проводит резкую грань между цивилизованными странами и «информационной провинцией». Разумеется, через некоторое время это послужит причиной изменения взглядов на «права человека» и критерии «цивилизованности» аналогично тому, как сегодня это происходит с вопросом о смертной казни.

Что же было

в Брюсселе?

Разворачивая геополитику Глобальной информационной инфраструктуры, США сознавали, что долго находиться в «гордом одиночестве» лидера им не удастся. Невыгодно с точки зрения конкурентоспособности, да и «большая семерка» не позволит. Поэтому в начале 1995-го страны-члены G7 разработали систему инициатив для демонстрации потенциала ГИИ и стимуляции ее развития во всем мире. Ее результаты и рассматривались на конференции.

Пожалуй, самой важной инициативой из системы инициатив G7 была «Глобальный рынок для предприятий малого и среднего бизнеса». Как известно, это наиболее мобильная и динамически развивающаяся форма негосударственного сектора экономики. Проблема малого и среднего бизнеса состоит в том, что, с одной стороны, он быстро впитывает технологические достижения и не боится рисков во имя повышения своей конкурентоспособности, а с другой стороны - он не имеет достаточных средств для проведения собственных исследований и разработок. Эта проблема определила цель инициативы G7: на базе эксплуатации возможностей, предлагаемых ЭК, облегчить для компаний малого и среднего бизнеса интеграцию в мировой рынок, повышая его общую конкурентоспособность (несмотря на то, что эта инициатива G7 была совершенно открыта для участия стран - нечленов G7 и любых международных организаций, Украина так и не удосужилась принять в ней участие). Границы ЭК определяются не географией и национальными особенностями, а только степенью покрытия страны компьютерной сетью. Так как все наиболее важные сети в мире уже давно глобальны, то методы и средства ЭК доступны даже самым маленьким частным компаниям - и поставщикам, и производителям, что позволяет им достигнуть глобального присутствия и участвовать в мировом бизнесе. Прямой выгодой для них является «потенциальный глобальный выбор», поскольку потенциальный клиент может выбирать любого потенциального поставщика требуемого товара или услуг независимо от их «места жительства». На основе разработанных в ГИИ организационно-правовых прецедентов лозунг «глобальное присутствие - глобальный выбор» превратился в механизмы экономики, такие, как «конкурентоспособность - качество обслуживания», «индивидуализация товаров и услуг», «устранение лишних звеньев», «быстрая реакция на потребности», «реальная ценовая политика», «оригинальные деловые возможности - новые изделия и услуги».

ЭК позволяет поставщикам улучшить конкурентоспособность, становясь «ближе к клиенту». Многие компании используют ЭК для осуществления «пред-» и «после-» «продажного» обслуживания, а также для «перехвата» клиента с помощью увеличения скорости реакции на запросы. С помощью ЭК поставщики получают возможность накапливать детальную информацию относительно потребностей каждого индивидуального клиента и автоматически адаптировать изделия и услуги к их индивидуальным потребностям. Это приводит к эффекту создания товаров и услуг, максимально соответствующих «причудам» покупателя. Но для этого в Интернете надо «сидеть» днем и ночью и уметь на самом деле реагировать «быстрее всех». Для Украины это пока выливается в проблему «надежности» провайдера услуг Интернет. ЭК часто позволяет резко сократить, а иногда и вообще удалить лишние, но традиционные звенья в поставке товаров или при оказании услуг. Преимущество ЭК особо бросается в глаза при оказании услуг ИКТ: индустрия развлечений, видео, музыка, визуальные журналы и газеты, справочные и образовательные видеопрограммы. Привлекательным для клиента является «быстрый товар» и сокращение операционных затрат. Как пишет один известный западный аналитик, «человеческие контакты измеряются в долларах, а затраты на ЭК - в центах». В этой связи вопрос «на засыпку»: «Существует ли в Украине правовая поддержка предоставления товаров и услуг с помощью ЭК?»

С технологической точки зрения ЭК является неоднородной «средой обитания». Сегодня ЭК включает возможности установления контактов и обмен коммерческой информацией, пред- и послекоммерческое сопровождение сделок и электронные расчеты, управление дистрибуцией, а также виртуальные предприятия (группы независимых компаний, которые объединяются на основе их компетентности таким образом, что они могут предлагать комплексные услуги или сопутствующие товары). В ЭК используется широкий спектр информационных технологий - от электронной почты до систем виртуальной реальности. Поэтому, потенциально, для организации ЭК может быть использована любая информационная технология. Любая, но... лицензионно чистая. Этот вопрос является серьезным барьером для украинского менталитета, привыкшего к пиратским копиям программного обеспечения. И слава Богу, что разгневанная Немезида еще не стиснула горло нашего дохлого бюджета своей финансовой рукой. И пусть этот Бог и в будущем сохранит всех наших «новых украинцев», желающих выйти в киберпространство ЭК «по старинке».

Основной вопрос ЭК - это четкий правовой и регулирующий фундамент, который не только способствует локальному развитию ЭК, но и снимает проблемы международной кооперации, предопределяя пути решения проблем, а не воздвигает непроходимые барьеры национального протектората. Кстати, именно поиском прототипов подобных правовых и регулирующих структур, равно приемлемых для стран с различным государственным устройством и рекомендательным закреплением найденных решений как прецедентов, и занималась комиссия по ГИИ (в которую мы не вошли), поскольку для глобального взаимодействия средствами ЭК эти правовые и регулирующие структуры должны иметь глобальную область действия.

А теперь новая порция вопросов «на засыпку»: захотят ли, а если и захотят, то смогут ли, наши региональные и национальные властные структуры пойти по пути создания «открытого общества» как условия для ЭК? Я имею в виду общество, открытое для всех. Далее: «как провести оплату товаров и услуг из Украины и где гарантия их получения?» В свете потенциальных ответов на эти вопросы очевидна неподготовленность Украины к ЭК. На фоне бездействия официальных лиц, ответственных за вопросы информатизации, опыт украинских провайдеров услуг Интернета позволяет рассматривать частный сектор Украины как единственный компетентный и эффективный субъект решения современных проблем ЭК.

Сложность вопросов и различие методов электронной коммерции в национальных и международном аспектах привели к тому, что она существует пока только в небольшом количестве «заказных» реализаций. Как мы видели, источником этих различий являются вопросы законодательные, и поэтому вследствие действия таких факторов, как налоговая политика, контрактное право, таможенные платежи и разногласия в банковских системах, ЭК более сложна на международном, чем на национальном уровне. Как вы думаете, читатель, на каком уровне реально находится информатизация Украины в контексте уровней ЭК? Какие уровни услуг обеспечиваются нашими провайдерами Интернета в смысле ЭК? Как государство сотрудничает с национальными провайдерами в смысле развития ЭК?

Что дальше?

Потенциально глобальные сети уже сегодня могли бы организовать ЭК таким образом, что бизнес с компанией из другого полушария осуществлялся бы точно так же, как и с компанией, расположенной на соседней улице. Однако единственная информационная среда «необходима, но не достаточна». Предположим, что компания, например, в Таиланде просматривает электронный каталог компаний в Украине и размещает электронный заказ на изделия, которые будут поставлены и оплачены по Интернету. Этот простой пример поднимает несколько фундаментальных вопросов, которые пока еще не разрешены. Например, каков правовой статус этого контракта? В зоне юрисдикции какого юридического органа находится этот контракт? Как будут решаться финансовые разногласия, осуществляться и подтверждаться оплаты? Какие налоги и таможенные расходы регулируют эту сделку? Как будут выполняться и охраняться все дополнительные выплаты? Возможно ли осуществить эту сделку в некоторой третьей стране?

Существуют и более глобальные вопросы. Каким образом вообще компании, расположенные в различных континентах, узнают друг о друге, о товарах и услугах, которые предлагаются ими или требуются? Каким образом компании «проникнутся» пониманием деловых традиций и норм правовых соглашений «другой стороны», особенно если в этой стране «закон не писан»? Как может повлиять на успех бизнеса лингвистическое и культурное различие? Вот составные части вопроса «глобализации», переводящего ЭК в практическое русло. Вот те самые вопросы, в решении которых Украина могла бы сотрудничать с Европейской комиссией в рамках геополитики «Глобальное информационное сообщество».

В условиях ЭК исключительную важность приобретают вопросы собственности, особенно для товаров, которые могут быть распространены с помощью сети Интернет (например, компьютерные программы, телевизионные передачи, обучающие курсы на видео), и следовательно, могут легко копироваться без защиты авторского права, интеллектуальных прав собственности и прав на торговую марку.

ЭК требует эффективных механизмов секретности и безопасности, которые должны предусмотреть и обеспечить конфиденциальность, установление подлинности, а также гарантировать, что после завершения сделки стороны не смогут отрицать их участие. Поскольку методы секретности и безопасности зависят от их сертификации доверенными третьими лицами (типа правительственного органа), то глобальная ЭК требует учреждения глобальной системы сертификации методов секретности и безопасности. Это вопрос для Совета национальной безопасности Украины. Полный потенциал ЭК требует универсального доступа любой компании и каждого потребителя во все организации, предлагающие товары и услуги, независимо от географического месторасположения и характера используемых информационных технологий. Решение этого вопроса требует использования универсальных открытых промышленных стандартов. Это уже вопрос для украинского Комитета по стандартам.

Однако на «секретность» существует и альтернативная точка зрения, апеллирующая к тому, что недостаток осведомленности и ограничения на распространение информации является тормозом для повышения квалификации и, следовательно, тормозом развития ЭК в странах третьего «и прочая» миров. Имеется реальная опасность, что компании малого и среднего бизнеса могут оказаться «позади» и в конечном итоге проиграть из-за простого незнания возможностей ЭК, недооценки ее влияния на общество и отсутствия своевременно подготовленных специалистов. Выходом из этого положения является придание проблеме гласности и обеспечение соответствующих образования и обучения. Читатель сам понимает, кому в Украине адресованы эти вопросы.

Заключение

Надеюсь, что эта статья показала читателю широкую перспективу ЭК, которая, как и любая новая идея, приняла вид раскручивающейся спирали. В самом начале всемирно известные компании («бренднеймы») на собственном опыте узнают прелести и недостатки ЭК. Но меняется и сама ЭК, вовлекая в свою орбиту все новые и новые ИТ, она становится все более и более сложной. Быстро подхватить все эти новые и новейшие информационные технологии могут компании малого и среднего бизнеса, поэтому «бренднеймы» и допускают их присутствие на рынке. На Западе ожидают, что неизбалованные, высококвалифицированные компании стран бывшего Союза подходят под критерии компаний малого и среднего бизнеса. В нашей недавней коммунистической и посткоммунистической истории участником мирового рынка могло быть только государство. Сегодня частный сектор стал более сильным, но насколько он равноправен с государством и насколько от него зависит? Теоретически все хорошо, однако долгоживущие традиции управления и бытия губят все «благие намерения». Человек - не компьютер, и одним нажатием клавиши человека с «бюджетным мышлением» на ментальность «деньги надо зарабатывать» его не переключить. А уж традиционно «бюджетную» систему бюрократии - тем более. Хотя именно она определяет методы проведения государственной политики, от которой полностью зависят темпы развития частного сектора. Любое государство, как правило, очень «инертно» и реагирует на внешние глобальные проявления рыночных метаморфоз довольно консервативно. Ведь основная прерогатива государства - политика, то есть сохранение баланса внутренних и внешних интересов без коллизий и конфронтаций. «Державные интересы» - не беда государства, а его участь, и оно в известной степени обязано быть инертно и консервативно. Частный же сектор обязан быть «живчиком», иначе в экономических метаморфозах он не выживет и потянет за собой кризис всего государства.

Поскольку частный сектор - это и есть рынок, то основную роль в активизации современного процесса структурной перестройки мира играет именно скорость реакции рынка на изменение, на количество и качество продуктов и услуг, конъюнктуру и спрос, появление новых и новейших секторов, политические, экономические и финансовые риски, доступность ресурсов. И в этой связи последний вопрос «на засыпку»: «соответствует ли все вышесказанное состоянию украинского частного сектора и его роли в развитии ЭК в Украине?»

Ответ, полагаю, пока что очевиден…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме