НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ЧТО ЗАВТРА

Поделиться
Вопросы доступа и обмена информацией сегодня должны решаться быстро. В Украине национальная инфр...

Вопросы доступа и обмена информацией сегодня должны решаться быстро. В Украине национальная инфраструктура находится еще в зародышевом состоянии, но, как показывает международный опыт, будет развиваться подобно акселерату. Сейчас есть разрозненные сети, которые не представляют собой общую систему, что затрудняет вхождение Украины в европейские информационные и экономические структуры.

Абонентом сетей Интернет на Западе может быть каждый гражданин. Для этого ему необходимо зарегистрироваться в «Интернет-провайдерс» (фирма, предоставляющая услуги по выходу в Интернет за определенную абонентную плату).

Пользователю придется также оплачивать услуги телефонных сетей, по которым он будет связываться с провайдером. Парадоксально, но факт, что в целом нашему пользователю работа в Интернете, обойдется значительно дороже, чем пользователям в развитых странах. К тому же наши телефонные каналы по своим техническим характеристикам отстали на десятилетие и не дают полноценных возможностей по использованию всего спектра услуг Интернет. Поэтому наиболее приемлемым вариантом для современной Украины является создание многофункциональных систем кабельного телевидения, с помощью которых каждый может за приемлемую плату стать абонентом Интернета.

В настоящее время во всем мире с подачи вице-президента США А.Гора (инициатива Гора по Глобальной информационной структуре - GII ) развертываются работы по идеологическому, концептуальному информационному и техническому оформлению Глобальной информационной структуры. Европейское сообщество включилось в эту работу, развивая концепцию европейской информационной инфраструктуры, о чем следует вести особый разговор.

Фрагментами такой инфраструктуры и составляющими ее являются национальные информационные инфраструктуры. Для того чтобы национальная информационная инфраструктура могла стать полноценным фрагментом, она, естественно, должна удовлетворять определенным требованиям. Для вхождения в GII нам при построении Национальной информационной инфраструктуры требуется привлечение инвестиций частного сектора и разработка стратегии создания современной Национальной информационной инфраструктуры. Необходимо привести в соответствие с международными нормами государственное законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся привлечения частных инвестиций при создании и развитии Национальной информационной инфраструктуры. Требуется приватизация телекоммуникационных структур и предоставление пользователям современных телекоммуникационных структур и предоставление пользователям современных телекоммуникационных услуг на приемлемых общедоступных условиях.

Важным сегментом Национальной информационной инфраструктуры являются кабельные сети, которые чаще называют «сети кабельного телевидения», единственные сети, которые приходят в дом каждого жителя нашей страны. Таким образом они, как бы являются капилярной системой Национальной информационной инфраструктуры. Однако по ним можно передавать не только телевидение, а и электронную почту, Интернет и т.п. Однако для этого важного сегмента информационного пространства Украины законодательство не разработано.

Строительство сетей многоканального телевидения в Украине ведется с применением устаревших технологий и на устаревшем оборудовании, что уже приводит к засорению информационной структуры государства реликтами прежних времен технического отставания. Большая часть оборудования, которая в настоящее время в Киеве закладывается в проекты и используется при строительстве телесетей, заранее обуславливает отставание не менее чем на десять лет.

Примерно 40% жителей Киева пользуются услугами достаточно развитой сети кабельного телевидения, которые морально устарели. У них не только небольшая пропускная способность (17-18 каналов телевидения), а и недостаточно высокое качество изображения. Это лишает абонентов кабельных сетей на много лет вперед не только возможности, а и перспектив реального использования новых систем телевидения, в том числе, интерактивного, услуг, предоставляемых современным рынком телекоммуникаций, надолго лишает Украину возможности реального присоединения к европейским и мировым структурам.

Сегодня уже на стадии разработки проектов необходимо предусмотреть возможность использования оборудования, проведения монтажных работ по строительству кабельных сетей (телевидения) с учетом наиболее современных технологий и оборудования.

Практика высокоразвитых в информационном плане стран свидетельствует, что кабельные сети, которые создавались ранее лишь для передачи программ телевидения и радиовещания, сегодня все чаще используются для предоставления других информационных услуг: интерактивное телевидение, телефония (спутниковая), Интернет, электронная почта. Так, согласно данным Исследовательского центра консорциума операторов кабельных сетей, которые объединяют 85% подписчиков услуг сетей в США и 75% - в Канаде, в объеме всей прибыли от эксплуатации сети, многоканальное телевидение (40 и более каналов) дает менее 50% прибыли, т.е. большую часть прибыли дают другие информационные услуги. В настоящее время в Украине при выдаче лицензии на создание кабельных сетей требование их многофункционального использования отсутствует.

Здесь мы сталкиваемся не просто с технической стороной проблемы, а и с социальными, правовыми вопросами, вопросами безопасности государства. Массовость и дальнейший охват многофункциональными сетями кабельного телевидения качественно изменят ситуацию в информационном пространстве Украины с точки зрения информационной безопасности государства. В прессе имеются примеры информационной интервенции со стороны российских фирм, которые с целью конкурентной борьбы совершили действия, приведшие к блокированию телекоммуникационных каналов украинских фирм, которыми, в частности, пользуются властные структуры нашего государства. Известны случаи распространения через сеть Интернет инструкции по изготовлению в домашних условиях взрывчатки, распространения порнографии и т.д. Остро стоят вопросы по информационной безопасности, так как сегодня при связи по Интернету с двумя организациями в Украине, информация передается через зарубежные страны, в том числе и США (через спутник). Это неудивительно, поскольку отечественные провайдеры заинтересованы иметь выходы в Интернет через ведущие зарубежные фирмы.

На этом фоне достаточно тревожной представляется ситуация отсутствия правового урегулирования многих вопросов в информационном пространстве Украины, недостаточной нормативно-правовой базы и органа с функциями контроля и соответствующих полномочий в сфере формирования этой области информационной структуры государства. Существует острая необходимость в введении национальных приоритетов в указанной сфере, которые следует контролировать. Иначе государство, его информационное пространство станут незащищенной ареной информационных войн. Нужна разработка и утверждение ряда нормативных документов, которые обеспечили бы развитие качественно новых информационных сетей Украины, способных выдержать сотрудничество с наиболее современными европейскими системами и ускорить вхождение Украины в европейскую и мировую информационные инфраструктуры (GII и EII).

В октябре состоялось собрание инициативной группы по кабельному телевидению, на котором обсуждались вопросы создания ассоциации кабельного телевидения. Было принято решение о создании рабочей группы по разработке устава. После этого состоялось собрание союза телевизионщиков, на котором предложено создать госкомиссию по связи при Госкомсвязи Украины. При этом собрание телевизионщиков отторгло кабельщиков.

Возникли противоречия, игра в терминологию. На данном рынке информационных услуг максимально накалились страсти.

Ведущие фирмы, провайдеры Интернета намереваются собрать большой форум провайдеров в Крыму. Но в связи с тем, что в этой сфере происходит большой передел сфер влияния, другие фирмы решили провести свой форум в Киеве. Своим указом Президент Украины обязал соответствующие министерства и ведомства в кратчайшие сроки разработать блок законов, регулирующих вновь формируемое информационное пространство Украины. Среди них - законы «О спутниковом и кабельном телевидении», «О международном информационном обмене» и др.

В проекте закона следует более четко определить сферу, которую регулирует этот закон. В связи с чем чрезвычайно необходимо четко определить субъектное регулирование этого закона, оператора кабельных или информационных сетей. Под оператором кабельной сети понимается лицо или организация, уполномоченная использовать кабельную сеть для подачи конечному пользователю (потребителю) какой-либо информации. Для него устанавливаются приоритеты трансляции программ и предоставляются соответствующие права. На переходном этапе развития Украины подобные законы необходимы, так как уникальность ситуации заключается и в том, что не мы разрабатываем те технические средства, которые являются основой данного этапа развития современного высокоразвитого общества. Мы отстали и нам надо сознательно вырасти до уровня этого информационного общества.

Вместе с тем, как такового «кабельного» или «спутникового» телевидения не существует так же, как нет в настоящее время дискетного или модемного компьютера. Не имеет особого значения, как передан сигнал: его можно передать через спутник, кабель, эфир. Необходим закон, регулирующий деятельность оператора кабельной сети с учетом того, что передается не только телесигнал, а и ряд других информационных блоков. Такая постановка вопроса дает возможность четко определить субъект, который регулируется этим законом.

Провайдеры - это и есть операторы информационной сети (сетей). Их деятельность необходимо регулировать, да и активность в этой сфере чрезвычайно велика. Назрела острая необходимость введения оператора информационной сети, это удачно, так как в настоящее время отсутствует законодательное положение о регулировании провайдеров Интернета в Украине. С помощью закона об операторе информационных сетей мы сможем регулировать и теле-, и кабельные сети. Эта проблема требует особого разговора и, по сути, может вызвать необходимость разработки не одного, а двух законов: «Об операторе информационных сетей» и «О кабельных сетях».

Для урегулирования этого процесса Национальное агентство по вопросам информатизации при Президенте Украины вошло в этот рынок и предлагает в декабре с.г. провести всеобщее собрание провайдеров Интернета под эгидой агентства.

В одном из последних номеров журнала ESN размещена реклама, на которой фирма предлагает построение сетей передачи информации, в том числе телевизионной, - для кварталов жилых домов. При этом каждый дом охватывается кабельной сетью, а связь между ними осуществляется по радиоканалу. В одном из этих зданий размещается оператор сети, имеющий передающее устройство, а остальные дома снабжены приемными антеннами.

Возникает вопрос: какая это сеть? Естественно, она должна регулироваться создаваемым законом/законами как прототип наиболее массового фрагмента Национальной информационной инфраструктуры. Поэтому название представленного на рассмотрение закона, видимо, следовало бы поменять на закон «Об операторе информационной сети».

Интернет придал миру новое качество, устранив понятие «расстояние» и сжав «время» в сфере коммуникации. Массовое подключение к Интернету вызовет взрыв в психологии нашего народа, которая у нас имеет свою специфику. У нас разрушена религиозно-этническая структура в обществе, нет «тормозов» и единой объединяющей идеи. Соприкосновение неразвитого, неустойчивого общества (со сложившимися «картинами», видением мира) с этими реалиями приведет к непредсказуемым результатам. Все это составляет социальную специфику подключения Интернет, и ключевым субъектом здесь выступает указанный оператор.

Решить эти вопросы у нас сегодня может только государство. Не случайно подобные госструктуры есть не только в постсоветских государствах (России, Эстонии и др.), а и во Франции, Великобритании. Поэтому необходимо защитить общество, информационный рынок Украины на государственном уровне, предоставить государственную поддержку предприятиям, которые внедряют новые технологии в отрасли информационного обслуживания и деятельность которых направлена на развитие информационных сетей на уровне стандартов высокоразвитых стран.

Поэтому целесообразно осуществление следующих мероприятий под руководством какой-либо авторитетной государственной инстанции, имеющей соответствующие полномочия, например Национального агентства по вопросам информатизации при Президенте Украины совместно с Госкомсвязи Украины:

- проведение экспертизы проектов многофункциональных систем кабельного телевидения, баз и банков данных, контроль совместимости их использования в единой информационной системе Украины;

- организация работ по сертификации и стандартизации, защита отечественных производителей в сфере строительства современных многофункциональных кабельных сетей;

- координация использования кредитов, инвестиций и технического содействия сетевых информационных инфраструктур массового уровня, а также организация и контроль за проведением конкурсов, тендеров инвестиционных проектов для предприятий-претендентов;

- содействие развитию здоровой конкуренции, организация государственной поддержки предприятиям, которые внедряют новые информационные технологии;

- при разработке закона о кабельном телевидении учесть вопросы развития информационных аспектов, многофункционального использования сетей кабельного телевидения.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме