МИНИСТЕРСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ

Поделиться
Идея создания продовольственного интервенционного фонда, витавшая в кулуарах аграрных ведомств более двух лет, сегодня как никогда близка к воплощению...

Идея создания продовольственного интервенционного фонда, витавшая в кулуарах аграрных ведомств более двух лет, сегодня как никогда близка к воплощению. Среди проектов правительственных постановлений, переданных на прошлой неделе Министерством АПК на рассмотрение правительства, едва ли не центральное место занимает постановление «О дальнейшем развитии рынка зерна в Украине», основным содержанием которого является идея создания этого самого фонда. Более того, как заявил недавно министр АПК Юрий Карасик, подписание пакета этих постановлений, в том числе и вышеназванного, - вопрос практически решенный.

Предполагается, что фонд как самостоятельная организация, подчиненная МинАПК, должен быть создан не позднее 1 октября с. г. В распоряжение фонда планируется передать 1,1 млн. тонн зерна за счет госресурсов. С помощью этого зерна МинАПК планирует осуществлять так называемые товарные интервенции: в случае, если колебания цен на зерно в течение месяца выходят за рамки 15%, товарные партии зерна из запасов фонда продаются или покупаются соответственно при росте или падении цены. Словом, механизм, в общих чертах напоминающий валютные интервенции НБУ на УМВБ, достаточно прост и в общем не нов.

Однако эффективен ли? Мнения специалистов разделились, что называется, на прямо противоположные. С одной стороны, нельзя признать нормальной ситуацию, когда цены на продукцию (в зависимости от того, к какому покупателю и от какого продавца эта продукция направляется) в течение довольно короткого периода времени колеблются в пределах едва ли не $100. Именно такую картину мы наблюдали осенью прошлого года, когда тонна пшеницы третьего класса одновременно стоила $110 (если производители расплачивались ею за приобретенные по американскому кредиту через «Украгропромбиржу» комбайны «Джон Дир»), $150 (если речь шла о закупках по госконтракту), $170 - на бирже и $190 - на внебиржевом рынке. Регулировать цены административным путем сегодня вряд ли кто решится, потому идея создания чисто экономических рычагов регулирования, к которым относится интервенционный фонд, вполне закономерна и оправдана. Тем более, что примерно таким же образом регулируют цены на внутренних рынках правительства многих постсоциалистических стран Восточной Европы.

К примеру, в Польше извечные ценовые споры между производителем и переработчиком правительство решило так. Тамошний Минсельзохпрод через подчиненное ему Агентство сельскохозяйственного рынка напрямую закупает у производителей продукцию, реализуя ее в определенные моменты на товарных биржах в качестве товарных интервенций - для того, чтобы сезонное колебание цены, естественное для АПК любой страны, не слишком больно било по участникам агрорынка. К тому же, там при деле оказались и биржевые спекулянты: на польских агробиржах продаются и перепродаются так называемые опционы, то есть контракты, предметом которых является право купить реализуемые Агентством товары в строго определенные сроки и по строго определенным ценам. Колесо рыночного механизма ценообразования завертелось, государство сохранило рычаги управления этим механизмом в своих руках, поляки получили похвалу Запада за перевод собственной аграрной экономики на рыночные рельсы и теперь вовсю учат этому нас.

Но мы - не Польша. У нас есть свое «с другой стороны» - и довольно весомое. Если на польском рынке существует определенный баланс производства сельхозсырья и его переработки (а сие означает, что ни одна тонна, скажем, свинины, живой или мороженой, не пойдет на экспорт иначе как в виде тушенки, колбасы, ветчины и прочих вкусностей), то у нас избыток производства над внутренним потреблением существует почти по всем ключевым видам сельхозпродукции. Посему интервенционный фонд на нашем рынке будет «амортизировать» цены не для производителя и переработчика (а они оба заинтересованы уберечь себя от непредсказуемых ценовых колебаний), а в основном для трейдеров, основная задача которых - максимально выигрышно сыграть на этих самых ценовых колебаниях. Ведь в самом общем виде задача трейдера заключается в том, чтобы как можно дешевле купить продукцию на внутреннем рынке и как можно дороже продать ее за рубеж. Следовательно, теоретически государственные товарные интервенции сведут риск покупки до минимума при полной свободе получения максимальной прибыли от продажи на экспорт. (Между прочим - и с чего это государство так заботится о прибыли экспортеров?).

Практически же из того, что желающих вывозить украинскую пшеницу более чем достаточно, следует, что запасы интервенционного фонда довольно быстро будут скуплены на корню (ведь предполагается, что фонду будет выделено лишь 1,1 млн. тонн зерна, а это при урожае этого года для торговцев - капля в море), и таким образом подержаться за рычаги рыночного механизма управления ценообразованием удастся не более двух-трех раз.

Таким образом, на деле создание интервенционного фонда приведет лишь к тому, что непосредственно в руках руководителей аграрного министерства окажутся не столько эти рычаги, сколько контроль за определенным (не существенным для экспортеров, но не таким уж ничтожным для госслужащих) количеством зерна. А ведь именно этого хочется министерским чиновникам после преобразования бывшего Главного управления хлебопродуктов Минсельхозпрода в не зависящую от МинАПК ГАК «Хлеб Украины», последовавшей за этим потерей непосредственного контроля за зерновыми запасами и перед грядущей в следующем году полной отменой госконтракта.

Кроме того, не исключено, что с помощью запасов фонда чиновникам удастся подыграть экспортерам-любимчикам. А уж если удастся доложить о свершившихся рыночных преобразованиях в области формирования цен на сельхозпродукцию - тогда материальную выгоду прикроют неувядающие лавры победителей, которых, как известно, не судят.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме