ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ — ЧТО ОНИ ЗНАЧАТ ДЛЯ УКРАИНЫ

Поделиться
Информация Безусловно, качество информационного обеспечения, т.е. прежде всего своевременность, д...

Информация

Безусловно, качество информационного обеспечения, т.е. прежде всего своевременность, достоверность и полнота информации, - это на сегодняшний день один из решающих факторов поддержки экономических реформ в Украине. Причем практически на всех направлениях. Особую важность информационное обеспечение приобретает для процессов приватизации, привлечения иностранных инвестиций, функционирования финансовой системы, реформирования системы государственного управления и т.п.

Иностранные инвестиции. За их широкое привлечение в экономику страны в последнее время ведется напряженная борьба. Цель понятна - это одна из реальных возможностей разрешения проблемы структурной перестройки отраслей, их перехода на ресурсосберегающие и неэнергоемкие технологии. Но привлечение инвестиций, наряду с другими причинами, тормозится еще и потому, что потенциальные инвесторы не имеют достоверной и полной информации об инвестиционном климате в государстве, а также данных о возможных объектах инвестирования. Более того, в средствах массовой информации создается имидж Украины как государства, куда очень рискованно вкладывать деньги.

Попутно отмечу, что радеющим за Украину не на словах, а на деле пора бы понять: период отрицания прошел. Сейчас необходимы положительные примеры, помогающие ориентироваться и подсказывающие, как и что делать. Это не призыв мазать все елеем, это призыв к возрождению в обществе здорового рационального оптимизма.

С другой стороны, у нас практически не организован обратный процесс, когда собственники объектов получают всю совокупность данных о наличии и возможностях потенциальных инвесторов. Вот и «варятся в собственном соку».

Поддержка национального производителя. Не касаясь разнообразных аспектов этой политики, проанализируем ее информационную составляющую. Проблемой из проблем для подавляющего большинства производителей, особенно из числа небольших, является выполнение классических задач менеджмента - поиска и завоевания рынка. И вовсе не потому, что наши предприниматели не умеют это делать. К сожалению, они не имеют возможности воспользоваться услугами некой развитой информационной системы, которая позволяла бы достаточно оперативно и с высокой степенью достоверности получать информацию о тенденциях спроса в стране на ту или иную группу товаров, об их производителях, о стоимости и характеристиках отдельных товаров, условиях поставки и т.п. Поэтому многие проекты осуществляются на ощупь, на авось.

Могут, казалось бы, резонно возразить: ну и что? Даже в законе Украины «О предпринимательстве» записано, что эта деятельность связывается с риском. Но давайте думать! Кто проигрывает в случае несостоятельности нового проекта - только ли предприниматель? Конечно, в первую очередь он! Но проигрываем и мы с вами, уважаемый читатель. С каждым таким неудачным опытом какое-то количество гривен, рабочей силы, внутренних материальных ресурсов оказывается выброшенным на ветер, коэффициент их полезного действия суммарно по стране падает. Мы в целом и так не очень богатые, становимся еще беднее.

Необходимо приложить определенные усилия, чтобы такая информационная система появилась в стране и начала эффективно работать.

Конечно, ее создание стоит больших денег, но цель оправдывает средства, да и схема финансирования может быть возвратной, так как пользование системой должно быть платным. Хотя национальный производитель должен иметь льготы, облегчающие доступ к ней.

Реформирование системы государственного управления. Среди положений теории социального управления и теории информационного менеджмента есть общее, суть которого заключается в следующем. И управление, и обработка информации в иерархической системе могут быть наиболее эффективными только тогда, когда на вышестоящий элемент системы замыкаются от 5 до 7 нижестоящих. Таким образом, дерево взаимосвязей выглядит более структурированным и «прозрачным».

Анализ сегодняшних процессов реформирования управления как раз и свидетельствует о том, что наметилась тенденция построения иерархии в соответствии с названным положением. Однако, с учетом динамики общественных преобразований эта тенденция должна более активно претворяться в жизнь.

Посмотрим на промышленность. В сфере влияния одного министерства концентрируется огромное количество предприятий. Информационные потоки от подавляющего большинства из них замыкаются непосредственно на центральный аппарат. В таких условиях эффективно распорядиться разнообразнейшей информацией чрезвычайно трудно, по сути, это неподъемная задача. Что же делать? Поступить так, как рекомендуют положения теории, т.е. ввести дополнительные промежуточные иерархические звенья для улучшения качества информационных процессов, а значит, и процессов управления.

Из этого следует, что корпорации, объединения, холдинги и т.п. - это не «модные штучки», это жизненно необходимые организационные структуры. Недавнее появление объединяющего начала в авиационной промышленности - свидетельство того, что процесс иерархической структуризации системы управления промышленностью начался.

Построение системы государственного управления - чрезвычайно сложная проблема, решение которой должно базироваться на рациональной концентрации функций государства в конкретных органах исполнительной власти. Определить такую концентрацию - это искусство. В свете вышесказанного вызывают удивление раздающиеся призывы: у нас много чиновников, министерств - их надо сократить. Нет, удивляет не само требование сокращения, а то, что в качестве аргументации приводится лишь общее количество чиновников либо количество министерств и ведомств. И никто не пытается проанализировать функции государства, определенные, например, Конституцией Украины, и, опираясь на этот анализ, увидеть, мало или много у нас ведомств.

В классической теории управления есть такое понятие, как устойчивость. О какой устойчивости системы государственного управления может идти речь, если социальное положение каждого отдельно взятого чиновника неустойчиво? В любое время он может быть или сокращенным, или попасть под реорганизацию. Конечно, это далеко не единственный фактор, влияющий на устойчивость, но фактор достаточно важный, если мы хотим привлечь к управлению государством молодых, энергичных, талантливых специалистов. Поэтому после проведения административной реформы, видимо, целесообразно было бы на несколько лет, как это предполагается и в налоговой сфере, ввести мораторий на изменения.

Финансовая система. В отличие от прошлых десятилетий движение финансовых потоков в современном мире неразрывно связано с соответствующим движением потоков информационных. Ежесекундно над земным шаром перемещаются «денежные массы» самых различных объемов. Сейчас не вызывает удивления бизнес, связанный с размещением кредитных ресурсов на 8-12 часов, т.е. на разницу в часовых поясах. Деньги спящей Америки работают в Стране восходящего солнца и наоборот. Все это становится возможным лишь благодаря развитой информационной инфраструктуре финансовых систем различных государств.

По отзывам специалистов, Украина имеет одну из самых эффективных электронных систем межбанковских платежей. Национальный банк Украины приложил много усилий, чтобы она была создана. На сегодня в государстве существует целостная автоматизированная система межбанковских расчетов «банк-банк». Но известно, что скорость информационного потока в системе ограничивается скоростью в самом узком месте. А таким местом в банковской системе является участок «банк-клиент».

Зачастую в адрес наших банков раздаются обвинения в том, что они могут предоставлять только небольшую часть из стандартного набора услуг западных банков. Но это не их вина, а наша общая беда, основной причиной которой является неразвитость информационной инфраструктуры государства в целом. Хотя ряд передовых, или, как сегодня говорят, продвинутых, банков интенсивно развивают автоматизированную систему банковских расчетов более низкого иерархического уровня типа «банк-клиент», в целом по стране этот процесс проходит медленно и недостаточно согласованно. Таким образом, скорость обращения денег в государстве ограничивается и за счет низких информационных возможностей банковской системы. Последствия? Они известны.

Государственный бюджет. Для любого государства предметом особого внимания является вопрос о государственном бюджете на всех этапах его существования: формирования, наполнения и исполнения. Все эти этапы должны иметь серьезную информационную поддержку. Но имеют ли?

Недавно в парламенте достаточно оживленно обсуждался вопрос - можно ли разрешить субъектам налогообложения иметь расчетные счета в нескольких банках. Ответ простой: не только можно, но и нужно для повышения эффективности их деятельности. Но при нескольких условиях. Первое - наличие отлаженной, эффективно действующей системы учета субъектов налогообложения, второе - самое тесное информационное взаимодействие налоговых органов и банковской системы. Обеспечение такого взаимодействия требует определенных усилий законодателя по урегулированию порядка информационного обмена в этих деликатных сферах. Такое взаимодействие дало бы возможность существенно повысить полноту и оперативность поступлений в бюджет. Да и не только это.

Действия Верховной Рады и правительства по отработке механизмов наполнения бюджета сегодня могут ассоциироваться с действиями нейрохирурга, делающего операцию с завязанными глазами. Действительно, когда нет возможности для оперативного анализа тонкой структуры налоговых поступлений, нельзя браться за серьезную оценку влияния тех или иных нововведений в области налогообложения на изменение экономической ситуации в отдельных регионах, отраслях, видах предпринимательской деятельности и т.д.

Известно, что одним из важнейших условий эффективного управления является наличие обратной информационной связи. Какова она в данном случае? Если продолжать аналогию, то в ходе четырехчасовой операции нейрохирургу дают возможность после каждого часа в течение минуты взглянуть на дело своих рук, а потом снова завязывают глаза. Сегодня оперативная (недельная, месячная) оценка эффективности реализации налоговой политики возможна лишь по интегральным показателям, которые носят преимущественно территориальный характер. И лишь один раз в квартал появляется возможность получить более тонкую информацию и, следовательно, более детальный анализ. Но существующие информационные системы не дают в полной мере сделать и это.

Можно провести еще одну полезную аналогию - на сей раз из области информационного менеджмента. Глобальные, распределенные информационные проекты, как правило, всегда начинаются с осуществления некоторого пилотного варианта на некоторой ограниченной «территории», что позволяет отработать самые различные проблемы, связанные с многообразием и сложностью информационных потоков, различием используемых информационных технологий и т.п. В случае каких-то просчетов ущерб незначителен, так как он не масштабируется на весь проект. К сожалению, «опыты», связанные с особенностями механизмов наполнения бюджета, мы проводим сразу на всем государстве.

Конечно, рассмотренные области и примеры являются далеко не исчерпывающими. Информационное обеспечение не менее важно играет и в таких сферах жизнедеятельности, как оборона и государственная безопасность, правоохранительная деятельность, экология, внешняя политика, культура, наука, образование, здравоохранение и многие другие. Его влияние с течением времени будет неуклонно возрастать.

Информатизация

С недавних пор человечество подошло к той черте в своем развитии, когда методы, способы и средства сбора, хранения, обработки и распространения информации перестали удовлетворять его потребности. Появились электронно-вычислительные машины. И то, что было привнесено в цивилизацию в связи с этим, в особенности же далекоидущие последствия, с трудом поддается осмыслению.

Но одно уже ясно сегодня: следующей фазой развития человеческого общества после постиндустриальной будет информационная.

Процесс перехода к информационному обществу характеризуется резким возрастанием «взноса» в ВНП отрасли информационных услуг (производство средств создания информационных продуктов, создание собственно информационных продуктов и их предоставление пользователям и т.п.). По оценкам экспертов, в США эта доля уже сейчас составляет более 10%, что превышает долю других отраслей промышленности, включая автомобильную.

Это означает, что общество становится информационно более открытым, а существование глобальных телекоммуникационных сетей типа Интернет дает возможность практически без учета границ организовывать индустрию информационных услуг. Создается фантастическая возможность для индустриально отсталых стран выровняться и встать в один ряд с гигантами.

Для обеспечения такого фантастического рывка государство должно сделать самое малое - создать условия! Иными словами - создать инфраструктуру, необходимую для рождения будущего информационного общества. Здесь намеренно использовано существительное «рождение», а не «создание» или «построение». Ибо информационное общество - это результат деятельности всего общества, причем деятельности относительно свободной, в какой-то степени стихийной, но строго координированной.

Информационная инфраструктура. Какие же условия должны быть созданы в Украине, чтобы начать переход к информационному обществу, в процессе которого именно индустрия информационных услуг станет локомотивом, способным оздоровить захиревшую экономику и вытащить на твердые рельсы стабильности?

Единственным необходимым и достаточным из них является создание и развитие современной информационной инфраструктуры государства, которая должна состоять из систем доставки информационных продуктов к потребителю, систем производства информационных продуктов, систем производства средств производства информационных продуктов, систем накопления и хранения информационных продуктов, систем сервисного обслуживания элементов инфраструктуры и, наконец, системы подготовки кадров.

Рассмотрим только ту часть информационной инфраструктуры, элементы которой базируются на использовании вычислительной техники. Тем более, что, как свидетельствует логика развития, эта часть со временем поглотит остальные ныне существующие. Уже сегодня известны успешные попытки объединения при помощи компьютера функций телефона, факса, телевизора, радио и т.д. Да что там говорить - даже газеты могут распространяться по безбумажной технологии.

Такая информационная инфраструктура государства включает:

системы доставки информационных продуктов к потребителю - телекоммуникационные системы;

системы производства информационных продуктов - совокупность производителей, создающих информационные продукты различного вида и назначения, которые могут создаваться или использоваться на основе применения вычислительной техники;

системы производства средств производства информационных продуктов и средств их доставки - совокупность производителей вычислительной техники, программных и программно-аппаратных средств, а также средств телекоммуникационной техники;

системы накопления и хранения информационных продуктов - национальные системы взаимосвязанных информационных ресурсов, преобразованных и хранящихся с использованием вычислительной техники.

При этом в качестве пользователей выступают все субъекты, осуществляющие непосредственный или опосредованный информационный обмен с использованием описанной информационной инфраструктуры. Даже краткое перечисление отдельных ее составляющих говорит о масштабности и многогранности проблем, которые предстоит решать.

Благодаря наличию в Украине одного из ведущих мировых центров кибернетики, именно в ней родилась идея глобального системного подхода к решению проблемы создания информационного общества, создания информационной инфраструктуры. Эта идея нашла воплощение в разработанной и предложенной Институтом кибернетики Национальной программе информатизации Украины (НПИУ). Учитывая сложность и многоаспектность задач, необходимость концентрации значительных финансовых средств и объединения усилий большого количества коллективов, необычайно высокую значимость результатов выполнения программы для будущего страны, Президент создал Национальное агентство по вопросам информатизации. Это один из немногих примеров создания в Украине органа управления по функциональному принципу.

Национальная программа информатизации - это сложнейший комплекс взаимоувязанных заданий и проектов, охватывающих практически все сферы деятельности общества. Длительный процесс ее согласования на сегодня закончен, Кабинет министров Украины, более трех десятков министерств и ведомств, многочисленные эксперты сказали свое слово. Теперь очередь за депутатами Верховной Рады.

Приоритеты Национальной программы. Прежде всего, это создание климата, благоприятного для развития информационной инфраструктуры государства, стимулирования информатизации всех сфер деятельности общества и государства путем создания системы нормативно-правовых и нормативно-технических документов. Необходимо установить цивилизованные нормы информационных отношений, осуществить постепенную замену директивного управления мягким регулированием при помощи сертификации, на основе мировых стандартов.

Среди других приоритетов - создание в государстве современной телекоммуникационной системы. Нельзя мириться с тем, что, имея уже сейчас достаточно мощные корпоративные вычислительные сети и планируя их создание в будущем, мы резко ограничиваем их возможности ввиду низкой пропускной способности телекоммуникационной системы. Однако при всей ограниченности в ресурсах наблюдается дублирование в телекоммуникациях, причем явно не оправданное.

Авторы программы исходят из того, что проблема создания телекоммуникационной системы может быть решена путем объединения усилий и средств всех возможных потребителей. При правильно организованной работе каждый, кто реализует глобальный информационный проект, может брать на себя строительство конкретного фрагмента телекоммуникационной системы государства при условии пользования всей системой. Таким образом, удастся осуществить концентрацию средств и ресурсов, обеспечить более быстрый возврат финансов и, конечно же, получить телекоммуникационную систему, накрывающую всю страну.

Представьте: вам, стоящему на Крещатике, говорят, что попасть на Львовскую площадь можно только поехав через Жмеринку или Одессу. Что вы сказали?! А вот информационные сообщения с Крещатика на Львовскую площадь по сети Интернет могут идти через Лондон или Вену, и это никого не удивляет. Что за этим стоит? Конечно, деньги и время. Трафик по чужим коммуникациям - это деньги в чужой карман. Вот еще один аргумент за скорейшее решение проблемы телекоммуникаций.

Так сложилось, что некоторые виды относительно новых услуг связи, в том числе в области телекоммуникаций, у нас предоставляют несколько операторов. Казалось бы, это хорошо, конкуренция. Но давайте рассуждать. Связь - это капиталоемкая отрасль, оборудование стоит больших денег, а срок его жизни ограничен. Амортизационные отчисления достаточно велики. Все бы ничего, но количество пользователей этими услугами очень мало, к тому же они «размазываются» по нескольким операторам. Доход операторов мал, а ведь надо возвращать вложенные деньги! Как? Выход один - увеличивать тарифы за услуги. А это, в свою очередь, ограничивает доступ к этим услугам широких слоев населения. Заколдованный круг. Видимо, целесообразно подумать о механизме постепенного увеличения количества операторов на рынке услуг связи, да и не только связи. Рынок-то свободный, но он должен быть регулируемым!

Представим, что с коммуникациями у нас все нормально, есть компьютерные средства. Но каким информационным продуктом мы можем сегодня воспользоваться? Весьма показательна в этом отношении ситуация в органах исполнительной власти. Менее 10% информационных ресурсов министерств и ведомств, которые можно отнести к межведомственным, доступны по компьютерным сетям работникам более чем одного ведомства. Но и это не отражает истинных потребностей ведомств во взаимном информационном обмене. Еще печальней обстоит дело с возможностью дистанционного доступа при помощи компьютерных сетей к информационным ресурсам библиотек, музеев, архивов...

Необходимо начинать планомерную работу по созданию Национальной системы информационных ресурсов, постепенно преобразуя разнообразные информационные продукты в вид, удобный для использования, хранения и передачи при помощи компьютерных сетей. По сути дела, это должен быть распределенный банк данных и знаний по разным отраслям производства, науки, культуры, образования и т.д.

Конечно, среди приоритетов программы - и создание условий для разработки современных средств информатизации и информационных технологий, самообеспечения Украины средствами вычислительной и другой техники. Непростительно, если мы и дальше не будем использовать для этих целей интеллектуальный потенциал наших ученых и инженеров.

Остановлюсь еще на одном важнейшем вопросе - создания интегрированной информационно-аналитической системы государственных органов. Начинать следует с малого. Только внедрение электронного документооборота между органами государственной власти позволит сократить сроки принятия согласованных решений на недели и месяцы.

Не является секретом тот факт, что иногда решения правительства готовятся месяцами. Конечно, немало времени уходит на осмысление и на согласование позиций. Но львиная доля - на отправку-получение корреспонденции и столько же - на поиски непосредственных исполнителей.

Благодаря организации электронного документооборота, несомненно, повысится и качество принимаемых решений. Хотя бы по одной причине - время от постановки проблемы до принятия решения будет максимально сокращено и решение не будет запаздывать. А с другой стороны - при принятии решения будет использоваться достоверная, своевременная и полная информация. Ведь одно дело - что-то описать в письме, а другое - обеспечить доступ коллеге из другого министерства к необходимым документам в электронном виде…

Конечно, такая интегрированная информационно-телекоммуникационная система государственных органов не может «висеть в воздухе», т.е. не может быть оторванной от регионов. Поэтому Программой предусмотрено создание соответствующей информационной инфраструктуры в областях и районах.

Анализ, проведенный Национальным агентством по вопросам информатизации, показал, что на этом уровне необходимо решать более 320 типовых задач и подзадач в рамках 24 основных направлений, которые охватывают все аспекты хозяйственно-экономической, социальной и других видов деятельности.

Что же касается собственно задач, то понимая, что многим областям будет не под силу реализовать проект в полном объеме, мы выбрали стратегию квазидолевого участия. Учитывая, что практически во всех регионах уже приступили к поиску решений, начата работа по организации взаимного обмена лучшими из них. При этом программные средства будут тиражироваться с последующей адаптацией.

Размышляя о будущей судьбе программы, нельзя не учитывать возможности бюджета. Поэтому в качестве основы стратегии предлагается следующее: за счет государственного бюджета профинансировать разработку проектов с серьезной проработкой двух вопросов - технологического и инвестиционного, а затем, получив, по сути, научно обоснованный бизнес-план, привлекать инвесторов для практической реализации проектов. Учитывая высокую рентабельность большинства из них, можно надеяться на успех такого подхода. Конечно, этот подход не может быть применен к тем задачам программы, которые направлены на решение общесистемных, общегосударственных проблем.

Кроме того, предполагается задействовать своеобразные инновационные механизмы. Они широко известны в мире и в той или иной интерпретации успешно использовались в США, Китае, Ирландии, Индии и других странах. Суть их в следующем. Для реализации конкретных проектов создаются специальные налоговые условия, которые являются привлекательными для потенциального инвестора. Эти условия могут быть самыми разнообразными - от полной отмены налогов до отсрочки платежей.

В нашем варианте программы предлагается в рамках специально созданных инновационных центров освобождать от налогов и других фискальных платежей инвестиции, направленные на реализацию конкретных проектов НПИУ. Предварительные расчеты показывают, что якобы имеющиеся потери от неуплаты налога на прибыль и акцизов с лихвой перекрываются реальными отчислениями в бюджет от заработной платы. При этом речь идет исключительно о средствах, привлеченных от инвесторов - как внутренних, так и зарубежных.

Не буду останавливаться на других приоритетах Национальной программы информатизации. Все они имеют общегосударственное значение, особенно в контексте решения проблем реформирования экономики и развития государственности, в том числе национальной безопасности. Отмечу лишь в заключение, что не желания отдельно взятых личностей, а вся логика эволюции цивилизации диктует нам необходимость всемерного развития информационной инфраструктуры государства. Именно на этом пути возможен прорыв в развитии страны, в возрождении ее экономики, в превращении Украины в действительно полноправного члена мирового сообщества. Все основания для этого - воля, ум, желание и умение - у нас есть.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме