ГОНКОНГ В ОСАДЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ КОНКУРЕНЦИИ БУРНО РАСТУЩИХ КИТАЙСКИХ ГОРОДОВ БЫВШАЯ КОЛОНИЯ ТЕРЯЕТ СВОИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Поделиться
Это делают авиакомпании. Это делают фирмы, торгующие безалкогольными напитками. Однако когда камп...
...или в Шанхае
Что предпочитают пассажиры: аэропорт в Гонконге...

Это делают авиакомпании. Это делают фирмы, торгующие безалкогольными напитками. Однако когда кампанию по смене своей традиционной торговой марки начинает многомиллионный город, это безошибочный признак того, что он переживает серьезный экономический кризис.

В начале лета правительство Гонконга представило новый фирменный знак города: на нем изображен стилизованный дракон, увенчанный надписью «Гонконг — мировой город Азии». Цель такой кампании очевидна — напомнить международному экономическому сообществу, что бывшая британская колония по-прежнему остается самостоятельным образованием, а не рядовой провинцией китайской метрополии. Однако большинство из семи миллионов жителей Гонконга расценило подобные действия городских властей не более чем акт безрассудства.

И действительно, городская администрация, возглавляемая Танг Чи-хва, серьезно обеспокоена происходящим. После преодоления знаменитого азиатского кризиса власти Гонконга в отчаянии наблюдают, как их город постепенно теряет свою конкурентоспособность. Недавно назначенный министр финансов Энтони Лунг признался в том, что стремительные перемены, происходящие на материковой части Китая, и темпы экономического роста КНР вынуждают его и его коллег начинать настоящую «битву за место под солнцем». Зарубежные инвесторы пристально следят за происходящим, и от их внимания не может ускользнуть то, что северные китайские провинции движутся по экономической лестнице значительно быстрее, чем бывшая британская колония.

В этом кроется большая ирония. За пять лет развития Гонконга в качестве Специального административного региона Китая — Аомынь последний стал не только его главным партнером, но и главным конкурентом. Имея таких соседей, как Шанхай, Пекин или Шенчжень, активно борющихся за свою долю азиатского «экономического пирога», Гонконг постепенно утрачивает свою монополию на китайскую торговлю. Он перестает быть единственным островком в регионе, предлагающим такие услуги, как финансовый консалтинг, проектирование изделий, реклама и маркетинг. И правительство Гонконга в последнее время оказывается больше занято защитой ранее завоеванных позиций города, чем проведением политики разрыва с его «капиталистическим прошлым».

Признаки серьезнейших проблем видны на каждом шагу. Мультинациональные компании, такие, как Compaq Computer Corp. и IBM, постепенно выводят свои финансовые операции и выносят производства из Гонконга. Китайские промышленные гиганты предпочитают торговать своими акциями на финансовом рынке Шанхая, игнорируя Гонконгскую биржу. Загрязненный воздух бывшей британской колонии и высокие цены неизбежно подрывают ее традиционную притягательность как места для жизни и работы. Китай же постепенно догоняет Гонконг по уровню своей инфраструктуры, вкладывая миллиарды долларов в строительство дорог, портов и развитие телекоммуникаций.

К тому же под угрозой оказалась и роль Гонконга как экономического посредника между континентальным Китаем и Тайванем. Несмотря на жесткое политическое противостояние между Пекином и Тайбеем, китайско-тайванские экономические связи в последнее время бурно развиваются. Сегодня в КНР работают уже около трехсот тысяч тайванцев, а в ближайшем будущем ожидается установление прямого воздушного и морского сообщения между континентом и островом. Это неизбежно уменьшит поток продукции из Тайбея и в Тайбей, традиционно шедший через гонконгских посредников. Очевидно, что Гонконг перестает быть своеобразной «стартовой платформой» для КНР.

Сокрушительный удар

Однако можно быть уверенным в том, что Гонконгу в будущем вовсе не грозит забвение. Вспомним, что по различным оценкам в ближайшее десятилетие КНР будет переживать мощный экономический рост — не менее 7% ежегодно. И несмотря на все неприятности последнего времени, экономика Гонконга будет развиваться с темпами, не меньшими, чем материковая часть страны. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию даст возможность все большему числу западных компаний проникать на китайский рынок, и для бывшей колонии, по мнению экспертов в администрации Танга, членство в ВТО принесет некоторое кратковременное облегчение. Ведь после перехода Гонконга под юрисдикцию Пекина новым властям удалось сберечь в бывшей колонии прежнюю правовую систему и гражданские свободы — в этом и пытался гонконгский губернатор убедить президента Джорджа Буша во время своего визита в США в середине июля.

Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и легендарную способность Гонконга приспосабливаться к новым условиям существования. Но сможет ли на этот раз город найти выход из создавшегося положения? Никогда раньше он не испытывал столь мощного давления конкурентов со всех сторон одновременно. Абсолютно все — и зарплаты, и арендная плата, и даже стоимость услуг специалистов по фэн-шуй — на материке значительно ниже. Город остается портом номер один в мире, однако и здесь усиливается конкуренция. Начиная с 1996 года порт Шенчжень увеличил свою пропускную способность в шесть раз, доведя ее до 4 млн. контейнеров в год. Да и быстрое развитие китайских фондовых бирж все больше оттесняет в тень знаменитейшую Гонконгскую. Отметившись на биржах Гонконга и Нью-Йорка и добившись за счет этого заслуженного доверия в мире, китайские «тяжеловесы» PetroChina Co. и China Petroleum & Chemical Corp. вернулись сегодня в материковый Китай. Обе эти компании можно сейчас найти на Шанхайской бирже, где они выставляют свои акции, пользуясь куда более выгодными условиями, чем в Гонконге.

И другие корпорации с громкими именами постепенно начинают двигаться в сторону материка. Пример этому — передовой гонконгский банк HSBC Holdings PLC. Недавно, привлеченный перспективой более низких расходов, он перенес 1200 рабочих мест из Гонконга в свой новый офис в соседнем городе Гуанчжоу. Здесь же разместила свои новые мощности известная гонконгская компания по пошиву одежды Giordano. При этом ее руководство заявило о своем намерении и в дальнейшем размещать производство на территории материкового Китая.

Исход компаний из Гонконга неизбежно будет продолжаться. Сейчас компания по экспресс-доставке почты DHL Worldwide Express Inc. имеет свое региональное представительство в гонконгском аэропорту. Однако она уже «положила глаз» на соседний Шенчжень, где размер пошлины, цена рабочей силы и арендная плата составляют малую часть гонконгских. DHL также рассматривает перспективу создания совместного предприятия — либо с гонконгской авиакомпанией Cathay Pacific Airways Ltd., либо с аналогичной компанией из материкового Китая. При этом ее представители уже во весь голос предупреждают, что если нынешние финансовые условия в Гонконге не изменятся, то инвестиций от DHL город не увидит. А замену ему найти очень просто — сегодня многие китайские аэропорты обслуживают столько же рейсов из США и обратно, сколько и гонконгский.

И суть происходящего — не только в желании компаний сэкономить. Часто они просто хотят быть поближе к центру событий. К примеру, председатель инвестиционного дома CLSA Global Emerging Markets Гарри Коул так объясняет решение своей компании перевести штаб-квартиру из Гонконга в Шанхай: «Китай сегодня является более открытым: информация здесь более доступна, чем в любом другом месте». По его сведениям, в Шанхае сейчас зарегистрировано 615 крупных фирм, в Шенчжене — 505, а для его компании очень важно находиться поближе к предприятиям, в которые она вкладывает средства.

Экстра-класс

Президент Alcatel по Азиатско-Тихоокеанскому региону Рон Спитхилл с прошлого года руководит своей корпорацией из Шанхая. Ему этот город нравится не только присутствием в нем множества зарубежных фирм, но и наличием инфраструктуры экстра-класса.

Не так давно мало кто из бизнесменов согласился бы променять комфорт Гонконга на какой-нибудь другой город региона. Сейчас же китайские мегаполисы имеют условия мирового уровня для жизни и работы своих горожан. В универмагах и супермаркетах можно купить все, от швейцарского сыра бри до нитки для чистки зубов. Шанхайский филиал торговой палаты США является самым быстро растущим в мире. Это неудивительно — все больше и больше представителей делового мира перебираются из Гонконга на север. Многие из них признаются, что еще пять лет назад не решились бы этого сделать из-за низкого качества жизни в Шанхае. Сегодня же в городе имеется прекрасный Американский клуб, поля для гольфа и другие условия для отдыха.

По сравнению с Китаем Гонконг кажется застывшим в своем развитии. Несмотря на усилия правительства по защите окружающей среды, особых успехов на этом поприще оно не достигло. Это отпугивает многих инвесторов. Так, Walt Disney Co. собиралась в свое время открыть в Гонконге парк развлечений. Сегодня же по причине чрезвычайной загрязненности воды и воздуха в городе компания откладывает эти планы до лучших времен.

И еще одно. Основным богатством Гонконга всегда были его люди. Система образования города давала возможность готовить прекрасных специалистов, считающих английский своим вторым родным языком. Эта ситуация постепенно изменяется: все больше и больше учебных заведений переходят на обучение исключительно на китайском языке, а значит, их выпускникам будет значительно сложнее найти себе работу в международных компаниях.

Однако нельзя сказать, что правительство Гонконга сидит сложа руки и безучастно наблюдает за происходящим. Оно, к примеру, пытается извлечь максимум выгоды из главного достояния города — глубоководного порта. В ответ на рост контейнерных перевозок через порт Шенчжень гонконгский морской совет принял решение о создании в своем порту новой линии по быстрой доставке отдельных видов товаров, вроде комплектующих для компьютеров. В сфере защиты окружающей среды также наметились изменения к лучшему: местные такси, работавшие на дизтопливе, заменены автомобилями, использующими более экологически чистое горючее. Близка к принятию реформа образования, направленная на создание условий для подготовки в Гонконге специалистов мирового уровня.

Последний шанс

Однако сохранение конкурентоспособности Гонконга хотя бы на нынешнем уровне требует более серьезных усилий местной бюрократии и элиты. Для того чтобы привлечь из материкового Китая современных специалистов, необходимо пересмотреть и ослабить иммиграционные правила. Это помогло бы более интенсивно интегрировать город в материковый Китай, а значит, снизить пресловутые гонконгские цены (которые по-прежнему являются одними из самых высоких в мире). А для того чтобы сохранить славу аэропорта Гонконга как главного воздушного узла региона, следует принять политику «открытого неба», что позволит авиаперевозчикам максимально загружать здесь свои самолеты.

Но самое главное из того, что, по мнению некоторых западных экспертов, предстоит сделать господину Тангу, — это отказаться от лоббирования ряда местных компаний. Если в ближайшее время Гонконг не достигнет в этом серьезного прогресса, то попытка сменить свою торговую марку обернется всего лишь очередным выбрасыванием денег на ветер.

По материалам журнала Business Week

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме