«ЭТО У НАС ТОЛЬКО ВИД НЕМНОЖКО ГЛУПОВАТЫЙ, А ТАК МЫ ПОНИМАЕМ

Поделиться
После полугодичного муссирования в прессе и коридорах власти «шелловского» инвестиционного пред...

После полугодичного муссирования в прессе и коридорах власти «шелловского» инвестиционного предложения вдруг оказалось (или снова только показалось?), что собственно конкретного предложения компания «Шелл» Украине не делала. Во всяком случае, недавно назначенный заместитель председателя Госнефтегазпрома Украины Валерий Шулико совершенно серьезно уверял журналистов на брифинге 24 декабря в том, что собственно никакого официального предложения эта компания еще не представляла. А «Инвестиционное предложение правительству Украины» следует рассматривать всего лишь как приглашение к обсуждению возможности участия «Шелл» в реконструкции и модернизации газотранзитной системы. И сегодня, стало быть, речь идет исключительно о том, стоит ли обсуждать эту тему или же нет. А если стоит, то при этом какой системой координат и понятий пользоваться.

Как сообщил Валерий Шулико, он из газет узнал, что в течение года «Шелл» якобы что-то там делает в Украине. И что якобы эта компания претендует на право собственности над газотранспортной (транзитной) системой Украины. «Я не видел написанного предложения «Шелл», где бы говорилось о том, что «Шелл» хочет иметь 50% газотранспортной системы...» И посему зампред Госнефтегазпрома счел уместным внести ясность в ситуацию.

То инвестпредложение «Шелл», которое подробно описано в предыдущем номере «ЗН», по словам В.Шулико, не может служить основой для принятия каких бы то ни было решений, и даже для обсуждения. Словом, никакое это, господа, не предложение, а так себе «мысли вслух». Обсуждению подлежит следующее: что отнести к системе международного транзита газа, если вся газотранспортная система Украины представляет собой соединяющиеся сосуды? Есть ли смысл выделять газопроводы, используемые для так называемого большого транзита? И если есть, то надобно решить, какие именно, сколько и каким способом это делать. А если это стоит делать, то надобно определить, в какую копеечку (в сотнях миллионов долларов, скорее всего) это обойдется. А еще надобно подумать, прицениться, провести экспертную оценку стоимости тех газопроводов, которые могут быть выделены в так называемую транзитную систему (если, конечно, решаться их выделять)...

Всем этим и массой сопутствующих вопросов будет заниматься специально созданная решением (от 15 декабря) председателя Госнефтегазпрома Михаила Ковалко рабочая группа. Возглавляет рабочую группу Валерий Шулико. В ее составе - представители причастных к газотранспортной теме предприятий и учреждений: Госнефтегазпрома, «Укргазпрома» и ВНИПИТрансгаза (проектного института транспорта газа).

В настоящее время, по словам В.Шулико, рабочая группа только завершает подготовку протокола по совместному сотрудничеству об изучению возможности выработки инвестиционного предложения. И стоит отметить, что причастные организации далеко не единогласны в своих рассуждениях и подходах. Как уже сообщало «ЗН», руководители «Укргазпрома» постоянно подчеркивают, что нет смысла отделять технологически так называемые большой и малый газовый транзит. С другой стороны, В.Шулико приводит цифры о состоянии газотранспортной системы «Укргазпрома»: более 50% газопроводов эксплуатируются 14-49 лет, а значит, требуется их замена; 5,5 тыс. км газомагистралей вообще уже исчерпали свой амортизационный срок и требуется их срочная замена; около 60% газоперекачивающих агрегатов также исчерпали свой срок эксплуатации. Так что инвестиции «Шелл», как и любой другой компании, в эту отрасль не помешают. И, по словам В.Шулико, в Украине, в частности в Госнефтегазпроме, это прекрасно понимают. Как понимают и сложность и комплексность задачи.

«С такими компаниями, как «Шелл», работать надо корректно, уважительно». Как выразился В.Шулико, «это только вид у нас, может, немножко глуповатый, а так мы понимаем», сколь сложно хотя бы для начала совместить идею инвестиционного предложения с украинскими подходами и выработать единую систему координат. Так что, господа, с газотранспортной системой, уверяет В.Шулико, поступят так: «И не продадим, и не продешевим».

Через полгода рабочая группа проанализирует предложения специалистов, экспертов и положит на стол правительству свое предложение. Сегодня никто не знает, каковым оно может быть. Ежели для анализа потребуется больший срок, рабочая группа оставила за собой право работать столько времени, сколько потребуется.

Разумеется, В.Шулико и рабочая группа рассуждают с точки зрения экономической целесообразности принятия какого-то бы ни было решения. И их выводы будут всего лишь рекомендацией тем, кто к тому времени будет уполномочен принимать окончательное и, надо понимать, политическое решение по этой теме. И с этой точки зрения еще неизвестно, будут ли взяты за основу выводы рабочей группы Госнефтегазпрома. В.Шулико заявил, что лично его не заставят подписать то, с чем он не согласен. Ежели будут предприняты такие попытки, пояснил зампред Госнефтегазпрома, «я просто уйду». Впрочем, в нынешней ситуации, и памятуя практику скоропостижных назначений и смещений замов председателей Госнефтегазпрома, не исключено, что и В.Шулико ко времени окончания работы специальной группы будет работать уже в другом месте, на другой должности. Хотя пока что он планирует свою работу в комитете на год. А там посмотрим. И что будет с «шелловским» предложением - также посмотрим.

От себя хочу добавить: приятно было узнать, что наконец-то предложением или просто темой «шелловской» в Украине Госнефтегазпром занялся официально. А то как-то неудобно получалось, и по отношению ко всемирно известной компании «Шелл». Но, с другой стороны, за «Шелл» досадно и неудобно: неужто такая известная компания не могла представить свое предложение (или тему) в Украине таким образом, чтобы не провоцировать домыслы и сомнения? Тем более что в практике компаний, входящих в группу «Шелл», подобные прецеденты уже случались...

Остается надеяться, что украинская рабочая группа Госнефтегазпрома и представители «Шелл» смогут договориться хотя бы для начала о том, о чем речь вести. И стоит ли вообще, как говорится, огород городить.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме