Электронный билет — вперед, к бумажному

Поделиться
Использование электронных билетов в Украине началось в 2007 году, а массовое применение — с середины 2008-го...

Использование электронных билетов в Украине началось в 2007 году, а массовое применение — с середины 2008-го.

Понятие электронного билета дано в «Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа», утвержденных приказом №568 Министерства транспорта Украины в 2003 году. Далее (в приказе №187/1403-06) уже дано определение, что электронный билет — это электронный документ, который включает распечатку маршрута, электронные купоны и, в случае необходимости, документ для посадки.

Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» (№851-IV) был подписан 22 мая 2003 года. Этот документ предписывал Кабинету министров Украины и другим органам исполнительной власти подготовить и подать в Верховную Раду предложения по внесению изменений в законодательные акты Украины. А также обеспечить разработку и принятие нормативно-правовых актов, устанавливающих и регулирующих вопросы создания, передачи, получения, хранения, использования, уничтожения электронных документов и вопросы электронного документооборота.

Все ли было готово и оказались ли готовы все субъекты электронного документооборота к внедрению электронного билета? Отнюдь. Существует очень много неурегулированных проблем. Отмечу только некоторые из них.

Является ли электронный билет, который большинство украинских субъектов авиабизнеса продают пассажирам, электронным документом? Я считаю, что нет, и приглашаю коллег открыть дискуссию по этому поводу. Потому что в соответствии со ст. 6.7 закона (№851-IV) оригиналом электронного документа считается экземпляр с обязательными реквизитами и электронной цифровой подписью (ЭЦП) автора.

Кто же — авиакомпания, агент, владелец АСБ или кто-то еще — ставит свою электронную подпись (в соответствии с Законом Украины «Об электронной цифровой подписи» №853-IV от 22.15.03 г.)? И кто из них является автором документа? А если нет ЭЦП, то невозможно проверить целостность электронного документа, как это предусмотрено ст. 12 закона №851-IV.

Коль не урегулирована эта проблема, то электронный билет не приобретает признаков электронного документа по законодательству Украины.

Не урегулирован вопрос хранения электронных билетов (агентских купонов) на электронных носителях, особенно у агентов. Где сохраняется электронный агентский купон? В какой системе — АСБ, GDS, BSP? Соответствуют ли эти системы требованиям ст. 13 закона №851-IV? (Понятно, что если нет возможности сохранять агентские купоны в электронном виде, то можно хранить бумажные копии, как было и ранее.)

И еще такие вопросы. Если декларируется, что электронный документ и документ на бумаге, имеющие идентичные реквизиты и требуемую информацию, имеют одинаковую юридическую силу, то фактически на электронный билет должны распространяться многие нормы других законов, в частности п. 4 ст. 9 Закона «О применении регистратора расчетных операций (РРО)» №265. Но так ли это на самом деле?

Для того чтобы снять эти и другие противоречия, необходима система электронного документооборота, в которой электронные билеты формируются как электронный документ в соответствии со всеми требованиями законодательных актов, с возможностью проверки достоверности и целостности таких документов.

Мы в «Кий Авиа» выбрали этот путь, инвестировав средства в разработку и внедрение системы электронного документооборота «Бест Авіа Звіт». Эта система имеет все необходимые сертификаты и лицензии, выданные уполномоченными государственными органами. Основная задача, которую решает система, — получение электронного билета без каких-либо изменений в форме электронного файла из систем резервирования и придание ему статуса электронного документа в соответствии с требованиями законов Украины.

В том случае, если в исходную электронную запись документа в системе резервирования перевозчика вносятся изменения, система «Бест Авіа Звіт» создает новый документ, а предыдущий аннулирует. Актуальность информации о перевозке можно отследить в привязке к реальному времени.

Для оформления визуальной копии электронного билета в Гознаке Минфина Украины были разработаны и заказаны на лицензионном полиграфическом предприятии бланки строгой отчетности.

Такие решения позволили согласовать технологию выпуска электронного билета с требованиями законодательных и нормативных актов. В то же время описанная технология защищает от возможных злоупотреблений с финансовыми документами.

Если обратиться к практике других стран, то следует отметить, что подобные проблемы решаются различными методами. Так, в России к электронному билету прилагают фискальный кассовый чек. Однако следует учесть, что там закон о регистраторах расчетных операций весьма либерален. В США в качестве документа выдают посадочный талон, который может быть заменен при посадке или продублирован в случае утери. В Германии выдают визуальные копии электронного билета на номерном бланке туристической компании, а подлинник документа сохраняется в электронной форме с электронной печатью выпускающего агентства.

Из-за нерешенных проблем, в основном нормативно-правового толка (часть которых изложена выше), возникают новые сложности. Теперь и у наших клиентов. Например, такая: как подтвердить расходы по приобретению электронного билета? Ведь в соответствии с письмами Министерства финансов Украины (письма №31-20030-05-25/5540 от 27.02.09 г. и №31-34000-10-9/11608 от 23.04.09 г.):

— электронный билет не входит в перечень расчетных или платежных документов;

— в случае создания первичных документов на машинных носителях (по тексту оригинала) предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях, что и может использоваться в бухгалтерском учете. Оплата отражается на основе платежных документов (кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру, банковские платежные документы и т.п.).

Таким образом, легче и проще выписывать электронные билеты на бланках строгой отчетности. Но где же тогда прогресс?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме