ЭЛЕКТРОННО-КАССОВЫЕ ВОЙНЫ

Поделиться
Из 236 тыс. электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА), зарегистрированных в Украине, 75% произведено на Киевском НПО «Электронмаш» (ранее завод ВУМ - вычислительных управляющих машин)...

Из 236 тыс. электронных контрольно-кассовых аппаратов (ЭККА), зарегистрированных в Украине, 75% произведено на Киевском НПО «Электронмаш» (ранее завод ВУМ - вычислительных управляющих машин).

Киевское НПО «Электронмаш» - в 80-е годы одно из ведущих предприятий СССР по производству ЭВМ. Потерпев неудачу в борьбе за рынок ЭВМ (на условиях тендера) со вновь созданными фирмами и СП, сосредоточился на производстве ЭККА. Сегодня доля электронной кассовой техники в общем объеме производства предприятия составляет 95%. Мощности «Электронмаша» позволяют производить 150 тыс. единиц ЭККА ежегодно. Реализовать такое количество техники невозможно. В 1995 году вместо запланированных 190 тыс. единиц изготовлено и реализовано 58 тыс., в 1996 году вместо 200 тыс. - 43 тыс. За первое полугодие 1997 года изготовлено лишь 7 тыс. По состоянию на 1 июля 1997 года остатки готовой продукции на складах - свыше 4 тыс. единиц.

За что воюем?

Для «Электронмаша» очень заманчива перспектива контроля за рынком ЭККА. Осуществлять его можно, лишь получив доступ к сертификации продукции конкурентов. До недавнего времени монополист такой доступ имел, но недавно был «отлучен» от этого процесса, что вызвало бурю негодования руководства завода.

Потеря позиций на рынке ЭККА для «Электронмаша» смерти подобна. При разработке программы развития в условиях экономической реформы руководство предприятия сделало ставку лишь на производство ЭККА, исходя из годовой потребности не менее 200 тыс. единиц. За три года зарегистрировано лишь около 240 тыс. аппаратов.

При благоприятных условиях до конца 2000 года количество введенных ЭККА достигнет 400-450 тыс. (но никак не больше). По расчетам Минэкономики, украинский рынок способен «поглощать» ежегодно не более 80 тыс. ЭККА. Что делать «Электронмашу», нарастившему производственные мощности до 150 тыс. ЭККА в год? Аппараты «ЭРА-101» (более 90% выпуска) реализовывать на внешнем рынке невозможно. Отсюда огромный соблазн растолкать локтями конкурентов на рынке внутреннем.

Надо сказать, что конкуренты тоже не дремали. Ряд коммерческих предприятий освоил выпуск кассовой техники (суммарные мощности - свыше 100 тыс. аппаратов в год), которая более надежна в эксплуатации, имеет возможность работы совместно с компьютерными системами и сканерами штрих-кодов. Стоимость этих ЭККА соизмерима со стоимостью продукции завода-монополиста. Это привело к обострению конкуренции на рынке ЭККА.

В борьбе за рынок «Электронмаш» действует старым, проверенным в условиях административно-командной системы методом: многочисленные письма-жалобы обвиняли в экономических трудностях завода почти все министерства и ведомства! Поднаторев в аппаратных играх, генеральный директор Виктор Мова знает, кому и что писать.

Эпистолярные фальсификации

Государственная комиссия по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным оборотом (далее госкомиссия) «Электронмашу» подчиняться отказалась, при внесении ЭККА в Госреестр руководствовалась лишь законом и официально установленными критериями. Руководство же завода стремилось к тому, чтобы аппараты конкурентов ни при каких обстоятельствах не попали на украинский рынок.

Именно это обстоятельство вызвало нападки «Электронмаша» на госкомиссию. Кому только на нее не жаловались, спекулируя на патриотических чувствах. Ну кто же устоит против завораживающего лозунга о защите прав отечественного производителя! Однако он уже защищен высокими таможенными пошлинами (40% - на готовые импортные ЭККА и 20% - на их узлы). В скором времени будет введено лицензирование импорта кассовой техники. Всего в Украине зарегистрировано не более 55 тыс. импортных ЭККА, что составляет менее трети аппаратов, произведенных «Электронмашем».

Но завод-монополист «стращает» должностных лиц засилием импортной техники. Под этими письмами рядом с подписью г-на Мовы стояли ксерокопии подписей директоров других предприятий, что вынудило Кабмин организовать служебное расследование. Вот выдержка из письма министра Василия Гуреева в Кабмин:

«Установлено, что на оригиналах документов были заложены копии подписей руководителей предприятий - изготовителей ЭККА. Данные обращения согласовывались с ними, что подтверждается факсограммами на имя отправителя письма НПО «Электронмаш». Но халатность со стороны заместителя директора НПО «Электронмаш» Мироненко А.В., ответственного за оформление письма вице-премьер-министру Пинзенику В.М., подтверждается, за что ему приказом по объединению от 25.04.97 г. объявлен выговор» (в Минмашпроме халатностью, видимо, называют то, что в этих письмах вместо некоторых генеральных директоров «расписались» совсем другие люди, которые слыхом не слыхивали об этом письме). Генеральный директор НПО «Электронмаш» Мова распоряжением по Минмашпрому строго предупрежден... Но не за фальсификацию, а за невыполнение постановлений Кабмина.

Оказалось, что письма-жалобы готовились на «Электронмаше». Причем руководство завода не считало нужным даже предупреждать об этом людей, подписи которых «ставились» под письмами. Подлог сошел с рук. А потому недавно на свет появилось новое письмо, в котором руководство «Электронмаша» в фальсификации документов обвинило одно из подразделений Кабмина. На этот раз политика королей фальсификации изменилась - письмо действительно подписали директора заводов, после чего его содержание изменили полностью (за исключением последней страницы, на которой стояли подписи). Один из «авторов», увидев «свое» письмо, написал: «Письмо на имя депутата г.Бондаренко в представленном изложении на 15 страницах я не подписывал». «Служебное расследование» Минмашпрома только усилило тягу Виктора Мовы к эпистолярному жанру с элементами фальсификации.

Страсти

по Госреестру

Продажа новых моделей ЭККА в Украине невозможна без внесения их в Госреестр. Именно вокруг него сегодня и разгораются страсти. Потеряв доступ к сертификации, «Электронмаш» избрал новую тактику. Принятые госкомиссией решения, не без старания «Электронмаша», не выполняются. Ситуация такова, что без подписи председателя госкомиссии ее решения, даже если они были приняты единогласно всеми членами комиссии, считаются недействительными. Используя мощное лобби в правительственных кругах, руководство «Электронмаша» и Министерства промышленной политики оказывает сильное давление на председателей госкомиссии.

Заблокировано решение второго заседания комиссии. Председатель госкомиссии Виктор Пинзеник подписывать принятое решение не стал - нашлась благовидная причина: как раз в это время он прощался с высокой должностью. Таким образом, второго заседания как будто бы и не было.

Производители ЭККА были вынуждены терпеливо дожидаться следующего заседания. Было принято решение о внесении в Госреестр новых моделей ЭККА, однако благодаря усилиям Минмашпрома многие из них туда не попали. Председательствующий г-н Азаров с подачи г-на Гуреева изменил решение госкомиссии - из 17 аппаратов, внесенных в Госреестр решением комиссии, он отобрал только 11. Среди них четыре аппарата «Электронмаша» и три модели, собираемые на предприятиях Минмашпрома из импортных узлов. Шесть моделей негосударственных производителей были попросту выброшены из Госреестра. Два министра сумели между собой договориться. Нашли даже формальный повод - Минмашпром обвинил негосударственные предприятия, изготавливающие ЭККА из импортных узлов, в том, что они не производят, а ввозят в Украину готовые аппараты, декларируя их как узлы и комплектующие, и таким образом уходят от уплаты 40-процентной пошлины. Для расследования была создана рабочая группа. Как заявил на заседании госкомиссии ее руководитель - заместитель председателя Государственной таможенной службы Юрий Соловков, члены рабочей группы пришли к выводу, что сделать это невозможно. Таким образом, Минмашпром попросту шельмовал коммерческие структуры.

Среди лидеров по объему ввоза в Украину комплектующих ЭККА г-н Соловков отметил компании «Атлас» и АОЗТ «Датекс Украина», против которых «Электронмаш» никогда не возражал. Зато негодования монополиста неоднократно обрушивались на украинско-греческое СП «Линк», хотя на эту компанию в 1996-97 гг. приходится не более 0,17% всех ввозимых в Украину импортных аппаратов и комплектующих деталей. В чем же кроется причина недовольства? В свое время «Электронмаш», продав в Украине несколько сотен греческих аппаратов, «побил горшки» с греками, так и не сумев договориться с ними о сотрудничестве. Таким образом, лозунг о защите отечественных производителей, выдвигаемый администрацией «Электронмаша», обращен не против всех импортеров, а лишь против неугодных.

Четвертое заседание госкомиссии, с точки зрения «Электронмаша» и министра Гуреева, было вопиющим. Мало того, что приняли решение о внесении в Госреестр нескольких моделей конкурентов, но этот реестр (кстати, подписанный всеми членами комиссии во главе с ее председателем вице-премьер-министром Тигипко) с подачи налоговой администрации через десять дней был опубликован в «Урядовом курьере». И это в то время, когда «Электронмаш» и Министерство промышленной политики отчаянными усилиями заблокировали подписание протокола. Г-н Гуреев потребовал служебного расследования, усмотрев в этом нарушение. Но именно то, что спустя десять дней после заседания госкомиссии не был подписан протокол, и есть нарушение. Ибо из положения о госкомиссии ясно следует, что и протокол, и Госреестр должны быть подписаны и опубликованы в прессе в десятидневный срок.

Удастся ли «Электронмашу» и Министерству промышленной политики «поруководить» новым председателем госкомиссии вице-премьер-министром Тигипко, покажет время. Очень хочется верить, что он займет принципиальную позицию.

Сегодня «Электронмаш», который начинал деятельность с реализации нефискальных болгарских аппаратов, потратив на них большую часть государственного валютного кредита (9,3 млн. долларов), и Минмашпром настаивают на внесении в Госреестр только отечественных ЭККА или аппаратов совместного производства при условии, если в готовой продукции 50% узлов изготовлено в Украине. Продукцию иностранного производства в нарушение нашего законодательства предлагают запретить к реализации на территории Украины.

Красиво излагаете!

4 августа 1997 г. г-н Мова отправил письмо в адрес премьера Валерия Пустовойтенко, в котором писал: «По своим функциональным, техническим характеристикам отечественные ЭККА не уступают аналогичным иностранным моделям, а по ценовым показателям - ниже...

Вместе с тем решением государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем, которое было принято 31 июля 1997 г., предложено внести в Государственный реестр ЭККА ряд моделей импортных кассовых аппаратов, которые по своим функциональным возможностям не отличаются от существующих отечественных, а по некоторым параметрам даже уступают им. Утверждение такого решения комиссии приведет к резкому уменьшению продажи отечественных ЭККА, отчислений в бюджет, занятости населения и усилению социальной напряженности в трудовых коллективах. Учитывая это, прошу отменить решение комиссии от 31 июля 1997 г. как такое, которое нанесет экономике Украины значительный экономический ущерб».

Поднаторев в эпистолярном жанре, генеральный директор «Электронмаша» излагает красиво, да только все эти слова никак не соответствуют действительности. Качество отечественных ЭККА оставляет желать лучшего. Год назад об этом красноречиво писал в своем письме в Кабмин министр экономики Висилий Гуреев: «Разработанные отечественными производителями модели («ЭРА-101», «ЭРА-802»)... значительно уступают по своим функциональным возможностям тем ЭККА, которые предлагаются частными отечественными предпринимателями... Отечественные ЭККА не имеют возможности работать со сканерами штрих-кодов. По этой причине через 2 года пользователям придется заменить на новые 160-170 тысяч аппаратов «ЭРА-101». Еще одной характерной негативной особенностью отечественных ЭККА является их низкое качество, что ведет к значительным затратам на ремонт и обслуживание, наносит материальный и моральный ущерб потребителям, что вызывает недоверие к отечественному производителю... Качество, низкая цена, конкурентоспособность ЭККА - только эти факторы защитят отечественного производителя и его производство в конкуренции с частными предприятиями, которые импортируют перспективные модели ЭККА».

Но сегодня Василий Гуреев начисто забыл все, что отстаивал год назад. Смена министерских кресел привела и к смене мировоззрения. Теперь министр промышленной политики хвалит аппараты «Электронмаша» и призывает закрыть Госреестр для импортных ЭККА.

Однако как ни называй черное белым, белее оно от этого все же не станет. Электронмашевская «ЭРА» по-прежнему ненадежна. По данным шестнадцати харьковских центров сервисного обслуживания, на 100 аппаратов производства завода «Электронмаш» приходится в год 116 ремонтов.

За ошибки надо платить... пользователю

Недавно была обнаружена уникальная возможность аппаратов «ЭРА-101» почти всех модификаций: путем клавишных операций выводить из-под налогообложения любые суммы. Когда в прессу «просочилась» эта информация, руководители «Электронмаша» утверждали, что это ложь. Но прошло немного времени, и г-н Мова фактически признал ее справедливость. В письмах в Кабмин и налоговую администрацию он попросил разрешить произвести замену программного обеспечения на всех зарегистрированных аппаратах «ЭРА-101».

Такое разрешение было получено, и сервисные центры «Электронмаша» в разных регионах Украины приступили к работе. Возникает вопрос: кто будет платить сервисным центрам? По логике - завод-изготовитель. На деле же сервисные центры выставляют счета пользователям ЭККА. Суммы разные - от 12 до 42 гривен.

«Просим объяснить нам, на каком основании мы должны оплачивать ошибки завода-изготовителя?» - спрашивают потребители.

И хотя по распоряжению налоговой администрации модернизация должна проводиться за счет средств «Электронмаша», на деле это новшество снова бьет по карману потребителя. Видимо, «Электронмаш» собирается проводить модернизацию ЭККА за счет средств сервисных центров. Те же платить за ошибки производителя не хотят. Пользователям ЭККА попросту выкручивают руки. Они не могут работать на аппаратах со старой версией, запрещенных налоговой инспекцией, а потому вынуждены платить.

По словам директора одного из сервисных центров Запорожья, на замену версии программного обеспечения в аппарате «ЭРА-101» по нормативам требуется пять часов. При таком положении дел в Запорожье каждый работник сервисного центра должен работать по 24 часа в сутки без перерыва, но все равно ему не успеть модернизировать все аппараты к назначенному сроку. Реально же на это тратится не более получаса. В связи с этим модернизированные аппараты «ЭРА-101» через некоторое время выходят из строя.

Выпустив дефектные аппараты, «Электронмаш» никак не пострадал. Более того, заработал на этой ситуации. Он «наладил» серийное производство новой версии, на которую теперь существует повышенный спрос. Налоговая администрация, позволившая монополисту в месячный срок заменить на всех работающих аппаратах

«ЭРА-101» программное обеспечение, видимо, не могла предвидеть, к чему это приведет. За ошибки производителя сегодня расплачивается потребитель.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме