ЭКОНОМИКА: НИКАКИХ ПРОГНОЗОВ, СПЛОШНЫЕ ПРЕДЧУВСТВИЯ

Поделиться
Кому дать бабок, чтоб взошла Луна?! В.Вишневский «Что ж тут говорить, когда нечего говорить», - именн...

Кому дать бабок, чтоб взошла Луна?!

В.Вишневский

«Что ж тут говорить, когда нечего говорить», - именно такую фразу обычно вполголоса произносят участники театральной массовки, изображая на сцене гул толпы или шумовой фон, на котором и происходят диалоги главных героев. «Весь мир - театр», - не нами придумано, а В.Шекспиром. Но все-таки жизнь (по крайней мере, официальная жизнь наших властей) - несколько иной жанр. Заметьте, мы не говорим о цирке. В нашем властном театре фон, создаваемый массовкой, перекрывает и перекрикивает все то, что на самом деле - главное. Нужно отрастить невероятной величины уши или потратить какие-то деньги, чтобы из-под фона общих рассуждений и декларированных благих намерений услышать, выкопать и привести в товарный вид кусочки и обрывки того, что происходит на самом деле. Как уже писал ваш автор, «они же все едут в разные стороны» - причем одновременно. В одну сторону двигались только депутаты на чартерных рейсах Ялта-Киев, да и то часа полтора - не больше.

Романтизм закончился. Все остальное продолжается

Итак, о шумовом фоне. «Наша цель - переход от экономического романтизма к жесткому прагматизму», - говорит новоназначенный министр экономики Виктор Суслов. Премьер Пустовойтенко высказывается еще более неопределенно и на конкретные вопросы просто отвечает: вопрос очень интересный, мы будем следовать при его решении рекомендациям специалистов. Что само по себе похвально, но такой ответ свидетельствует - увы! - о том, что сам премьер в окружающей его макроэкономической среде ориентируется слабо.

Вернемся к покинутому правительством романтизму - о чем, собственно, речь? Тут есть два варианта. Например, романтизм образца 1993 года. От этой версии нездоровой курсовой романтики мы, слава Богу, избавились. Но вряд ли г-н Суслов имел в виду 1993-й. Скорее всего, министр экономики говорил о подходах, изложенных в налогово-платежном пакете-97. В таком случае главным романтиком по версии Виктора Ивановича является Виктор Михайлович. По фамилии Пинзеник. К нему-то мы и обратились с вопросом, напоминающим название популярного теста: «Романтик ли вы?»

«А не было ли в 1994-м романтизмом желание стабилизировать национальную валюту? Если это и есть экономический романтизм, то очень жаль, если правительство от него отойдет», - философски заметил Виктор Михайлович.

Более чем странно звучат и утверждения премьера Валерия Пустовойтенко и министра Виктора Суслова (он же - глава комитета ВР по финансам) о том, что никто в Минэкономики да и во всем Кабмине налогово-платежного пакета-97 не видел, не слышал и не рассчитывал. Ваш автор - ей-Богу - занималась пакетом достаточно долго и нудно для того, чтобы напомнить: расчет по введению в действие налога на прибыль предприятий и НДС производило именно Министерство экономики, а сам пакет обсуждался со всех сторон - от и до - раз десять, не меньше. А в том, что за время обсуждения успел смениться сам министр (Ю.Ехануров вместо В.гуреева) - так при чем тут пакет?

А ларчик-то просто открывается: признать на очной ставке личное знакомство с пакетом-97 означает признать ровно две вещи. Первая - пакет проваливали совместными усилиями и провалили. Вторая - пакет провалили зря (с точки зрения общей экономической логики). Поскольку в итоге провала потеряли бюджет-97 (и, осмелюсь утверждать, бюджет-98), не получили долгожданного расширенного финансирования и т.п. При этом писателям пакета «новой волны», состоящего из 19-20 законов, придется все-таки принимать «старопакетные» меры - в час по чайной ложке.

Да и то далеко не все. По-прежнему зависает закон о платежах - тот самый, которым предусматривались две принципиально важные вещи: реструктуризация долгов предприятий во имя отмены картотеки №2 и имущественная ответственность юрлица за неуплату налогов. Вместо упразднения картотеки, похоже, предлагается не то провести очередной тотальный взаиморасчет долгов (это - любимые грабли наших властей), не то вообще устроить всеукраинскую акцию всепрощения. Пока же Минэкономики готовит список из 30 крупных предприятий, которые следует обанкротить через арбитражный суд. Решение, конечно, интересное. Еще интереснее - получить ответ на возникающие в связи со списком вопросы. Например, почему составлением списка занимается Минэкономики, если подавать в суд на неплательщиков - священный долг и почетная обязанность налоговой инспекции? Почему в список попадают крупные предприятия? Они что, вкуснее? По каким критериям отбираются именно 30 кандидатов в банкроты? Виктор Суслов назвал три критерия: излишняя энергоемкость, устаревшее оборудование, большая задолженность - тем самым нарисовав собирательный образ большинства украинских предприятий. Так может, все-таки разумнее вместо списков установить общие правила? Такое себе антикоррупционное мероприятие получится - самое эффективное.

Судьба платежного закона тревожна. «Я очень боюсь, что в связи с выборами его не примут. Предусмотренное ныне право ареста счета налоговой инспекцией - прекрасная возможность закрыть рот неугодным. Журналистам - в том числе», - обрадовал нас Виктор Пинзеник. Да и то - до выборов еще несколько месяцев, а по областям уже шорох идет: тот, кто не поддерживает «нас», - арестовать счета по команде. Если такие сообщения из областей правдивы, то автор уже знает, как зовут главного избирателя страны…

А все-таки чтобы обезопасить себя от возможных обвинений в коррупции, правительству неплохо было бы вернуться к дерегулятивным мерам пакета да еще и добавить к ним кое-что. Такие дополнительные меры, как: уменьшение минимального размера уставного фонда регистрируемого предприятия, новый порядок лицензирования, при котором за лицензию не надо платить, плюс - не платить отчислений во всяческие внебюджетные фонды при регистрации предприятия или, скажем, при покупке недвижимости для его создания, - да, такие меры способствовали бы и росту средне-малого бизнеса и уберегали бы чиновников от коррупционного соблазна.

Но, повторимся, «новопакетные» мероприятия по большей части дублируют «старопакетные». Хотя есть и различия. Если кто не верит, то может сравнить два документа. Перечень мер, которые Украине необходимо было предпринять, чтобы получить EFF как «удостоверение» происходящих в стране структурных реформ, сравнить с мерами, предусмотренными подписанным 6 августа «Меморандумом экономической политики правительства Украины на период с 1 июля 1997 года по июнь 1998 года». Меморандум этот рассчитан на получение осенью этого года первых траншей кредита стенд-бай. Сличайте, поскольку именно на последнем документе наверняка будет основана официальная программа правительства.

куда курс держите?

Для начала - самая попсовая тема: валютный коридор. Он Меморандумом стенд-бая предусмотрен. По словам Виктора Суслова, «мы (Минэкономики) предложили НБУ принять совместное постановление о введении валютного коридора». В принципе, взаимодействие с НБУ - проблема Министерства финансов, а отнюдь не Минэкономики. Ну да ладно - в конце концов именно министр экономики занят сейчас написанием правительственной программы.

Другой вопрос - зачем он вообще нужен, этот коридор? Если речь идет об уверенности в завтрашнем курсовом дне - так месяца на два вперед все в нем более или менее уверены. Если же речь о том, чтобы удержать курс «в рамочках» в случае финансовой дестабилизации, так занятие это пустое (хотя и не бесполезное для знатоков по части фиксации курса). При этом не забудем мать родную - рынок ОВГЗ. Там «сидит» 4,6 млрд. займов, из них 70% - на руках у нерезидентов. Не дай Бог - узкий коридор (а широкий коридор - это просто абсурд) при ощутимой дестабилизации - и эти нерезидентские доллары (около 2 миллиардов) немедленно уйдут с валютного рынка. Это только нерезиденты, но наши тоже ведь не лыком шиты… Все, дальше цепная реакция «ухода валюты», при которой коридор не удастся удержать стараниями НБУ сколько-нибудь долго.

Продолжим упорно смотреть в Меморандум от 6 августа. Фактически в нем перечислены две категории экономических упражнений: предварительные меры для открытия программы стенд-бай (числом 37 штук) и собственно программные критерии эффективности и так называемые финансовые маяки.

Что касается предварительных мер, то среди них - принятие новых законов об НДС и налогообложении прибыли предприятий. Ставим «птицу» - вроде бы выполнено. Вроде бы, потому что в Меморандуме отмечено, что освобождения от налогообложения прибыли должны быть упразднены (в частности, речь идет о многострадальной прибыли СП), а освобождения от уплаты НДС - сведены к минимуму.

Предполагается также, что все внебюджетные фонды упразднены или включены в состав бюджета (кроме Пенсионного фонда). Это, конечно, неправда, но остается надежда на дерегулятивные меры, от которых правительство никуда не денется, а значит, отменит и обязательные отчисления во внебюджетные фонды.

На рынке ОВГЗ (первичном и вторичном) налогообложение должно быть унифицировано (ставим «птицу» с легким недоумением, поскольку не все ясно с обложением ОВГЗ, приобретенных нерезидентами). Кроме того, НБУ резко изменил свое отношение к праву предприятия иметь несколько счетов в разных банках и предложил ВР такое дело разрешить - в соответствии с Меморандумом. Ура?

Далее следует демонополизация и приватизация в духе: 100 штук предприятий к такому-то числу. Сказано также о необходимости освободить экспорт от всяческих количественных ограничений, индикативных цен и налогов (за исключением живого скота и его мертвых шкур). Что до импорта, то ставка тарифа на него не должна превышать 30% плюс до 1% «сверху».

В общем и целом из 37 мер большинство либо уже формально выполнено, либо находится в работе в Минэкономики. Но есть и «трудные» меры. Например запланировано либерализовать цены на уголь, ввести 100% оплаты населением потребленной электроэнергии (раз уж политически неловко устроить 100% оплаты жилкомуслуг). Ну и, конечно, есть меры непроходимые: разрешить продажу земли и (о ужас!) разрешить иностранцам принимать участие в приватизации предприятий АПК. А в общем Меморандум неплохой, только сильно урезанный по сравнению с тем, что на самом деле неплохо было бы сделать. Чтобы выжить.

если в разделе «Предварительные меры…» кое-что исчезло, то в разделе «Критерии эффективности и финансовые маяки» появилось четыре новых параметра. Поясним, что как раз маяки и подлежат помесячному отслеживанию в ходе выполнения программы стенд-бай, разбитой на помесячные же транши (около 60 млн. долл. в месяц).

Теперь немного о критериях и маяках. Стандартными являются такие критерии, как удержание верхнего предела, т.е. потолка дефицита бюджета (4,5 млрд. грн. по методике МВФ), чистых внутренних активов НБУ. Последние определяются как разность между монетарной базой и чистыми международными резервами Нацбанка. Сами чистые международные резервы НБУ не должны быть уж слишком малы - для них установлен нижний предел в 60 млн. долл. Стало яснее? Ладно. Главное, что внутренние активы НБУ считают по курсу 1,85 грн. за доллар и на сегодня они составили около 6 млрд. грн. Среди новых «потолочных» ограничений - бюджетная задолженность по платежам за газ (финансовый маяк), нижний предел поступлений в бюджет (на первое полугодие реально поступило миллиардов 10, а к концу августа нужно 20). Кроме того, определено максимально допустимое значение просроченной задолженности бюджета. Задолженность по пенсионно-зарплатным выплатам должна уменьшаться, но постепенно, и к 30 января 1998 года ее неплохо бы уменьшить до 1 млрд. 200 млн. грн. Самая неприятная собака зарыта именно здесь.

Над пропастью

во лжи

Нет сомнений, что самое опасное для экономики явление природы - это выборы. Потому что производным от этого явления будут темпы и объемы выплат задолженности по зарплатам и пенсиям (а также интенсивность поиска источников средств для таких выплат).

Сверхплановую и ничем не обеспеченную эмиссию НБУ давайте сразу из числа возможных источников исключим. не потому, что такой - лобовой - поворот событий представляется уж совсем нереальным, а потому что тогда прогнозировать нечего - это будут, как говорят в народе, «гайки».

Посмотрим, каков инфляционный потенциал денег, изысканных украинскими властями на внешних рынках. Напомним, что НБУ должен (курс-то у нас стабильный) эмитировать соответствующее количество гривен под пришедшую извне массу иностранной валюты. Что он с успехом уже и проделал - под часть «Nomura-люксембургского» кредита в сумме (минимум) 370 млн. грн. Во всяком случае, премьер доложил, что именно столько уже брошено правительством в зарплатно-пенсионно-социально-долговую яму. Яма эта глубиной в 5 миллиардов гривен, т. е. в половину доходов, пришедших в бюджет в первом полугодии. Засыпать сию пропасть деньгами до весны 1998-го не удастся ни при какой погоде (сообщение для тех, кто рассчитывает на безоблачное небо к моменту парламентских выборов).

Теперь немного о том, над чем бились слетевшиеся на денек в родное гнездо депутаты ВР. Бились они над проблемой: когда вводить в действие бюджет-97, точнее, отдельные его статьи, поскольку на закон о введении в действие закона о бюджете Президент наложил вето. Некая логика тут имеется: как можно одним законом предусматривать действие другого? Кроме того, вряд ли следует доначислять и собирать, например, проиндексированную плату за землю с 1 января 1997-го, то есть задним числом. Ну и так далее. На самом деле все споры о сроках введения в действие формальны, поскольку де-факто бюджет-97 работает, на него вето нет.

С точки зрения, изложенной в Меморандуме, интересен только размер дефицита и нижний предел реальных доходов бюджета. если они задекларированы правительством и утверждены ВР, остальное не так уж существенно. Но беспокоит эта неуемная страсть - вносить поправки и изменения во все, что попало: от действующей Конституции до свежепринятого закона об НДС, вступающего в силу с 1 октября с.г. Вполне в русле этой тенденции и недавнее заявление премьера о намерении сверстать бюджет-98 на основе самоновейшего налогового пакета. если автор не ошибается, то по степени «сырости» этот 20-законный пакет превосходит все ожидания - там, как говорит народная мудрость, еще конь не валялся. Так что скорее всего прав окажется министр экономики Виктор Суслов, считающий, что бюджет-98 следует основывать на тех законах, которые будут утверждены к моменту подачи проекта бюджета в парламент.

В последние дни августа - в начале сентября мы имеем шанс узнать, на какой основе считают новый бюджетный закон. если это на самом деле еще кому-то интересно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме