БЕЗРАБОТИЦА В ДОНБАССЕ:

Поделиться
вышли из забоя, а куда идти? Проблема трудоустройства по разным причинам потерявших работу украинцев становится все более актуальной для государства...

вышли из забоя, а куда идти?

Проблема трудоустройства по разным причинам потерявших работу украинцев становится все более актуальной для государства. Несомненно, что в разных регионах Украины есть свои специфические особенности, которые влияют на формирование рынка труда, но одна тенденция характерна для всех областей страны: безработных с каждым годом становится все больше. Особенно остро это ощущается на востоке Украины, где в силу предыдущего экономического развития СССР были сконцентрированы многие промышленные гиганты, продукция которых сейчас неконкурентоспособна как на мировом рынке, так и на рынке СНГ. Плюс к этому следует учитывать состояние агропромышленного сектора экономики Донбасса, которому ранее уделялось не столь много внимания, - оно не позволяет «оттянуть» лишнюю рабочую силу.

В этих условиях «амбразуру» государственных интересов вынуждены защищать центры занятости, очень часто оставаясь один на один с проблемами человека, которому больше некуда идти. Рассказывает директор Луганского областного центра занятости населения Олег Котляр:

- Формирование рынка труда и реализация мер программы занятости населения происходят в условиях дальнейшего спада производства, значительного расширения объемов неполной занятости и скрытой безработицы. Так, если в 1994 году на учете в центрах занятости области находилось 25,6 тыс. человек, то в прошлом - 50,3 тысячи. По итогам семи месяцев текущего года в области было уже 52,7 тыс. только официально зарегистрированных незанятых граждан (в 1,7 раза больше, чем за соответствующий период 1996-го), а к концу декабря на фиксированный рынок труда выйдут, по нашим прогнозам, 83,3 тыс. человек.

Рост предложения на рынке труда сопровождается сокращением спроса на рабочую силу. Если в 1994 году среднемесячная численность свободных рабочих мест составляла 11,3 тыс. единиц, в 1996-м - 6,1 тыс., то в текущем году - лишь 4,2 тыс. Из них оплачиваются только 5%. Одновременно уменьшается количество вновь вводимых рабочих мест, создаваемых за счет различных источников финансирования. Так, в 1995 году было введено в действие 28,4 тыс. мест, в 1996 году - 18,4 тыс., а за первое полугодие нынешнего - 6,1 тыс. Не случайно при некотором увеличении абсолютного числа трудоустроенных и направленных на общественные работы уровень этих показателей ниже по сравнению с предыдущим годом.

Численность зарегистрированных безработных в Луганской области с начала 1997 года составила 39,4 тыс. человек (что превышает аналогичный показатель за весь 1996 год). Продолжает расти уровень официальной безработицы: на 1 января 1995 года он составлял 0,3%, на 1 января 1996-го - 0,5%, еще год спустя - 1,2% и по состоянию на 1 августа - 1,9%. Для сравнения: официальный уровень безработицы в целом по Украине - 1,8%, а если смотреть по областям, то в Донецкой - 1,48%, Днепропетровской - 1,22%, Харьковской - 1,57%, Волынской - 4,06%, Ивано-Франковской - 4,04%, Черниговской - 3,52%.

Здесь нельзя не сказать о безработице скрытой. Ее уровень из-за неоплачиваемых отпусков по инициативе администрации составил 2,8% от трудоспособного населения, а с учетом применения сокращенных режимов труда (дня, недели) он еще выше - 3,9%. Однако и эта цифра вызывает сомнение, поскольку многие предприятия попросту не отчитываются перед статуправлениями. Нельзя недооценивать опасность этого явления, так как незанятые в общественном производстве вовлекаются в нелегальную, теневую и криминальную деятельность. Их социальная незащищенность усиливает массовое недовольство деятельностью государственной власти всех уровней и дезорганизует трудовые коллективы.

При этом обращает на себя внимание такой украинский «феномен». Многие предприятия не имеют денег на выходное пособие в случае массовых сокращений. Для них увольнение работников «по собственному желанию» - единственный способ снижения численности без ущерба для своего финансового положения. Отсюда «чудо» - производство падает, а массовых сокращений нет.

Особенно остро вопрос с безработицей встал в угольной промышленности. Очевидно, что без кардинальных изменений в отрасли, закрытия особо убыточных шахт не обойтись. Это осознанная необходимость, хотя и крайне сложная в экономическом, социальном и политическом аспектах. В связи с этим особую актуальность приобретает решение социальных вопросов, связанных, прежде всего, с трудоустройством, упреждающим созданием рабочих мест, организацией системы переподготовки высвобождаемых шахтеров.

Опыт закрытия в Луганской области в течение двух минувших лет 15 шахт обнажил проблемы социальной защиты работников, продемонстрировал незащищенность населения шахтерских городов и поселков. Закрытие шахт уже привело к росту уровня локальной безработицы, снижению жизненного уровня остающихся без работы членов их семей, усилению социальной напряженности и возникновению зон социального бедствия. Именно такая ситуация сложилась в регионе Брянка-Стаханов-Кировск. Задолженность населению по топливу здесь не ликвидирована с 1994 года. Жители городов, действуя по принципу «спасайся, кто может», добывают уголь из шлаковых отстойников, воруют его. Примерно 46% жилищного фонда закрывающихся шахт объединения «Стахановуголь» находится в аварийном и ветхом состоянии, фактически непригодном для жилья. В жилых массивах барачного типа живут горняки, проработавшие на шахтах десятки лет.

Принципиальная деталь: люди лишаются работы не по своей инициативе, как это было раньше, и даже не по инициативе руководства данного предприятия, а по воле государства, в лице его официальных органов, принимающих решение о закрытии предприятия. Что они при этом чувствуют, можете себе представить, ведь по мнению лауреата Нобелевской премии, экономиста Пола Самуэльсона: «психологическая травма при потере работы уступает по уровню стресса смерти близкого родственника или же заключению в тюрьму».

Хотя и здесь приходится сталкиваться с «особенностями» украинского менталитета. В наш центр обратилась одна из львовских фирм с предложением оказать содействие в трудоустройстве шахтеров в Чехии. Зарплата - 400-450 долларов, бесплатное проживание и питание. Когда стали искать желающих, то получили ответ из городского центра занятости Краснодона: тамошние шахтеры за эти деньги работать не собираются. Минимальная планка - 900 долларов. Парадокс...

Процесс закрытия шахт в Украине показал слабую защищенность законом прав человека на труд и его оплату. Практически не берется во внимание опыт закрытия шахт и государственной поддержки угольной промышленности в Англии, Германии, Франции, Бельгии, где этот процесс шел от 6 до 50 лет и где ему предшествовало трудоустройство высвобожденных.

Так, по данным представителей британского фонда «НОУ-ХАУ», которые проводили в Стаханове семинар по социальной защите шахтеров и созданию пунктов социальной защиты на шахтах, закрытие шахт в Великобритании проходило следующим образом.

По состоянию на 1947 год: в наличии - 960 шахт, 760 тыс. рабочих и добыча 200 млн. т угля;

1984 год - 200 шахт, 240 тыс. рабочих;

1991 год - 60 шахт, 72 тыс. рабочих;

1996 год - 20 шахт, 15 тыс. рабочих, 40 млн. т угля.

Итого: закрыто 940 шахт, уволено 745 тыс. рабочих, добыча угля сокращена на 160 млн. т.

Закрытие шахт в Украине опережает обязательные предварительные мероприятия - разработки проектов ликвидации шахт, выделение средств из госбюджета. В прошлом году закрытие 9 шахт было профинансировано в размере всего 9,2%. При высвобождении работников хронически не выплачивается задолженность по зарплате, регрессным искам, выходным пособиям, не говоря уж о выделении средств на создание новых рабочих мест.

Три года назад служба занятости могла выделять беспроцентные ссуды предприятиям на создание новых рабочих мест, предоставлять беспроцентную ссуду тем, кто хотел бы заняться предпринимательской деятельностью, что позволило создать около 1 000 мест. Существовала целая договорная система отношений: мы выделяли деньги - и до 50% новых рабочих мест директор предприятия отдавал службе занятости. Были заявки от крупнейших предприятий Луганска, сформирован пакет заявок, но... Сейчас такой возможности нет. Запрет был инициирован Всемирным банком реконструкции и развития и одобрен правительством Украины. В то же время, по рекомендации Всемирного банка, при закрытии шахт предусматривается финансирование программ для создания новых рабочих мест...

В этой ситуации более разумным представляется подход, при котором средства направлялись бы на реанимацию существующих рабочих мест, что, кстати, и делается в соседней России.

Проекты ликвидации шахт в части социальной защиты высвобождаемых работников, прогноза увольнения и трудоустройства, создания новых рабочих мест, разработанные ведомственными проектными институтами, не выдерживают критики. Если два года назад они носили «железобетонный» характер - повсеместно планировалось создание предприятий по производству железобетонных изделий, строительных конструкций, кирпича, то теперь их характер «полегчал» - планируется создание швейных предприятий. Чувствуется, что к этой работе изначально не были подключены специалисты НИИ труда, центров занятости: в проектах отсутствует увязка с реальной ситуацией на рынке труда.

Так, согласно проектам, из

9 053 человек промышленно-производственного персонала 9 шахт, подлежащих закрытию в 1995 году, 23% работников намечалось отправить на пенсию, 52% - уволить по переводу на другие шахты и 25% - трудоустроить с переквалификацией на предприятия других отраслей, т.е. ни один работник не должен был выйти на рынок труда. Однако несоответствие желаемого действительному привело к неконтролируемому, без соответствующей финансовой поддержки, выбросу на рынки труда шахтерских регионов почти 6 000 человек (60% от общего числа выбывших). Причем 3 500 человек, или более половины, составили высвобожденные, из которых каждый третий обратился в службу занятости.

Указом Президента в связи с проведением структурной перестройки предприятий легкой промышленности и необходимостью создания новых рабочих мест для высвобождающегося персонала шахт была создана компания «Лугансклегинвест», с которой областной центр занятости установил деловые контакты. Реализация этой программы поможет трудоустроить 1 200 горняков и членов их семей. Но... Из 40 млн. грн., предусмотренных на техническое перевооружение швейных фабрик и создание новых рабочих мест, «Лугансклегинвест» получил лишь 6 млн.

Выполнение объемов работ по регулированию занятости населения невозможно без создания надежной финансовой базы. 26 июня с.г. Президент Украины Л.Кучма подписал закон «О сборе на обязательное социальное страхование». На местах надеются, что его реализация позволит стабилизировать финансовое состояние службы занятости, обеспечить своевременную выплату пособий по безработице, стипендий, укрепит материально-техническую базу центров занятости. Ведь ситуация сейчас очень сложная. Фактическое поступление денег на расчетный счет нашего центра минимально, пособия по безработице выплачиваем за май.

Несмотря на все трудности, в Луганской области с начала года трудоустроено 8,8 тыс. человек, переобучено - 489, направлено на общественные работы - почти 3 тыс. Будем и в дальнейшем делать все, что в наших силах, чтобы помочь человеку, потерявшему работу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме