Военные, и особенно связисты, в ходе войны в Ираке (известной еще под названием «Буря в пустыне»), кроме прочего получили весьма назидательный урок, имеющий непосредственное отношение к такому важнейшему аспекту безопасности, как безопасность связи. Дело в том, что большинство подразделений Ирака поддерживало связь с командными пунктами, используя средства и комплексы связи, изготовленные вне этой страны, в частности комплексы, изготовленные фирмой Motorola. Особенность большинства таких систем в том, что изготовитель, как правило, хотя и комплектует систему неким сервисным программным обеспечением, но оставляет за собой возможность несанкционированного дистанционного доступа к управлению всей системой. А это значит, что в определенный момент, благодаря имеющемуся у производителя коду, все системы связи (будь они на любом из пяти континентов) могут быть без особого труда отключены, помимо воли пользователя системой. Так и произошло в первые часы войны с Ираком. Говорят, не удалось отключить только систему связи местного производства...
И вот теперь, в 2000 году, пограничные войска Украины обзаводятся системами связи иностранного производства, предпочитая отечественным радиокомплексы той же Motorola... Словно они собираются охранять не суверенные границы Украины, а, скажем, кордоны США. Соединенные Штаты, конечно, пока демонстрируют союзническое отношение к Украине. Но, как свидетельствует история, не бывает вечных союзников, есть только вечные интересы...
И еще один изначально важный нюанс. Госкомграницы тратит на закупку импортных средств связи бюджетные средства при том, что еще несколько лет назад — за счет госсредств — оплачена разработка отечественных аналогов. Теперь же украинские производители систем связи (для отечественных же пограничников) остаются несолоно хлебавши, а деньги госбюджета Госкомграницы... инвестирует в фирму Motorola.
«Щетельнее надо, ребята, щетельнее…»
Прежде чем описать два примечательных тендера, проведенных в нынешнем году Госкомитетом по вопросам охраны государственной границы Украины, и особенно их результаты и последствия, есть смысл напомнить несколько принципиальных положений, которыми вряд ли может себе позволить пренебрегать госучреждение или госкомитет Украины.
Не стану напоминать о том, что везде и всюду Президент Украины провозглашает политику защиты и поддержки национального производителя. Кабинет министров в русле этой политики запретил госорганизациям и госучреждениям закупать за бюджетные средства импортное оборудование, тем более, если в Украине производятся его аналоги. Что уж говорить о том, что когда речь идет о безопасности государства, подход должен быть особо щепетильным. Однако, похоже, Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины в выборе средств и систем связи щепетильностью не отличается. Чем не только пограничные войска, но и отечественных производителей систем связи ставит в весьма щекотливое положение.
Первый раз (в этом году) Госкомграницы удалось это сделать 18 апреля, когда господа полковники и подполковники из тендерной комиссии из десяти претендентов на поставку трех типов радиостанций для пограничных войск предпочли... поставщика оборудования от Motorola. Сравнительная дешевизна этого предложения, безусловно, один из веских аргументов в пользу этого. И вряд ли бы кто усомнился в объективности тендерного выбора, если бы не другие, не менее важные факторы.
Во-первых, задолго до объявления этого тендера Госкомграницы заказал разработку, выпуск и апробацию аналогичных систем связи в Украине. И этот заказ Госкомграницы профинансировало из бюджетных средств тогдашнее МинВПК и конверсии после того, как пограничники одобрили полученную продукцию.
Во-вторых, отечественные производители нужных пограничникам систем связи, кроме оборудования, поставляют в комплекте еще и адаптированное к требованиям заказчика программное обеспечение (чего не делают поставщики от Motorola, а это не исключает возможность прослушивания и даже несанкционированного дистанционного выведения из строя этих систем связи).
В-третьих, как минимум, один из отечественных участников тендера (тернопольский радиозавод «Орион») использовал в предложенных пограничникам системах связи современный цифровой принцип передачи сигналов взаимодействия и маскировки речи, тогда как иностранные производители предложили системы по сути уже с устаревшими частотными протоколами.
А кроме того, специалисты-связисты уверяют, что комплексы радиосвязи от Motorola (которые в апреле предпочли украинские пограничники) предложены были по явно демпинговым ценам — для того, чтобы в этом случае (и, главное, впредь!) отодвинуть украинских производителей аналогичной продукции на задворки этого рынка. Тогда уж и цены диктовать станут они, и тому же Госкомграницы уже некуда будет деваться — украинские производители такой продукции к тому времени уже будут «ликвидированы» (или, в лучшем случае, — переориентируют свое производство на выпуск, скажем, сковородок с дистанционным радиоуправлением)...
Между тем отечественные производители тех самых злополучных систем связи сделали все от них зависящее и даже несколько больше, чтобы рассчитывать на заказ Госкомграницы.
«Эх вы, «погранцы»!»*
*«Погранцы» — необидное (!) современное «свойское» прозвище пограничников
Еще 11 мая 1994 года Госкомграницы заключил соглашение (контракт) с ОАО «Тернопольский завод «Орион» на выполнение последним опытно-конструкторских работ, в результате чего заказанные пограничниками системы радиосвязи (радиотранслятор «Орион РР-1», стационарная радиостанция «Орион РС-1», переносная радиостанция «Орион РН-2» и радиостанция «Орион РВ-1») были разработаны подрядчиком и включены в государственную комплексную целевую научно-техническую программу «Разработка и производство систем радиосвязи». В процессе производства и испытания этих изделий на всех его этапах специалисты Госкомграницы официально подтверждали, что тернопольчане изготовили системы связи, соответствующие требованиям пограничников, за что совершенно справедливо тернопольский «Орион» получил госсредства за выполнение заказа пограничников через бывшее МинВПК и конверсии, сумма которых (в перерасчете на долларовый эквивалент) составила в общей сложности кругленькую сумму. На опытно-конструкторские работы, выполненные «Орионом», было направлено: в декабре 1994 года — 19194 долл., в июле 1995-го — 62460 долл., в сентябре 1996-го — 34091 долл. Подготовка и испытание радиостанций, изготовленных по заказу пограничников, в 1996 году обошлась бюджету еще в 100290 долл.
Более того, тернопольчане — за собственные средства — разработали 16-канальные радиостанции и систему транкинговой радиосвязи с децентрализованным управлением «Орион-Т» (на базе комплекта радиосвязи), которые успешно проходили испытание и эксплуатировались в УВС Житомира в течение трех лет. «Орион» на эту разработку истратил собственных средств в несколько раз больше, чем вышеназванная сумма бюджетного финансирования.
В результате пятилетней работы «Тернопольский радиозавод «Орион» предложил на первый тендер, объявленный Госкомграницы, системы связи отечественного производства, которые по многим параметрам превосходят зарубежные аналоги.
Одна незадача: демпинговать так, как поставщики далеко не лучших образцов средств связи от Motorola, тернопольчане позволить себе не могли. Да, собственно, о каком демпинге могла идти речь, если в процессе разработки сами же заказчики из Госкомграницы давали добро на формирование такой конечной цены на заказанную ими продукцию?!
А в том, что победитель первого тендера на поставку систем связи для пограничников (киевское предприятие «Квазар-Микро-Радио») явно выставил на комплексы от Motorola демпинговые цены, — нетрудно убедиться, заглянув на WEB-страничку этого предприятия: там цены на ту же продукцию в 1,7 раза выше, чем в тендерном предложении.
«Любит — не любит…»
Монолог отечественных радиопроизводителей
Контролировать выполнение тернопольчанами госзаказа Госкомграницы обязано было Министерство экономики Украины. Когда Госкомграницы в апреле 2000 года признал победителем тендера на поставку систем связи поставщика продукции от Motorola (ПП «Квазар-Микро-Радио»), тернопольский «Орион», имея на то веские основания, обратился в Кабмин непосредственно к тогдашнему главе Минэкономики С.Тигипко. Но, вероятно, он не успел (до своей отставки) ознакомиться с аргументами «Ориона» и принять соответствующие меры — сложил полномочия. А в последующей перестановочной суете в Минэкономики, похоже, ни у кого руки не дошли до «Ориона» и его претензий к Госкомграницы...
Тернопольчане пытаются отстоять свои права и обращаются в Госкомитет по промышленной политике, Госслужбу по экспортному контролю Украины, наконец снова в Минэкономики. Госкомитет по промышленной политике даже направляет 15 мая письмо в Госкомграницы о нелогичности закупки импортного оборудования и средств связи за госсредства в то время, когда «его аналоги с лучшими техническими характеристиками производятся предприятиями Украины».
Далее премьер-министр Украины В.Ющенко дает особое поручение главе Госкомграницы о приобретении средств связи тернопольского «Ориона». Но и это поручение игнорируется.
Между тем Госкомграницы, настаивая на срочности закупки средств связи, добился разрешения единоразовой закупки импортных раций. И все бы ничего, если бы после этого пограничники поступили, как, скажем, украинские железнодорожники. Они, конечно, успели закупить уже 5 тыс. штук раций от той же Motorola, однако параллельно поинтересовались и нынешними отечественными разработками тех же тернопольчан, и даже согласились финансировать их адаптацию к требованиям железнодорожников, рассчитывая, видимо, вскоре закупить отечественные средства связи.
Увы, пограничники пока поступают иначе. Как говорят, лиха беда — начало. Закупив в первый раз оборудование от Motorola, Госкомграницы добровольно загнал себя в глухой угол: системам связи нужны комплектующие. И комитет предпринял еще один шаг в том же направлении...
Несмотря на то, что 25 мая 2000 года премьер-министр Украины Виктор Ющенко дал особое поручение, в частности: «Решить вопрос о закупке средств радиосвязи ОАО «Тернопольский радиозавод «Орион» с учетом запрета закупки за бюджетные средства импортного оборудования и необходимости стимулирования развития отечественного производства».
Что доложили премьеру о выполнении сего поручения (и доложили ли вообще) автору доподлинно неизвестно. Но уже в сентябрьком 2000 года выпуске (№24) «Вестника государственных закупок» в разделе «Объявления о проведении торгов (тендеров) на закупку товаров (работ, услуг) за счет государственных средств» в качестве заказчика снова был заявлен Госкомграницы. Пограничникам, кроме автомобилей, водооткачивающего оборудования и блоков с комплектующими для радиостанций (из которых, в общем-то, можно собрать саму радиостанцию, но по частям; видимо, так завозить дешевле...), понадобились снова радиостанции (VHF-диапазона); в общей сложности 520 штук — четырех видов. Заявки принимались до 17 октября.
И хотя на участие в этом тендере было подано восемь заявок, в том числе и отечественными производителями радиостанций, последние весьма скептически отнеслись к самому факту объявления пограничниками этого тендера. По их мнению, это была весьма неуклюжая попытка Госкомграницы завуалировать уже определенного победителя, потому что все указанные радиостанции — точные названия моделей, производимых фирмой Motorola. Прежде хотя бы марку сразу не называли...
Результат второго тендера, объявленного Госкомграницы, был действительно предсказуем — победителем на днях объявлен поставщик продукции от Motorola, в этот раз — научно-производственное предприятие «ОМиТех» (Киев)...
Логичен вопрос: какой смысл в тендерах, если заранее известен победитель? Их объявляют только потому, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре?.. И какой тогда был смысл выбрасывать госсредства на отечественные разработки, если все равно потом закупают все у иностранных производителей? И еще: зачем украинскому правительству унижаться перед иностранными кредиторами, если в то же время средства госбюджета по сути уходят за рубеж, инвестируя, например, производство зарубежных систем связи?
Когда в стране много и громко говорят о привлечении инвесторов, почему-то мало кому приходит в голову мысль о том, что ни одному серьезному потенциальному инвестору просто не захочется вкладывать инвестиции в украинские предприятия, в частности до тех пор, пока им дешевле и выгоднее будет просто ввозить в Украину свою продукцию, обеспечивая рабочими местами своих соотечественников. Пока той же фирме Motorola будет выгоднее просто продавать те же свои системы связи, она их будет продавать, а не думать об организации своего производства в Украине.
Руководство тернопольского «Ориона» еще 16 июня обращалось к секретарю СНБО Украины Е.Марчуку: «Невзирая на положительные отклики специалистов, при проведении в Госкомграницы тендерных торгов на закупку средств радиосвязи УКХ-диапазона, в которых участвовало наше предприятие, предпочтение отдано иностранному комплексу связи фирмы Motorola… Выбор был сделан, исходя лишь из стоимостных показателей. При этом преференционная поправка не учитывалась. Не учтена также неприспособленность этих систем ко взаимодействию со старым парком оборудования,.. возможность послегарантийного обслуживания, наличие в Украине программного обеспечения…
Полное игнорирование как Госкомграницы, так и другими силовыми ведомствами отечественного производителя, привело практически к полной остановке целый ряд предприятий, таких как «Орион» (Тернополь), «Весна» (Днепропетровск), «Радиоприбор» (Запорожье), «Мусон» (Севастополь). Потенциала этих предприятий вполне достаточно для полного обеспечения потребности всех отечественных потребителей современного радиооборудования…»
Увы, у главы СНБО Украины до сих пор не нашлось времени ответить хоть что-нибудь украинским радиопроизводителям…
Что в конце концов будет делать тот же Госкомграницы, когда та же Motorola поставит им еще много некомплектного оборудования по демпинговым ценам, а затем потребует баснословные деньги за комплектующие, программное обеспечение, необходимых для обеспечения сервисного обслуживания и текущего ремонта в течение всего срока эксплуатации этих радиостанций? Впрочем, тогда уже это станет не только проблемой пограничников, а вопросом национальной безопасности. И ею все равно придется заняться и СНБОУ, и Кабмину, и....
Для убедительности предлагаю еще раз прочесть начало этого материала.
P.S. Если у сопричастных сторон есть иные серьезные аргументы, редакция «ЗН» готова с ними ознакомиться.