1 декабря истек срок подачи заявок на участие в конкурсе по трем облэнерго («Киевобл- энерго», «Житомироблэнерго», «Ривнеоблэнерго»), а через неделю он истечет еще по трем компаниям («Кировоградоблэнерго», «Херсоноблэнерго» и «Севастопольгорэнерго»). Начинается новый этап проведения конкурса, от успеха которого зависит будущее нашей страны.
Поступления от приватизации в бюджет следующего года в определяющей степени зависят от успеха продажи первых шести облэнерго. И не только потому, что их стартовая цена составляет около 110 млн. долларов, то есть более 10% всех поступлений от приватизации, заложенных в проект бюджета-2001. И не только потому, что без успешной продажи первых шести компаний вряд ли можно рассчитывать на успех в продаже следующих тринадцати облэнерго, доходы от продажи которых составят львиную долю приватизационных поступлений 2001 года.
От успеха этого конкурса зависит гораздо больше, чем бюджет. Для того, чтобы осознать это, придется вернуться несколько назад, к основам экономической теории и недавней истории Украины.
Классическая экономическая теория гласит, что основой благосостояния любого общества является продуктивная деловая активность, иными словами, бизнес. Государство само ничего не создает, а только перераспределяет часть ресурсов, которые созданы бизнесом. Каждый бизнес стремится к максимизации собственной прибыли. В свою очередь, рынок и конкуренция ведут к повышению эффективности производства и росту благосостояния общества (знаменитая невидимая рука Адама Смита).
Коммунистическая экономическая теория исходит из того, что только народ в лице государства может справедливо разделить ресурсы и только государство может эффективно управлять производственной активностью. Отсюда всеобщее огосударствление экономики и проникновение государства во все сферы жизнедеятельности общества.
Увы, привлекательная в теории концепция всеобщего равенства и справедливости, на деле оказалась благими намерениями, которыми, как известно, мостят дорогу в нерайском направлении.
СССР распался не по злой воле Ельцина и Ко, а потому что коммунизм изжил себя экономически. Для тех, кто все еще сомневается в этом, достаточно сравнить жизненный уровень в Южной и Северной Корее и вспомнить о разрыве в уровне экономического развития Восточной и Западной Германии до их объединения.
За короткий период, последовавший за распадом СССР, новоявленные независимые государства успели уничтожить основы соцплановой экономики и занялись строительством нового светлого капиталистического будущего. При этом считалось, что сам факт смены кремлевской бюрократии на представителей местной элиты будет достаточным свидетельством серьезности намерений и фундаментальности капиталистического строительства.
Наивность западных учителей позволила Украине некоторое время продержаться на плаву. МВФ, Всемирный банк и прочие учреждения предоставляли странам бывшего СССР сотни миллионов долларов в надежде облегчить переход от плановой к рыночной экономике. Финансовые инвесторы в большинстве своем бездумно следовали за МВФ, свято веруя в то, что уж МВФ до дефолта не допустит, и капиталы, инвестированные в развивающиеся экономики, в любом случае удастся если не приумножить, то хотя бы вернуть назад.
Российский кризис 1998 года образумил большинство наивных финансовых инвесторов. А то, как Россия с имперским величием простила всех, кому должна, надолго отбило желание приватным финансовым учреждениям рассматривать Россию в качестве объекта инвестиций.
Увы, тот факт, что Украина обошлась с инвесторами гораздо более цивилизованно и реструктуризировала внешние долги на достаточно приемлемых (если не оптимальных) для обеих сторон условиях, мало повлиял на инвестпривлекательность нашей страны.
То, что для развития экономики необходимы капитал и инвестиции, понятно всем. Финансовые рынки для Украины закрыты. Следовательно, остаются три источника инвестиций: внутренние, средства международных финансовых организаций и прямые инвестиции.
Внутренние инвестиции на сегодняшний день — явно из области фантастики, ибо до тех пор пока в массовом сознании не закрепится истина, что основой общества является бизнес, этот самый бизнес будет инвестировать в страну ровно тот минимум, который необходим для текущей деятельности, а все остальное — хранить в месте понадежнее, например, в Швейцарии.
Средства международных финансовых организаций хороши, но явно недостаточны. Кроме того, они привязаны к определенным политическим и экономическим требованиям, и наивно думать, что международная бюрократия будет более эффективно управлять страной, чем национальная элита. Да и реформы по указке со стороны еще никогда не бывали действенными.
Итак, остаются прямые инвестиции от пресловутых стратегических инвесторов. Кстати, у нас до сих пор путают (или делают вид, что путают) инвесторов со спонсорами. Да нет, это совсем не одно и то же. Инвесторов не интересует спасение страны или благородство идеи, их интересует прибыль на вложенный капитал, т. е. деньги штрих, как учил вечно живой классик Карл Маркс.
И до тех пор, пока деловые условия в стране не будут способствовать преобразованию денег в деньги штрих и образованию прибыли, инвесторы будут обходить Украину стороной и зарабатывать этот штрих в любом другом месте. И мест таких, как минимум 132, если верить последнему сообщению, что Украина занимает 133-е место в мире по индексу экономической свободы.
Конечно, свято место пусто не бывает, и на место американских, немецких и французских капиталов придет (и уже приходит) капитал российский. Что с финансовой точки зрения тоже неплохо: я пока не слышал ни одной жалобы от работников компаний, купленных российскими инвесторами, что, мол, умрем, а зарплату от москалей вовремя получать не будем, лучше уж трудиться на родное Отечество, которое хоть и не платит ни гроша, зато свое, родное.
Но если мы хотим привлечь стратегических инвесторов не только из России, но и из других государств, то есть только один способ добиться намеченной цели — создать привлекательные условия для бизнеса. Не будет привлекательного инвестиционного климата — не будет всего вышеперечисленного, а будут очередное неожиданное наступление зимы, поиски крайних, попытки реформировать ТЭК и осуществить рыночные реформы посредством временного ручного управления. Мол, не время еще бросать курить, с понедельника начнем, но только не с этого. А еще будет дальнейшее снижение уровня жизни людей, поляризация бедности и богатства, и закончиться это может совсем нехорошо, а вовсе не вступлением в ЕС.
Кстати, о Европе. Как известно, валовой национальный продукт в Украине составляет уже менее 600 долларов на душу населения, в то время как в Польше он превышает 4000 долларов, в Греции, одной из самых бедных стран Европы, превышает 10000 долларов, а в скандинавских странах приближается к 30000 долларов на душу населения.
Означают эти цифры то, что если наша экономика будет расти на 7 процентов каждый год, то нам понадобится приблизительно 30 лет, чтобы достичь сегодняшнего уровня Польши, более 40 лет, чтобы выйти на уровень Греции и более 50 лет, чтобы подобраться к сегодняшнему уровню стран Скандинавии. Разве не жаль, что шведы проиграли Полтавскую битву?
Но вернусь к облэнерго. Целью их приватизации является не только — и не столько — привлечение поступлений в бюджет, сколько появление эффективного собственника, того самого, который и будет создавать деньги штрих. Государство продемонстрировало свою несостоятельность в качестве собственника.
Для того чтобы максимизировать прибыль, эффективный собственник будет обеспечивать и снижение издержек, и улучшение качества предоставляемых услуг, что для облэнерго означает бесперебойное обеспечение потребителей электроэнергией. Конечно, не всех потребителей, а только тех, кто ее оплачивает.
Задачей же государства является забота о тех, кто не в состоянии самостоятельно оплатить потребленную электроэнергию. Причем речь идет не обо всем объеме энергопотребления, а только о минимальном, обеспечивающем жизнь без роскоши, но достойную человеческого существа.
Стратегических инвесторов от участия в конкурсе могут отпугнуть, как известно, две основные причины. Первая — непрозрачность процедуры продажи, когда официальные правила проведения конкурса отличаются от правил реальных, и выигрывает не тот, кто предложил максимально выгодные для государства условия, а вовремя вошел в правильный кабинет.
Прозрачность предстоящей продажи облэнерго у меня лично сомнений не вызывает. Процедура продажи, детально описанная в недавно разработанных ФГИ правилах, проста и понятна. К участию в конкурсе допускаются только стратегические инвесторы, которые удовлетворяют определенные, заранее известные критерии. Все вопросы, включая предварительное согласие АК и НКРЭ, участники конкурса согласовывают до даты проведения конкурса, в том числе подписывают окончательный вариант договора купли-продажи, не подлежащего изменениям после оглашения результатов конкурса. Сам конкурс проводится в присутствии официальных лиц, прессы, общественности и сводится к представлению ценовых заявок, которые публично оглашаются председателем приватизационной комиссии. Участник, который опустит в прозрачный ящик заявку с максимальной ценой, будет объявлен победителем. Далее шампанское, цветы и прочие приятности (интересно, как получится на самом деле?).
Но до этого приятного момента еще нужно дойти, что сделать будет очень нелегко. Препятствовать этому может вторая причина — непривлекательность того, что продается. Ведь приватизация — это прежде всего коммерческая транзакция, в которой нет начальника и подчиненного, а есть продавец и покупатель. И если покупателю не нравится то, что продается, то и сделка не состоится.
Как нам всем известно, для того, чтобы продать, например, дом, его нужно привести в порядок, подремонтировать, подстричь деревья на участке, покрасить забор. До того, как привести потенциального покупателя, желательно убрать в квартире, а обычно разбросанные вещи хотя бы свалить в самую дальнюю комнату.
В случае же с приватизацией у нас нередко все делается с точностью наоборот. В доме срочно гадят, выносят всю мебель, перекапывают дорогу перед входом, и если покупатель, не дай Бог, проявил заинтересованность в покупке, ему сообщается, что его соседи — алкоголики, и он должен будет оплачивать коммунальные услуги за всех.
В том виде, в котором они существуют сегодня, наши облэнерго не являются ни привлекательным бизнесом, ни, соответственно, привлекательным товаром для покупателей. Стратегические инвесторы четко сформулировали ряд принципиальных требований, направленных на повышение привлекательности облэнерго, без удовлетворения которых наивно рассчитывать на ажиотажный спрос покупателей. Не вдаваясь в подробности этих требований, замечу только, что все они вытекают из здравого смысла и самой сути бизнеса — приносить прибыль его владельцам.
Дальше все зависит от нас. Если мы действительно хотим, чтобы в наш дом пришли стратегические инвесторы, капитал, порядок, стабильное обеспечение электроэнергией, если мы действительно хотим сделать шаг в сторону Европы, то давайте все это делать, приводить дом в порядок и вместе строить будущее страны.
Если же мы продолжаем считать, что время еще не пришло, и уборку дома начнем, конечно, обязательно, только не с этого понедельника, то давайте хотя бы не лицемерить и не делать вид, что мы чего-то все еще не понимаем, а виноват кто угодно — МВФ, Россия, жидомасоны, иностранные советники, только не мы сами. Ибо, как гласит народная мудрость, если вокруг тебя все время чем-то неприятно пахнет, то трудно не догадаться, что это пахнет от тебя.