В Украине отметили очередную европейскую неделю качества. Зачинщиком и организатором стала Украинская ассоциация качества, общественная организация, объединившая не так физических лиц, как юридических. В столичном Доме профсоюзов состоялись семинары, выставки, конкурсы, награждения победителей, фуршеты и приемы. Достался приз и «Зеркалу недели», годами стойко устремлявшему взор поверх прагматичных статей о системах качества.
Однако чтобы адекватно воспринимать действительность на этом празднике героев конкурсов качества, нужно все же переживать изрядную долю скепсиса и к всенародной борьбе за качество вообще, и к реальному качеству отечественных товаров в частности. Украинская индустрия, подпитываемая дешевыми энергоносителями из России, о качестве своей сверхдешевой продукции не особенно заботится. На Западе наше сырье и особо энергоемкие изделия берут, «невзирая на него». На внутреннем рынке на хорошую продукцию у людей попросту не хватает денег. Борцы за качество вынуждены постоянно балансировать между стремлением улучшить потребительские свойства товаров и угрозой безработицы из-за подорожания. Хорошее и недорогое — понятия почти несовместимые и в приличном обществе, и на самом деле.
Невзирая на весь этот негатив и даже на очевидное желание европейцев отгородиться от Украины шенгенской стеной, Украинская ассоциация качества, словно секта просветителей, усиленно насаждает европейские категории качества и даже гордится тем, что именно она владеет своеобразным монопольным правом официального диллера этой торговой марки (качество, тем более европейское, — товар дорогостоящий).
К тому же ассоциация мечтает, чтобы и стар и млад в Украине знал об этом «эксклюзиве» назубок. В пресс-релизе отдельно упомянуто, что «по итогам Европейской недели качества-98 Украина отмечена в числе 6 европейских стран, в которых мероприятия были проведены с особенным успехом и опыт которых рекомендовано для распространения в других странах Европы». Журналисты воспринимают такие замечания с профессиональной невозмутимостью, хотя трудно представить себе страну, в которой Европейскую неделю качества отмечали бы с таким же заметным душевным трепетом, на фоне не менее ощутимого невнимания и даже равнодушия со стороны самого общества.
Участники киевской церемонии Европейских дней качества словно задались целью до последней запятой реализовать заповедь (в данном случае цитату) генерального секретаря европейской организации качества Бертрана Жоуслина де Норея: «Основное задание недели: помочь людям понять, что качество — это больше, чем сертификация, больше, чем стандарты и выполнение правил…». (Нет смысла продолжать цитату, ибо что есть «больше, чем стандарты и выполнение правил», что есть больше, чем сама жизнь, хорошо известно — вера). Как ни крути, а для наблюдателей, в отличие от участников, это шоу, пусть даже под таким фантастическим названием, как Неделя качества в Украине, это не акт суицида, и участие, равно как сочувствие публики, хотя бы и незримое, элемент необходимый. Поэтому внешне празднование Недели качества напоминает героические усилия мышки, стремящейся выбраться из сметаны. Зрители пытаются угадать, может ли эта мышка выбраться из сметаны, а сама мышка старается не думать о вкусе сыра, который она взбивает своими лапками…
Разумеется, лидером такой общественной организации может быть только поэт, способный объединить в одной строфе проблему качества, журавля в небе и вкус родниковой воды. Не знаю, есть ли в ассоциации партия, но человек такой есть — это Петр Калита. Стратегию ассоциации он описывает очень рельефно: «Мы уже создали клуб лучших из лучших. Есть достаточное количество украинских предприятий, постоянных участников финалов европейских конкурсов качества. У них своя шкала ценностей. Они, естественно, стремятся заключать контракты прежде всего друг с другом, потому что им не подходит другое качество. Остальные стремятся стать членами этого элитарного клуба».
Чтобы читатель лучше понимал задачи и текущую деятельность ассоциации, Петр Калита посоветовал разобраться с тремя проблемам: прежде всего, необходимо понимать, что речь идет об общественном движении, возникшем на руинах былого могущества Госстандарта. П.Калита утверждает, что эта общественная организация ныне ни с кем «не воюет». По той причине, что после отставки прежнего председателя Госстандарта Татьяны Киселевой, членам этого движения вроде бы и бороться не с кем. Участники этого движения стремятся засвидетельствовать свою лояльность и обществу, и всем его институтам со всеми их милыми чертами. Импортеры, наводнившие украинский рынок подделками с всемирно известными «лейбами», в борьбе с которыми прославилась Т.Киселева, не упоминались в ходе Недели качества даже всуе. П.Калита при этом утверждает, что деньги бюджета уже не расходуются на «государственный рэкет под видом борьбы за качество».
Среди предприятий — победителей европейских конкурсов качества, отмеченных даже премьером в его поздравлении участникам Недели качества, — Броварское дорожно-строительное управление №50, а также луганский «Интерсплав», о котором стоит упомянуть особо. Именно этот коллектив выдержал и «наезды» налоговиков, о чем не так давно рассказывало «ЗН», и даже «наезды» газопопоставщиков. Однако именно на этом предприятии в очереди на любое (!) рабочее место пребывали... 10 000 человек, включая тех, кто прежде добровольно уволился, не видя перспективу этого предприятия. Что, впрочем, вполне объяснимо, если взглянуть на результаты последнего опроса и работников завода, и потребителей продукции СП «Интерсплав». И учесть, что средняя ежемесячная и регулярно выплачиваемая зарплата здесь превышает 1000 грн. И это при том, что чуть больше десяти лет назад, когда В.Болденков принял на себя руководство этим предприятием, Свердловский завод алюминиевых сплавов, по характеристике тогдашнего министра цветной металлургии, представлял «самый плохой завод в СССР в области переработки сырья на основе алюминия».
В ходе Недели качества его организаторы постарались как можно активнее популяризировать хотя бы начальные знания о европейских стандартах ISO-9000. С этой целью в ходе семинаров и дискуссий выступали и представители западных структур, созданных для усовершенствования методов и способов повышения качества продукции, и их украинские коллеги. Участники мероприятий, ради которых собственно весь этот сыр-бор и затевался, в ходе дискуссий усвоили по крайней мере одну истину: без западноевропейских сертификатов соответствия требованиям безопасности и качества, украинская продукция на Западе не будет востребована. Более того, еще год-два и украинский покупатель также начнет требовать такие же сертификаты. Ибо только очень богатый человек может позволить себе покупать то, чем до сих пор завалены лотки розничной торговли на украинских вещевых рынках и базарные прилавки.