ЗНАКОМСТВО С ПИАНИСТАМИ ХХI СТОЛЕТИЯ

Поделиться
Второй Международный конкурс юных пианистов памяти В.Горовица завершился в понедельник заключительным концертом лауреатов и дипломантов...

Второй Международный конкурс юных пианистов памяти В.Горовица завершился в понедельник заключительным концертом лауреатов и дипломантов. После бурного обсуждения, продолжавшегося до четырех утра, международное жюри вынесло свой вердикт. Победители названы, призы распределены, конкурс окончен, жизнь продолжается. Иной раз уже привычно-профессионально подсчитывая баллы участников того или иного соревнования, мы механически сравниваем их с идеалом в нашем представлении. «Похож-не похож, достоин-недостоин». Как выбрать лучших из 84 лучших, вступивших в первый «круг» и представивших фортепианные школы 16 стран мира? Или даже из 18 счастливцев, выдержавших два тура и дошедших до третьего, став предметом гордости в пяти странах?

Украина может считать себя близкой и почти родной для американца Б.Валлика (первая премия в средней группе и приз за лучшее исполнение произведения композитора страны-участника), японцев Э.Минорикава (диплом), К.Мацумото (третья премия в средней группе и диплом), Ю.Китано и Х.Учияма (третья премия в старшей группе) и очаровательной Р.Хиноуэ, победившей в младшей, а также китаянки Лон Ин (третья премия в средней группе) и россиянина С.Морозова (диплом в старшей).

Приятно, конечно, когда Украину, родину виртуозов и гениев XVII-XVIII в.в. сегодня называют «молодой державой» представители стран, в которых на то время и не слыхивали об органах либо клавесинах. Но слегка непонятно, каким образом держава с многовековой профессиональной музыкальной традицией не получила ни одной высшей награды в нынешнем соревновании юных виртуозов. Возможно, сказывается тот колоссальный отток лучших исполнительских и преподавательских сил в страны ближнего и дальнего зарубежья, усилившийся экономическими проблемами последних лет. Те же трудности перекрыли путь в музыкальные школы детям из малоимущих интеллигентных семей и сделали обучение музыке прерогативой только обеспеченных слоев общества. Эти же экономические проблемы ограничили на несколько лет наших учителей «первой ступени» в информации в виде пластинок, нот и книг. Если развивать тему и принять во внимание еще и всеохватывающее сокращение бюджетных средств на культуру, что грозит печальной перспективой закрытия большого количества музыкальных школ, то будущее предстанет мрачноватым.

Пока же, наблюдая этот настоящий праздник музыки, удивительно преобразивший и на много порядков омолодивший и взбодривший столицу Украины и ее музыкальную жизнь, не устаешь удивляться и радоваться неистребимости в нашем народе любви к прекрасному искусству - музыке, а также - энтузиазму и неуспокоенности некоторых представителей «класса» музыкантов и педагогов, задумавших и осуществивших сие «действо виртуозо». Сегодня пока еще трудно адекватно оценить этот подвижнический труд создателей конкурса - дирекции Киевского государственного музыкального училища им.Р.Глиэра, членов оргкомитета и представителей управления культуры столицы. Теперь у них появились новые подопечные, ответственность за которых возникла одновременно с вручением им званий и наград.

В течение двух недель практически ежедневно заполнялись публикой Большой зал Национальной музыкальной академии им.П.Чайковского и Колонный зал им. Н.Лысенко Национальной филармонии Украины. К третьему туру конкурса слушатели в зале уже осведомленно оперировали именами юных виртуозов, сравнивая манеры и школы игры.

Этой теме была посвящена и встреча «за круглым столом» членов жюри, организаторов и почетных гостей конкурса с представителями музыкальной общественности и прессы, состоявшаяся в минувшую субботу в филармонии. Своими мыслями по поводу конкурса и его значения поделился с нами Я.Я.Быстрицкий, вице-президент Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов. Он отметил высокий уровень и солидный профессиональный уровень подготовки участников, а также прекрасную организацию. По мнению опытного и авторитетного директора Международного конкурса и общества им.А.Рубинштейна, особое значение по окончании «соревнования» имеет работа с его участниками - как победителями, так и «аутсайдерами», и особенно с последними. Важно теперь не растерять лауреатов, поддержать их и не оставить вниманием.

Эту мысль продолжила профессор Рубинской академии музыки (Тель-Авив) лауреат международных конкурсов Д.Иоффе. Она обратила внимание на возникшие в последнее время тенденции подготовки юных виртуозов-«спортсменов», проявившуюся на конкурсе, и предостерегла педагогов от чрезмерного увлечения громкостью и «скоростью». В этом коллегу поддержала ректор Львовского высшего музыкального института заслуженная артистка Украины М.Крушельницкая. По ее мнению, нельзя превращать конкурс в соревнование. Она подчеркнула также, что в процессе подготовки и проведения конкурс выявил огромное количество талантов и открыл большие возможности украинских исполнительских школ. Хотя, конечно, не обошлось и без некоторых случайностей при отборе на второй и третий туры.

С.Бэлза (Москва) заверил, что, по его мнению, у конкурса, носящего славное имя В.Горовица, большое будущее. И теперь основная его задждача - войти в число лучших в мире. Р.Плагге(профессор Зальцбургского Моцартеума) выразил свое опасение в том, чтобы педагоги не стали использовать своих учеников в качестве «лошадей» для забега в достижении новых «спортивных» результатов. И особенно важно при подготовке юных музыкантов к конкурсам сохранять их детскую чувствительность и непосредственность. Профессор К.Накадзима(Япония) сказал, что его беспокоит то, что все интересуются всегда лишь лауреатами конкурса. И ставя себя на место публики, он всегда мечтает о том, чтобы его ученики в первую очередь завоевали сердца слушателей и получили удовольствие от выступления на сцене.

Наверное, дорогими наградами для многих юных виртуозов стали приглашения на Международный фестиваль «Артисты ХХI столетия» от его арт-директора А.Слободяника и на фестиваль «Киев-мюзик-фест-97» от музыкального директора И.Карабица. Лауреаты выступят с концертами в турне, в подготовке которого согласились принять участие члены международного жюри.

Естественно, даже при наличии такого высокоавторитетного жюри под председательством народного артиста Украины И.Карабица трудно гарантировать абсолютную объективность. Кому-то просто трудно было выдержать этот марафон, ведь психологическая и физическая нагрузки трех туров не каждому взрослому под силу.

С другой стороны, кому-то из членов жюри показалось, что уровень участников финала в старшей группе недостаточен для присуждения высшей награды, а кто-то пленился очарованием детскости победительницы в младшей группе Р.Хиноуэ, или американской импозантностью и подчеркнутым артистизмом обладателя первой премии во второй группе Б.Валлика. В тени оказались, к сожалению, талантливые и музыкальные А.Гаврилюк и Е.Уханов (Харьков), Д.Прощаев и В.Зубков (Киев). Предметом дискуссий стала харьковская пианистическая школа профессора В.Макарова, составившая основную конкуренцию зарубежным представителям.

И тем не менее, уровень конкурса высок, что обеспечивают три тура-прослушивания с обязательной программой и высокими критериями отбора. В результате основная борьба развернулась между представителями трех фортепианных стран - Украиной, США и Японией. Внутренние различия между Киевской (ССМШ им.Н.Лысенко) и Харьковской (ССМШ) выявили их конкурентоспособность и активность.

Понимая особенности международных конкурсов и вникая в далекоидущую стратегию распределения призовых мест, я бы все-таки внесла в решение жюри одну поправку - в пользу В.Зубкова (НМУ, класс профессора Б.Архимовича), не получившего первую премию в старшей группе. Как бы в погоне за объективностью и желанием раздать «всем сестрам по серьгам» не отбили желание соревноваться у наших детей их педагоги. Утратить веру в себя и остаться «вторыми» по жизни в этом возрасте - значит, не состояться вообще. Среди прочих конкурсных проблем - уже хорошо известные: репертуар и аккомпанирующие оркестры. Если первая работа случая, то вторая - дело государственной важности. Ансамбль «Киевская камерата» и Симфонический оркестр Национальной филармонии, их дирижеры - К.Карабиц, В.Балей и Н.Дядюра выдержали настоящий экзамен на профессионализм. И как оказалось, не всегда наши коллективы в состоянии играть шедевры виртуозного жанра «с листа». А хотелось бы.

Праздник юных пианистов памяти В.Горовица состоялся. Аншлаги, благодарную публику, овации, «браво» и «бис» они уже вкусили. Неопытные маленькие артисты пока еще неловко и робко кланяются, спеша уйти со сцены. Это они - будущее исполнительской культуры нации, ее ХХI столетие. Дай-то Бог найти себя и сделать свою карьеру!

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме