ВНЕ ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВА

Поделиться
Удивительные метаморфозы иногда сотворяет с нами судьба. В середине пятидесятых режиссер Иван Петрович Кавалеридзе на Киевской киностудии имени А.Довженко подбирал актеров для съемок фильма «Повія»...

Удивительные метаморфозы иногда сотворяет с нами судьба.

В середине пятидесятых режиссер Иван Петрович Кавалеридзе на Киевской киностудии имени А.Довженко подбирал актеров для съемок фильма «Повія». Пришел к нему на пробу и один выпускник актерского факультета Киевского театрального института. Высокий, стройный красавец-брюнет с буйной шевелюрой и горящими карими глазами. Наверное, немного самоуверенный, как обычно бывает в начале жизненного пути. Режиссер мельком глянул на него и, улыбаясь, сказал: «О, какой вы современный!» «Так для этого грим, костюм», - заметил претендент на роль парня иной эпохи. «Нет, нет, очень вы современны, спасибо. Вы мне не подходите. Следующий!» Парень возмутился: «Как так не подхожу? Снимайте пробу!» Ответа не последовало, вопрос был решен.

Что уж в выпускнике театрального не понравилось режиссеру, сейчас трудно судить, сам он никогда не вспоминал об этом. Но когда вторично Кавалеридзе через несколько лет встретился с этим парнем, переступившем порог его дома, произнести «Следующий!» Иван Петрович не смог, если б и хотел. Молодой человек был представлен ему в качестве мужа любимой дочери.

Неслись годы жизни под одной крышей, долгих откровенных бесед об искусстве, взаимного познания, проникновения во внутренний мир. Парень «выбился в люди», стал одним из ведущих кинорежиссеров студии «Укртелефильм». Пришло признание, появились призы и дипломы на фестивалях. Как-то по телевизору увидел Иван Петрович его новый фильм «Троистые музыки». Знал, что зять вынашивал этот замысел не один год. Он выстрадал его, вылелеял. И вот на экране - что ни кадр - законченная фреска, каждая музыкальная строфа - знакомая и любимая с колыбели. Иван Петрович потер глаза ладонью и удовлетворенно пробурчал: «Если ты, Ростик, даже больше ничего не снимешь, имя твое Украина запомнит».

Иван Петрович первым распознал в Ростиславе Синько и талант скульптора. Однажды зять взялся помочь дочери, учившейся в художественной школе, вылепить из пластилина маску. Вылепил. Девочка показала её дедушке. Кавалеридзе внимательно посмотрел и со всей серьёзностью молвил: «Ты, Ростик, должен лепить! У тебя зоркий глаз, умелые руки». «Это другое искусство. Не хочу распыляться», - ответил Ростислав и услышал: «Искусство, хлопче, всегда едино!»

Так постепенно из уважаемого зятя превратился Ростислав Синько в любимого сына. На смертном одре, в последний день своего земного пути, разговаривая с заместителем министра культуры, пришедшей его проведать, Кавалеридзе, теряя сознание, твердил: «Единственно прошу: позаботьтесь о сыне. Не дайте ему сломаться. Он чуткий, ранимый, защитите его!»

В жизни же пришлось названному сыну защищать отца. Защищать выдающегося творца от забвения, на которое обрекла неугодного «украинского националиста и формалиста» Кавалеридзе существовавшая пророссийская власть.

Иван Петрович любил шутить, что он богач, родился в сорочке. Но в действительности вся его жизнь прошла в гонениях, невзгодах и лишениях, зачастую - и впроголодь. Так что не оставил мастер в наследство ни палат каменных, ни дач и автомашин, ни тысяч на сберкнижках.

Досталось Синько от отца в наследство то, на что никто больше не претендовал, от чего на ту пору отказалось и государство - заполнившие все пространство небольшой мастерской скульптурные работы Ивана Петровича. В гипсе, в оргстекле и глине, но не единой в бронзе, на бронзу у Кавалеридзе не хватало денег. Пылились, приходили в негодность скульптурные портреты выдающихся людей Украины от Киевской Руси до наших дней, героев борьбы за независимость, макеты памятников, эскизы. Труднейшая задача встала перед Синько - сохранить и передать народу все это богатство. Наследник оказался не из слабодухих. Профессия режиссера научила его открывать чиновничьи двери. И хотя не редко слышал от безграмотных чинуш: «Кавалеридзе? А кто это такой?», достучался-таки. И родилось постановление городской администрации, которым на киевском Монмартре - Андреевском спуске - открывается музей-мастерская И.Кавалеридзе.

Так уже случилось, что в предоставленном музею трехэтажном особняке в свое время Иван Петрович творил памятник княгине Ольге. Дом старый, требуется отселить жильцов, провести ремонт. Нужно готовить экспозицию, приобретать новые экспонаты. И обо всем этом должен заботиться директор музея. Непосильный труд в наше сложное время, когда на культуру из бюджета остаются буквально крохи. Кто согласится на эту беспокойную должность при зарплате в сто гривен? Нашелся такой. Уговорили, уломали. Директором музея стал Ростислав Синько. Прельстился мыслью быть в курсе всего, что связано с увековечением памяти Кавалеридзе, с популяризацией его творений, осуществлением его идей.

Одна из них - восстановить в Киеве памятник княгине Ольге. Как известно, его установили на Михайловской площади в 1911 году, но простоял он не долго. Большевики разрушили его, сравняли с землей одно из лучших творений скульптора. Он сохранился лишь в памяти людской да на фотографиях.

Синько выступает в печати, поднимает общественность, находит единомышленников среди скульпторов, архитекторов, кинематографистов, предлагает создать фонд Кавалеридзе. Возглавить фонд упросил Ивана Драча. Но вся рутинная повседневная забота о судьбе творческого наследия Кавалеридзе легла на плечи вице-президента фонда - того же Ростислава Синько.

Не счесть поклонов, отвешенных им власть предержащим, часов, отсиженных в ожидании в их приемных, писем, выпрашивающих денег на мрамор, на строительные работы. Да и стоит ли теперь об этом вспоминать! Главное свершилось: весной 1996 года возрожден и теперь красуется на Михайловской площади в Киеве беломраморный символ украинской государственности, просвещения и духовности - памятник княгине Ольге, святому апостолу Андрею Первозванному, святым равноапостольным просветителям Кириллу и Мефодию. Возвращено народу великое творение гениального скульптора.

1997 год для Синько тоже знаменателен. У Софии Киевской установлен памятник Ярославу Мудрому. Из сохранившихся нескольких вариантов макетов памятника работы И.Кавалеридзе был отобран лучший.

Я встретился с Ростиславом Александровичем в одном из залов музея. Годы мало меняют его. Разве что седины еще поприбавилось в его пышной бородке. Спрашиваю: «А как же кино? Совсем забросили? Скульптура - новая ваша любовь?»

- Таков уж груз полученного наследства, гений Кавалеридзе вне времени и пространства поглощает своим величием, - говорит Ростислав Александрович. - Не могу ни о чем другом думать. Верю, еще не один эскиз художника приобретет очертания величественного памятника на земле нашей независимой Украины. В своем воображении я вижу их уже сегодня. И сам иногда понять не могу, где мысли Кавалеридзе, а где уже додумано мною. Условно растворился в нём...

Все новые творческие замыслы Синько связаны с его гениальным предком. Написал сценарий полнометражного художественно-документального фильма, посвященного 110-летию со дня его рождения. Безусловно, и ставить фильм будет сам.

Пройдет немного времени и афиши возвестят о премьере спектакля «Исповедь». Играть его будут в самом большом зале музея, там, где ваял мастер княгиню Ольгу, где и сейчас словно витает его дух. Автор пьесы - драматург Р.Синько. Он же и исполнитель главной роли - Прокаженного Ивана. Кроме него в драматическом трио - Оголенная натура и Черный человек. Та, что вдохновляла, вела и звала, и тот, кто в разных обличьях на всех перепутьях делал жизнь мастера невыносимой.

«Живий я, чи вмер? Нібито живий, а з Кремля заявили, був такий скульптор Кавалерідзе, робив жахливі речі...» - таковы первые слова исповеди Прокаженного Ивана. За ними - исторический факт. Выступая с высокой трибуны, Никита Хрущев так и брякнул. Был, мол, такой скульптор, делал ужасные вещи...

Коммунистический лидер пытался этими словами похоронить тогда еще находившегося в добром здравии неугодного мастера. Был... В ответ так и хочется закричать: «Он есть!» Ведь оживают и красуются на его родной украинской земле его бессмертные творения!

Р.S. И.Кавалеридзе похоронен в Киеве на Байковом кладбище. Над его могилой высится бронзовый бюст. Из многих прижизненных своих скульптурных портретов Иван Петрович выделял именно этот. Бюст вылепил Ростислав Синько.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме