Украинский пируэт "Великого Гэтсби"

Поделиться
Украинский пируэт "Великого Гэтсби"
Матвиенко, Меладзе, Роден ставят на пуанты Фицджеральда

Посреди августовской жары и мертвого театрального сезона в Киеве сейчас активно занята репетиционным процессом, пожалуй, только одна творческая группа. На улице Владимирской в Доме учителя, несмотря на зной, продолжаются репетиции нового сенсационного балетного проекта - "Великий Гэтсби". Хореограф - всемирно известный американец Дуайт Роден (в последнее время он стал частым гостем Киева), композитор - Константин Меладзе, главное лицо балета - наш всемирно известный танцовщик Денис Матвиенко, который в этом репортаже и стал "гидом" ZN.UA по будущему проекту.

Кажется, до премьеры есть время: в Киеве спектакль покажут только 28-29 октября на сцене дворца "Украина". Но график постановки расписан с такой тщательностью и точностью, будто бы голливудские технологи создают здесь очередной "Аватар". Создателей и продюсеров можно понять. Практически каждый из звездного треугольника - Роден, Меладзе, Матвиенко - параллельно заняты другими проектами. Например, Дуайт Роден во всем мире просто нарасхват. Это просто чудо, что один из лидеров современного мирового балета в эти дни в Киеве работает не покладая рук над нашим национальным проектом. У Меладзе, как известно, очередной виток телевизионных популярных шоу. А Денис Матвиенко успешно выступает не только на сцене Мариинки, солистом которой он является, но и на других лучших мировых балетных площадках.

- Буквально завтра я улетаю в Санкт-Петербург на спектакль "Корсар", а послезавтра у меня выступление в Японии, там тоже "Корсар", - рассказывает ZN.UA г-н Матвиенко. - После этого в моем графике - Лондон, где супруга Анастасия выступает с Мариинским театром. А уже с сентября я крайне строго скорректировал свои поездки, отменил многие заманчивые приглашения, потому что будем плотно и серьезно готовиться к октябрьской премьере "Великого Гэтсби" в Киеве. Наш балет - это украинский творческий продукт. И я понимаю, насколько высока ответственность, насколько серьезны ожидания балетного мира в связи с этой работой. Тем более, что после киевской премьеры у нас планируется международный тур с "Гэтсби" - Европа, Америка, Россия.

- Денис, изначально "Гэтсби" планировался как российско-украинский проект, большой ресурс отводился Мариинскому театру. Сегодня вы говорите о сугубо национальном продукте. Что изменилось? Политическая ситуация повлияла? Или какие-то экономические факторы?

- Повторюсь, наш балет - это украинский проект. Но действительно в какой-то момент возникла возможность сотрудничества с Мариинкой. В первую очередь нас привлекла тамошняя сверхоснащенная новая сцена на набережной Крюкова канала. Несмотря на то, что тема подобного сотрудничества была заманчивой и интересной, мы все-таки решили позиционировать балет "Великий Гэтсби" как наш, национальный. При этом в нашем проекте принимают участие пять артистов-солистов Мариинского театра. Невзирая на все сложные политические процессы, считаю, что это правильно. Предполагая украинскую "прописку", "Великий Гэтсби" - все-таки балет международный. Наш хореограф - выдающийся американец Роден. Исполнители - из разных стран. И вообще, на мой взгляд, на искусстве балета меньше всего должны сказываться политические катаклизмы. Танцовщики из разных стран всю жизнь разговаривают в балете на одном языке - на языке танца. Этот язык объединяет. А от международных скандалов искусство только теряет. От ограничений, табу - тоже. Мне иногда становится смешно, когда в Питере мне же "сообщают", мол, если заговоришь в Киеве на русском языке - тебя побьют. Что за ерунда? Какие могут быть ущемления? Я - солист Мариинского театра. Весьма часто выступаю в Петербурге. Представьте, не езжу там в бронированной машине. Но гражданство у меня - украинское. Как и у моей жены, и у дочери. И гражданство мы не будем менять никогда.

- Если мы коснулись этих тем, то, на время отойдя от "Гэтсби", все-таки как вы восприняли информацию о списке возможных персон нон грата среди деятелей российской культуры? В этом списке, несомненно, может оказаться и Валерией Гергиев, руководитель Мариинского театра. Вы общались на эту тему с кем-нибудь из российских коллег? Вам известны их мнения?

- Скажу так: подобные политические перипетии сильно влияют на зрителя, на искусство. Кто-то куда-то не едет, кто-то что-то не сделает - теряет и искусство, и зритель. И все это накатывается, как снежный ком.

На подобные темы в России я ни с кем не общался.

Да и что об этом говорить? Моя задача сейчас - сделать качественный балет, показать всему миру, что в Украине есть серьезный творческий потенциал в этом направлении. Поверьте, хочется, чтобы мир идентифицировал мою родную Украину не только с теперешним состоянием войны, но и с искусством, в первую очередь.

***

Как признается Денис, идея проекта "Гэтсби" в Украине - решение не индивидуальное, а коллективное. Выбор темы и литературного источника - знаменитого романа 20-х гг. ХХ в. Френсиса Скотта Фицджеральда - подвел команду Дениса к мысли вовлечь в процесс самого успешного мелодиста Константина Меладзе. Автор хитов для "ВИА Гры", Пугачевой и Ротару (и, естественно, для своего родного брата) оперативно откликнулся на предложение, решив испытать себя в совершенно новом жанре. До этого у него были популярные мюзиклы, а вскоре - балет. С большой ответственностью - шаг за шагом - Меладзе выстраивал музыкальную партитуру. Кандидатура Дуайта Родена объяснима тоже. По мнению Матвиенко, стиль его хореографии более всего подходит сюжету Фицджеральда и атмосфере Америки первой половины ХХ в.

Поначалу проект "заваривался" на кухне, в семейных разговорах. Впоследствии столь серьезную акцию решили поддержать представители украинского бизнеса. И уже совсем скоро - финишная прямая, дворец "Украина".

***

- Денис, "Украина" вмещает около 4 тыс. зрителей. А вам нужно собрать около 8 тыс. на два вечера. Реально найти такое количество балетоманов в украинской столице на коммерческий проект?

- Уверен, что соберем почитателей балета. Ведь то, что мы собираемся представить в октябре, не имеет аналогов в мире. Будущий проект - совокупность разных жанров: балет, контемпорари, мюзикл. Собственно, в Киеве 5 млн жителей, много приезжих. Вы думаете, не найдется на два дня 7-8 тыс. истинных ценителей искусства, которым интересны Дуайт Роден, Константин Меладзе, Анастасия Матвиенко, талантливые солисты Национальной оперы Украины, Мариинского театра?

Фицджеральд написал свой роман еще в 1925-м, но история - на века, она универсальна и не имеет границ. Сюжет затрагивает человеческие отношения, чувства, эмоции. А наша хореография должна это особо подчеркнуть.

- Ваше отношение к знаменитому недавнему фильму База Лурмана "Великий Гэтсби" с участием Леонардо Ди Каприо?

- Я смотрел этот фильм. Мне очень понравилась игра Ди Каприо. Впрочем, весь актерский состав там подобран точно, потрясающе.

- Примеряясь к образу главного героя Фицджеральда - его пластической ипостаси - находите в нем что-то общее с самим собой?

- Джей Гэтсби - яркий, эмоциональный человек. Конечно, заманчиво воплотить такой образ на балетной сцене. Но что у нас может быть общего? Даже не знаю… Ведь Фицджеральд предполагал определенный прототип, когда писал свой роман.

И все-таки у нас есть общее! И у меня, и у Джея Гэтсби - не потеряна вера в самую несбыточную мечту. И он, и я верим в самое несбыточное.

***

Киевские репетиции "Великого Гэтсби" сейчас проходят практически ежедневно: с 11 утра до 6 вечера. Как говорит Денис: "Все свои недостатки во время работы пытаемся устранить. Ведь для этого есть зеркало в балетном классе - и мы видим себя со стороны". Конечно, хореографический стиль Дуайта Родена - это высокая ответственная планка для молодых артистов, которые приглашены в проект. Роден - это художник, фонтанирующий идеями, творческими находками, художественной энергией. Для мировой балетной сцены его имя - тренд, он создатель 80 балетов, сотрудничал с крупнейшими звездами шоу-бизнеса, такими как Принс, Ленни Кравиц. Газета The New York Times назвала Родена "самым востребованным хореографом современности". Дуайт снова появится в Киеве уже в сентябре и будет огранять "Великого Гэтсби" до самой премьеры.

***

- Денис, прошло немало времени с тех пор, как вы вынужденно ушли из Национальной оперы Украины. Ваш уход стал одним из главных скандалов в украинской культуре в прошлом году. Наблюдаете со стороны за тем, что в театре происходит сейчас? Может ли этот театр позиционировать себя как "успешный европейский"?

- Конечно, с грустью слежу за тем, как из театра постепенно уходят некоторые талантливые, хорошие люди. И, к сожалению, они уходят не в украинские театры. За последние годы мы потеряли так много ценных творческих людей, что даже сама тема для меня неприятна… Но вот за время моего пребывания у руля балетной труппы из театра не ушел ни один человек. Правда, двоих я сам тогда уволил - за пьянство. Мне казалось, что артистам в тот период было со мной интересно. И мне было неимоверно интересно с ними. Я пообещал им тяжелую, но увлекательную работу, появились престижные гастроли, участие в фестивалях. То, что случилось потом, уже не хочется ворошить. С грустью думаю о том, что время для многих молодых талантов в украинском балете пролетает даже быстрее, нежели они успевают об этом думать… Некоторые это чувствуют - и уходят из театра. Очевидно, понимают, что балетные премьеры, появляющиеся в последнее время в Национальной опере, никакого творческого роста не предполагают.

- Не так давно вы писали открытое письмо деятелям культуры с призывом помочь новому министру культуры Евгению Нищуку. Это был план преображения культурной жизни в Украине? В чем суть?

- Да, я написал письмо, где представил свое видение развития культуры в нашей стране. Реакция министра мне неизвестна. А суть моих идей в том, что культурную сферу Украины нужно последовательно, но жестко реформировать. Даже на примере Национальной оперы я увидел, что система работы - устаревшая, часто неправильная, нерезультативная. Это целый комплекс: начиная от отдельных людей и заканчивая репертуарной политикой.

- То есть вы хотите сказать, что в современном украинском балете - стагнация?

- Я хочу сказать, что в последнее время балетной сфере в нашей стране, к сожалению, не уделяли должного внимания. И еще хочу добавить, что у нас были, есть и будут необыкновенно талантливые артисты. Хотя есть проблема школы, педагогов. Опять же, многое упирается в средства. Есть инертность мышления, нежелание принять новые ритмы современной балетной жизни. Уже то, что я в свое время пригласил в Киев талантливого Эдварда Клюга, сделавшего современную постановку балета Radio and Juliet, - немало значит. Наши артисты тогда за несколько недель освоили ультрасовременную пластику и подали ее на сцене на высочайшем уровне. Он мне сказал: "Ваши ребята талантливы, они как пластилин, из которого можно лепить все, что угодно!".

- В настоящее время у вас нет какого-то чувства тревоги, ведь представляете Украину в мире и выступаете как солист на главной балетной сцене России… Никаких "намеков" не было с российской стороны?

- Знаете, я никогда не боялся потерять работу. И только по одной причине. Просто я непомерно много работаю, для того чтобы ее не потерять! Есть Украина, есть Россия, есть Америка - и слава Богу, если твои способности востребованы. Ведь балет - это единственное, что я умею… Балет, танец - это искусство гармонии, согласия. И только искусство гармонизирует мир, оставляя людям надежду даже в самое безнадежное время.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме