ТИХИЕ РАДОСТИ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ

Поделиться
Многие киевские профессионалы и меломаны восприняли выступление ансамбля «Солисты» Королевског...

Многие киевские профессионалы и меломаны восприняли выступление ансамбля «Солисты» Королевского оперного театра Великобритании «Ковент Гарден» в Национальной филармонии Украины как один из лучших концертов последнего десятилетия. Каждый из музыкантов лондонского ансамбля возглавляет в оркестре ту или иную группу инструментов, а также исполняет в опере или балете инструментальное соло (отсюда и название — «Солисты»). В зависимости от репертуара его состав колеблется от дуэта до камерного оркестра. В Украину «Солисты» прибыли в качестве секстета, т.е. шести музыкантов.

Слушая концерты ансамбля «Солисты» «Ковент Гардена», неожиданно всплыл в памяти поразительный факт, отмеченный Теодором Адорно. Как вспоминает философ, одна из книг, вышедшая сразу же после Второй мировой войны, называлась «Тихие радости струнного квартета». Для европейца, пережившего весь ужас войны, воплощением земного рая стали звуки человечной гуманной камерной музыки.

Событийность концертов ансамбля из Лондона в филармонических залах Киева, Одессы и Львова определилась не столько тем, что всемирно известный коллектив впервые посетил Украину (и всю Восточную Европу), сколько в самом феномене его искусства. Продемонстировав высочайший исполнительский уровень, «Солисты» открыли украинским слушателям новый пласт камерной культуры. Прежде всего абсолютно иной подход к камерному исполнительству, не ограниченному стилевыми, репертуарными или жанровыми рамками. Васко Василев (первая скрипка «Ковент Гардена», создатель и один из художественных руководителей «Солистов») называет это английским словом cross over, т.е. пересечение. «Ведь мы все любим разную музыку, — поясняет Васко. — Мы не можем слушать, скажем, только Шопена. Мы хотим слушать и поп-музыку, и джаз, и фольк, и т.д. Как мне кажется, ХХ век принес музыкальной культуре серьезный ущерб, разделив ее и на разные профессии, — на солистов и оркестрантов и на так называемые академические и неакадемические жанры, что оттолкнуло очень многих людей от музыки. Возможно, только единственный композитор, который смог над этим возвыситься, был Шостакович».

Фактически «Солисты» возвращают универсальные традиции камерного музицирования, к которому с одинаковой любовью относились и в королевских дворцах, и в аристократических салонах, и на уличных площадях, и в трактирах. О том же писал Адорно: «Именно камерная музыка была прибежищем того равновесия искусства и его восприятия, в чем общество в иных случаях вовсе отказывает искусству. Камерная же музыка восстанавливает это равновесие, эту гармонию».

«Солисты» также играют все и везде. Главным для них остается качество музыки и уровень исполнения. Ансамбль с большим успехом звучит в престижных залах мира и на сельских вечеринках, в королевских дворцах и под открытым небом, в храмах и школах, во время инаугураций и перед заключенными в тюрьмах. «Солисты» возвращают традиционный универсализм, то есть неразделенность музыкальных профессий: они исполняют, дирижируют, импровизируют, обучают, аранжируют, добавляя современные функции — создают саундтреки (у них есть своя звукозаписывающая студия), озвучивают фильмы, продюсируют собственную продукцию.

Программы, привезенные ансамблем в Украину, не укладываются в рамки представления о чинном камерном жанре. Их репертуар невероятно разнообразен: от барочной музыки до постмодерна, от сложнейшей простоты Шубертовского квинтета до джазовых, фольк- и поп-композиций. В Одессе мне довелось наблюдать недоумение публики от исполнения музыкантами на грани фола, танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. (Невольно порадовалась за ансамбль «Киевская Камерата», который также успешно играет Пьяццоллу). Исполнение «Солистов» происходило как своеобразный перформанс, в котором контрабасист отстукивал по корпусу своего инструмента, работы английского мастера Кеннеди 1845 года, темпераментный ритм, а виолончелист обращался со своим французским «Колин Мезан» 1880 года, как с вертушкой. Скрипки, соответственно, Амати 1705-го и Амарти 1741 г., также демонстрировали современную сонористическую палитру. Общение при этом музыкантов между собой и публикой — как с близкими друзьями, которым они даруют праздник. Как признались лондонские музыканты на пресс-конференции, их объединяет дружба и взаимопонимание, работа в одном оркестре, поэтому ансамбль будет существовать ровно столько, сколько сохранятся такие отношения. По их словам, они знают даже кто как дышит, поэтому сложности ансамблевой сыгранности для них не существуют.

Творческий полет «великолепной шестерки» происходит с мировыми грандами, среди которых Мстислав Ростропович, Пласидо Доминго, Мюрей Перайя. Они музицируют со своими друзьями Стингом, Мадонной, Элтоном Джоном. Для них не существует различий между академической, этнической, поп-музыкой: важно, чтобы она была яркой, а исполнение талантливым. Кстати, у того же Васко Василева есть своя поп-группа, в которой он играет на электрической скрипке. Каждая программа лондонских музыкантов — самостоятельный проект, который несет в себе определенную творческую идею. Васко поделился некоторыми из них. Например, исполнение с испанским гитаристом Пако Пеня программы под названием «Испанская симфония», где прозвучит одноименное произведение Э.Лало, а «Солисты» с танцорами и солирующим Пако Пеня будут импровизировать в стиле фламенко. Андрей Вийтович добавил, что украинская музыка также имеет свою уникальную этническую культуру. К примеру, заметил Андрей, невозможно записать мелодию «Гуцулки», в которой интонацию и ритм нельзя зафиксировать нотными знаками. Поэтому у каждого исполнителя — своя «Гуцулка». Подобное сочетание музыкального этноса с профессиональным искусством наблюдается и у наших «продвинутых» соотечественников. К примеру, композитор и исполнитель на бандуре Роман Гринькив также создал диск с культовым этноджазовым латиноамериканским музыкантом Ал Димеолой. В планах «Солистов» также еще один смелый проект — исполнение «Карнавала животных» К.Сен-Санса, в котором известный английский комик будет имитировать голоса ведущих политиков мира. (Такой себе политический памфлет — на основе классической музыки.) Безусловно, богатейший опыт музыкантов в области исполнения театральной, симфонической, камерной и сольной музыки ведет к поиску инновационных концертных и образовательных программ. Таким стало, к примеру, исполнение для детской аудитории «Солистами» с Питером Устиновым оперы С.Прокофьева «Петя и волк».

Как и каждый мировой музыкальный коллектив, оркестр «Ковент Гарден» — интернациональный, объединяющий лучших исполнителей мира. В частности, в составе музыкантов, приехавших в Украину, — пианистка из России Катя Апекишева, болгарин Васко Василев и наш бывший соотечественник — львовянин Андрей Вийтович, который ныне работает концертмейстером альтов «Ковент Гардена». (Кстати, по сведению Васко и Андрея, они таким образом избежали службы в армии, столь противопоказанной профессии музыканта.)

На мой слушательский взгляд, именно Васко и Андрей являются лидерами ансамбля. Особенно это ощущалось в дуэте Й.Гальворсена Пассакалии на темы Генделя для скрипки и альта. В английскую корректность, внимание к мельчайшим деталям и безупречный вкус они привносят особую теплоту звучания и повышенный эмоциональный тонус (то, что часто называют «славянской душой»). Именно они придали музыке английских композиторов ХІХ ст. Ф.Бриджа и Э.Элгара черты славянского романтизма. По воспоминанию Васко Василева, соло альта в «Тристане и Изольде», исполненное Андреем Вийтовичем, вызвало слезы на глазах у Бернарда Гайтинга — главного дирижера «Ковент Гардена».

В переполненных филармонических залах Киева, Одессы и Львова слушатель, затаив дыхание, внимал тончайшему пианиссимо и поражался мощи звучания симфонического оркестра, создаваемой шестью музыкантами. Первая скрипка и первый альт «Ковент Гардена» еще раз доказали, что традиции отечественной струнной школы продолжают находиться «впереди планеты всей». В настоящее время, считает Васко, у «Солистов» сложился хороший миксаж английской и западной культуры со славянскими традициями. Не случайно на пресс-конференции в Британском совете Украины виолончелист Тони Хофам признался, что с появлением Васко и Андрея оркестр «Ковент Гардена» стал еще выше. В 1975 году вышла книга под примечательным названием «Славяне и Запад». Сборник был издан к 70-летию выдающегося ученого И.Бэлзы, который рассматривал процесс взаимообогащения славянских и западных культур в динамике развития целостной европейской культуры.

Получая высокие гонорары за рубежом, «Солисты» приехали в Украину фактически бесплатно. На реализацию проекта понадобилось два года. Как признались сами музыканты, им было чрезвычайно интересно посмотреть на страну, которая имеет таких талантливых музыкантов и таких искренних людей, как их коллега Андрей Вийтович. Осуществлению гастролей содействовали спонсоры Великобритании и Украины. «Солисты» обратились к своему состоятельному лондонскому спонсору по имени Махеш Десаи, который посещает все их концерты. И он не только финансировал поездку, но и сам прилетел со своими любимцами. В Украине генеральным спонсором концертного тура выступила ТМ «Немирофф», продолжая высокие традиции отечественных меценатов.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме