СТАНЕТ ЛИ КИЕВ ОДНИМ ИЗ ЦЕНТРОВ ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

Поделиться
С тех пор, как гостеприимно распахнул свои двери концертный зал Дома органной и камерной музыки Украины, прошло не так уж много времени: немногим более 16 лет...

С тех пор, как гостеприимно распахнул свои двери концертный зал Дома органной и камерной музыки Украины, прошло не так уж много времени: немногим более 16 лет. Киевляне и гости столицы оценили по достоинству этот зал и полюбили его, он стал одной из достопримечательностей города, своеобразным центром искусства игры на «короле инструментов». К тому же, уникальный псевдоготический интерьер, хорошая акустика и высокое качество инструмента, созданного по специальному заказу известной чешской фирмой «Ригер-Клосс», в немалой степени привлекали и продолжают интересовать многих, в том числе и музыкантов.

Однако если раньше киевские слушатели имели возможность оценивать в основном искусство игры на органе украинских исполнителей и музыкантов из республик бывшего Союза, а зарубежных - весьма редко, то последние шесть лет ситуация резко изменилась к лучшему. В немалой степени благодаря международным фестивалям органной музыки, которые проводились ежегодно, в основном с конца сентября до конца октября. Нынешний, шестой по счету, Международный фестиваль органной музыки в определенной степени превзошел предыдущие и вышел на другой качественный уровень, сохранив и приумножив те традиции, которые сформировались за эти годы.

Следует отдать должное организатору и инициатору проведения этого фестиваля - администрации Дома органной и камерной музыки Украины. На этот раз, впрочем, как в прошлом, так и в позапрошлом годах, Министерство культуры и искусств отказалось финансировать данную творческую акцию. Согласитесь, в наше сложное время не так легко найти спонсоров и меценатов, не одержимых корыстными целями, но, к счастью, они нашлись.

Благодаря поддержке государственной администрации Зализнычного района Киева, посольства Королевства Нидерландов, посольства Австрии, «Американского дома» в Киеве и компаниям: McDonald's Ukraine, Royal Dutch Airlines, PTT Telecom BV, ЗМ Ukraine фестиваль удалось успешно провести. Как отмечали все музыканты, принимавшие в нем участие, качество организации и подготовки было на уровне международных правил и норм, что в конечном итоге помогло им максимально раскрыть свои творческие возможности.

В шестом фестивале приняли участие 14 органистов из девяти стран: Украина, Россия, Беларусь, Австрия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Польша и США. Все они в общей сложности дали 21 концерт, представив на суд слушателей разнообразные и содержательные программы, достаточно ярко отражающие индивидуальные особенности исполнительской манеры и характерные черты национальной школы игры на органе. Практически без перерыва (в рамках проведения фестиваля не было предусмотрено выходных дней), с 4 по 25 октября, киевские поклонники органной музыки получили редкую возможность услышать и сравнить уровни мастерства каждого участника фестиваля.

Общеизвестно, что в искусстве чрезвычайно сложно проводить параллели, да и критерии оценки подчас не могут дать общего представления. Пожалуй, только реакция слушателей и их численность могут служить индикатором степени одаренности и профессионализма, в особенности если речь идет об академической музыке. В этом очередной раз пришлось убедиться во время концертов Роберта Грудзеня из Польши, кстати, он открывал фестиваль, американской органистки Джун Кин, Тео Тенниссена из Нидерландов, Виланда Майнхольда из Германии, Бернхарда Гфререра из Австрии и Алистара Пау (Великобритания).

Почти все зарубежные музыканты впервые выступали в Киеве и в Украине. Им дали возможность выступить с двумя концертами. В то время как украинские музыканты, как гостеприимные хозяева, дали только по одному концерту. Украинскую школу игры на органе представляли четыре солиста киевского Дома органной и камерной музыки - Ирина Калиновская, Валерия Балаховская, Ольга Дмитренко и Владимир Кошуба, а также Наталия Высич из Ужгорода. Наши музыканты очередной раз доказали, что украинская школа органистов, невзирая на молодой возраст - всего 27 лет, не уступает ведущим европейским и американской школам.

Но все же надо признать, что концерты зарубежных музыкантов собирали большее число слушателей, независимо от капризов погоды и сравнительно низкой температуры в концертном зале, колебавшейся в пределах от +13 до +15 °С.

В шестом фестивале, превзошедшем предыдущие по количеству участников, по числу концертов и интенсивности графика, приняли участие лучшие представители национальных школ игры на органе.

Признаюсь откровенно, весьма сложно выделить кого-то из них, ведь каждый участник фестиваля был профессионалом высокого уровня, начиная от Роберта Грудзеня и до Сергея Черепанова из России, который закрывал этот музыкальный форум. Многих покорила блистательная игра Джун Кин, кстати, она возглавляет американскую гильдию органистов. Всеобщее восхищение вызывала техника и эмоциональность Тео Тенниссена и Бернхарда Гфререра, поистине праздником стали концерты Алистара Пау, который побил все рекорды по продолжительности программы (его выступления длились свыше двух часов без перерыва!). Достаточно яркими и содержательными оказались концерты Виланда Майнхольда, Константина Шарова (Беларусь), Вильберта Хуссельмана (Нидерланды), Сергея Черепанова и Роберта Грудзеня.

«В нашей стране органная музыка не пользуется такой популярностью, как у вас в Украине, а ваши слушатели удивительно доброжелательны и одновременно весьма требовательны. Я рад, что благодаря этому фестивалю смог впервые здесь побывать», - заметил после концерта Тео Тенниссен.

На вопрос, можно ли считать Киев одним из европейских центров органной музыки, Алистар Пау ответил: «Бесспорно и очевидно, что Киев им уже становится. Не только благодаря уровню ваших органистов, но и во многом благодаря организации этого фестиваля.

Я признателен всем, кто принимал участие в его проведении, включая и Владимира Кошубу, ведь он сделал немало для этого, причем по своей личной инициативе. Киев прекрасен в это время года, он покоряет с первого взгляда».

В заключение хотелось бы отметить, что не все концерты фестиваля собирали большое число слушателей. На мой взгляд, причина - в отсутствии широкой рекламы, кроме того, многих отпугивали цены, хотя в Доме органной музыки они намного ниже, чем в филармонии или в театрах.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме