СЕРГЕЙ ЛИФАРЬ И «ГРАНД-ОПЕРА»

Поделиться
С 12 по 20 октября в Киеве на сцене Национальной оперы Украины состоится II Международный конкурс артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря...

С 12 по 20 октября в Киеве на сцене Национальной оперы Украины состоится II Международный конкурс артистов балета и хореографов имени Сержа Лифаря. Имя мастера - легендарного танцовщика, балетмейстера и педагога, прославившего русский балетный театр и возродившего в XX веке балет Франции, - возвратилось на его родину, в Киев.

19 августа 1929 года в Венеции неожиданно скончался Сергей Павлович Дягилев - выдающийся театральный деятель, миссионер русского искусства за рубежом, создатель легендарной труппы «Русский балет». Среди самых близких людей, провожавших его в последний путь, был Сергей Лифарь.

Унаследовав после смерти своего наставника и друга его драгоценный архив - рукописи, афиши, эскизы декораций, письма и дневники, коллекции редких книг и картин, - Лифарь оказался перед сложным выбором. После кончины Дягилева созданный им уникальный коллектив остался без руководителя. Все ожидали, что, естественно, эту миссию возложит на себя Лифарь - творческий последователь и наследник великого реформатора. Однако двадцатичетырехлетний танцовщик понимал: руководство известным всему миру коллективом ему не по плечу. Дальнейшее продолжение деятельности «Русского балета» в том же виде, что и раньше, без участия Дягилева - «абсолютного диктатора в балетном искусстве первой четверти XX века» - не имело бы ни должного успеха, ни привычной значимости, так как деятельность эта основывалась и держалась в течение долгого времени исключительно на неординарной личности самого создателя и его необычайной популярности. «Я осознавал, - писал Лифарь, - что предыдущая эпоха истекала и продолжение деятельности «Русского балета» Сергея Дягилева было бы обманом: птица Феникс не возродилась бы из пепла еще раз...»

Лифарь принял решение, многим показавшееся тогда неожиданным и спорным: отказаться от художественного руководства дягилевской труппы. Однако это не означало отхода от идей своего учителя, напротив, Лифарь хотел, следуя его заветам, начать поиск нового, самостоятельного пути в искусстве. Поступок был смелый и вполне осознанный.

Несмотря на то что легендарная труппа распалась, этот сам по себе печальный факт, к счастью, не прервал процесса, который на протяжении двадцати лет активно влиял на развитие мирового балетного театра. Напротив, рассеявшись по всему миру, артисты бывшего «Русского балета» Дягилева стали инициаторами образования новых очагов хореографического искусства, каждый по-своему продолжая дело великого пропагандиста балетного искусства.

С появлением Сергея Лифаря в «Гранд-опера» начался период долгожданного возрождения французского балетного искусства. Национальный оперный театр (Theatre National de l'Opera) - основной оперно-балетный театр Франции. Своим появлением он обязан Королевской академии музыки и танца, основанной в Париже в 1671 году самим Людовиком XIV, обожавшим танцы и изящные искусства. С 1875 года театр был размещен в роскошном дворце, построенном известным французским архитектором Шарлем Гарнье. Название театра на протяжении XVIII-XIX вв. неоднократно менялось: Парижская или Национальная опера, Дворец Гарнье, «Гранд-опера»...

Балетная труппа театра и созданная при нем в 1713 году балетная школа с момента своего основания были самыми популярными и значимыми во Франции. Выступать на сцене «Гранд-опера» было всегда престижно и почетно. Здесь работали все знаменитости - как французские танцовщики и балетмейстеры, так и многочисленные иностранные гастролеры. Именно здесь, в театре «Гранд-опера», формировались направление, эстетика и репертуар французского балета, состоялись премьеры легендарных спектаклей, завоевавших мировую известность: «Сильфида», «Жизель», «Коппелия»... Именно здесь сложилась уникальная французская школа классического танца, получившая распространение во всех странах Европы, в том числе и в России. Пережив период расцвета в эпоху романтизма, балетное искусство Франции к концу XIX века пришло в упадок и возродилось только в двадцатых годах XX века под бесспорным влиянием «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже (с 1909 года), а также его труппы «Русский балет», регулярно выступавшей во Франции в 1911-1929 гг. Многие прославившиеся здесь выдающиеся танцовщики в дальнейшем были тесно связаны с французским балетным театром. Огромную роль в развитии современного французского балета сыграла творческая деятельность русских балетмейстеров, таких, как Михаил Фокин и Леонид Мясин, Бронислава Нижинская и Джордж Баланчин, Иван Хлюстин, Сергей Лифарь...

На протяжении многих десятилетий французский балет был маловыразительным дополнением к оперным спектаклям (вечера в театре, например, никогда не отдавали балету целиком!), а сама Парижская опера, по словам Ирэн Лидовой - известного французского критика и исследователя балетного театра, имела сомнительную репутацию несерьезного и «пропылившегося» заведения.

Надо отдать должное Жаку Руше, директору театра в 1910-1944 гг., который, стремясь преодолеть подобные традиции и поднять престиж отечественного балета, постоянно приглашал работать в «Гранд-опера» видных художников, танцовщиков и балетмейстеров из-за рубежа. Это были знаменитые Л.Бакст и М.Ларионов, М.Фокин и Л.Статс, К.Замбели и О.Спесивцева...

В начале сентября 1929 года Жак Руше предложил Лифарю поставить балет на музыку Людвига ван Бетховена. 30 декабря 1929 года, к 100-летию со дня смерти композитора, в стенах старинного Дворца Гарнье состоялась премьера балета «Творения Прометея» - блистательный дебют молодого балетмейстера на сцене «Гранд-опера». Лифарь-танцовщик, исполнитель главной партии, впервые был отмечен необычным для мужчины-исполнителя титулом - «этуаль» (т.е. «звезда»), которым до сих пор удостаивали исключительно балерин. Несравненная Ольга Спесивцева, Сюзанн Лорсиа, Серж Перетти были его партнерами... После спектакля, который прошел с необыкновенным триумфом, директор театра поздравил автора-исполнителя и многозначительно провозгласил: «Доверяю вам судьбу нашего национального балета!»

Творческая карьера Сергея Лифаря стремительно вышла на новый виток - он возглавил балетную труппу, на прославленной сцене возродил балет, вернув ему былую популярность и славу, а Парижу - статус «столицы танца». Киевлянин Сергей Лифарь, которого благодарные французы называли «Петипа из России», посвятил 30 лет своей жизни «Гранд-опера», выступая одновременно в четырех ипостасях - солиста, хореографа, руководителя и педагога парижской труппы.

1929-1944 гг. и 1947-1958 гг. - годы плодотворной деятельности Лифаря в парижской «Гранд-опера» - всецело были посвящены творчеству. Феноменальная работоспособность Мастера - одержимого, страстного, ищущего человека - позволила ему создать более 200 балетных постановок. Балеты «Икар» на музыкальные ритмы автора в инструментовке А.Онеггера, «Сюита в белом» Э.Лало, «Странствующий рыцарь» Ж.Ибера, «Миражи» А.Соге, «Федра» Ж.Орика очевидцы называли «шедеврами Лифаря»! Круг тем и проблем, затронутых творцом, по своему диапазону огромен, а форма и музыкальный материал, к которым он обращается, поражают свежестью и новизной. Он находился все время в поиске, не боялся ошибиться, умел быть новатором, смело шел на риск, ненавидел рутину и все вторичное, скучное, неперспективное... Впрочем, как и его учитель - «гениальный экспериментатор» Дягилев.

Став «идолом всего Парижа», - законодателем стиля, направления и вкусов в светской и артистической жизни Франции, - Сергей Лифарь был неутомим в своей многогранной деятельности во имя защиты, пропаганды и развития искусства хореографии. Превосходный актер и оратор, лектор и организатор бесчисленных вечеров, концертов и выставок, автор огромного количества научных, культурологических и исторических исследований, статей и многочисленных эссе на темы, касающиеся литературы, музыки, хореографии, Лифарь стремился пробудить во всех слоях общества интерес, понимание и уважение к древнейшему виду искусств - танцу, во всей широте и значимости этого емкого понятия.

«Его творчество грандиозно, - пишет И.Лидова. - Все его друзья, артисты балета, писатели, художники, музыканты хранят об этом влюбленном в искусство танца гиганте восхищенную память. Французский балет в своем развитии до сих пор черпает силы в его вдохновенном творчестве, в том неоценимом вкладе, который он внес в историю национальной школы танца».

Весьма показателен тот факт, что заслуги нашего выдающегося соотечественника были высоко и щедро отмечены французским правительством, а также мировой театральной общественностью. Впечатляющий перечень наград приведен в книге «Серж Лифарь. Мемуары Икара», изданной в Москве в 1995 году.

Сергей Михайлович Лифарь был награжден Золотой медалью города Парижа, стал обладателем приза Французской академии, премий «Оскара» и «Золотой туфли», он был избран членом Института Франции, основателем и директором Института хореографии при «Гранд-опера», ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО... В 1983 году С.Лифарь стал командором ордена «Почетного легиона», учрежденного во Франции Наполеоном Бонапартом, - престижной национальной французской награды за выдающиеся «гражданские и воинские заслуги в мирное и военное время».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме